Уважаемые делегаты, гости и приглашенные!
 

В этом зале сегодня собрались люди неравнодушные, активные во всех проявлениях человеческих эмоций и в первую очередь чувствующие свою личную ответственность за все происходящее вокруг, свою ответственность за будущее нашей земли, грядущих поколений.

Такой съезд депутатов всех уровней мы проводим впервые за всю историю. I съезд депутатов в 1923 году был все-таки съездом Ойротского областного Совета. Сегодня перед нами стоят те же самые задачи, как сделать жизнь людей лучше, но открыть новые возможности.

Именно в этом ключе, я думаю, и будет обсуждение всех проблем обозначенной темы.

Основной темой настоящего съезда является раскрытие проблем взаимоотношений органов власти и общества.

В последнее время возрос интерес к изучению взаимодействия власти и общества: исследуются требования со стороны граждан к властным структурам, выявляются оценка качества предоставляемых государственных услуг, степень открытости государственноc_200_150_16777215_00_images_stories_2012_meropriyatiya_pervyi_siezd_belekov.jpgго аппарата, его подконтрольность гражданскому обществу.

Парламентаризм необходимо рассматривать как систему построения властных отношений, предусматривающую наличие парламента как представительного органа, наделенного законодательными и контрольными полномочиями, и основанную на принципе разделения государственной власти на исполнительную, законодательную и судебную, каждая из которых является независимой и самостоятельной в осуществлении своих конституционных полномочий.

Ростки алтайского парламентаризма были заложены на политическом поле еще в начале XX века. Мы обращаемся к истории для того, чтобы глубже понять истоки современного этапа развития общества. Нет, и не может быть какой-то одной модели демократического устройства государства. По заключению В.А.Тишкова, члена–корреспондента РАН, известного ученого «...деление Российской Федерации–данность не только историческая, которую мы унаследовали от Советского Союза, но и данность нашей Конституции, которая устанавливает федерализм с элементами этнической ассиметрии», и заявление М.Прохорова об унификации административно-территориального устройства России не просто провокационно  и политически спекулятивно, оно очень опасно по целому ряду других признаков.

Понимание роли и места органов народного представительства в политической системе невозможно без всестороннего осмысления истории законодательных образований.

Съезд представителей инородческих волостей Алтая открылся 1 июля 1917 году в г.Бийске. Этот съезд явился прообразом современного евразийского сотрудничества.
Присутствовали на нем делегации от хакасов, урянхайцев, бурят, евреев, киргизов, этнических немцев, татар-мусульман, украинцев, якутов.

И, конечно же, делегация от алтайцев, которая  на съезде вошла в национальную фракцию в следующем составе: Г.И.Гуркин, председатель Алтайской Горной Думы; Г.М.Токмашев, представитель Алтайской Горной Думы; В.Т.Тибер-Петров, член экономического совета Сибирского областного съезда; С.С.Борисов, делегат Алтайской Губернской Земской управы.

Совет депутатов Горно-Алтайской автономной области сыграл исключительную роль в развитии Горного Алтая с 1923 по 1991 год. Это было трудное время революционных изменений в сознании, культуре, экономических преобразований. Время коллективизации, военное время, послевоенный восстановительный период. Депутаты всегда были самой активной частью общества. Мы всегда были представлены в высших органах государственной власти СССР и РСФСР. У всех в памяти имена Шабучи Сарановича  Ялатова,  Анны Макаровны Кандараковой,  Софьи Николаевны Шабураковой, Чета Кыдрашевича Кыдрашева, Михаила Васильевича Карамаева.

С конца 1980-х годов в русле курса на перестройку и гласность, началась демократизация советской политической системы. В этом процессе важная роль отводилась повышению роли представительных и законодательных органов в политической системе страны. В ходе реформы установилась двухуровневая представительная система, состоящая из Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. При этом, вместо Верховного Совета высшим органом государственной власти стал Съезд народных депутатов СССР.

От Горного Алтая в него были избраны Александр Васильевич Илаков, Дмитрий Ефимович Плетенецкий, Валентина Кузуковна Ерелина, а в Верховный Совет РСФСР Валерий Иванович Чаптынов, Владимир Иванович Петров и Юрий Альфредович Лебедев.
Выборы народных депутатов Верховного Совета Республики Горный Алтай первого созыва состоялись 22 декабря 1991 года. Было избрано из 75 63 народных депутата Республики Горный Алтай.

Уважаемые коллеги!

С этой даты, с 22 декабря 1991 года, открылась новая веха в истории парламентаризма нашей республики, начался качественно новый этап становления демократических институтов власти на алтайской земле.

Депутатам Верховного Совета Республики Горный Алтай и депутатам Республики Алтай первого созыва первыми пришлось осваивать сложную науку законотворчества.
Избранный и сформированный в соответствии с Конституцией РСФСР Верховный Совет, а затем и Государственное Собрание-Эл Курултай Республики Алтай внесли свой вклад в процесс государственного строительства, развития федеративных отношений, в обеспечение гарантий, защиту прав и свобод граждан.

Принятие Конституции Республики Алтай определило государственно правовой статус республики, ее административно-территориальное деление, формы участия граждан в деятельности республиканских органов государственной власти и органов местного самоуправления. И главное, она явилась фундаментом конституционных основ статуса Республики Алтай, как полноправного субъекта Российской Федерации. Сегодня мы выражаем слова исторической благодарности депутатам первого созыва нашего Парламента многие из которых сегодня присутствуют в этом зале.

Каждый новый состав республиканского Парламента–это, своего рода, новый этап развития правотворчества, и с каждым таким этапом растет профессионализм депутатов, расширяется правовое поле Республики Алтай.

Депутатам Республики Алтай 2 и 3 созывов пришлось работать в не менее сложных социально-экономических условиях: законодательно обеспечивать совместно с исполнительной властью выплаты зарплат, детских и иных пособий, гарантии льгот и т.д., максимально соблюдая принципы справедливости, выбирая приоритеты, реагируя на митинги и протесты. Именно тогда закладывались законодательные основы социальной политики республики.

В связи с непростой экономической ситуацией, в работе Парламента и Правительства приоритетными стали вопросы финансовой и бюджетной политики. Так, требовали внимания вопросы усовершенствования межбюджетных отношений, укрепления и развития налогооблагаемой базы.

Депутатами Республики Алтай третьего созыва были заложены правовые основы реформы местного самоуправления, предусмотренные Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», что позволило создать в Республике Алтай дееспособную и ответственную местную власть, опирающуюся на самоорганизацию населения, способную самостоятельно решать вопросы местного значения–вопросы организации жизнедеятельности на конкретной территории. Органами государственной власти республики разработаны и приняты необходимые нормативные правовые акты, на основе которых в октябре 2005 года прошли выборы глав сельских поселений и депутатов представительных органов местного самоуправления Республики Алтай.

В 103 муниципальных образованиях республики было избрано 1 070 депутатов городского, районных и сельских представительных органов. В следующем, 2013 году, мы будем проводить очередные выборы в представительные органы наших муниципалитетов, которые будут проходить в условиях изменившегося законодательства, для реального участия представителей политических партий в органах местной власти.

12 марта 2006 года состоялись выборы депутатов Республики Алтай четвертого созыва, ознаменовавшие качественно новый этап в истории республиканского парламента. Выборы депутатов прошли в соответствии с новым законодательством, по которому 20 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, образуемым в соответствии с федеральными законами и законом Республики Алтай, а 21–по общереспубликанскому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями. А весной этого года, кстати, данный смешанный принцип формирования представительного органа начал действовать, уже на уровне местного самоуправления,–состоялись выборы Горно-Алтайского городского Совета депутатов.

Депутаты четвертого и пятого созыва во взаимодействии с Правительством Республики Алтай в сложных кризисных условиях в целях минимизации его негативных последствий стремились не только обеспечивать правовое продолжение курса экономического развития, но и ее переход на инновационный путь, с целью конкурентоспособности и решения ключевой социальной задачи-улучшения качества жизни населения.

Безусловные приоритеты в деятельности Парламента подтверждены принятием целого ряда законов в социальной сфере, здравоохранении, образовании, науке, культуре, молодежной политике.
И в это же время произошло приведение республиканского законодательства в соответствии с Федеральным.

Мы продолжали активно развивать межпарламентские связи с соседними регионами Сибири и Дальнего Востока, особенно с Алтайским краем. Развивали контакты с Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

И, самое главное, наконец закончилось противостояние между Парламентом и Правительством, которое на протяжении почти десятка лет превращалось в антагонистическое, что не приносило никакого позитива в общественно-политическую, экономическую ситуацию в республике. Для дальнейшего развития парламентаризма принципиальным является внимание и поддержка со стороны Главы РА, Председателя Правительства А.В.Бердникова.

Государственное Собрание-Эл Курултай Республики Алтай и Правительство Республики Алтай в это время оказывают серьёзную законодательную поддержку промышленным предприятиям, крупным инфраструктурным проектам (ГЛК «Манжерок», туристско-рекреационной особой экономической зоне «Алтайская Долина», Горно-Алтайскому аэропорту, реконструкции Чуйского тракта), малому бизнесу. Системно поддерживаются и сельхозпроизводители. Число безработных за последние годы сократилось почти в 2 раза. И сегодня уровень безработицы составляет 2,9% к экономически активному населению.

Концептуальная основа парламентской работы тесно связана с теми мировоззренческими принципами, которые заложены в Конституции Республики Алтай. В соответствии со ст.101 Государственное Собрание-Эл Курултай (Парламент) Республики Алтай является не только законодательным, но и представительным органом власти, посредством которого граждане участвуют в делах республики.

За более чем двадцатилетний период осуществления деятельности Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай проведено 94 сессии. На них рассмотрено 2 220 вопросов, принято 4 684 документа. В этот период Парламентом принято 1 022 закона и 3 231 постановление.

В то же время нельзя деятельность Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай сужать до осуществления законодательной  и представительской функций. Помимо них следует выделять контрольную и информационную функции, функцию просвещения.
Ежегодно Парламентом рассматриваются и утверждаются проекты законов о республиканском бюджете и об его исполнении, представляемые Правительством Республики Алтай. Тем самым, Государственное Собрание-Эл Курултай Республики Алтай осуществляет парламентский контроль над бюджетно-финансовой политикой исполнительного органа государственной власти, что является одной из фундаментальных основ парламентаризма.

О значимости роли Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай убедительно свидетельствует и то, что в республике возникла,  установилась и законодательно закреплена постоянная практика ежегодных выступлений Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай перед депутатами с отчетом об итогах и перспективах работы Правительства Республики Алтай. Также ежегодно информацию о деятельности Верховного и Арбитражного судов Республики Алтай, Прокуратуры Республики Алтай предоставляют руководители этих органов. Министр внутренних дел и председатель контрольно-счетной палаты отчитываются перед депутатами.

Депутаты Республики Алтай ежегодно проводят Уроки Конституции в общеобразовательных школах.
На данный момент сформировался комплекс условий, которые предполагают повышение роли парламента и представительных органов муниципальных образований не только в деле обеспечения контроля над исполнением соответствующего бюджета, но и над эффективностью реализации стратегических решений социально-экономического характера.
Во-первых, это обусловлено самой логикой дальнейшего развития государственности, расширения роли институтов гражданского общества.

Во-вторых, окончательный переход в 2014 году к программному бюджету меняет саму логику формирования и реализации бюджетных назначений, а также последующего контроля над их исполнением. Основным инструментом контроля становится аудит эффективности, который предполагает не только анализ достижения запланированных результатов, но и разработку рекомендаций по устранению системных причин, которые препятствуют их достижению.

Такой подход увеличивает роль представительного органа, так как предусматривает, прежде всего, качественную, а не количественную оценку реализации государственных и муниципальных проектов и программ. При этом, очень важен фактор публичности и прозрачности, когда к обсуждению отчета о реализации программ привлекаются широкие круги общественности.

Наши самые «кричащие» проблемы повседневной жизни–это благоустройство населенных пунктов, строительство дорог и дошкольных детских учреждений, и многое-многое другое требуют колоссальных финансовых затрат. Мы все осознаем и понимаем, что в финансовом подкреплении закона о местном самоуправлении непочатый  край проблем. Но сегодня, особенно в условиях глобального финансово-экономического кризиса, нам следует, наверное, больше думать о возможностях местного самоуправления для решения собственной налоговой базы и местной инициативы. Мы не всегда, в полной мере, это используем, оставаясь в плену социалистической модели иждивенчества.

Важно, что на региональном уровне между законодательным и исполнительным органом сложилось деловое партнерство. Это взаимодействие отнюдь не исключает разногласий по тем или иным вопросам, но, в целом, Государственное Собрание-Эл Курултай Республики Алтай и Правительство Республики Алтай стремятся к согласованным решениям насущных проблем. В этом, воплощение в жизни нашей республики диалектического закона единства и борьбы противоположностей. Воплощение идеи солидарности власти.

Аналогичные явления характерны и для работы представительных органов местного самоуправления. Депутаты городского, районного и сельских представительных органов муниципальных образований республики принимают решения, которые оказывают большое влияние на распределение и использование местных бюджетных финансовых ресурсов, реализацию программ экономического и социального развития муниципалитетов, реализацию работ по обеспечению функционирования жилищно-коммунального хозяйства и благоустройству территорий, решения земельных вопросов. Осуществляя свои полномочия, постоянно взаимодействуя с главами местных администраций и работая в непосредственном контакте с местными жителями, депутаты представительных органов местного самоуправления, по существу, действуют в русле парламентаризма во имя общего блага наших сограждан.

Депутат муниципалитета, поселения, республики–обычный человек, только, наверное, с повышенным, обостренным чувством ответственности.  «Общественник», как раньше говорили. Ведь его основные инструменты–это активность и инициативность.Он  понимает, что свое избрание  в представительный орган должен оправдать делом. Ведь народ всегда требовательнее относится и строже спрашивает с тех, кого он больше всего одарил вниманием и доверием. И как же важно не обмануть этих ожиданий и надежд избирателей -  знакомых, родственников, земляков!

Одно из важнейших направлений  деятельности депутатов, будь то депутаты республики, района, поселений  по праву считается выполнение  наказов избирателей. "Это факт неоспоримый и пересмотру неподлежащий", -считают и не без основания народные избранники. Формирование наказов происходит  сразу после проведения выборов в районный Совет, сельское поселение, ГС -ЭК РА.

Так, депутаты Чемальского райсовета взяли за правило участвовать в сельских сходах. Данная форма работы действительно заслуживает высокой оценки, поскольку именно на таких встречах депутаты имеют возможность ближе познакомиться с проблемами сельчан, сообща вычленить наиболее важные. Здесь идет прямое общение между избирателями и представителями разных ветвей власти—исполнительной и законодательной, поскольку в сходах принимают самое активное  участие сотрудники администрации района. Т.е., разговор уже идет по существу, и ответы избиратели получают напрямую, а не через посредников.

Практически все депутаты райсоветов и поселений–жители  муниципальных образований. Это, безусловно, большой плюс и для них самих, и для избирателей. Куда идет со своими житейскими вопросами сельчанин, будь-то радостное событие или затруднительная ситуация,—ну, конечно же, к депутату. И не просто депутату, а, прежде всего,  к человеку знающему законодательство, особенно основы организации местного самоуправления. Такому, как Анатолий Александрович Бородин и Светлана Бобыевна Майманова из Усть-Коксинского района; Асканакова Анна Кирилловна и Аюбаев Эдуард Маратович из Улаганского района, Беспалова Галина Васильевна и Полина Васильевна Чинарова из Шебалинского района и др. Козлов Сергей Александрович и Кульбеда Татьяна Владимировна из Майминского района; Анатова Маина Александровна и Кергилов Сергей Владимирович из Онгудайского района. И этот список можно продолжить.

И не безрезультатно идут. Благодаря депутатской помощи, умению народного избранника грамотно работать с представителями исполнительной власти сегодня в селе Паспарта работает проводная телефонная связь. Заработала программа «Чистая вода» в Усть-Коксинском районе и сбылась многолетняя мечта  жителей районной глубинки—Верх-Уймона, Кайтанака и др. сел—к ним в дома пришла вода. Этого добились и депутаты с.Иня Онгудайского района. По инициативе, депутатов придан огласке и решается вопрос по вывозу ртуть содержащихся отходов в п.Акташ.
 
Депутаты Майминского райсовета уже на протяжении ряда лет принимают решение по компенсированию оплаты коммунальных услуг из районного бюджета ветеранам, вырастившим много детей. Поддержку народных избранников в с.Майма чувствуют и одинокие матери. Им сегодня бюджет перекрывает 86% расходов на содержание их жилья.

Депутаты Онгудайского райсовета выступили с  акцией «Сохраним свой Алтай» и своими силами не только очистили перевал Чике–Таман от бытового мусора, но и убрали со скал автографы, разного рода надписи горе-художников, которые уродовали нашу природу. По инициативе депутатов Онгудайского райсовета в с.с.Онгудай и Кулада были построены два специализированных борцовских зала на средства района. И теперь молодые люди имеют возможность заниматься спортом в комфортных условиях под руководством профессиональных тренеров-наставников.

Мы живем в динамичное время. И многие устоявшиеся годами правила подверглись жесткому пересмотру. Вопрос сохранения представительной власти  на селе под сомнение не ставится. Следует заметить, что с началом действия ФЗ от 06.10.2003г. №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления», наоборот, ее функции расширяются. И это вполне закономерно. Ведь если случилась беда у сельчанина, то к ее решению кто подключается? Ну, конечно же, глава поселения, специалисты районной администрации и... депутаты. На селе нет разделения на депутатские вопросы и вопросы исполнительной власти. Абсолютно по всем–благоустройство, жилищно-коммунальное хозяйство, обеспечение, не чистится дорога, нет освещения, холодно в квартире–всё это  и  заботы депутатов.

Согласитесь, практически все вопросы, которые приходится решать депутату, так или иначе носят сугубо социальный характер. И это легко объяснимо-ведь депутаты работают напрямую с людьми. Да иначе и быть не может, поскольку  депутат живет по соседству и люди знают, что к нему можно обратиться за помощью в любое время дня и ночи. Именно на селе беспрекословно работает негласный закон–если человек пришел, нужно его выслушать и постараться помочь. Как юридически грамотно оформить те или иные документы, разобраться   в изменяющемся законодательстве. И здесь депутаты–первые помощники.

В этом контексте актуальным, на мой взгляд, является формирование четкой системы, обеспечивающей постоянное усовершенствование, повышение квалификации депутатов, организация их учебы и профессионального общения. Полагаю, аппарат Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай должен стать методическим центром и принять исчерпывающие меры в этом важном направлении депутатской жизни.

Сегодня идет активный поиск форм взаимодействия с депутатами сельских советов, райсоветов. В Государственном Собрании создан и действует Совет представительных органов РА, в районах совместно с депутатами РА, райсоветов, поселений   проводятся Дни депутата, проводимые Парламентом Республики Алтай.

Уверен, что такая форма общения с избирателями, непривязанная к очередной выборной компании, весьма эффективна. На Днях депутата присутствуют депутаты 3-х, даже 4-х уровней: сельских поселений, районных Советов, республиканского парламента, Федерального Собрания. У каждого есть своя мера полномочий и ответственности. Я имею в виду, что чистота улиц и берегов вполне может быть наведена усилиями сельского звена, вот ремонт дороги, водопровод, электро обеспечение уже задача районных, республиканских и федеральных депутатов. В целом, такие сходы имеют огромное значение во многих аспектах (разъяснительное, разрешительное…), примером эффективности могут служить результаты проведенных Дней депутата в Усть-Коксинском, Усть-Канском, Шебалинском, Майминском районах и г.Горно-Алтайске.

Говоря о деятельности  депутатов райсоветов, поселений, я уже говорил, что большинство работающих в депутатских корпусах поселений и райсоветов депутатов - общественники. Но это не мешает им  быть людьми государственными и принимать массу грамотных, а главное,  очень нужных нормативно правовых документов. Их число за каждый созыв переваливает порой за 500. И это не только такой важный документ, без которого невозможно деятельность ни одного муниципального образования республики, как бюджет на следующий год. Именно депутаты взяли за правило  обсуждать развитие всех отраслей народного хозяйства в районах.

Среди наиболее значимых решений могу назвать следующие: «О комплексной программе социально-экономического развития районов», «Об утверждении генеральных планов сельских поселений», «О мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», «Об утверждении порядка бесплатного предоставления земельных участков, находящийся в муниципальной собственности районов». «О правотворческой деятельности Совета народных депутатов», «О мерах по упорядочению расчетов населения за коммунальные услуги» и многие другие.

У депутатов пока нет разработанных  критериев оценки их деятельности по пятибалльной, десяти бальной  системе. Но большинство депутатов с обязанностями справляются успешно. Благодаря их профессионализму и ответственности к порученному делу, в наших селах наблюдается социальная стабильность и динамичное движение  вперед. В корне меняется и подход к работе. Когда идет обсуждение законодательных инициатив, законодательных документов все спорные вопросы снимаются на заседаниях комиссий. И уже на сессию депутаты выходят  с взвешенным мудрым решением, приняв твердую позицию.

Добиться положительной динамики развития  в районах  республики  удается еще и потому, что во главе районных советов находятся уважаемые люди, которые  умеют сплотить вокруг себя людей,  поставить конкретные задачи, т.е. превратить своих недругов в друзей и создать  команду единомышленников, нацеленную на высокий практический результат.

Уважаемые народные избранники!

Избиратели высоко ценят тех депутатов, которые умеют сдержать свое слово, не допускают разлада между словами и делами, между обещанием и выполнением.

За последние годы депутатский корпус Республики Алтай стал серьезным фактором стабилизации общества. Проделана большая законотворческая работа по созданию правовых основ современной экономики и политической системы. Сегодня, развивая опыт парламентаризма в Республике Алтай, проводится последовательный курс на формирование устойчивой многопартийной системы, на обеспечение социальных направлений, гарантий и защиты прав граждан республики, на развитие институтов гражданского общества.

Нам необходимо добиться того, чтобы в нашем Парламенте, вели диалог все институты гражданского общества и власти как равные субъекты, а для этого нам нужна здоровая политическая конкуренция, что, по словам В.В.Путина есть: «нерв демократии, ее движущая сила». А «наше гражданское общество стало несравненно более зрелым, активным и ответственным. Нам надо обновить механизмы нашей демократии». Наше гражданское общество укрепилось и стало более влиятельным, существенно возросла социальная активность общественных организаций. Право людей выражать свое мнение всеми законными способами гарантировано, но попытки манипулировать гражданами, вводить их в заблуждение, разжигать в обществе социальную рознь сегодня иногда используется, но они абсолютно неприемлемы.

А мы, к сожалению, сегодня вынуждены констатировать, что такие прецеденты еще иногда имеют место. И вот здесь должна проявляться мудрость депутата, всегда помнить, что на нашей земле никогда не было межэтнических конфликтов, что сегодняшнее проявление их это издержки демократии, которые увы, неизбежны в любом обществе.
Развитие парламентаризма должно способствовать повышению эффективности работы всех органов государственной и муниципальной власти во имя процветания Республики Алтай. В этом мы видим главную цель своей деятельности. Именно для решения названных проблем, а также для принятия выверенных решений на уровне органов государственной власти и местного самоуправления в Республике Алтай проводится сегодня первый Съезд депутатов всех уровней.

Уважаемые делегаты съезда!

Понятно, что я не смог в своем выступлении  подробно осветить все аспекты и проблемы многогранной деятельности депутатов, некоторые из них изложены лишь схематично. Я также намеренно ушел от обязательного в недавние времена: «вместе с тем…» обозначая наши проблемы, недостатки и недоработки, потому что у вас была возможность встретиться вчера в исполнительных органах Республики Алтай. Сегодня есть возможность выступить на пленарном заседании, а также на заседаниях секций, внести свои предложения.

Принятая нами Резолюция должна стать безусловным ориентиром и  руководством к действию на ближайшую перспективу.

Благодарю за внимание!