c_280_250_16777215_00_images_stories_2011_novosti_25_05_11_IMG_699301.jpg

20 мая 2011 года Президент России Д.Медведев подписал Указ за № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации». Его цель определена уже в первом предложении документа: совершенствование правоприменения в Российской Федерации. Как оценивает данную задачу депутатский корпус, мы попросили прокомментировать председателя Комитета по правовой политике и местному самоуправлению В.Хабарова.

- Указ безусловно актуальный и очень нужный. Сегодня не только юристы, но и рядовые граждане понимают, что качественное законодательство является одним из важнейших условий эффективной деятельности республиканских органов государственной власти, органов местного самоуправления по обеспечению достойной жизни наших граждан. Можно, извините, принять массу законов, но только дело не в количестве, а в их качестве, то есть, как они, эти законы, работают на той или иной территории. Задача мониторинга - добиться, чтобы качество и действенность законодательства стали индикаторами развития региона наряду с показателями экономического роста и благосостояния граждан, проживающих на территории субъекта, В нашем случае республики.

- Виктор Иванович, а вы не могли бы коротко дать характеристику юридического понятия «мониторинг»рассказать. Люди часто слышат это слово, но многие не понимают его истинное значение. Правовой ликбез никому не помешает.
Правовед вам ответит примерно так: «Главным предназначением мониторинга является информационное обеспечение выработки решений в области государственной политики, направленной на государственно-правовое строительство, совершенствование государственно-правовой системы нашей республики, приведение ее в состояние адекватности задачам социально-экономического развития общества и интересам населения».
Ничего не поняли? Попробую объяснить доступным языком.
Мониторинг позволяет увидеть, есть ли в наличии у субъекта полный пакет законодательных актов. Все ли они соответствуют федеральному законодательству. Как эти законы реализуются на территории. Словом, результаты мониторинга дают возможность органам государственной власти сделать комплексный самоанализ собственной деятельности по реализации государственно-правовых полномочий. В сфере законотворчества комплексный анализ деятельности Парламента позволяет выработать критерии, необходимые для планирования своей работы не только на ближайшее время, но и на долгосрочную перспективу. В целом организация мониторинга позволяет оптимизировать деятельность всех субъектов права законодательной инициативы в Республике Алтай с позиций смысла, содержания и системной связи законодательных полномочий.

- Исходя из Указа Президента, теперь мониторинг законодательства становится делом обязательным для всех исполнительных и законодательных органов власти, а также ряда других субъектов, наделенных правом законодательной инициативы. Вас не пугает предполагаемый огромный объем работы при его подготовке?
Я понимаю, что внедрять что-то новое всегда непросто. Только для нашего законодательного органа поставленная Президентом задача уже не кажется очень сложной. И дело не в амбициях. Просто по предложению спикера парламента И.Белекова мы этим вопросом начали вплотную заниматься еще в четвертом созыве. А если быть точным - в 2007 году. 27 марта было проведено совещание по теме «О состоянии республиканского законодательства: пути его совершенствования». Этот доклад фактически и стал первым мониторингом республиканского законодательства. Учитывая, что системная работа по мониторингу республиканского законодательства проводилась впервые, для подготовки доклада был взят период с апреля 2006 года по 31 января 2007 года. Доклад отражал работу Парламента республики по основным направлениям деятельности. Деятельность иных участников законотворческого процесса докладом не отражалась. При этом в работе совещания приняли участие представители Правительства, Верховного и Арбитражного судов, прокуратуры Республики Алтай, Управления Министерства юстиции РФ по Республике Алтай, а также Горно-Алтайского государственного университета. Участники совещания предложили проводить подобное мероприятие ежегодно. К слову сказать, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, инициировал в 2002 году работу по созданию системы мониторинга законодательства и правоприменительной практики, ставя перед собой задачу повысить эффективность законотворческой деятельности Федерального Собрания Российской Федерации, а также компенсировать потребность гражданского общества в постоянной экспертизе решений власти и налаживании плодотворного социального партнерства между властью и обществом.
В декабре 2008 года с участием, первого заместителя Председателя Совета Федерации А.Торшина и Г.Бурбулиса в нашей республике успешно прошла презентация Доклада Совета Федерации Федерального Собрания РФ «О состоянии законодательства в Российской Федерации в 2007 году».
В 2008 году работа над мониторингом была продолжена с учетом опыта работы над предыдущим докладом и практики подготовки ежегодных докладов Совета Федерации Федерального Собрания РФ о состоянии законодательства Российской Федерации.

- Доклад с таким громким названием «Мониторинг законодательства Республики Алтай за 2008 год» явно строился по новому принципу?
- Да, он имел ряд серьезных отличий. В него были включены разделы, касающиеся правотворческой и правоприменительной деятельности Правительства Республики Алтай, а также прокуратуры и Управления Министерства юстиции РФ по Республике Алтай. Кроме законодательных актов в докладе были рассмотрены нормативные правовые акты, принятые во исполнение республиканских законов. Рассмотрены вопросы дальнейшего совершенствования республиканского законодательства, вопросы проведения контрольных мероприятий и предложения по совершенствованию федерального законодательства. Особенностью доклада было и то, что в него были включены все законы Республики Алтай, принятые в 2008 году, как основные так и о внесении изменений или признании законов утративших силу. И на совещании уже присутствовали помимо представителей правительства и республиканских ведомств представители муниципальных образований в Республике Алтай.
Проведение парламентом мониторинга республиканского законодательства не было урегулировано нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность Государственного Собрания-Эл Курултай. Поэтому при разработке закона «О порядке осуществления Государственным Собранием-Эл Курултай Республики Алтай контроля за соблюдением и исполнением законов Республики Алтай», принятого в 2009 году, проведение ежегодного мониторинга включено как одна из форм контроля парламента за соблюдением и исполнением законов Республики Алтай.

- Мониторинг выявил какие-то несоответствия в законодательном регулировании?
В конце 2008 и в 2009 году, а также начале 2010 года в сфере организации государственной власти Российской Федерации произошли существенные изменения. По инициативе Президента России был принят Федеральный закон «О противодействии коррупции», приняты нормы об отчетности руководителей субъектов Российской Федерации за деятельность высших исполнительных органов субъектов. Президент внес предложение об усилении роли так называемых «малых партий» в законодательной работе субъектов Российской Федерации. В 2009 году Парламент Республики Алтай принял закон «О противодействии коррупции в Республике Алтай», и началась планомерная работа по выявлению коррупциогенных факторов в республиканских нормативных правовых актах и проектах. Существенную помощь в этом оказывает прокуратура и Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республики Алтай.

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)