Виртуальная Республика Алтай

Поиск

Местное самоуправление: в ожидании перемен Печать E-mail
20.04.2017 17:06   Просмотров: 161

С 2013 года в нашей стране отмечается День местного самоуправления. Торжественные мероприятия проводятся 21 апреля, что обусловлено подписанием в этот день в 1785 году Екатериной II "Жалованной грамоты городам". Этот документ ознаменовал становление отечественных законодательных проектов об органах местного самоуправления. Председатель Комитета ГС-ЭК РА по местному самоуправлению и правопорядку Виктор Хабаров рассказывает,  как идет процесс совершенствования законодательства Республики Алтай в сфере местного самоуправления. - Совершенствование законодательства Республики Алтай за прошедший год шло как по линии его приведения в соответствие с федеральным законодательством, так и по использованию возможностей законодательного регулирования в пределах направлений, предоставленных регионам федеральным законодательством. 
- Виктор Иванович можно конкретизировать, о каких направлениях идет речь?
- В соответствии с федеральным законодательством Законом Республики Алтай от 30 октября 2014 года «О порядке формирования органов местного самоуправления в Республики Алтай» было установлено, что  главы муниципальных районов, городского округа и сельских поселений избираются представительными органами из своего состава. В связи с запросом группы депутатов Государственной Думы установлены новые принципы формирования органов местного самоуправления, а именно, избрания глав муниципальных образований и определения их места в системе органов местного самоуправления.

- Известно, что Конституционный Суд РФ установил, что субъекты Российской Федерации своими законами вправе устанавливать для городских округов и муниципальных районов единый способ избрания глав муниципальных образований. Это решение распространяется и на сельские поселения?
-  Для сельских поселений должно быть установлено как минимум два способа избрания главы поселения, при этом одним из способов в обязательном порядке должно быть избрание на муниципальных выборах. Сельские поселения должны самостоятельно в уставах определить, какие должности глава поселения будет занимать (совмещать должность председателя представительного органа либо совмещать должность главы местной администрации, либо совмещать одновременно должности председателя представительного органа и главы местной администрации).
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации Законом Республики Алтай было установлено, что помимо избрания главы сельского поселения из состава депутатов глава может быть избран на муниципальных выборах. Какой из указанных способов будет применяться при избрании главы сельского поселения, будет устанавливаться уставом сельского поселения.  Также было установлено, что сельские поселения в своих уставах должны определить место главы сельского поселения в системе органов местного самоуправления сельского поселения.
Отмечv, что на сегодняшний день более половины сельских поселений перешли на избрание глав всенародным голосованием на муниципальных выборах, несколько сельских поселений будут избирать своих глав в сентябре текущего года. А порядок избрания глав муниципальных районов и городского округа остался прежним, т.е. глава избирается из состава депутатов и возглавляет представительный орган местного самоуправления.

- Виктор Иванович, в прошлом году был принят республиканский закон «О сельских старостах в Республике Алтай», какие задачи стоят перед ними?
-В целях повышения доступности публичной власти для населения был принят данный закон. Что делает сельский староста?  Он  обеспечивает двухстороннюю связь между органами местного самоуправления поселения и жителями отдельных населенных пунктов поселения.
Законом  определены основы организации деятельности сельского старосты, его взаимодействия с органами местного самоуправления и государственными органами по наиболее значимым вопросам благоустройства соответствующей территории населенного пункта сельского поселения, жилищно-коммунального хозяйства на соответствующей территории населенного пункта сельского поселения, обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах соответствующей территории населенного пункта, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, профилактики терроризма и экстремизма. В настоящее время сельские старосты  имеются почти во всех селах и поселках Республики Алтай.

- В текущем году произошли существенные изменения в законодательстве Республики Алтай, касающиеся  муниципальных выборов. Чего они коснулись?
- В первую очередь избрания муниципальных депутатов по партийным спискам.         Смешанная система избрания депутатов, т.е. избрание как по одномандатным (многомандатным) округам, так и по спискам кандидатов от политических партий  будет применена в ближайших выборах - в городском округе и трех муниципальных районах. 
В Законе Республики Алтай от 5 мая 2011 года «О муниципальных выборах в Республике Алтай» был изменен порядок выдвижения списков кандидатов. Установлено,  что список кандидатов состоит из общей части и территориальных групп кандидатов, при этом территории этих групп совпадают с территориями одномандатных избирательных округов.

- Распределение депутатских мандатов в этом году будет проводиться по новой методике?
- Да , метод квот (метод Хейра) заменен методом делителей (методом Империали). В настоящее время указанный метод применяется на муниципальных выборах в 80 процентах субъектов Российской Федерации, кроме того, такой метод установлен для выборов депутатов Республики Алтай и уже применен в 2014 году для распределения депутатских мандатов по результатам выборов депутатов Республики Алтай 6 созыва. В отличие от метода квот, метод делителей обеспечивает наиболее справедливое пропорциональное представительства политических партий в зависимости от количества поданных за них голосов избирателей.

- Виктор Иванович,  какие изменения ожидаются в законодательстве, касающиеся совершенствования в сфере местного самоуправления?
- 15 апреля текущего года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции».  Федеральным законом предусмотрены новые нормы в сфере противодействия коррупции, касающиеся лиц, замещающих муниципальные должности (депутатов, глав муниципальных образований и руководителей контрольно-счетных органов).
Если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Проверка достоверности и полноты сведений о представленных доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской  Федерации.
При выявлении в результате проверки фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
К порядку применения указанных новелл федерального законодательства возникают некоторые вопросы, особенно в отношении депутатов представительных органов местного самоуправления. В  этой связи  Комитет Парламента по местному самоуправлению и правопорядку направил запрос в Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по безопасности и противодействию коррупции о разъяснении норм принятого Федерального закона.

(пресс-служба ГС-ЭК РА)