Конституция Республики Алтай заложила прочные основы дальнейшего развития государственности
К 25-летию Конституции Республики Алтай.
В историческом аспекте начало работы по повышению статуса Горно-Алтайской автономной области я бы связал с постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР, в котором исполкомам автономных областей поручалось представить свои предложения об укреплении статуса автономии.
2 марта 1989 года облисполком вышел с предложением в Президиум Верховного Совета РСФСР и Совет Министров РСФСР о выводе Горно-Алтайской автономной области из состава Алтайского края. Данное Обращение Горно-Алтайского облисполкома было поддержано на сессиях сельских, поселковых, районных и городского советов народных депутатов.
О необходимости изменения правового статуса четырех автономных областей с непосредственным подчинением органам государственной власти и управления РСФСР выступил депутат, заместитель Председателя Верховного Совета РСФСР М.В.Карамаев 26 октября 1989 года на XI сессии Верховного Совета РСФСР. Надо заметить, что в составе руководства области и депутатов областного Совета кроме активных сторонников выхода автономной области из состава Алтайского края и непосредственном подчинении высшим органом государственной власти и управления РСФСР были также и противники.
17 августа 1990 года на второй сессии Совета народных депутатов Горно-Алтайской автономной области 21 созыва была принята Декларация «О Федеративном договоре» и повышении государственно-правового статуса Горно-Алтайской автономной области в которой основываясь на Декларации о государственном суверенитете РСФСР, поручении Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 июля 1990 года провозглашалась необходимость заключения Федеративного договора о повышении государственно-правового статуса Горно-Алтайской автономной области путем признания ее субъектом Федерации СССР и РСФСР.
Результатом всей предыдущей политической и нормативно-правовой деятельности органов государственной власти РСФСР и нашего субъекта стало принятие Закона РСФСР от 3 июля 1991 года «О преобразовании Горно-Алтайской автономной области в Горно-Алтайскую Советскую Социалистическую республику в составе РСФСР».
Выход Горно-Алтайской автономной области из состава Алтайского края, обретение ею конституционно-правого статуса республики в составе РСФСР, явилось одной из предпосылок дальнейшего повышения статуса Республики Алтай в развитии собственного законодательства. Для подготовки проекта Конституции республики была создана конституционная комиссия 8 февраля 1992 года в составе 25 человек. 26 февраля 1992 года на заседании Президиума Верховного Совета Республики Горный Алтай была утверждена структура и основные принципы проекта Конституции (Основного закона) Республики Горный Алтай.
Однако, становление общественно-политической системы России в конце 1991 года сопровождалось различного рода политическими потрясениями и кризисами. Одной из ведущих причин этого кризиса стала борьба за выбор оптимальной формы государственного устройства страны. Глубокие перемены в жизни страны вызвали острую необходимость разработки новой Конституции России, которая, в этих условиях, должна была явиться базой, способствующей установления стабильности в обществе.
С принятием 12 декабря 1993 года новой Конституции завершилась ликвидация советской политической системы. А государственному устройству России была придана форма президентской республики. В главном документе страны было закреплено федеративное устройство государства. Статья 65 Конституции Российской Федерации определяет именной состав субъектов в составе России, из которых выделяются республики, в том числе и Республика Алтай.
У Республики Алтай не было главного—Основного закона-Конституции, которая бы закрепила основы конституционного и административно-территориального устройства, принципы организации и полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, основные права, свободы и обязанности граждан. В этой связи, правовые положения Республики Алтай на начальном этапе развития регулировались Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором Российской Федерации.
Проект Конституции Республики Алтай был предметом широкой дискуссии. За 4 года было подготовлено 5 вариантов. Все они рассматривались в комитетах Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации, в институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Также проекты Конституции обсуждались на пяти сессиях Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай, трижды их тексты публиковались в республиканских газетах.
Несколько раз они издавались отдельной брошюрой, обсуждались на сессиях сельских, районных и городского Советов депутатов. Поступило более 500 предложений, замечаний к проекту. Составленный проект Конституции практически ежемесячно обсуждался на пленарных заседаниях Конституционной комиссии. Окончательный вариант проекта Конституции прошел экспертизу в государственно-правовых структурах Администрации Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Полномочного представителя Президента Российской Федерации, в Конституционном суде РФ.
В результате проведения огромной работы, Конституция была принята на 21 сессии Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай 7 июня 1997 года. С принятием Конституции Республики Алтай завершилось ее юридическое оформление. Республика Алтай была признана демократическим государством с республиканской формой правления, входящим на правах субъекта в состав Российской Федерации и неотделимым от нее.
На 21 сессии присутствовало 25 депутатов из 27. За принятие Конституции Республики Алтай проголосовало 20 депутатов, 5-«против». В их числе были: Н.Ф.Соколов, В.И.Марков, Ф.С.Писарев, Г.М.Косарев, Л.В.Чиконова, не присутствовали С.А.Переверзев и В.В.Гевель, который, впоследствии, эмигрировал в США.
Конституция Республики Алтай явилась важным фактором на пути признания государственности Республики Алтай. Большая роль в подготовке проекта Конституции Республики Алтай принадлежит Конституционной комиссии, специального органа по разработке Конституции Республики Алтай, образованного постановлением ГС-ЭК РА от 2 марта 1994 года.
Огромную лепту в организации проекта Конституции РА внес Д.И.Табаев. Он постоянно отстаивал основные положения проекта Конституции на различных уровнях власти. Также активное участие в работе Конституционной комиссии принимали А.В.Громоздин, А.А.Наймушин, В.К.Амургушев, М.П.Гайдабрус, С.С.Тюхтенев.
Следует отметить, что работа над основным законом нашей республики проходила не просто. Это связано с тем, процесс разработки и принятия Конституции республики совпал со становлением и укреплением ее государственности, вхождением политических и других демократических институтов в нашу жизнь.
Конституция—это особый юридический документ. Она показывает, к каким целям стремится общество, какие идеи и ценности оно считает жизненно важными для своего существования и развития, какой тип отношений между человеком, обществом и государством.
Конституция Республики Алтай, по сей день, продолжает играть важную стабилизирующую роль в социально-экономическом развитии нашего региона. Возможность и сила нашего Основного закона еще не исчерпаны в развитии законодательства. Хотя много сделано и предстоит много сделать, в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации в совершенствовании государственного строительства, системы органов государственной власти и местного самоуправления, разграничения полномочий между органами власти.
Оценивая значение Конституции (основного закона) с позиции сегодняшнего дня, начала третьего десятилетия XXI века, следует признать, что в 1997 году ГС-ЭК РА впервые был принят политико-правовой документ, который в полной мере отвечал вызовам наступившей эпохи в новейшей истории Российской Федерации и Республики Алтай, и, в частности, воплотил чаяния многонационального народа.
Отличительная особенность Конституции—она была принята без какого-либо диктата федеральных органов государственной власти и с учетом интересов живущих на территории республики людей. Она сумела объединить людей разных национальностей, политических взглядов и вероисповеданий.
В этом большая заслуга В.И.Чаптынова, Д.И.Табаева, которые обеспечили процесс разработки и принятия Конституции Республики Алтай. Конституция Республики Алтай законодательно установила не только пределы власти, но и принципы ее ответственности перед народом и каждым человеком. Она заложила прочные основы дальнейшего развития государственности и демократии.
Василий Максимов, ответственный секретарь Конституционной комиссии Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай с 1992-1997 годы.