c_450_250_16777215_00_images_stories_2019_gosduma_volodingd.JPGДепутатам Госдумы VII созыва удалось разобрать почти все «законодательные завалы» — теперь на первый план выходит мониторинг и анализ правоприменительной практики, отметил спикер палаты Вячеслав Володин 9 января, открывая весеннюю сессию. От того, насколько эффективно работают принятые законы, зависит решение стратегических задач для страны.

Общественно значимые законопроекты рассмотрят в первую очередь

Наступивший год будет особым и для страны в целом, и для Государственной Думы в частности: это год начала реализации национальных проектов, поэтому крайне важно, насколько эффективно парламентарии станут решать задачи, поставленные президентом в Послании Федеральному Собранию и майских указах, подчеркнул Вячеслав Володин. В приоритете — увеличение уровня жизни россиян, снижение бедности в два раза, улучшение жилищных условий, рост продолжительности жизни и технологическое развитие России. Эти задачи спикер назвал судьбоносными — их решение позволит нашей стране войти в топ-5 экономик мира.
«Важно, чтобы национальные проекты заработали эффективно, чтобы достигли тех целей и задач, которые смогли бы решить вопросы граждан и страну продвигать вперёд по пути конкуренции», — сказал председатель.
В законотворческом портфеле палаты сейчас находится 1164 законопроекта, что почти в два раза меньше, чем в 2016 году, а от «законодательных завалов», доставшихся от прошлых созывов, осталось всего 44 законопроекта. Принятия ряда законов россияне ждут особенно — это в том числе закон о доступе родственников в реанимацию, о мониторинге пожарной безопасности объектов с массовым пребыванием людей, о доступе к мобильной геолокации для поиска детей, о паллиативной медицинской помощи, перечислил Володин. «Предлагаю, чтобы при составлении нашего плана законотворческой работы мы поставили общественно значимые законопроекты в приоритетную группу. Это позволит рассматривать такие законопроекты в первоочередном порядке», — подчеркнул он.

Продолжится и практика первоочередного рассмотрения приоритетных инициатив фракций — она, по словам председателя, показала не только свою востребованность, но и стимулировала законотворческую деятельность. «Лидером по количеству внесённых законодательных инициатив на одного депутата стала фракция «Справедливая Россия». В 2018 году депутаты фракции внесли 73 законопроекта. Второе место по количеству законодательных инициатив на одного депутата фракции заняла ЛДПР», — констатировал он. По количеству реализованных инициатив лучший результат у депутатов фракции «Единая Россия» — каждый второй законопроект, внесённый ими в 2018 году, был принят. 

Председатель также особо отметил блок законопроектов, посвящённых цифровой экономике, — развитие этой сферы обеспечит переход российской экономики на качественно новый уровень. В связи с этим Володин призвал глав четырёх профильных думских комитетов скоординировать работу, создать рабочие группы с привлечением экспертов и представителей научного сообщества. «С тем чтобы подготовиться к этой ответственной работе, учитывая, что в ближайшее время Правительство Российской Федерации внесёт более 20 законопроектов по вопросам цифровой экономики», — пояснил он.

Почему законы работают не всегда

До июля депутатам необходимо принять ещё дюжину законов, чтобы обеспечить реализацию послания президента Владимира Путина Федеральному Собранию. «Нам осталось принять всего 12 законов из 99, из них 10 законопроектов прошли уже первое чтение, внесение двух ожидаем от Правительства», — сообщил Володин.
Кроме того, в центре внимания законодателей,прежде всего на региональном уровне, будет реализация 12 национальных проектов, на них предусмотрено финансирование в объёме почти 5,7 триллиона рублей. «Требуется, с одной стороны, принятие оперативных решений по перенаправлению средств на актуальные задачи. И мы, собственно, этот вопрос решили, приняв при рассмотрении законопроекта о бюджете положение, в рамках которого предоставляем права Трёхсторонней комиссии, которая может оперативно принимать решения, требующиеся в реализации национальных проектов… — отметил спикер. — С другой стороны, нам необходимо обеспечить контроль за выполнением национальных проектов. Выделяемые на эти цели бюджетные средства должны эффективно расходоваться… Мы в Регламенте закрепили норму об осуществлении комитетами на постоянной основе парламентского контроля за реализацией национальных проектов и государственных программ. Было бы правильно в положении каждого комитета зафиксировать функцию контроля по профильному направлению».
Кроме того, для парламентского контроля за реализацией нацпроектов в регионах Володин предложил проводить выездные заседания Совета Госдумы.

Госдуме осталось принять всего 12 из 99 законов, призванных обеспечить реализацию Послания президента. Из них 10 законопроектов уже прошли первое чтение, внесение двух ожидается от Правительства.

Разбор «законодательных завалов» определил и новый приоритет в работе депутатов — анализ и мониторинг правоприменительной практики. Принятые законы, напомнил председатель, не всегда работают эффективно. «Почему это происходит? В том числе потому, что нет нормативной базы, она запаздывает, зачастую есть проблемы, связанные с принятием подзаконных правовых актов в регионах», — указал он. Работа в этом направлении уже началась: приняты нормы, которые позволяют синхронизировать рассмотрение Госдумой законопроектов в третьем чтении с предоставлением Правительством информации о подготовке нормативно-правовых актов.
Но проблема своевременного принятия подзаконных актов сохраняется: в качестве примера он привёл Закон «Об ответственном обращении с животными», который был рассмотрен в первом чтении семь лет назад. Сегодня закон принят, но многие правительственные подзаконные акты пока отсутствуют даже в проекте. «В этой связи постарались сделать всё для того, чтобы они появились, записав норму в постановлении при принятии закона, обязывающую Правительство в 180-дневный срок принять такие нормативно-правовые акты. Но вы понимаете, уважаемые коллеги, это точечное решение, это решение, не носящее системный характер», — сказал председатель.
Поэтому законодатели должны выстроить систему, которая позволила бы через мониторинг и анализ правоприменения «выйти на контроль за реализацией законов». «Там, где закон несовершенен, вносить в него изменения. Там, где мы видим отсутствие нормативной базы, выходить на более эффективную работу вместе с Правительством, — пояснил Вячеслав Володин. — Нужно уже при принятии законов более требовательно относиться к тому, что должна быть представлена информация о проектах нормативных актов — то, что у нас зачастую отсутствует. Это даст, безусловно, результат, и результат однозначно наши граждане оценят положительно, потому что это то, что подвергается постоянной критике».

Наконец, спикер призвал председателей профильных комитетов как можно больше внимания уделять диалогу со своими коллегами в региональных законодательных собраниях. Особенно это касается вопросов совместного ведения — по словам Володина, проведение выездных заседаний комитетов в регионах позволит законодателям выйти на принятие более качественных законопроектов.

Парламентская газета