Версия для слабовидящих

Выступление Р.С.Пекпеевой на XXXI сессии ГС-ЭК РА по вопросу принятия законопроекта о республиканском бюджете на 2023-2025 гг. в первом чтении (18.11.2022г.)

Проект закона Республики Алтай «О республиканском бюджете Республики Алтай на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»  внесен в Парламент в сроки, установленные Законом о бюджетном процессе.
К 1-му чтению Ольга Владимировна Завьялова обозначила основные характеристики бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. Поэтому я не буду повторять. Хотелось бы остановится на наших собственных доходах, которые прогнозируются в размере 9 375 032,6 тыс. рублей, что в полтора миллиарда больше по сравнению с аналогичным планированием прошлого года. Здесь основным бюджетообразующим налогом остается НДФЛ, который по своей структуре состоит примерно на половину из бюджетного сектора и коммерческого. Хочу отметить динамику, связанную с приростом на 30 % по налогу на прибыль организаций от наших социальных инвесторов и крупных налогоплательщиков (например ГЛК Манжерок).
Также прирост идет от налога на профессиональный доход (самозанятые), который реализуется второй год подряд по тому Закону, который мы с вами приняли (Закон Республики Алтай от 29.05.2020 № 16-РЗ «О введении в действие специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» на территории Республики Алтай»).

Не стоит забывать, что с 1 января 2023 года будет осуществлен переход на единый налоговый платеж и счет согласно уже принятым поправкам в Налоговый кодекс и здесь необходимо тщательно проработать в том числе с налогоплательщиками. Конечно же на начальном этапе могут возникнуть сложности, в части кассового пополнения и планирования доходов и расходов.

В этом же ключе хочу обратить внимание на доходную часть муниципальных образований, так как к нам поступают обращения, связанные со снижением прогноза по земельному налогу. Муниципальные образования обеспокоены сложившейся ситуацией, связанной по итогам результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, как коллеги отметили земли рекреации занижены, чем земли под ИЖС и ЛПХ. Буквально вчера мы с вами обсуждали этот вопрос.

Коллеги, мы с вами провели все Комитеты, в которых рассмотрели данный законопроект.
Также перед внесением бюджета на первое чтение, у нас прошли заседания рабочих групп, по итогам которых было выработано 88 предложений и рекомендаций. И Правительство подготовило ответ по указанным предложениям, который также был предметом обсуждения на заседаниях Комитетов. Однако не все предложения нашли свое отражение в представленном бюджете, в связи с чем комитеты приняли решения с рекомендациями.

Многие из вас были участниками публичных слушаний. Мы с вами на профильном комитете приняли рекомендаций публичных слушаний, новшеством стало отдельное приложение к рекомендациям, по которым принято 15 рекомендаций по социальной поддержке граждан, участников специальной военной операции, а также членов их семей. Обозначу некоторые их них:
Необходимо ввести «социальный паспорт» на каждую семью участника СВО, содержащий актуальную информацию о необходимой помощи. На основании «социального паспорта» оказывать индивидуальную помощь и поддержку по всем направлениям; организовать профессиональную ориентацию и содействие в поиске работы для членов семей участников СВО; рассмотреть возможность налоговых льгот для участников СВО; обеспечить бесплатную юридическую помощь; обеспечить психологическую помощь и психологическую реабилитацию участникам СВО и членам их семей; предоставлять во внеочередном порядке детям места в муниципальной образовательной организации; детей предлагается направлять на отдых и оздоровление;  обеспечить бесплатное посещение занятий по дополнительным образовательным программам и многое многое другое.

Впервые за несколько лет к нам поступили рекомендации от граждан на сайте Парламента в рамках работы над бюджетом. Отрадно что жители следят и участвуют в бюджетном процессе. Все рекомендации аккумулированы и направлены в Правительство, ожидаем ответ.

В дальнейшем коллеги нам предстоит более тщательно и детально обсудить на предстоящих заседаниях рабочих групп и комитетов те важные моменты, которые не раз поднимались не только на прошедших рабочих группах и Публичных слушаниях, но и на прошедшем Президиуме и комитетах, ведь именно эти вопросы требуют финансового подкрепления в рассматриваемом бюджете.

Мы, коллеги, за этот месяц на разных площадках много говорим о молодежном направлении и патриотическому воспитанию. В новых реалиях эти направления является важными. Необходимо возрождение допризывной подготовки молодежи и совершенствования учебно-материальной базы и другие мероприятия по молодежной политике и патриотическому воспитанию граждан.

Хотелось бы обратить внимание на специалистов по социальной работе, работающих в организациях подведомственных Министерству труда, социального развития и занятости населения РА, данная категория специалистов имеет значительный объем работы, в виду большого количества социальных льгот и публичных обязательств региона, которые данные специалисты администрируют. Существует необходимость повышения оплаты труда этих специалистов.

Кроме того, наблюдается низкий уровень оплаты труда у сотрудников наших издательств, а именно газет Алтайдын Чолмоны, Звезда Алтая и издательский дом Алтын Туу. 

На публичных слушаниях один из вопросов касался кадрового обеспечения социальной сферы. Повышение кадрового потенциала в образовательной и медицинской сфере в том числе связаны с приобретением служебного жилья. Конечно, бюджетные ассигнования на приобретение жилья врачам и учителям в представленном бюджете предусмотрены и сохранены на уровне 2022 года, однако их не достаточно с учетом того, что на рынке жилья цены на приобретение жилья даже в районных центрах выросли в разы, не говоря уже о городе Горно-Алтайск.

С прошлого года остается приоритетным направлением выделение субсидий на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях модернизации производства товаров. Предварительно заложена сумма аналогичная прошлому году. Но мы все понимаем, что с этого года с введением санкций значительно подорожали материалы и компоненты производства и тут следует подумать о существенном увеличении суммы и поддержке нашего предпринимательства;

К нам часто обращаются жители малых сел по поводу строительства дома культуры, спортивного зала, молодежного центра. При тех огромных затратах на капитальное строительство, мы понимаем что не в скором будущем жители села увидят эти объекты у себя. Нам надо обратить внимание на  модульные сооружения. Это может быть универсальный сельский досуговый центр для малых сел. Таким позитивным примером служит сельский Дом культуры  в с. Карлушка Майминского района, который можно было бы реализовать во многих селах и самое главное он доступен в реализации. Ну и конечно же не стоит  забывать и о крупных проектах, например таком как модульный спортзал в школе имени Тюкова в с. Кош-Агач.
В прошлом году мы много говорили о создании центра алтайской цивилизации «Алтай-Кабай». Необходимо этот вопрос поднять и заложить финансирование проектно сметной документации на 23 год и приступать к ее реализации. 

Коллеги я не буду перечислять все наши пожелания и рекомендации. У нас с вами активная работа продолжается. Впереди рабочие группы по направлениям.
Ну и в завершении - все Комитеты рассмотрели указанный законопроект и рекомендовали Парламенту принять в первом чтении. Контрольно-счетной палатой Республики Алтай проведена финансово-экономическая экспертиза законопроекта, имеются положительные заключения ГПУ Госсобрания, Прокуратуры и Минюста.

С учетом вышесказанного Комитет предлагает принять законопроект в первом чтении и утвердить основные характеристики республиканского бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.


Полезные сайты