c_380_250_16777215_00_images_stories_2017_prochie_nogon.jpgВ Национальном театре имени П.В. Кучияка состоялось открытие выставки, посвященной к 70-летию со дня рождения  режиссера, актера, драматурга, певца, композитора, Заслуженного артиста РФ, Заслуженного деятеля искусств РА Ногона Нокоровича Шумарова. На выставке  были представлены  материалы из фондов музея и личного архива Н. Н. Шумарова.

Юбиляра приветствовали представители государственной власти, творческой интеллигенции, общественности: Министр культуры РА Ольга Антарадонова,  председатель правления Союза писателей РА, сопредседатель правления Союза писателей РФ Бронтой Бедюров, директор Национального музея имени А.В. Анохина Римма Еркинова, председатель Союза ветеранов РА, председатель Союза журналистов РА Борис Алушкин и другие.
Выступая от имени республиканского Парламента, председатель комитета ГС-ЭК РА по образованию, культуре, спорту, молодежной политике,  общественным объединениям и СМИ Вячеслав Уханов высказал в адрес юбиляра свои благопожелания, отметив, что  Ногон Нокорович является одним из выдающихся и уважаемых  людей  алтайского народа. Он наравне с хранителем народных традиций Таныспаем Боксуровичем Шинжиным своим подвижническим трудом внесли огромный вклад  в возрождение искусства народного сказительства и развили его практически до мирового уровня.

Парламентарий в своем выступлении особо остановился на творческой деятельности Ногона Нокоровича в кинематографии. По его мнению, не случайно Н.Шумарова пригласили сниматься в такие  знаковые фильмы как "Белый ягель" Владимира Тумаева   и "Дом солнца" Гарика Сукачакова. Хотя считается, что главным посылом фильма "Белый ягель" был показ этнической культуры, традиции и самобытности ненцев, живущих за Полярным кругом. Они пасут оленей, влюбляются и женятся, знают, что есть другая жизнь там, далеко, в цивилизованном мире. Ждут уехавших детей, а те, оперившись, не возвращаются и не хотят соблюдать традиции, как было принято испокон веков. У них добрые мудрые лица, и кажется, что они все время улыбаются. Пришли новинки: появились снегоходы, мобильные телефоны, телевизоры,  но с ними пришло и разрушение устоев. И люди разделились на тех, кто уехал и тех, кто остался, а между ними - пропасть, - сказал Вячеслав Уханов. - Ногон Нокорович  жизнь и чаяния малых народов знает не понаслышке, он сам изнутри  чувствует это. Как  постепенно исчезает родные языки, идет отрыв молодежи от традиционной среды обитания, наступает негативные последствия глобализации. «Оценивая  творчество, всю деятельность Ногона Шумарова -  человека, оставляющего глубокий неизгладимый след в народной культуре, искусстве, можно, наверное, сказать, что  у нас есть надежда. Надежда на завтрашний день, надежда в том, что у нас не все потеряно», - подчеркнул В.Уханов.

 Отметим, что  Ногон Шумаров также стоял у истоков создания и вошел в первый «золотой» состав фольклорного ансамбля «Алтай» (1986). С 1981 г. записал 14 альбомов и дисков в России, Казахстане, Швейцарии. Участвовал в озвучивании мультфильмов «Кайчы», «Кошка, которая гуляла сама по себе» и т.д. Он представлял свою малую родину на международных музыкальных фестивалях в Австрии, Швейцарии, Норвегии, Германии, Италии, Словении, Чехословакии, Вьетнаме, Латвии, Литве.  Н Н. Шумаров  является режиссером-постановщиком оперы-балета «Талай-Хан» по мотивам произведений композитора А. В. Анохина «Талай-Хан», «Хан-Алтай» и «Хан-Эрлик».
В 2002 г. Н. С. Шумарова пригласили играть и преподавать в театре «Школа драматического искусства» в г. Москве. Здесь он был задействован, в частности, в знаменитом спектакле «Илиада» Гомера, поставленного А. Васильевым, выезжал на гастроли в Португалию, Бельгию, Грецию (Дельфы), Францию (Авиньон). 
С экспериментальной театральной международной лабораторией «Белый олень» (1993–1994) Ногон Шумаров участвовал в Международных и Сибирских театральных фестивалях в России и за рубежом: Улан-Баторе, Берлине, Дрездене, Гамбурге, Фрейбурге, Штутгарте и т.д. 

(пресс-служба ГС-ЭК РА)