Версия для слабовидящих

Юридическое оформление статуса Республики Алтай

К 25-летию Конституции Республики Алтай.

Республика Алтай была создана 3 июля 1991 года. Президиум Верховного Совета РСФСР назначил выборы  в Верховный Совет Горно-Алтайской ССР на 22 декабря 1991 года. Под моим председательством была образована республиканская избирательная комиссия. Выборы прошли по 75 одномандатным округам, впервые на альтернативной основе. Была высокая активность избирателей: в голосовании участвовали 84,9 процентов избирателей. На таких же выборах в Республике Адыгея приняли участие 59 процентов избирателей, а в Республике Хакасия – 55,3 процентов.

Первую сессию Верховного Совета Горно-Алтайской ССР открывал  с  докладом об итогах выборов в три тура. Этот доклад под заголовком «Осуществилась заветная мечта» опубликована в республиканских газетах от 18 февраля 1992 года.
Верховный Совет республики принял три Закона Конституционного значения: «О переименовании Горно-Алтайской Советской Социалистической Республики в Республику Горный Алтай»; «О Верховном Совете Республики Горный Алтай», «О Правительстве Республики Алтай».

На сессии развернулась серьезная дискуссия о названии республики. Некоторые депутаты считали неудачным название республики «Горный Алтай», отмечали о том, что это географическое название. Если посмотреть на другие государства, они в основном названы именем народа, населяющего их территорию. Депутаты Верховного Совета пришли к выводу о переименовании Республики Горный Алтай в Республику Алтай, о чем Верховный Совет принял специальный закон.
Поскольку правовой статус республики определен в пункте 2 статьи 5 Конституции Российской Федерации как государство, имеющее свою Конституцию и законодательство, встал вопрос о разработке проекта Конституции Республики Алтай.
Надо было образовать Конституционную комиссию. По этому вопросу голоса депутатов разделились. Одни считали, что Комиссию надо создать из числа депутатов. Но среди депутатов  были только 7 юриста, из которых только один Д.И. Табаев имел большой опыт по разработке законопроектов. Депутат-юрист В.Н. Марков предложил, чтобы проект писали специалисты и приносили в Комиссию для обсуждения. Его предложение не было подержано. Следующим постановлением Верховный Совет в число членов Конституционной комиссии включили 4-х юристов: А.А. Наймушина, В.Е.Пиунова, В.В. Ромашкина и меня.

В состав Комиссии дополнительно были включены: заместитель Председателя Правительства А.И. Ялбаков, заместитель Председателя Правительства, Председатель Госкомитета по управлению госкомимуществом, будущий кандидат юридических наук А.С.Тюхтенев, министр С.Т. Пекпеев,  юрист Л.В.Чиконова.  В итоге в составе Конституционной комиссии вошли 28 человек, из них 12 юристов. Это уже сила!
Председателем Конституционной комиссии был утвержден  Председатель Верховного Совета Республики В.И. Чаптынов, заместителем председателя комиссии –  заместитель Председателя Верховного Совета Д.И. Табаев, ответственным секретарем комиссии – заведующий отделом Президиума Верховного Совета Республики В.С. Максимов.
Верховным Советом была утверждена Концепция Конституции Республики Алтай. Комиссией в соответствии с Концепцией была разработана структура проекта Конституции РА. Из числа членов Комиссии были созданы рабочие группы для написания отдельных глав и разделов проекта Конституции.
Одну из рабочих групп возглавил я. Мы разрабатывали в основном 5-й раздел проекта Конституции, посвященный государственному устройству Республики Алтай, организации государственной власти. Многое в ходе обсуждения в Комиссии менялось, уточнялось, а глава VIII «Избирательная комиссия Республики Алтай», написанная нашей группой, без изменения включена в текст Конституции.
Решения по проекту каждой статьи принимались после их обсуждения путем голосования.

Некоторые вопросы вызывали бурную дискуссию. Авторы 1-го раздела «Основы конституционного строя Республики Алтай в числе других атрибутов имеет государственные языки». Здесь, конечно, подразумевались алтайский и русский языки. Оказались явные противники этого положения, хотя Закон РСФСР «О государственных языках в РСФСР» допускает возможность признания государственным, наряду с русским языком, язык народа, проживающего в республике.
После этих дебатов было признано необходимым сохранить в ч.2 ст.1 Конституции положение о том, что «Республика Алтай имеет свою Конституцию, законодательство, территорию, государственные языки, систему органов государственной власти и местного самоуправления и государственные символы».

Комиссия приняла государственными два языка – русский и алтайский. Основная дискуссия была связана с тем, какой язык в перечне указать первым. После обстоятельного обсуждения признали необходимым перечень государственных языков изложить в алфавитном порядке. Поэтому статья 13 Конституции РА гласит: «Государственными языками в Республике Алтай являются алтайский и русский языки».
В проект первого раздела Конституции я предложил включить норму: «В Республике Алтай не допускается создание и деятельность незаконных военизированных и вооруженных формирований, а также складирование радиоактивных отходов и отравляющих веществ». Эта формулировка вызвала критику со стороны некоторых членов Комиссии. Но после обстоятельного обсуждения большинством голосов она осталась в проекте (ч.2 ст.10).

В.И. Чаптынов приехал из Москвы, собрал членов Конституционной комиссии и сообщил, что надо в проекте Конституции заложить институт Президента республики. При обсуждении этого вопроса большинство членов Комиссии поддержали эту идею. Но некоторые члены Комиссии, в т.ч. и я высказались за учреждение должности Главы республики.  Абсолютным большинством голосов Конституционная комиссия решила: в Конституции РА иметь главу 10 о Главе Республики Алтай, Председателе Правительства Республики Алтай. 
После этого мы, Д.И. Табаев, Л.В. Чиконова, В.С. Максимов, П.Г. Прокопенко и я, стали писать нормы о конституционно-правовом статусе Главы РА, Председателя Правительства РА как высшего должностного лица,   ряд  полномочий Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай переходили в полномочия Главы. Тем не менее, в полномочиях Госсобрания – Эл Курултай РА остались элементы парламентской республики: утверждение членов Правительства, руководителей республиканских комитетов и ведомств; отчет Правительства перед Госсобранием – Эл Курултай не реже одного раза в год и т.д.

Большие разногласия в Конституционной комиссии вызвали вопросы о требованиях к Главе Республики Алтай. В предложенном проекте указывалось, что «Главой Республики, Председателем Правительства Республики Алтай может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, проживающий в Республике не менее десяти лет, владеющий двумя государственными языками, обладающий избирательным правом».
Вызвали большую полемику предложенные цензы: «проживающий в Республике Алтай не менее десяти лет, владеющий двумя языками».
Для критики этих положений основания были. Во-первых, действовал федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме Российской Федерации» 1994 года, где указывалось, что на всех выборах в России к кандидатам на выборные должности устанавливается ценз оседлости один год. Противники двуязычья ссылались на статью 19 Конституции Российской Федерации о равенстве граждан. Конституционная комиссия согласилась с доводами оппонентов по первому вопросу, а вопрос о двуязычии Главы сохранили в проекте до последних месяцев до её принятия.

Первый вариант проекта Конституции был опубликован в республиканских газетах. Проходило бурное обсуждение.
В.И. Чаптынов  председателем Конституционной комиссии был с марта 1994 года по январь 1997 года. После его смерти Главой Республики Алтай, Председателем Госсобрания – Эл Курултай был избран В.В. Волков. Он же был назначен председателем Конституционной комиссии. На завершающей стадии мы в Комиссии стали работать интенсивно. Все позиции были рассмотрены за исключением одной: несогласованным оставался ценз двуязычия Главы Республики. В.В. Волков этот вопрос обсуждал с нами в Комиссии. Мы вспомнили добрую кадровую политику советского периода у нас: первым секретарем обкома КПСС был русский, а председателем облисполкома – алтаец. Глава Республики В.В. Волков обратился в Конституционную комиссию с письмом о невозможности замещения двух высших должностей органов власти лицом одной национальности. Комиссия согласилась.  
Итак, проект Конституции Республики Алтай был готов, проголосован всеми членами Комиссии.

7 июня 1997 г. состоялась XXI сессия Госсобрания-Эл Курултай для рассмотрения и принятия Конституции, где присутствовал заместитель руководителя администрации Президента РФ М.А. Митюков. Он высоко оценил качество проекта Конституции, говорил о том, что предусмотренные в нем нормы проработаны хорошо и, самое главное — Конституция Республики Алтай является  пророссийской.
Доклад по проекту Конституции Республики Алтай сделал Глава Республики Алтай, Председатель Госсобрания – Эл Курултай, председатель Конституционной комиссии Республики Алтай В.В. Волков. После выступлений депутатов В.В. Волков поставил на голосование проект Конституции в целом.
Депутаты единогласно проголосовали за принятие Конституции (Основного Закона) Республики Алтай.

Госсобрание – Эл Курултай приняло Конституцию (Основной Закон) Республики Алтай и день 7 июня 1997 г. установило Днем принятия Конституции. Этим завершилось юридическое оформление новой Республики Алтай.
За истекшее время после 7 июня 1997 года в Конституцию Республики Алтай вносились ряд изменений и дополнений. Большинство из них были вызваны изменением федерального законодательства.
Однако я категорически не согласен с двумя поправками: а) исключением из Конституции РА слова «суверенитет»; б) исключением из Конституции РА выражения «Республика – это государство».

Конституционный суд Российской Федерации признал неконституционными некоторые положения Конституции Республики Алтай, в частности, употребленное выражение о том, что «Республика Алтай – суверенное государство». Но здесь только замечу, что суверенитет у республики был, есть и будет, ведь Республика – это государство. Но только какой суверенитет? Абсолютный или относительный? В Федеративном государстве как Россия абсолютным (полным) суверенитетом обладает только само Федеративное государство, а его субъект – республика – обладает субсидиарным, т.е. ограниченным суверенитетом, что прямо вытекает из п.2 ст.5 и ст.73 Конституции Российской Федерации.

Объяснение слова «суверенитет» есть в толковом словаре В.И. Даля. А вот академик Джунусов выпустил мини словарь под названием «Суверенитет». Он дает объяснение слова «суверенитет» в 43-х значениях, в том числе говорится о суверенитете государства.
Юристы Древнего Рима являются классиками в области права. Римское право выдержало испытание веками и до сих пор преподается в юридических учебных заведениях всего мира, в том числе в нашей стране. Именно в Римском праве сказано, что каждое государство, любая территория имеет суверенитет, суверенитет принадлежит и человеку. В Римском праве человек называется сувереном.
Суверенитет в общем  правовом понимании – это право любого народа на самоопределение, право на создание государственности, социально-экономическое развитие, равноправное развитие языка, культуры, литературы, искусства и т.д. Самоопределение и суверенитет – это не обязательно отделенное.

Депутаты Государственного Собрания-Эл Курултай на одной из сессий приняли Конституционный закон об исключении из ст.1 Конституции Республики Алтай слово «государство», чем, как я считаю, нарушили пункт 2 статьи 5 Конституции Российской Федерации, которая гласит: «Республика (государство) имеет свою Конституцию и Законодательство…». Отсюда мы видим, что определение статуса Республики как государства относится к основам Конституционного строя Российской Федерации.

Республика Алтай не перестанет быть государством. Суверенитет – не цель, а средство достижения цели: превратить республику в развитый, обустроенный, самобытный и равноправный субъект Российской Федерации.
Постановление Конституционного суда об исключении из нашей Конституции слова «суверенитет» не означает потерю государственно-правового статуса и ограничение её права как равноправного субъекта Российской Федерации или сужение полномочий органов государственной власти.
Конституционный суд подтвердил, что «этим не затрагивается принадлежность Республики Алтай всей полноты государственной власти, которой она в силу статьи 73 Конституции Российской Федерации обладает».

С.С. ТЮХТЕНЕВ, профессор, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, Почетный гражданин Республики Алтай, журналист.


       


Опубликовано: 12 мая 2022
Назад

Полезные сайты