c_350_150_16777215_00_images_stories_2016_zastavki_zdanie_nov.jpgПод руководством Заместителя Председателя ГС-ЭК РА Михаила Терехова состоялось очередное заседание рабочей группы по рассмотрению государственных программ Республики Алтай и увеличению доходной части республиканского бюджета Республики Алтай. В нем приняли участие депутаты Республики Алтай, заместитель Председателя Правительства Республики Алтай, Министр финансов РА Ольга Завьялова, председатель Контрольно-счетной палаты РА Артем Сумачаков, заместитель Министра экономического развития и туризма РА Алтынсай Белекова, руководитель Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Алтай Ольга Шмакова.

Вице-спикер  заявил, что повестка заседания включает в себя два вопроса. Первый из них: «О прогнозе социально-экономического развития Республики Алтай на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов и перспективы экономического потенциала Республики Алтай с учетом повышения доходов республиканского бюджета Республики Алтай». Второй вопрос: «О динамике налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Алтай в 2018 году и плановом периоде 2019 и 2020 годов».
М.Терехов отметил, что в соответствии с законом Республики Алтай «О бюджетном процессе в Республике Алтай» прежде чем рассмотреть проект закона о республиканском бюджете в первом чтении обсуждается прогноз социально-экономического развития основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Алтай. Предметом рассмотрения проекта закона о республиканском бюджете в первом чтении являются основные характеристики республиканского бюджета, к которым в том числе  относится: прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов. Поэтому рассматриваемые вопросы, несомненно, имеют свою актуальность.

 По первому вопросу повестки дня выступила заместитель Министра экономического развития и туризма Алтынсай Белекова, отметившая, что Прогноз социально-экономического развития Республики Алтай на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов разработан на основе сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, стратегии социально-экономического развития Республики Алтай, прогноза социально-экономического развития Республики Алтай на долгосрочный период, с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики Республики Алтай на прогнозный период, приоритетов и целевых индикаторов социально-экономического развития, сформулированных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года. Разработка прогноза осуществлялась с учетом итогов социально-экономического развития Республики Алтай за 2016 год, а также за январь-август текущего года.  Представитель министерства подчеркнула, что в 2016 году отмечены положительные тенденции в социально-экономическом развитии Республики Алтай. В том числе: сохранился рост в промышленности (140,2 % к уровню 2015 года), вводе жилья (109,7 %), платных услугах населению (104 %);  замедлились темпы инфляции  (103,8 % против 112,5 % в 2016 году); значительно замедлились темпы снижения объемов оборота розничной торговли (99,9 % по итогам 2016 года против 90,33 % в 2015 году). Валовый региональный продукт Республики Алтай  (ВРП) в 2016 году, по оценке, составил 43,3 млрд. рублей, индекс фактического объема ВРП – 100,2 % к уровню 2015 года. В текущем году положительные тенденции в социально-экономическом развитии Республики Алтай сохраняются.
Что касается Прогноза социально-экономического развития Республики Алтай на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов разработан в двух вариантах и оба варианта базируются на едином тренде умеренного восстановительного роста экономики. Параметры прогноза на 2018-2020 годы в целом не претерпели существенных изменений по сравнению с прогнозом социально-экономического развития Республики Алтай на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, одобренным распоряжением Правительства Республики Алтай от 31 октября 2016 года № 567-р.
А.Белекова заметила, что в целях обеспечения сбалансированности республиканского бюджета в прогнозный период будет соблюдаться и совершенствоваться программно-целевой принцип формирования бюджета. Эффективное управление государственными финансами на среднесрочный период выстроено в рамках Основных направлений бюджетной и налоговой политики Республики Алтай на 2018-2020 годы, утвержденных постановлением Правительства Республики Алтай от 18 августа 2017 года № 207.
В рамках обсуждения присутствующим было предложено задать вопросы и высказаться по рассматриваемой теме. Первым  задал свой вопрос заместитель председатель Комитета ГС-ЭК РА по финансовой, налоговой и экономической политике Укмет Альпимов. Какие реальные действия и значимые республиканские проекты министерство и правительство планирует осуществить с целью роста в экономике региона, в т.ч. в промышленности, сельском хозяйстве, - обратился он к А.Белековой. Представитель министерства заявила, что упор делается и будет делаться на развитие «зеленой экономики», в том числе создание био-фарм-кластера, санаторно-курортного комплекса, восстановление рекреационных ресурсов. Депутат наряду с этим заметил, что развитию предпринимательства в производственной сфере мешает величина тарифа на электроэнергию, который является одним  из самых высоких в стране. Кроме того, как отметил У.Альпимов, в республике сложились очень высокие цены на товары потребления. По мнению парламентария, необходимо приложить усилия по изменению энергетического тарифа и использовать для этого представителей региона в Федеральном Собрании РФ. Укмет Альпимов также заявил, что мы не используем местное сырье, а без этого также трудно ждать хороших результатов в экономике.
Председатель комитета ГС-ЭК РА по образованию, культуре, спорту, молодежной политике, общественным объединениям и средствам массовой информации Вячеслав Уханов задал ряд уточняющих вопросов о структуре производительных сил в регионе и получил ответ, что из общего числа населения республики 88 тыс. человек можно отнести к «экономически активному населению», а 210 человек работают на высокопроизводительных рабочих местах. Кроме того. А.Белекова пообещала представить ответы по остальным вопросам депутата.
Председатель КСП РА Артем Сумачаков высказался по макроэкономическим показателям региона  и их влиянию на рост собственных доходов, заметив отсутствие пропорциональной связи. О том, что предпринимается для избежания экономических рисков предложил ответить представителя министерства председатель Комитета по законодательству и национальной политике Виктор Ромашкин. С вопросом об объемах поддержки малого бизне СА и величине частных инвестиций задал вопрос Михаил Терехов.
Депутат Геннадий Сумин в своем выступлении отметил, что если с «социальным  бюджетом» у нас все в порядке, обязательства из года в год выполняются, то «бюджета развития» у нас просто нет. Средств в федеральном бюджете на это для региона нет. Правительству приходится изыскивать резервы. Ем не менее они есть и, прежде всего, в туризме. По словам парламентария, почти 80% крупных туристсих комплексов работают в республике, а зарегистрированы в Новосибирске, Москве. Необходимо выходить с законодательной инициативой об изменении такой практики ( где работаешь, там и плати налоги) в федеральное собрание. Еще один аспект, которых затронул Г.Сумин, - рщвитие уникальных местных производств переработки сырья, которые надо создать в регионе при поддержке Правительства РА, в частности, изделий из кожсырья, пуха козьего и т.д.
Председатель Комитета ГС-ЭК РА по финансовой, налоговой и экономической политике Сергей Ефимов подчеркнул, что мы упустили работу с торговыми сетями, работающими в республике, имеющими большой товарооборот. Деньги от реализации товаров уходят из республики и не работают на её развитии. Необходимо менять такое положение дел и использовать опыт других регионов, в частности Татарстана. Производственную тему продолжил председатель Комитета ГС-ЭК РА по аграрной политике, экологии, природопользованию Василий Манышев, высказавшийся на тему развития молочного производства, сбора продукции у местных жителей.
Завершая обсуждение, Михаил Терехов поблагодарил коллег за конструктивное обсуждение и предложил принять решение с учетом прозвучавших предложений членов рабочей группы. В частности, Министерству экономического развития и туризма Республики Алтай совместно с заинтересованными федеральными и республиканскими органами исполнительной власти, было рекомендовано продолжить работу по реализации мер структурной экономической политики, направленных на обеспечение достижения показателей социально-экономического развития Республики Алтай, обратив особое внимание на достижение показателей по вводу жилья, своевременное завершение строительства вводимых объектов, вовлечение под жилищное строительство неэффективно используемых земельных участков.
Ход реализации принятого решения рабочей группы будет заслушан в ΙV квартале 2018 года.

По второму вопросу «О динамике налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Алтай в 2018 году и плановом периоде 2019 и 2020 годы» выступила Ольга Завьялова. Она отметила, что обеспечение мероприятий динамики налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Алтай осуществляется в рамках реализации Плана мероприятий («дорожной карты») по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Алтай на 2017-2019 годы, утвержденного распоряжением Правительства Республики Алтай от 28 июня 2017 года№ 337-р и является одной из главных задач государственной программы Республики Алтай «Управление государственными финансами». В соответствии с постановлением Правительства Республики Алтай от 13 февраля 2008 года № 27 «О комиссии по мобилизации доходов консолидированного бюджета Республики Алтай и сокращению объемов недоимки по платежам в бюджетную систему Российской Федерации» работает комиссия по мобилизации доходов консолидированного бюджета Республики Алтай и сокращению объемов недоимки по платежам в бюджетную систему Российской Федерации. Вице-премьер подчеркнула, что динамика поступлений налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Алтай с 2013 года (4 179 783,1 тыс. рублей) является положительной и к 2020 году по предварительному прогнозу составит 5 688 053,7 тыс. рублей.

После выступления О.Завьяловой был задан один вопрос. Михаил Терехов поинтересовался, применяются ли меры финансового стимулирования муниципальных образований, целенаправленно наращивающих собственные доходы.  Министр заявила, что на эти цели в бюджете предусматривается 10 млн. рублей, так как Правительство РА считает данную работу очень важной.

По итогам рассмотрения вопроса было принято решение, в котором Министерству финансов Республики Алтай было рекомендовано:
- провести анализ поступлений налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Алтай по итогам 2018 года по отношению к 2017 году с учетом принятых в 2017 году изменений в налоговое законодательство Республики Алтай;
- провести мониторинг по оценке качества проводимых мероприятий в муниципальных образованиях в Республике Алтай, направленных на повышение поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Алтай;
- рассмотреть вопрос о сохранении системообразующего предприятия АО «Горно-Алтайский Завод ЖБИ» как перспективного налогоплательщика, обеспечивающего крупное промышленное производство в Республике Алтай.
В соответствии с решением, ход реализации данного решения рабочей группы будет рассмотрен в ΙV квартале 2018 года.

На этом заседание рабочей группы было завершено.

(пресс-служба ГС-ЭК РА)