c_350_150_16777215_00_images_stories_2011_news_zdanie_gs.jpg27 марта состоялось совместное выездное заседание Комитета Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай по социальной защите и охране здоровья населения и Комитета ГС-ЭК РА по образованию, молодежной политике, спорту, культуре и общественным объединениям.

 В рамках парламентского мерориятия депутаты Алена Казанцева, Вячеслав Уханов, Сергей Коротенко, Евгений Танзыков, Наталья Екеева, Римма Софронова, Михаил Паклин, Виктор Суразаков, Константин Шлак, Министр образования, науки и молодежной политике Наталья Гусельникова, её заместитель Галина Салбашева, Уполномоченный по правам ребенка в Республике Алтай Татьяна Жарова, а также представители Общественной палаты Республики Алтай, посетили специальную (коррекционную) школу-интернат VIII-го вида в Горно-Алтайске. В народе это учреждение знают как «Вспомогательная школа».

Воспитать чувство ответственности

На сегодняшний день здесь проживают и обучаются 237 детей со всей республики. Здание школы-интернат относится к типовой постройке 1974 года, которое современным стандартам не соответствует. Коридоры узкие, чувствуется теснота. Депутатов немного озадачил тот факт, что в спальных комнатах детей отсутствуют тумбочки. Как объяснила директор школы М.В. Смышляева, - из-за несоответствия c_200_150_16777215_00_images_stories_2012_komitety_together_27.03.12_sm.jpgнормам СанПина. В некоторых комнатах проживают по 10 детей, в других - меньше. Оказывается, детей размещают  по классам. Отсутствуют игровые комнаты. Дети играют в бытовых комнатах. Но в тоже время, как отметила директор школы, за последние 3 года при поддержке Министерства образования, науки и молодежной политики РА был сделан капитальный ремонт, поставлены пластиковые окна, двери, сооружен центральный вход, полностью оборудован пищеблок. Отремонтировано отопление спального корпуса, намечается ремонт c_200_150_16777215_00_images_stories_2012_komitety_together_27.03.12_pedag.jpgфасадной части спального корпуса. Сама школа участвует в разных программах, что позволило оборудовать учебные кабинеты, швейную, столярную и слесарную мастерские.
Гордостью школы является земельный участок в с.Аскат Чемальского района площадью 39000 кв м., где в летний период её воспитанники отдыхают и зарабатывают деньги, трудясь на участке при лагере, а фонд занятости совместно со школой оплачивает их труд. Затем эти деньги они, к примеру, могут потратить с разрешения органов опеки на покупку тех же мобильных телефонов.
c_200_150_16777215_00_images_stories_2012_komitety_together_27.03.12_sm2.jpgВо время встречи с коллективом школы был затронут вопрос повышения заработной платы воспитателям, которая сегодня находится в пределах 10 тысяч рублей. У учителей в результате повышения фонда заработной платы на 20 % средняя заработная плата составляет 13 200 рублей. Одна воспитательница поведала гостям, как непросто ей заработать те же 10 тысяч, набирая по 40 часов нагрузки в неделю.
Уполномоченный по правам ребенка Татьяна Жарова акцентировала внимание присутствующих на то, что у воспитанников таких школ очень высоко потребительское отношение к жизни - "что им все должны". По ее мнению, про обязанности им также не надо забывать. Поэтому задача педагогов не упускать эту возможность. И начать следует с того, чтобы оформлялись не только стенды под названием  "Мои права" но и "Мои обязанности".

С целью гармоничного развития

Следующим объектом внимания делегации стала школа-интернат №1 имени Г.К. Жукова для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Надо отметить, что эта школа на порядок отличается от предыдущей, и не только по красивому виду, но и внутренней обстановке. Таких современных и красивых школ в нашей республике немного. Школа полностью укомплектована новой мебелью, имеется 7 интерактивных досок, 24 компьютера для учащихся (на 8 учащихся 1 компьютер), 14 комплектов лингафонного оборудования, 11 проекторов. Систематически обновляется спортивный инвентарь.
Директор школы С.В. Тундинова ознакомила депутатов с работой данного учреждения. Здесь обучается и воспитывается 229 детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей. В том числе 28 дошкольников, 75 - кадетов. Для дошкольников организован детский c_200_150_16777215_00_images_stories_2012_komitety_together_27.03.12_int1.jpgсад. Создана служба социально психологического и правового обеспечения. Примечательно, что школа может осуществлять временную передачу детей в семьи граждан (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней). Эта форма не является устройством ребенка в семью, а осуществляется в интересах детей в целях обеспечения их гармоничного развития. Также в рамках постинтернатного сопровождения создан отдел, целью которого является организация постинтернатной адаптации выпускников, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Как заметила С.В. Тундинова, условия здесь созданы хорошие, однако отмечается текучка кадров из-за того, что несколько педагогов ушли на пенсию, а молодых их коллеги не все выдерживают нагрузку.

Несмотря на отсутствие спортзала

Третьим учреждением, которое посетили депутаты, стала казенная специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат 1-2 вида, расположенная по улице Гончарная. Школа является единственным учебным учреждением Республики Алтай для обучения детей с c_200_150_16777215_00_images_stories_2012_komitety_together_27.03.12_dsad.jpgнарушением слуха. Здание приспособленное, до 1994 года здесь был детский сад. Везде чисто и уютно, доброжелательные учителя. Работают профессиональные специалисты — сурдологи,- как подчеркнули коллеги, - "белая кость" коллектива, от результата работы c_200_150_16777215_00_images_stories_2012_komitety_together_27.03.12_int2.jpgкоторых зависит формирование словесной речи. Но и здесь заработная плата оставляет желать лучшего, со всеми стимулирующими надбавками они получают в пределах 10 тысяч. В данной школе отсутствует специализированный спортзал, но в тоже время ее воспитанники достигают высоких спортивных результатов. После окончания школы слабо слышащие дети продолжают обучение в специализированных учебных c_200_150_16777215_00_images_stories_2012_komitety_together_27.03.12_sirot.jpgзаведениях г. Новосибирска, Бийска.
После посещения специализированных школ, делегация направилась посмотреть дома, построенных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расположенных по ул.Черноплодная. Дома были построены подрядной организацией "Алтайстроймост", но после первой же зимовки проживающие стали жаловаться на некачественную работу строителей: фундамент проседает, в стенах появилась плесень, печки были поставлены без водяного отопления, водопровод промерзает, выгребные ямы не герметичны.

Фракции скинутся деньгами?

После обеденного перерыва в Малом зале Государственного Собрания-Эл Курултай состоялось подведение итогов выездного мероприятия.
Директора школ коротко рассказали о своей деятельности и ответили на вопросы присутствующих. Директор школы-интернат VIII-го вида М.В. Смышляева отметила, что для детей с умственной отсталостью самым главным является трудовое обучение и спортивные занятия. c_200_150_16777215_00_images_stories_2012_komitety_together_27.03.12_zal1.jpgПользуясь случаем, она обратилась к общественности помочь школе со строительством детской спортивной площадки.
Заместитель министра Галина Салбашева уточнила, что при обсуждении данного вопроса надо учесть, что до 2003 года данное учреждение находилось под ведомством муниципалитета (г. Горно-Алтайска), хотя там проживали и обучались дети со всей республики. Поэтому было очень много проблем. В первую очередь, они были связаны с тепловым режимом. Туалетные комнаты, канализационные системы были просто в плачевном состоянии. С 2003 года школе придан государственный статус. На сегодняшний день позитивные сдвиги налицо. Выделяются деньги из республиканского и федерального бюджетов.
На вопрос Михаила Паклина: «Почему директор школы ничего не сказала о возможности повышения заработной платы своим сотрудникам?» М.В. Смышляева ответила, что работа в данном направлении ведется и что меньше 7 тысяч рублей в их коллективе никто не получает.
c_200_150_16777215_00_images_stories_2012_komitety_together_27.03.12_preds.jpgКонстантин Шлак высказал предложение о поддержке двух талантливых детей, выигравших конкурс. Для поездки в Санкт-Петербург нужно 70 тысяч на двух детей, и двух педагогов, которые должны их сопровождать. По мнению Константина Вильмаровича, эту сумму можно собрать от каждой фракции из партийных взносов. Этот вопрос он предложил обсудить на очередной сессии.
Директор школы-интерната № 1 С.В. Тундинова отметила, что перед педагогическим коллективом стоит основная задача не только в обучении, но и социализации, подготовки детей к жизни в обществе. В связи с этим в школе ведется работа по нескольким основным приоритетным направлениям, которые обеспечивают данную задачу. В тоже время, - как заметила Светлана Владимировна, - идет снижение уровня социализации воспитанников, которому способствует поздняя выявляемость трудных семей, также огромный негативный социальный опыт. Поэтому имеются факты самовольного ухода детей. Директор также отметила, что на сайте Министерства образования, науки и молодежной политики РА есть база данных о воспитанниках, через СМИ привлекаются потенциальные опекуны. В школе действует программа "Гостевая семья", согласно которой разрешается брать детей в семью во время каникул.
Директор специальной общеобразовательной школы-интернат для слабослышащих детей Л.А. Шадрина обратилась к депутатам за помощью в вопросе постройки, хотя бы «мини-спортзала».

Такие разные цены...

Второй вопрос, который рассматривался на выездном парламентском мероприятии, касался качества строительства домов для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. «Почему печки дымятся, почему без водяного отопления, почему замерзает вода и разваливается фундамент?» - задалась вопросом Алена Казанцева. Как заявил начальник городского УКСа В.И. Кукотин, подрядная c_200_150_16777215_00_images_stories_2012_komitety_together_27.03.12_zal2.jpgорганизация не до конца устранила недостатки. Администрация города обратилась в Арбитражный суд, в результате на 3 домах работы были выполнены, «Мы этот вопрос держим на контроле и без внимания не оставим» - заверил он, при этом пообещав, что все недоделки по ул. Черноплодной до 15 июля будут устранены.
На заседании присутствовали представители домов по улице Черноплодной. Молодой человек, проживающий здесь, пожаловался на протекающий потолок, который вместе со стеной промерзает, также есть присутствие нехватки реальных квадратных метров. Девушка пожаловалась, что у соседей отошла стена и просел фундамент.
В связи с этим, Евгений Танзыков задался вопросом: «Почему такая огромная разница в обеспечении денежными средствами сирот в муниципальных образованиях?». Для примера он привел ситуацию, когда в Майме жилье для сирот стоит 2,38 млн. рублей, а в Чойском и Улаганском районах в пределах 471 тыс. рублей. В Горно-Алтайске стоимость такого жилья составляет 1,023 млн. рублей.
c_200_150_16777215_00_images_stories_2012_komitety_together_27.03.12_pakl.jpgМихаил Паклин предложил депутатам разобраться с ситуацией в Майме отдельно. Председатель городского Совета депутатов Юрий Нечаев отметил, что жилье для сирот в .г. Горно-Алтайске обычно покупается на вторичном рынке, либо через застройщика. Деньги перечисляются на счет застройщика, либо на счет сироты.
Татьяна Жарова обратилась к депутатам, чтобы они в своих округах проконтролировали ситуацию с жилищными очередями для сирот. Также она предложила депутатам взять под особый контроль вопрос выявления и устранения недостатков в построенных домах для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

c_200_150_16777215_00_images_stories_2012_komitety_together_27.03.12_kaz.jpgПодводя итоги, Алена Казанцева подчеркнула, что состоявшаяся сегодня встреча – это всего лишь первый шаг, еще предстоит очень много работы. В рамках состоявшегося обсуждения вопросов повестки дня, депутаты двух парламентских комитетов рекомендовали Правительству Республики Алтай разработать и внести на рассмотрение Государственного Собрания-Эл Курултай проект закона о патронажном воспитании детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также обеспечить в полном объеме финансирование мероприятий, предусмотренных республиканской целевой программой и законами республики применительно к специализированным школам.

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)