c_390_250_16777215_00_images_stories_2018_meroprijtia_unesko0906_tsadun.JPGС особым интересом участники собрания Национального Комитета ЮНЕСКО в Республике Алтай выслушали доклад Тамары Садаловой, доктора филологических наук, ответственного  секретаря Национального Комитета по делам ЮНЕСКО в Республике Алтай  по теме: «О включении в Предварительный список ЮНЕСКО номинации "Сокровища пазырыкской культуры».

Вопрос о включении в Предварительный список ЮНЕСКО номинации "Сокровища пазырыкской культуры" прошел долгий путь, когда в 2005 году на международной конференции  во время презентации культурных и природных объектов Республики Алтай в Париже, мы заявили о всечеловеческой ценности пазырыкской культуры. Сегодня мы во всеуслышание должны сказать, что это событие для российской культуры, для алтайского народа - огромный праздник, - заявила Т.Садалова.
Она сообщила, что  «Сокровища пазырыкской культуры» были номинированы в  Список Всемирного наследия на основании нескольких критериев: шедевры пазырыкского искусства пополнили мировую  культуру уникальными   предметами,  созданными руками древних мастеров. В системе пазырыкской культуры  произошло формирование единого «звериного стиля", что нашло отражение в предметах, образцах одежды, на татуировках бальзамированных тел, найденных  в археологических курганах и на петроглифах. Также археологические памятники пазырыкского периода отражают смену общечеловеческих ценностей на территории Центральной Азии.
Во - вторых, в пазырыкских захоронениях сохранились мумии с татуировками, как уникальные образцы наиболее древних уцелевших  образцов татуировки в мире.  В-третьих, пазырыкская культура оказала существенное влияние на развитие верховой езды в Центральной Азии, так как именно для пазырыкцев стало характерным  использование верховой езды, у них впервые появилось понятие конной кавалерии, в отличие от колесничной езды предыдущей эпохи.
«Номинация "Сокровища пазырыкской культуры" в Списке Всемирного наследия  является уникальным свидетельством культуры  исчезнувшей цивилизации», - подчеркнула  доктор филологических наук.
По мнению Садаловой,  в целом пазырыкская культура в более поздние эпохи трансформировалась в культуру сармато-хуннского, древнетюркского периодов, заложив основы единой евразийской культуры на огромной территории. Восприятие пазырыкцами трехмерного мироздания, послужило основой для последующих культур. Образ о триединстве мира нашел яркое отражение в эпических произведениях, переданных изустно из века в век в неоценимое духовное наследие алтайского народа. 
По научной ценности находки  из курганов пазырыкской культуры стоят в одном ряду с египетскими пирамидами, пазырыкские курганы близки к другими объектам ЮНЕСКО - царским захоронениям Вергины в Греции  (царская гробница отца Александра Македонского); атрибутам захоронений памятника Лепенски-вир в Сербии - свидетельства о мировоззренческих представлениях древних жителей.  Культурный ландшафт доли́ны реки Орхон Монголии представляет эволюцию кочевой пастушеской цивилизации в течение двух тысячелетий.
Номинированным наскальным рисункам пазырыкского периода близки объекты ЮНЕСКО: Монголии, Казахстана, Кыргызстана,  Азербайджана, долине Валь-Камоника в Италии, «Плато Тассалин-Аджер»  в Алжире. Они сходны тем, что комплексы наскальных рисунков всех памятников посвящены древним образам фантастических животных, многофигурным композициям, сценам охоты на животных на протяжении длительного исторического времени. 
Ученый сообщила присутствующим, что  пазырыкские  курганные царские захоронения принципиально отличаются от вышеуказанных объектов ЮНЕСКО тем, что в них обнаружена мерзлота, которая создала естественный эффект сохранения древних артефактов с богатым изобразительным рядом. Вместе с телами людей и жертвенные лошади, образы  фантастических животных, сцены с изображенными богинями воплощают  единую мировоззренческую систему. Обнаруженные образцы «звериного стиля» нашли  продолжение в наскальных рисунках  пазырыкского периода.
Говоря о проведенной работе, Тамара Михайловна  сообщила, что  за последние  годы несколько раз мы презентовали нашу пазырыкскую культуру на разных международных форумах, например, во время суб-регионального семинара Центра Всемирного наследия ЮНЕСКО в Улан-Баторе 2008 году, международном Совещании национальных комитетов ЮНЕСКО - стран Тюрксой в Астане 2012 году. О заявке культурных объектов – всемирно известных археологических памятников пазырыкского периода было продиктовано и реализацией «Стратегии развития и управления объектом Всемирного природного наследия ЮНЕСКО «Алтай – Золотые горы» и Плана действий на период до 2015 г.».
Большая работа по изучению и популяризации пазырыкских курганов проводилась Горно-Алтайским государственным университетом совместно с Гентским университетом, с 2016 года при поддержке Министерства культуры наш университет начал сотрудничать по реконструкции курганов Пазырыкской долины с Государственным Эрмитажем, где хранятся уникальные находки из этих курганов. В настоящее время курганы местности Пазырык будут реконструироваться нашим университетом при поддержке Государственного Эрмитажа. Не менее важную роль в этом процессе сыграло возвращение артефакта — бальзамированного тела (Укокской принцессы) в Национальный музей им. А.В. Анохина.
Показательно и  то, что 2 общественные организации под руководством С.Ш. Катыновой и А. Тахановой в этом году были поддержаны фондом Президентских грантов по мерам реконструкции древнейшего музыкального инструмента  - пазырыкской арфы и пазырыкского ковра. Обращение к восстановлению этих артефактов в аутентичном виде — эта важная часть работы по возвращения культурного наследия своему народу.
Ведь, пазырыкская арфа — это не только свидетельство музыкального инструмента, но и атрибут, на котором исполнялись эпические сказания.         
Большую помощь в активизации процедур работы по этой номинации оказали поручения президента РФ   2015 года. Археологические памятники номинации «Сокровища Пазырыка» также были внесены в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Данные объекты были внесены в Единый государственный реестр.  

Т.Садалова выразила  слова благодарности бывшим министрам культуры - В.Е. Кончеву, Э.А. Ялбакову, Э.Н. Малчинову за поддержку работу, связанную с ЮНЕСКО, понимание и содействие, а также надежду, что и действующий министр будет оказывать всемерную поддержку в этом вопросе. Она считает, что необходимо продолжить работу Государственной инспекции культурного наследия РА, Министерству культуры РА с Минкультурой РФ по отнесению археологического наследия пазырыкского периода к особо ценным памятникам Российской Федерации.

По мнению Т.Садаловой, необходимо разработать номинационное досье культурного объекта ЮНЕСКО номинации "Сокровища пазырыкской культуры". Принять консультативную и оценочную миссию международных экспертов,  подготовить План управления культурного объекта ЮНЕСКО "Сокровища пазырыкской культуры",  в этой части требуется активное подключение действующих учреждений – объектов ЮНЕСКО, так как Пазырыкские курганы находятся на буферной зоне Алтайского биосферного заповедника и на территории ООПТ - природного парка "Ак Чолушпа", Катунского биосферного заповедника, на буферной зоне которого находится курганы Катанда, и ООПТ - природного парка "Зона покоя Укок", близь которого находятся наскальные рисунки долины Елангаш, Наскальные рисунки Калбак-Таша введены в один из кластеров историко-культурного заповедника «Алтай – Алтын Тюрк-Кабай», Туектинские курганы попадают под зону влияния ООПТ - природного парка Уч Энмек. Также необходима финансовая поддержка со стороны Правительства, хотя уже на подготовке предварительной заявки на уровне Правительства Республики Алтай был согласован ряд мероприятий в этом направлении.

(пресс-служба ГС  - ЭК РА)