Версия для слабовидящих

Конституция, опередившая время....


К 25-летию Конституции республики Алтай

Как мы уже сообщали, 18 мая, в Горно-Алтайском государственном университете состоялась региональная научно-практическая конференция «25-летие Конституции Республики Алтай», посвященная  85-летию со дня рождения Д.И. Табаева. С основным докладом выступил председатель Комитета ГС-ЭК РА по правовой политике, законодательству и местному самоуправлению, кандидат юридических наук, доцент Виктор Ромашкин. Сегодня представляем текст его выступления. 

Республика Алтай была образована Законом РСФСР от 3 июля 1991 года  №1536-1 как  Горно-Алтайская Советская Социалистическая Республика. Именно этот день объявлен республиканской Конституцией Днём Республики Алтай. В феврале 1992 года  республиканским законом было утверждено новое название – Республика Горный Алтай, но 7 мая 1992 года Верховный Совет республики утвердил современное название – Республика Алтай. Данные названия должны быть внесены в федеральную конституцию. Образовав республику, Российская Федерация в тот же день внесла в Конституцию РСФСР название новой республики. Название «Республика Горный Алтай» было закреплено Конституцией РФ  в апреле 1992 года. Современное название «Республика Алтай» появилось лишь в новой Конституции Российской Федерации, принятой в декабре 1993 года.
После образования республики приступили к разработке и принятию своей Конституции. Была сформирована Конституционная комиссия, в которую в дополнение к членам Парламента включались представители правоохранительных и судебных органов, а также эксперты.

Конституционной комиссии было предписано в срок до 1 января 1992 года разработать и представить проект Конституции. Но в связи с выборами депутатов в Верховный Совет республики образование этой комиссии было отложено и только на первой сессии Верховного Совета республики 8 февраля 1992 года  была официально образована Конституционная комиссия в составе 25 человек. Председателем комиссии являлся Глава Республики Алтай, Председатель Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай В. И. Чаптынов, заместителем был избран Д. И. Табаев.

Президиум Верховного Совета республики 26 февраля 1992 года определил структуру и основные принципы проекта Конституции (Основного Закона) Республики Алтай.
Но подготовить проект Конституции этот состав Конституционной комиссии и Верховный Совет Республики Алтай не успели – 12 декабря 1993 года состоялись выборы депутатов Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай первого созыва. В этот же день по Указу Президента РФ было проведено всенародное голосование по проекту Конституции Российской Федерации. 
Медленные темпы в разработке проекта Основного закона республики были связаны, прежде всего, с тем, что депутаты и юристы Республики Алтай не имели соответствующего опыта законотворческой работы. Да и на федеральном уровне предлагалось к рассмотрению несколько разных проектов Конституции России. Как отмечал Д.И.Табаев, в это время «шла большая работа по собиранию и изучению конституционной практики, конституционного опыта и конституционного законодательства».
Подготовить  проект Конституции Республики Алтай и вынести его на рассмотрение Парламента республики предстояло новой Конституционной комиссии, образованной 2 марта 1994 года. В состав комиссии первоначально вошло 23 человека, затем её состав увеличили до 29 человек. Руководство комиссией поручалось, как и прежде, В.И.Чаптынову и Д.И.Табаеву. Поименный список состава Конституционной комиссии был представлен в первом издании Конституции Республики Алтай в 1997 году.

Первоначально Республика Алтай позиционировала себя как парламентская республика. В.И.Чаптынов говорил: «Наша республика является парламентской республикой, где государственная власть осуществляется на основе разделения на представительную (законодательную), исполнительную и судебную. Причем с сильным парламентом – Государственным Собранием – Эл Курултай, его полномочия гораздо шире по сравнению с полномочиями парламентов некоторых других республик. Наш парламент наряду с законодательной и контрольной деятельностью решает кадровые и некоторые другие вопросы». В дальнейшем исходя из единства общих принципов организации органов государственной власти в центре и на местах от такого подхода пришлось отказаться. Хотя до сих пор в Конституции РА можно найти некоторые признаки парламентской республики. Например, наличие отдельной статьи по полномочиям и гарантиям деятельности Председателя Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай. Законы Республики Алтай  подписываются не только Главой республики, но и спикером Госсобрания.

В процессе работы над проектом Конституции Конституционная комиссия провела свыше двадцати заседаний, утвердила структуру Конституции, создала рабочие группы из членов комиссии для подготовки отдельных разделов и глав Основного закона. Составленный проект Конституции пятнадцать раз тщательно обсуждался на пленарных заседаниях Конституционной комиссии. В течение 1994 – 1997 годов было рассмотрено 5 проектов Конституции Республики Алтай. Основную работу по созданию Конституции Республики Алтай взял на себя Д. И. Табаев, 85-летие которого Республика Алтай отмечает в этом году.

Необходимо отметить, несмотря на то, что уже действовала Конституция РФ 1993 года, структурно проект Конституции Республики Алтай ориентировался на Конституцию РСФСР 1978 года и проект Конституции РФ, разработанный ещё Конституционной комиссией.
После долгой работы республиканской Конституционной комиссии проект к лету 1997 года был практически готов. На XXI сессии Парламента Республики Алтай, Глава Республики Алтай,  Председатель Государственного Собрания – Эл Курултай В. В. Волков (занявший этот пост 30 января 1997 года после избрания В. И. Чаптынова Председателем Правительства Республики Алтай), сказал, что «проект представляет собой целостный документ с продуманной структурой и охватывающий все стороны государственного устройства Республики Алтай». 

Проект имел завершенную логичную форму, основанную на органической связи: основы конституционного строя – человек – общество – государство. В последней редакции проект имел следующую структуру: преамбулу, 7 разделов, 19 глав и 170 статей.
Проект закрепил реально сложившиеся в Республике Алтай основы существующего государственного и общественного строя – систему социально-экономических и общественно-политических отношений.
Конституция Республики Алтай была принята 7 июня 1997 года на XXI сессии Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай первого созыва. До этого Республика Алтай оставалась единственной из всех республик в составе России, которая не имела собственной Конституции. Субъекты, которые 3 июля 1991 года с Горным Алтаем были преобразованы из автономных областей в республики, свои конституции приняли раньше: Адыгея – 10 марта 1995 г., Хакасия – 25 мая 1995 г., Карачаево-Черкессия – 5 марта 1996 года.

С момента принятия Конституции Республики Алтай прошло 25 лет. Ряд норм Основного закона республики, принятых еще четверть века назад, в прямом смысле опередил время.  В то время практически  все республики в Российской Федерации установили свое гражданство, а  Республика Алтай не ввела свое гражданство, исходя из положения Конституции Российской Федерации о единстве гражданства Российской Федерации. Также в отличие от большинства республик высшее должностное лицо Республики Алтай называется не Президентом, а Главой республики. Как известно, в настоящее время в соответствии с федеральным законодательством республики утратили право иметь своё гражданство и президентов. Можно  отметить и такой факт. В федеральной Конституции статья о прокуратуре была размещена в главе «Судебная власть» и только через 20 лет в феврале 2014 года статья получила правильное название «судебная власть и прокуратура». А в Конституции Республики Алтай изначально статья о прокуратуре входила в главу «Законность и правопорядок», а для судебной власти есть специальная отдельная глава.

В Конституции РА были учтены некоторые и специфические особенности региона, такие как: геополитическое расположение республики, статус приграничной территории, уникальность ее природно-заповедного фонда, национальные, исторические и иные местные условия.
До 14 февраля 2001 года в нашей Конституции присутствовала норма: «С целью обеспечения межнационального согласия в Республике Алтай одновременно должности главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай и Председателя Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай не могут замещать лица одной национальности». Затем по решению Верховного Суда РА она была исключена из Основного закона республики, но фактически она учитывается при решении этих кадровых вопросов до настоящего времени.

За четверть века в Конституцию республики 49 конституционными законами республики вносились поправки и изменения. Изначально было установлено, что одним законом охватываются взаимосвязанные изменения конституционного текста, поэтому порой на одной сессии парламента принималось до семи законов о внесении поправок в Конституцию Республики Алтай в разные разделы и главы. В дальнейшем от такой практики отошли и все необходимые поправки стали приниматься одним законом. Большой блок поправок был внесен в Конституцию в 2001 году, это было связано с  Постановлением Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 года по проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай.  Из Конституции РА было исключено понятие «суверенитет», носителем суверенитета и единственным источников власти признавался Конституционным Судом РФ только многонациональный народ РФ, а не Республики Алтай,   парламент республики мог согласовывать назначение Главой республики на должности не всех министров, председателей комитетов и руководителей ведомств, а только часть, при этом полностью утрачивал право на согласование  при освобождении этих лиц от должности. Были признаны не соответствующими Конституции РФ, принятые с превышением полномочий,  некоторые  нормы республиканской конституции, например,  такие как «в Республике Алтай не допускается складирование радиоактивных отходов и отравляющих веществ», «Земля, недра, леса, растительный и животный мир, водные и другие природные ресурсы являются достоянием (собственностью) Республики…», «городской и районные суды РА образуются и действуют в соответствие с федеральным законом и законом Республики Алтай»,  также и дача Верховным Судом РА заключения о совершении Главой РА умышленного преступления  трактовалось Конституционным Судом РФ как превышение полномочий Парламентом РА и вмешательством в федеральные полномочия.

В мае 2007 года в связи с тем, что во многие статьи были внесены изменения,  ряд статей утратил силу, а глава 12 «Местные органы власти и управления» и глава 13 «Местное самоуправление в РА»  были объединены в одну - было принято решение привести единую нумерацию статей и глав. Таким образом, в Конституции Республики Алтай осталось 18 глав и 151 статья при тех же семи разделах.

Последние изменения были внесены в мае 2021 года в связи с поправками федеральной Конституции. В  соответствии с ними  из Конституции Республики Алтай были изъяты положения о согласовании парламентом республики кандидатуры на назначение на должность прокурора республики, о возможности создания в нашей республике Конституционного Суда республики, также вместо понятия «член Совета Федерации» введено понятие «сенатор Российской Федерации».

В связи с вступлением в силу положений Федерального закона от 21 декабря 2021 года №414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»  в настоящее время ведётся подготовка новых поправок в Конституцию Республики Алтай.
После этих изменений можно будет издать очередной официальный текст Конституции Республики Алтай отдельным документом. Можно уточнить, что официальный текст Конституции Республики Алтай издавался на государственных языках республики  пять раз. В 1997 году – 3 тысячи экземпляров, в 2002 году - 500 экземпляров, в 2007 году – 1000, в 2012 году – 500, в 2016 – 200.

 


Опубликовано: 20 мая 2022
Назад

Полезные сайты