c_390_250_16777215_00_images_stories_2019_zastavki_denresp.jpgВ условиях происходящей смены общественного строя и экономической основы, разрушения единой экономической базы народы Горного Алтая поддержали принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР, подписание Федеративного договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органов власти суверенных субъектов в составе страны, надеясь на позитивные перемены в социально-экономической, культурной, политической жизни в нашем регионе.

Оценивая общеполитическую обстановку в СССР как наиболее благоприятную для усиления влияния местных структур власти на собственные проблемы, руководство обкома КПСС Горно-Алтайской области в конце 1980-х годов встало на путь решения вопроса о самостоятельности Горного Алтая. Тем более, что Президиум Верховного Совета РСФСР своим постановлением поручил исполкомам автономных областей представить в срок до 15 марта 1989 года предложения об укреплении статуса автономий. Горно-Алтайский облисполком 13 марта 1989 года вынес решение - просить центральные органы РСФСР о принятии решения о выделении автономной области из состава Алтайского края и перевести ее в непосредственное подчинение органам государственной власти РСФСР. Тогда же, в марте 1989 г. в письме на имя Президиума Верховного Совета РСФСР официально был поставлен вопрос о внесении изменений в статью 2 Конституции СССР и статью 82 Конституции РСФСР об исключении записи о том, что автономная область входит в состав края.

Вопрос о необходимости выхода автономной области из состава края ставился открыто. Оп обсуждался в СМИ, был поддержан руководителями области, которые обратились с письмом к первым секретарям обкомов КПСС автономных областей (Адыгейской, Карачаево-Черкесской, Еврейской, Хакасской) по вопросу о самоопределении автономий. Статья - меморандум о самоопределении была направлена Председателю палаты Совета национальностей Верховного Совета Р.Н. Нишанову, народному депутату от Горно-Алтайской автономной области, члену Верховного Совета СССР В.К. Ерелиной, Председателю комиссии Совета Национальностей Верховного Совета СССР по национальной политике и межнациональным отношениям Т.С. Таразевич, Председателю комитета по вопросам законодательства, законности и правопорядка Верховного Совета СССР С.С. Алексееву.

c_390_250_16777215_00_images_stories_2020_deputaty_nek.jpgНаиболее развернуто, грамотно и политически обоснованно идею самостоятельности Горного Алтая как полноправного субъекта федерации сформулировал С.С. Тюхтенев (в то время - редактор областной газеты «Алтайдын Чолмоны») в своей статье «Где наши «губернские» права?». Необходимо отметить, что руководители края не предпринимали каких-либо активных действий в адрес областного руководства. Не было встреч и обсуждений проблемы будущего Горного Алтая между партийными лидерами Барнаула и Горно-Алтайска. Видимо, волна демократизации общества и идея построения социализма с человеческим лицом на всей территории нашей страны способствовали смягчению напряженности между краем и автономной областью.

Одиннадцатая сессия областного Совета народных депутатов 22 сентября 1989 г. приняла решение о повышении правового статуса автономной области. Основными докладчиками на этой сессии были Д.И. Табаев (в то время - секретарь областного исполнительного комитета), выступивший с докладом «О повышении правового статуса» и С.С. Тюхтенев. Областной Совет просил Верховный Совет РСФСР вывести автономную область из состава края и перевести ее в непосредственное подчинение органам государственной власти и управления Российской Республики. По данному вопросу на сессии Верховного Совета РСФСР выступил в 1989 г. депутат Верховного Совета от нашей области М.В. Карамаев, а в 1990 г. на I съезде народных депутатов РСФСР  -  В.И. Чаптынов.
V пленум Горно-Алтайского обкома КПСС (январь 1990 г.), рассмотрев вопрос «О задачах областной партийной организации в свете положений платформы КПСС «О национальной политике партии в современных условиях», принял постановление, в котором говорилось о необходимости повышения правового статуса Горно-Алтайской автономной области, вплоть до выхода из состава Алтайского края на основе конституционного законодательства и волеизъявления населения. Особо подчеркивалось о неприемлемости национальной ограниченности, местничества, сепаратизма, групповщины в деятельности граждан, коллективов, организаций, учреждений.

17 августа 1990 г. на второй сессии областного Совета народных депутатов принимается Декларация «О Федеральном Договоре и повышении государственно-правового статуса Горно-Алтайской автономной области», в соответствии с которой наша область признавалась одновременно субъектом СССР и РСФСР с наделением необходимыми полномочиями. В октябре 1990 г. в областных газетах «Звезда Алтая» и «Алтайдын Чолмоны» были опубликованы Декларация о государственном суверенитете Горно-Алтайской автономной области, Договор с РСФСР о государственно-правовом устройстве Горно-Алтайской автономной области, соглашение об экономических связях Горно-Алтайской автономной области с РСФСР на период перехода к рыночным отношениям и стабилизации экономики (1990-1992 гг.). 23 октября 1990 г. в газете «Звезда Алтая» было опубликовано обращение В.И. Чаптынова и В.И. Петрова с разъяснением необходимости повышения статуса области «На пути к самостоятельности».
Выражая политические настроения и ожидания в обществе, 25 октября 1990 г. третья (внеочередная) сессия областного Совета народных депутатов большинством голосов при поименном голосовании (из 100 народных депутатов проголосовало: «за» - 69 человек, «против» - 8, «воздержалось» - 10, отсутствовало - 13) приняла Декларацию о государственном суверенитете. Во всех 10 статьях Декларации были изложены основные принципы (положения) государственности нового государственного образования, а в преамбуле определены основания (причины) провозглашения суверенитета. Подчеркивалось, что в современный период статус автономной области, ограниченный в своих суверенных правах не обеспечивает подлинное равенство народов, их свободное развитие и в связи с этим предлагалось считать неприемлемым дальнейшее откладывание рассмотрения вопроса о повышении государственно-правового статуса автономной области, что противоречило бы историческому стремлению народа Горного Алтая к национальному суверенитету.

Внеочередной съезд народных депутатов РСФСР (15 декабря 1990 г.) вносит изменение в Конституцию РСФСР, исключив из нее запись о том, что «автономная область входит в край», а Законом РСФСР от 3 июля 1991 г. Верховный Совет РСФСР преобразовал Горно-Алтайскую автономную область в республику. Автономная область получила новое название - Горно-Алтайская автономная Советская Социалистическая Республика (ГААССР), переименованная в феврале 1992 года в Республику Горный Алтай, а мае этого же года — в Республику Алтай. Согласно закону Республики Алтай от 5 мая 1992 года высшим законодательным, распорядительным и контрольным органом государственной власти был провозглашен Верховный совет. Местными представительными органами являлись районные и сельские Советы. Затем на основании постановления Верховного Совета Республики Алтай от 14 октября 1993 года создается новый представительный и законодательный орган республики - Государственное Собрание - Эл - Курултай, выборы в который были проведены в день всеобщих выборов в Федеральное Собрание РФ 12 декабря 1993 года. Государственное Собрание - Эл Курултай состояло из 27 депутатов и действовало с февраля 1993 года по декабрь 1997 года.

Республика Алтай - преемница автономной области и в то же время государственное образование иного типа со всеми ее атрибутами. Было принято решение создать государственную символику, которая бы стала символом надежд на национальное возрождение и преобразований на древней земле Алтая. 4 декабря 1991 года Президиум Совета народных депутатов Горно-Алтайской ССР принимает постановление «О проведении конкурса на создание гимна, Герба и Флага Горно-Алтайской ССР».

Первым из государственных символов Постановлением Верховного Совета Республики Алтай от 3 марта 1993 года был учрежден Государственный Флаг Республики Алтай. В Постановлении торжественно провозглашалось: «Государственный Флаг Республики Алтай - это официальный символ государственной власти, олицетворяющий суверенитет Республики Алтай (государства) в составе Российской Федерации (России)».

Государственный Флаг Республики Алтай представляет собой прямоугольное полотнище из четырех горизонтальных полос: верхнее -белого цвета, нижнее - голубого, узкие полосы - белого и голубого цветов, Два цвета Флага Республики Алтай соответствуют цветам Государственного Флага Российской Федерации и подчеркивают, что Республика Алтай является субъектом Российской Федерации. Голубые полосы являются символом чистоты, неба, гор, рек и озер Алтая. Белые полосы олицетворяют вечность, стремление к возрождению, любви и согласию народов Республики Алтай.
Автором проекта Государственного Флага Республики Алтай является заслуженный художник Российской Федерации В.П. Чукуев.

Государственный Герб Республики Алтай утвержден Постановлением Верховного Совета Республики Алтай 6 октября 1993 года. Он является символом государственного суверенитета, выражает исторические традиции, особенности территории и проживающих народов.
Герб Республики Алтай изображается в золотисто-желтом цвете, на голубом фоне (небо Алтая) птицы - зверя, мифической священной птицы -грифона, которая символизирует древнюю скифскую культуру, олицетворяет держательницу жизни, стерегущую покой, мир, счастье, богатство родной земли, покровительницу зверей, птиц и природы. В трудах Геродота грифон описан как птица, стерегущая Алтай.
Герб Республики Алтай представляет собой сине-голубой круг, окаймленный узкой полоской золотистого цвета. Это символ вечного синего неба Алтая.
На сине-голубом фоне изображены:
-   в верхней части круга - треглавая вершина одной из высочайших гор Центральной Азии - Белухи - Уч Сумера, белого цвета, символизирующая красоту и мощь родной земли;
-    в центре - грифон - Кан-Кереде с головой и крыльями птицы и туловище льва;
-    в нижней части круга - орнаментальное изображение двух самых больших рек Алтая - Бии и Катуни с их притоками; (бирюзово-изумрудного цвета);
-    между ними треножник - очаг - символ Родины, крепости и вечности родного дома (золотистого цвета);
-    волнистые линии под треножником очагом - символ Телецкого озера - Алтын - Келя (бирюзово-изумрудного цвета).
Автором проекта Государственного Герба Республики Алтай является заслуженный художник Российской Федерации И.И. Ортонулов.
К символам государственности относится также гимн, торжественное музыкальное произведение, призванное сплачивать, вдохновлять всю нацию. Государственный Гимн Республики Алтай утвержден 11 сентября 2001 года Законом «О государственном Гимне Республики Алтай».
Гимн представляет собой музыкальное произведение В. Пешняка на стихи А. Адарова (русский текст В. Сорокина), исполняемое на алтайском и русском языках.
А с принятием Конституции (Основного Закона) Республики Алтай в июне 1997 г.  завершилось ее юридическое оформление. Республика признана демократическим государством с республиканской формой правления, входящее на правах субъекта в состав Российской Федерации и неотделимое от неё.

Наталья Екеева, 
председатель Комитета по национальной политике, образованию, культуре, общественным объединениям и средствам массовой информации.