Версия для слабовидящих

Юридическое оформление статуса Республики Алтай

К 25-летию Конституции Республики Алтай.

Республика Алтай была создана 3 июля 1991 года. Президиум Верховного Совета РСФСР назначил выборы  в Верховный Совет Горно-Алтайской ССР на 22 декабря 1991 года. Под моим председательством была образована республиканская избирательная комиссия. Выборы прошли по 75 одномандатным округам, впервые на альтернативной основе. Была высокая активность избирателей: в голосовании участвовали 84,9% избирателей. На таких же выборах в Республике Адыгея приняли участие 59% избирателей, а в Республике Хакасия–55,3%.

Первую сессию Верховного Совета Горно-Алтайской ССР открывал с докладом об итогах выборов в три тура. Этот доклад под заголовком «Осуществилась заветная мечта» опубликована в республиканских газетах от 18 февраля 1992 года.

Верховный Совет республики принял три Закона Конституционного значения: «О переименовании Горно-Алтайской Советской Социалистической Республики в Республику Горный Алтай»; «О Верховном Совете Республики Горный Алтай», «О Правительстве Республики Алтай».

На сессии развернулась серьезная дискуссия о названии республики. Некоторые депутаты считали неудачным название республики «Горный Алтай», отмечали о том, что это-географическое название. Если посмотреть на другие государства, они, в основном, названы именем народа, населяющего их территорию. Депутаты Верховного Совета пришли к выводу о переименовании Республики Горный Алтай в Республику Алтай, о чем Верховный Совет принял специальный закон.

Поскольку правовой статус республики определен в пункте 2 статьи 5 Конституции Российской Федерации как государство, имеющее свою Конституцию и законодательство, встал вопрос о разработке проекта Конституции Республики Алтай.

Надо было образовать Конституционную комиссию. По этому вопросу голоса депутатов разделились. Одни считали, что Комиссию надо создать из числа депутатов. Но среди депутатов  были только 7 юриста, из которых только один Д.И.Табаев имел большой опыт по разработке законопроектов. Депутат-юрист В.Н.Марков предложил, чтобы проект писали специалисты и приносили в Комиссию для обсуждения. Его предложение не было подержано. Следующим постановлением Верховный Совет в число членов Конституционной комиссии включили 4-х юристов: А.А.Наймушина, В.Е.Пиунова, В.В.Ромашкина и меня.

В состав Комиссии дополнительно были включены: заместитель Председателя Правительства А.И.Ялбаков, заместитель Председателя Правительства, Председатель Госкомитета по управлению госкомимуществом, будущий кандидат юридических наук А.С.Тюхтенев, министр С.Т.Пекпеев,  юрист Л.В.Чиконова.  В итоге, в составе Конституционной комиссии вошли 28 человек, из них 12 юристов. Это-уже сила!

Председателем Конституционной комиссии был утвержден  Председатель Верховного Совета Республики В.И.Чаптынов, заместителем председателя комиссии–заместитель Председателя Верховного Совета Д.И.Табаев, ответственным секретарем комиссии–заведующий отделом Президиума Верховного Совета Республики В.С.Максимов.

Верховным Советом была утверждена Концепция Конституции Республики Алтай. Комиссией, в соответствии с Концепцией, была разработана структура проекта Конституции РА. Из числа членов Комиссии были созданы рабочие группы для написания отдельных глав и разделов проекта Конституции.

Одну из рабочих групп возглавил я. Мы разрабатывали, в основном, 5-й раздел проекта Конституции, посвященный государственному устройству Республики Алтай, организации государственной власти. Многое в ходе обсуждения в Комиссии менялось, уточнялось, а глава VIII «Избирательная комиссия Республики Алтай», написанная нашей группой, без изменения включена в текст Конституции.

Решения по проекту каждой статьи принимались после их обсуждения путем голосования.

Некоторые вопросы вызывали бурную дискуссию. Авторы 1-го раздела «Основы конституционного строя Республики Алтай в числе других атрибутов имеет государственные языки». Здесь, конечно, подразумевались алтайский и русский языки. Оказались явные противники этого положения, хотя Закон РСФСР «О государственных языках в РСФСР» допускает возможность признания государственным, наряду с русским языком, язык народа, проживающего в республике.

После этих дебатов было признано необходимым сохранить в ч.2 ст.1 Конституции положение о том, что «Республика Алтай имеет свою Конституцию, законодательство, территорию, государственные языки, систему органов государственной власти и местного самоуправления и государственные символы».

Комиссия приняла государственными два языка–русский и алтайский. Основная дискуссия была связана с тем, какой язык в перечне указать первым. После обстоятельного обсуждения признали необходимым перечень государственных языков изложить в алфавитном порядке. Поэтому статья 13 Конституции РА гласит: «Государственными языками в Республике Алтай являются алтайский и русский языки».

В проект первого раздела Конституции я предложил включить норму: «В Республике Алтай не допускается создание и деятельность незаконных военизированных и вооруженных формирований, а также складирование радиоактивных отходов и отравляющих веществ». Эта формулировка вызвала критику со стороны некоторых членов Комиссии. Но, после обстоятельного обсуждения, большинством голосов она осталась в проекте (ч.2 ст.10).

В.И.Чаптынов приехал из Москвы, собрал членов Конституционной комиссии и сообщил, что надо в проекте Конституции заложить институт Президента республики. При обсуждении этого вопроса, большинство членов Комиссии поддержали эту идею. Но некоторые члены Комиссии, в т.ч. и я высказались за учреждение должности Главы республики.  Абсолютным большинством голосов Конституционная комиссия решила: в Конституции РА иметь главу 10 о Главе Республики Алтай, Председателе Правительства Республики Алтай.

После этого мы, Д.И.Табаев, Л.В.Чиконова, В.С.Максимов, П.Г.Прокопенко и я, стали писать нормы о конституционно-правовом статусе Главы РА, Председателя Правительства РА, как высшего должностного лица,   ряд  полномочий Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай переходили в полномочия Главы. Тем не менее, в полномочиях Госсобрания–Эл Курултай РА остались элементы парламентской республики: утверждение членов Правительства, руководителей республиканских комитетов и ведомств; отчет Правительства перед Госсобранием–Эл Курултай не реже одного раза в год и т.д.

Большие разногласия в Конституционной комиссии вызвали вопросы о требованиях к Главе Республики Алтай. В предложенном проекте указывалось, что «Главой Республики, Председателем Правительства Республики Алтай может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, проживающий в Республике не менее десяти лет, владеющий двумя государственными языками, обладающий избирательным правом».

Вызвали большую полемику предложенные цензы: «проживающий в Республике Алтай не менее десяти лет, владеющий двумя языками».

Для критики этих положений основания были. Во-первых, действовал федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме Российской Федерации» 1994 года, где указывалось, что на всех выборах в России к кандидатам на выборные должности устанавливается ценз оседлости один год. Противники двуязычья ссылались на статью 19 Конституции Российской Федерации о равенстве граждан. Конституционная комиссия согласилась с доводами оппонентов по первому вопросу, а вопрос о двуязычии Главы сохранили в проекте до последних месяцев до её принятия.

Первый вариант проекта Конституции был опубликован в республиканских газетах. Проходило бурное обсуждение.
В.И. Чаптынов  председателем Конституционной комиссии был с марта 1994 года по январь 1997 года. После его смерти Главой Республики Алтай, Председателем Госсобрания–Эл Курултай был избран В.В.Волков. Он же был назначен председателем Конституционной комиссии.

На завершающей стадии мы в Комиссии стали работать интенсивно. Все позиции были рассмотрены за исключением одной: несогласованным оставался ценз двуязычия Главы Республики. В.В.Волков этот вопрос обсуждал с нами в Комиссии. Мы вспомнили добрую кадровую политику советского периода у нас: первым секретарем обкома КПСС был русский, а председателем облисполкома–алтаец. Глава Республики В.В.Волков обратился в Конституционную комиссию с письмом о невозможности замещения двух высших должностей органов власти лицом одной национальности. Комиссия согласилась.

Итак, проект Конституции Республики Алтай был готов, проголосован всеми членами Комиссии.

7 июня 1997 года состоялась XXI сессия Госсобрания-Эл Курултай для рассмотрения и принятия Конституции, где присутствовал заместитель руководителя администрации Президента РФ М.А.Митюков. Он высоко оценил качество проекта Конституции, говорил о том, что предусмотренные в нем нормы проработаны хорошо и, самое главное — Конституция Республики Алтай является  пророссийской.

Доклад по проекту Конституции Республики Алтай сделал Глава Республики Алтай, Председатель Госсобрания–Эл Курултай, председатель Конституционной комиссии Республики Алтай В.В.Волков. После выступлений депутатов В.В. Волков поставил на голосование проект Конституции в целом.

Депутаты единогласно проголосовали за принятие Конституции (Основного Закона) Республики Алтай.

Госсобрание–Эл Курултай приняло Конституцию (Основной Закон) Республики Алтай и день 7 июня 1997 года установило Днем принятия Конституции. Этим завершилось юридическое оформление новой Республики Алтай.

За истекшее время после 7 июня 1997 года в Конституцию Республики Алтай вносились ряд изменений и дополнений. Большинство из них были вызваны изменением федерального законодательства.

Однако я категорически не согласен с двумя поправками: а)исключением из Конституции РА слова «суверенитет»; б)исключением из Конституции РА выражения «Республика–это государство».

Конституционный суд Российской Федерации признал неконституционными некоторые положения Конституции Республики Алтай, в частности, употребленное выражение о том, что «Республика Алтай–суверенное государство». Но здесь только замечу, что суверенитет у республики был, есть и будет, ведь Республика–это государство. Но только какой суверенитет? Абсолютный или относительный? В Федеративном государстве, как Россия, абсолютным (полным) суверенитетом обладает только само Федеративное государство, а его субъект–республика–обладает субсидиарным, т.е. ограниченным суверенитетом, что прямо вытекает из п.2 ст.5 и ст.73 Конституции Российской Федерации.

Объяснение слова «суверенитет» есть в толковом словаре В.И.Даля. А вот академик Джунусов выпустил мини-словарь под названием «Суверенитет». Он дает объяснение слова «суверенитет» в 43-х значениях, в т.ч. говорится о суверенитете государства.

Юристы Древнего Рима являются классиками в области права. Римское право выдержало испытание веками и, до сих пор, преподается в юридических учебных заведениях всего мира, в т.ч. в нашей стране. Именно в Римском праве сказано, что каждое государство, любая территория имеет суверенитет, суверенитет принадлежит и человеку. В Римском праве человек называется сувереном.

Суверенитет в общем  правовом понимании–это право любого народа на самоопределение, право на создание государственности, социально-экономическое развитие, равноправное развитие языка, культуры, литературы, искусства и т.д. Самоопределение и суверенитет–это не обязательно отделенное.

Депутаты Государственного Собрания-Эл Курултай на одной из сессий приняли Конституционный закон об исключении из ст.1 Конституции Республики Алтай слово «государство», чем, как я считаю, нарушили пункт 2 статьи 5 Конституции Российской Федерации, которая гласит: «Республика (государство) имеет свою Конституцию и Законодательство…». Отсюда мы видим, что определение статуса Республики, как государства, относится к основам Конституционного строя Российской Федерации.

Республика Алтай не перестанет быть государством. Суверенитет–не цель, а средство достижения цели: превратить республику в развитый, обустроенный, самобытный и равноправный субъект Российской Федерации.

Постановление Конституционного суда об исключении из нашей Конституции слова «суверенитет» не означает потерю государственно-правового статуса и ограничение её права, как равноправного субъекта Российской Федерации, или сужение полномочий органов государственной власти.

Конституционный суд подтвердил, что «этим не затрагивается принадлежность Республики Алтай всей полноты государственной власти, которой она в силу статьи 73 Конституции Российской Федерации обладает».

С.С.ТЮХТЕНЕВ, профессор, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, Почетный гражданин Республики Алтай, журналист.


       


Опубликовано: 12 мая 2022
Назад

Полезные сайты