Версия для слабовидящих

VIII-ая сессия Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай шестого созыва (22.05.2015г.)

0.jpgВ парламентском заседании приняли участие 36 депутатов из 39.

Председательствовал на сессии Иван Белеков.

В работе сессии принимали участие Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай Александр Бердников, члены Совета Федерации Владимир Полетаев и Татьяна Гигель, члены Правительства Республики Алтай, руководители республиканских комитетов и ведомств, федеральных исполнительных органов управления в Республике Алтай, главы и председатели Советов депутатов муниципальных образований Республики Алтай, представители общественных организаций Республики Алтай и республиканских средств массовой информации.

Депутаты рассмотрели 34 вопроса, в т.ч. 20 законопроектов. В итоге, было принято 17 законов, в т.ч. 2-базовых, при этом, в 14 действующих законов были внесены изменения. В первом чтении был принято 2 законопроекта, во втором–1.

В ходе сессии парламентарии обсудили и приняли к сведению Отчет Главы Республики Алтай, Председателя Правительства РА А.Бердникова о работе Правительства РА в 2014 году, внесли изменения в ряд постановлений ГС-ЭК РА, заслушали информацию о деятельности Верховного Суда РА, согласовали назначения кандидатов на должности мировых судей.

В соответствии с повесткой сессии, Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай Александр Бердников выступил с докладом о деятельности Правительства Республики Алтай в 2014 году.

В начале своего выступления, глава отметил, что жители Республики Алтай в прошлом году достойно выдержали испытания паводком и градобоем. От наводнения пострадало большинство районов, около 70% территории республики. Общий ущерб от паводка был оценен в 6,5млрд.руб. Несмотря на все это, по итогам года, увеличились инвестиции в основной капитал, выросли объемы строительных работ, ввода жилья, розничного товарооборота, платных услуг населению, улучшились показатели уровня жизни: выросла заработная плата и денежные доходы.

В борьбе со стихией мы получили полноценную и своевременную помощь федерального центра. Вопрос на контроле держали лично Президент России Владимир Владимирович Путин, Председатель Правительства Дмитрий Анатольевич Медведев, министры Правительства России. Своевременно была выделена финансовая помощь, и в этом году, мы, в основном, планируем закончить восстановление разрушенной инфраструктуры.

На выплаты пострадавшему населению федеральный центр выделил 1 895млн.руб. Помощь получили 43,5 тысячи жителей республики. Кроме этого, 1 400млн.руб. республика получила на проведение капитального ремонта домов. Более 3 тысяч домовладельцев средства уже получили. Оформление документов на выплаты продолжается.

А.Бердников заметил, что, в прошедшем году, произошло беспрецедентное событие, которое изменило новейшую историю Республики Алтай–впервые в наш регион состоялся официальный визит главы государства. Президент России Владимир Владимирович Путин провел в г.Горно-Алтайске совещание по вопросам ликвидации последствий паводковой ситуации в регионах России, а также принял участие в запуске солнечной станции в с.Кош-Агач.

Президент высоко оценил уникальность Республики Алтай, отметил, что наш регион обладает редкой красотой и особой энергетикой. Он пообещал всестороннюю поддержку в решении особо проблемных вопросов. После его визита, республика получила солидные дополнительные средства федерального бюджета на ликвидацию последствий наводнения. Кроме того, Президент поддержал проект реконструкции дороги «Таштагол–Турочак», строительство ряда объектов регионального значения.

В своем докладе глава также отметил, что Республика Алтай, как и в прежние годы, остается лидером среди регионов СФО по производству мяса–почти 195кг на душу населения. По молоку мы на 2-м месте, после Алтайского края–411кг на душу населения. Выпуск сельхозпродукции, в прошлом году, составил 9 300млн.руб. Это на 1,7% меньше, чем в прошлом году. Сокращение произошло, за счет продукции растениеводства (повлияли стихийные бедствия), а вот производство продукции нашей основной отрасли-животноводства-даже несколько выросло и составило 100,4% к уровню 2013 года. В зимовку в хозяйствах всех категорий пошло 440 тысяч условных голов скота. И завершили мы ее благополучно.

Неплохие показатели аграрной отрасли обеспечивает серьезная государственная поддержка. В 2014 году на сельское хозяйство было направлено почти 772млн.руб., в т.ч. более 405млн.руб.–из федерального бюджета и более 366млн.руб.–из республиканского. Государственная поддержка оказывалась по 67 направлениям. На 233млн.руб., в отчетном году, были профинансированы мероприятия по социальному развитию села. 57 семей (205 человек), проживающие в сельской местности, улучшили свои жилищные условия. Было введено 10км водопроводов в с.с.Мариинск, Элекмонар и Шашикман, 30км газопровода–в с.Майма. На эти средства велось строительство школы в с.Верх-Уймон, а также детского сада в микрорайоне «Алгаир-2».

В Отчете было отмечено, что в рамках сотрудничества с ОАО «Газпром» с 2008 года на газификацию республики компания направила более 3,5млрд.руб., это не считая благотворительных проектов. Всего было построено 13 межпоселковых газопроводов общей протяженностью 206км. В 2014 году «Газпром» также выделил на газификацию республики 500млн.руб., 23млн.руб. было выделено из республиканского бюджета. Построено около 100км сетей газоснабжения, на газ переведены 3 котельные в с.Горно-Алтайске и с.Майма, газифицировано 309 домовладений. В 2015 году инвестиции «Газпрома» еще более вырастут и составят 700млн.руб. Эти средства будут направлены на проектно-изыскательские работы по строительству подводящих газопроводов к трем жилым микрорайонам г.Горно-Алтайска, а также на сооружение подводящих газопроводов к с.с.Манжерок, Рыбалка, Соузга и Кызыл-Озек.

Глава подчеркнул, что получено твердое обещание, что, при строительстве газопровода «Алтай», «Газпром» примет финансовое участие в строительстве и реконструкции в республике дорог регионального значения, а это, как вам хорошо известно, один из самых проблемных вопросов, для нас, на сегодняшний день.

А.Бердников, говоря о деятельности по строительству, ремонту и развитию инфраструктурных объектов, сказал, что это остается, для республики, безусловным приоритетом. Несмотря на паводок, в 2014 году удалось восстановить до первоначального состояния 194 км. дорог и 174 моста, в текущем году планируется восстановить еще 58 мостов и 27км автомобильных дорог. Продолжалась реконструкция Чуйского тракта от границы Республики Алтай и Алтайского края до ДПС возле с.Майма. Реконструкция этого участка завершится в 2016 году, ее стоимость составит около 1млрд.руб.

Что касается аэропорта г.Горно-Алтайска, его пассажиропоток вырос в 2014 году на 32% и составил почти 42тыс. пассажиров.

Энергодефицитность Республики Алтай–это одна из серьезных проблем, сдерживающих развитие региона, что хорошо известно всем здесь присутствующим. В минувшем году был сделан серьезный шаг к решению этой проблемы. 4 сентября 2014 года возле с.Кош-Агач состоялось открытие солнечной станции мощностью 5МВт. Это-крупнейшая станция такого типа в России, в ее открытии принимал участие Президент РФ Владимир Владимирович Путин.

Станция уже подключена к единой энергосистеме и поставляет энергию в сеть. В дневное время, она снабжает электроэнергией территорию Кош-Агачского, Улаганского и Онгудайского районов. Кош-Агачский район потребляет около 3МВт энергии, а станция вырабатывает 5 МВт.

1 марта 2014 года была введена в эксплуатацию автономная гибридная энергоустановка мощностью 18КВт в с.Суранаш Турачакского района, что обеспечило круглосуточное электроснабжение села. Таким образом, Правительство продолжало работу по обеспечению электроэнергией отдаленных и труднодоступных сел.

Объем выполненных работ в строительстве составил в 2014 году рекордные 7,5млрд.руб., что почти на 12% выше уровня прошлого года. Столь существенный рост связан с большим объемом восстановительных работ, после паводка. Велось строительство социально-значимых объектов. Финансирование этого направления составило более 1 337млн.руб. Было построено 16 объектов водоснабжения, 4–газоснабжения, 3-объекта спортивного назначения, 7–дошкольного образования, 7 школ, пристройка к республиканской детской больнице. Мы завершили строительство таких долгожданных объектов, как первая очередь ЦРБ в с.Майма, вторая очередь центральной больницы в с.Турочак, поликлиника Кош-Агачской ЦРБ, школа на 260 учащихся с интернатом в с.Иня (I-ый этап), школа на 216 учащихся в с.Улаган и на 119 учащихся в с.Верх-Уймон, детский сад на 40 мест в с.Бельтир. Также были введены детские сады на 140 мест в с.с.Майма, в селе Кара-Кудюр, в г.Горно-Алтайске. Открыли ФАПы в с.с.Мухор-Тархата и Большой Яломан.

Также в 2014 году было введено рекордное количество жилья–100,4тыс.м2 (на 12% больше, чем в 2013 году). Эта тенденция сохраняется уже несколько лет и продолжается в 2015 году–за четыре месяца объем введенного жилья уже превысил 68тыс.м2.

На серьезное увеличение объемов сданного жилья повлияла реализация государственных программ по переселению из ветхого и аварийного жилья, строительству домов, для детей-сирот, принимаемые Правительством меры по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой (на это из бюджета было выделено почти 30млн.руб.), по предоставлению бесплатных участков льготным категориям граждан и ряд других мер.

Так, в течение отчетного года мы расселили наших граждан из 23 аварийных домов. Новое жилье получили 284 человека. Объем финансирования составил 393млн.руб.
Приобретено 181 жилое помещение, для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. На эти цели было направлено 188млн.руб., в т.ч. почти 100млн.руб.-из республиканского бюджета.

Несмотря на паводок в начале июня 2014 года и возникшее, вследствие этого, негативное информационное поле, туристический поток в отчетном году составил 1 506тыс. посещений, что почти на 4% превышает показатель 2013 года. Загрузка туристических объектов в июле и августе составляла до 100% в выходные и до 80%-в будние дни. Объем реализованного турпродукта оценивается в 2 750млн.руб., а с учетом мультипликативного эффекта он составляет 3 650млн.руб.–это более 10% от валового регионального продукта, что делает туризм в республике градообразующей отраслью. В оказании туристических услуг участвовало 778 хозяйствующих субъектов, 6 200 работающих, в т.ч. на постоянной основе–4 200чел.

Объем внебюджетных инвестиций в развитие туротрасли, по результатам 2014 года, составил 1,5млрд.руб., что на 37% больше уровня 2013 года и является, на сегодняшний день, максимальным показателем. Введено в эксплуатацию 14 новых туробъектов, продолжалось развитие крупнейших инвестиционных проектов. Таким образом, туризм остается одним из приоритетных направлений экономики Республики Алтай.

Как отметил глава, в 2014 году предприятия и организации всех форм собственности на развитие экономики и социальной сферы республики направили почти 14млрд.руб. инвестиций в основной капитал, что в сопоставимой оценке более, чем на 17% больше, чем в 2013 году. При этом, объем частных инвестиций оценивается в 9,6млрд.руб., или 70% от общего объема. Среди крупнейших объектов частных инвестиций–солнечная электростанция в с.Кош-Агач, особая экономическая зона «Долина Алтая», ГЛК «Манжерок». Также строились гостиничный и животноводческий комплексы ООО «Алтай Резорт», турбаза «Рублевка», на турбазе «Турсиб» построен аквапарк.

В конце 2014 года открылся завод по производству белкового концентрата из шрота подсолнечника, построенный ООО «Био Технологии». Инвестиции в проект составили 1,3млрд.руб. Это-высокотехнологичное инновационное производство, продукция которого востребована на российском рынке.

А.Бердников заявил, что Правительство республики проводит постоянную работу по созданию оптимальных условий, для развития этого сектора. Общий объем господдержки в 2014 году составил 480млн.руб., поддержку получили 5 110 предпринимателей, в т.ч. 4 829 сельхозтоваропроизводителей-на сумму 250млн.руб. и 281 прочее предприятие-на сумму 230млн.руб.

Как считает глава, увеличение доходов населения, обеспечение его социальной защищенности является нашей основной, первоочередной задачей. В 2014 году величина среднемесячных денежных доходов на душу населения составила 16 900 рублей–почти 115% к уровню 2013 года. Среднемесячная заработная плата по республике в отчетном году составила 22 300 рублей (рост к уровню предыдущего года–7,6%). На обеспечение социальной защищенности граждан в 2014 году было направлено более 2 200млн.руб.

Особое внимание традиционно уделялось многодетным семьям. В отчетном году более тысячи многодетных семей получили сертификаты на республиканский материнский капитал, который выплачивается на четвертого и последующих детей в размере 50тыс.руб. 158 семей уже потратили эти деньги на улучшение жилищных условий и обучение детей.

Накануне 70-летия Великой Победы нашего народа в Великой Отечественной войне и во исполнение Указа Президента РФ, мы уделяли и уделяем особое внимание нашим ветеранам и вдовам участников войны. 1 127 из них, на сегодня, обеспечены жильем. На решение этого вопроса было выделено 1 036млн.руб. В 2014 году квартиры получили 8 ветеранов. В 2015 году мы обеспечили жильем еще 25 человек.
27 400 детей, а это более 85% всех школьников, отдохнули в 2014 году в летних лагерях. Впервые 550 детей побывали в санаториях Республики Крым. Постоянно в зоне нашего внимания находятся дети-сироты. В отчетном году отметили новоселье 255 детей-сирот, в планах этого года–обеспечить жильем еще 111 нуждающихся.

А.Бердников отметил, что Правительство РА продолжает вкладывать ресурсы в то, чтобы наши дети получали конкурентоспособное образование, независимо от места их проживания–ведь это-вклад в будущее республики. Поэтому строительство школ не завершается, несмотря на то, что за девять лет уже построено и реконструировано почти 80 школ. В 2014 году введены в эксплуатацию новая школа в с.Верх-Уймон, завершена первая очередь строительства Улаганской средней школы, завершается строительство Ининской и реконструкция Еловской школ. За счет средств муниципального бюджета, построена пристройка к Кош-Агачской школе.

На подготовку общеобразовательных организаций к новому учебному году было направлено порядка 620млн.руб., а всего расходы на образование в 2014 году составили 4 007млн.руб. Во всех школах обучающиеся имеют возможность получать горячее питание, дети из малообеспеченных семей–бесплатное. Охват детей горячим питанием в 2014 году составил 98%. На создание в сельских школах условий, для занятий физической культурой и спортом, была выделена федеральная субсидия в размере порядка 27млн.руб., при софинансировании из республиканского бюджета в размере 4млн.руб. Средства были направлены на ремонт спортивных залов в средних школах в с.с.Курай, Уймень и Дмитриевка. 69 школ республики оснащены спортивным инвентарем и оборудованием. В Ябоганской и Ильинской средних школах построены открытые спортплощадки.

Серьезные улучшения произошли и в дошкольном воспитании. Если в 2006 году у нас было 6 867 мест в детских садах, то сейчас эта цифра, практически, удвоилась и составляет 12 229.

В 2014 году по программе «Модернизация региональной системы дошкольного образования» в республику поступило из федерального бюджета более 246млн.руб., и 90млн.руб. выделил региональный бюджет. В результате, было создано 1 137 дополнительных мест в дошкольных учреждениях.

Заметные качественные изменения произошли в здравоохранении республики, где, за последние годы, нам удалось существенно улучшить материально-техническую базу как в плане строительства медицинских учреждений, так и в плане приобретения современного, дорогостоящего медицинского оборудования.

Основные показатели в сфере здравоохранения, которые планировалось достичь, в соответствии с «дорожными картами», выполняются–это снижение смертности от всех причин, материнской и младенческой смертности (снизилась на 24%), смертности от болезней системы кровообращения (на 10%), туберкулеза (на 38%), доля выездов скорой со временем доезда до больного менее 20 минут.

Ожидаемая продолжительность жизни в Республике Алтай в 2014 году составила 66,2 года. Уровень рождаемости–20,7 промилле, что, хоть и ниже на 2%, чем в прошлом году, все же значительно превышает 13,2 промилле российского показателя. По уровню рождаемости мы, по-прежнему, остаемся на лидирующих позициях. Общая смертность также снизилась на 2% и составила 11,1 промилле. Кстати, среднероссийский показатель, опять же, выше–13 промилле.

Проблемой остается высокая смертность населения от внешних причин–в ДТП, от алкогольных отравлений, травм, несчастных случаев. В связи с этим, разработана программа «Комплексный план мероприятий по снижению смертности населения от внешних причин в Республике Алтай на 2014-2018 годы». К реализации этого плана подключены все заинтересованные министерства и ведомства.

В 2014 году на оказание медицинской помощи населению республики направлено 3 100млн.руб. Высокотехнологичную медицинскую помощь получили 771 человек, из них 146-детей. При этом, более сотни больных получили такую помощь в нашей республиканской больнице.

2014 год в Российской Федерации был объявлен Годом культуры. В рамках Года культуры в республике были проведены такие крупные мероприятия, как республиканский конкурс «Юные дарования», межрегиональный праздник алтайского народа «Эл-Ойын 2014», торжественные мероприятия, посвященные празднованию Дня Победы, 90-летию Майминского района и многие другие. На развитие сферы культуры и искусства Республики Алтай было привлечено более 55млн.руб. из федерального бюджета. Мы провели капитальный ремонт 7 учреждений культуры в Чемальском, Чойском, Майминском, Улаганском районах. Из резервного фонда Президента России были выделено 4,9млн.руб. на капитальный ремонт Чепошского дома культуры.

99млн.руб. в 2014 году было выделено из республиканского бюджета на развитие физкультуры и спорта. Наши спортсмены успешно выступали на соревнованиях всех уровней.

Как заметил глава, в сентябре 2014 года Министерство финансов России опубликовало результаты оценки качества управления региональными финансами в 2013 году. Согласно рейтингу, Республика Алтай, уже четвертый год подряд, вошла в число 23 регионов с высоким качеством управления региональными финансами. Поддержанию высокого уровня качества управления региональными финансами способствует и повышение прозрачности в финансовой и бюджетной сферах. По этому направлению Республика Алтай находится в лидерах в Российской Федерации.

Общий объем доходов, поступивших в 2014 году в консолидированный бюджет Республики Алтай, составил 19 965млн.руб. (99,6% от плана). Кассовое исполнение расходов составило 19 735млн.руб. При этом, налоговые и неналоговые доходы составили 4 437млн.руб., с приростом 6,1% к 2013 году.

В заключение доклада А.Бердников остановился на совершенствовании системы государственного управления. В отчетном году был запущен процесс ее оптимизации. Сокращено число министерств на две единицы, в результате чего, на 39 уменьшилось число должностей. На 10% была сокращена численность Аппарата Правительства. В данный момент, проводится оптимизация численности подведомственных государственных учреждений–уже сейчас сокращено 147 должностей. Проводится сокращение автомобильного парка, расходов на содержание госслужащих. Соответствующие рекомендации по сокращению расходов также даны районным и сельским администрациям.

"Во всех направлениях работы я всегда чувствую участие, поддержку и помощь Государственного Собрания–Эл Курултая, всех депутатов. Надеюсь и уверен, что, и в дальнейшем, наше взаимодействие будет постоянным и конструктивным, во благо жителей Республики Алтай", -заявил в завершение доклада А.Бердников.

В дальнейшем, в обсуждении Отчета выступили руководители парламентских фракций.

Руководитель фракции «Единая Россия» в ГС-ЭК РА Михаил Терехов, что на все вопросы, которые были направлены в адрес Главы РА, Председателя Правительства РА, даны исчерпывающие ответы. В них четко просматривается, что качество жизни наших граждан растет, субъект динамично развивается. О подобных успехах мы сегодня вряд ли вели речь, если, при решении поставленных вопросов члены нашей фракции, которых сегодня в Парламенте насчитывается 28 человек, не придерживались конструктивных взаимоотношений с Правительством республики-не противостоять, а тесно сотрудничать.

Ушедший год оказался на редкость трудным, и выполнить все параметры бюджетной и налоговой политики, конечно, было непросто. Правительство с поставленными задачами справилось. Достижению такого результата способствовал своевременный переход нашего региона на программно-целевое финансирование. Ибо новая форма, как говорят экономисты, позволяет заниматься «управлением результатов», а не «управлением затрат», как это было ранее.

Как положительный момент, мы отмечаем, что все социальные обязательства перед населением исполнительными органами были выполнены. Из всей расходной части бюджета более 70% направлено на социальную сферу. В этой связи, есть необходимость сказать, что, благодаря совместной работе Правительства с представителями нашей фракции, в первую очередь, удалось возвратить ряд позиций по публичным обязательствам, которые были утрачены в 2013 году. Это относится, прежде всего, к сохранению дотационных выплат за молоко. В этом вопросе депутатский корпус получил поддержку со стороны Главы РА А.Бердникова, Министра сельского хозяйства Ю.Земирова.

Серьезную поддержку в ушедшем году, в виде грантов, получили начинающие фермеры, представители семейных животноводческих ферм, шло возмещение затрат на приобретение оборудования, для сельскохозяйственной отрасли. Внесенные поправки в республиканский закон «О ветеранах» позволил с лета прошлого года нашим ветеранам-шахтерам получить, так необходимые им, льготы. К сожалению, вопрос обеспечения местами в дошкольных учреждениях нам, к сожалению, так снять и не удалось. Он, по-прежнему, требует к себе пристального внимания.

В Отчете представлена четкая картина нашей действительности с положительными и отрицательными моментами. И это касается ситуации в ЖКХ. К сожалению, мы вынуждены повторить, уже не первый раз, что «нашему Правительству, да и Парламенту, не удалось предусмотреть все необходимое, для того, чтобы минимизировать эту проблему». Оплата услуг за отопление, горячее водоснабжение остается в нашем регионе самой высокой в СФО. Да, на это есть причины как объективные, так и субъективные. И, все-таки, мы должны этот вопрос держать на контроле.

Во время проведения в сентябре выборной компании удалось выяснить, что наших граждан в ряде сел не устраивает система электрообеспечения, которая, как они говорят, «с погодой не спорит». За последние годы, построенная система водоснабжения исчисляется сотнями километров. Но есть села, где  люди не имеют доступа к качественной воде.

С сожалением приходится говорить, что ситуация в дорожной отрасли нас, мягко говоря, не радует. Достаточно лишь свернуть с федеральной трассы М-52, чтобы понять, в каком состоянии наши поселковые дороги. Но это не вина дорожников, это-проблема российского масштаба–пока, нет должного финансового обеспечения. Местные дорожные фонды проблему не решили, да и вряд ли им это под силу. Будем надеяться, что газ, который пойдет в Китай через нашу территорию транзитом, поможет нам эту проблему снять.

Руководитель фракции КПРФ в ГС-ЭК РА Виктор Ромашкин, свое выступление посвятил недостаткам в работе Правительства РА за отчетный период. Депутат отметил, что несмотря на оптимистичную официальную статистику имеются проблемы в занятости на селе: практически, каждый второй не имеет работы, и среди незанятых очень большой процент молодежи. Деньги, выделяемые на развитие сельского хозяйства, до людей, работающих на земле, доходят мало. Правительство еще не сумело организовать работу так, чтобы крестьянин почувствовал реальную помощь и заботу о себе.

Необходимо переламывать практику, когда, по мнению людей, в республике гранты раздаются лишь нужным и своим людям. К сожалению, широко известная ситуация с откормочными площадками в Майминском районе, где растворились 15млн.руб., способствует укреплению такого мнения. На наш взгляд, Правительством Республики Алтай оказывается недостаточная помощь предпринимателям Республики Алтай, что не может существенно повлиять на улучшение предпринимательского климата в Республике Алтай.

По мнению лидера парламентской фракции, не способствует улучшению экономической ситуации и тот факт, что сегодня основные объемы работ в строительстве ведут компании, ненаходящиеся в Республике Алтай, а также рабочая сила привлекается с других регионов России и даже из стран Таможенного союза. А местное население, зачастую, остается не у дел. Кроме того, безучастно Правительство наблюдает и за ситуацией, когда предприниматели Республики Алтай, работающие в сфере торговли, теряют свой бизнес, крупные иногородние сетевые компании поглощают их, в результате, доходы как предпринимателей, так и Республики Алтай сокращаются.

Предпринимаемые Правительством меры по развитию экономики не приводят к созданию достаточных новых рабочих мест, к увеличению производства различной продукции, продуктов питания, строительных материалов и прочей продукции востребованной рынком.
Переработка продукции сельского хозяйства (мясо, панты маралов, лектехсырье) производится на месте в очень малом количестве, а в основном, вывозится, в качестве сырья, для производств, опять же, находящихся за пределами Республики Алтай.
Не можем, по-хозяйски, распорядиться и огромным лесным потенциалом (а это-строительные материалы, лекарственные травы, дикоросы и др.), много говорим о переработке, а реально делаем мало.

Мы понимаем, что социальные проблемы могут быть успешно решены, только при стабильно и динамично развивающейся экономике. И мы готовы поддерживать действия Правительства, направленные на подъем экономики республики. Но и Правительство должно активнее привлекать политические партии к совместной работе, советоваться с населением по важным крупным строительным проектам, таким как, например, реконструкция Чуйского тракта через с.Майма.

Надо отметить, что, в течение отчетного периода, у нашей фракции возникали конкретные претензии к отдельным действиям Правительства республики. Например, это попытки пересмотра порядка оплаты коммунальных услуг сельским учителям. Здесь позиция нашей фракции неизменна: педагог на селе должен получать полную компенсацию за отопление и освещение.

На фоне хорошо организованных и проведенных мероприятий, посвященных 70-летию Победы, не очень здорово получилось с выплатой к этому юбилею обещанной тысячи рублей пенсионерам, отнесенным к категории «дети войны». При принятии бюджета, была достигнута такая договорённость, объявили об этом. А потом, кто-то решил уменьшить эту сумму на 20%. И, только после неоднократных напоминаний, практически всех фракций, провели доплату к уже выплаченным деньгам. Так, порой, на пустом месте создаются никому не нужные проблемы.

В.Ромашкин предложил Главе РА А.Бердникову приёмы по личным вопросам сделать традиционными, чтобы жители республики знали о времени вашего приёма заранее и не ждали его месяцами.
Депутат высказал уверенность, что критические пожелания фракции будут приняты Правительством к сведению и реализации.

Руководитель фракции ЛДПР в ГС-ЭК РА Юрий Орехов отметил, что несомненным является тот факт, что работа Правительства в отчётном 2014 году характеризуется как комплексом положительных результатов, так и оставшимися открытыми, нерешёнными проблемами, которые требуют дополнительного финансирования и, возможно, времени.

"С нашей стороны, было бы несправедливым отметить только одни недостатки в работе Правительства, есть и положительные сдвиги по сравнению с прошлыми годами".

Депутат обратил внимание Правительства РА на проблемы в Республике Алтай, которые остаются актуальными, по сей день. Это-малые межпоселковые, внутрипоселковые, внутригородские дороги. Дороги–это камень преткновения в решении многих вопросов, связанных с жизнеобеспечением жителей республики.

Руководитель фракции считает необходимым прекратить вывозить за пределы республики мясную продукцию в живом весе и начать ее перерабатывать на месте. Это позволит и поступления в бюджет увеличить, и создаст новые рабочие места.

Серьезной проблемой остаётся выделение земельных участков молодым семьям. Создана огромная очередь, попавший в нее может получить желаемый кусочек земли, наверное, когда на пенсию выйдет.

Мы надеемся, что кризисная ситуация в стране заставит, в дальнейшем, отказаться от мега-проектов. Хотелось бы, чтобы пришло понимание: для нашей небольшой республики, прежде всего, для её жителей, а не только для туристов, нужны меньшие по объему, но функциональные объекты (культурно-массового направления, спортивные, детские площадки, хоккейные коробки).

Поддерживать нужно малый и средний бизнес, и, в принципе, у нас в регионе делается много, для этого. Но, как часто это бывает в нашей стране, зачастую, хорошие идеи оборачиваются некачественным их исполнением. Так, к примеру, выдача грантов, субсидий, по словам многих бизнесменов республики, превратилась в предмет торга, поддержка оказывается не самым добросовестным предпринимателям, которые рассматривают эти гранты, как возможность, для личного обогащения.

Ю.Орехов подчеркнул, что необходимо прекратить молча наблюдать за спекулятивным ростом цен. Одни общественники с этим не справятся. Где же надзорные органы, антимонопольная служба, антикризисный штаб?
Продолжающееся сокращение рабочих мест во многих отраслях, в основном в бюджетных организациях, несомненно, может привести к социальной напряжённости в обществе, если эту проблему не решать кардинально и не обеспечить население рабочими местами. Поэтому необходимо решать не менее важную проблему с трудоустройством молодых специалистов.

Ю.Орехов, завершая свое выступление, пожелал вновь сформированному Правительству профессиональной и плодотворной работы, учесть высказанные членами фракции замечания и предложения.

От депутатов, невходящих в депутатские объединения, слово было предоставлено Аскару Тулебаеву. В своем выступлении парламентарий призвал Главу и Правительство РА обратить внимание на целый ряд проблем, которые испытывает столица региона г.Горно-Алтайск. По словам депутата, принятый Закон РА «О статусе столицы Республики Алтай» так и остается неподкрепленный финансами. Городу остро не хватает средств на строительство инфраструктуры и дорог. Число горожан растет, требуется строительство жилья, электросетей, водоснабжения. Единственная транзитная дорога, проходящая через город, создает определенные трудности и требует затрат. Также остро требуется реконструкция очистных сооружений. На все это не хватает собственных средств. Все высказанные предложения он адресовал Правительству РА с просьбой в год 260-летия вхождения алтайского народа в состав Российского государства провести специальное совещание при Главе республики по вопросам развития столицы.

Член Совета Федерации от законодательного органа власти Республики Алтай Татьяна Гигель Республика Алтай подчеркнула, что, в последние годы, республика стала узнаваемой на уровне Федерации. Особенно заметно, как растет уважительное отношение к региону. В разные годы, много говорилось о том, что мы можем стать туристической Меккой. И только сейчас, благодаря многогранной, кропотливой и повседневной работе на всех участках всех живущих в регионе граждан мы можем на достойном уровне встречать у себя гостей.

Сенатор отметила, что исполнительная власть справилась с последствиями стихийного бедствия, обрушившегося на регион, профессионально решая финансово-экономические, организационные, политические вопросы на уровне региона и Федерации.
Оценка по этим своеобразным экзаменам на зрелость на федеральном уровне получена. Профессионально составленные Правительством республики программы по ликвидации последствий наводнения позволили субъекту не только восстановить, в кратчайшие сроки, движение по автомобильным дорогам, большинство снесенных водной стихией мостовых переходов, выдать большинству граждан, пострадавших, во время наводнения, денежные компенсации, но и решить наболевшие проблемы с инфраструктурой и рядом инженерных сооружений.

Успешно идет работа с федеральными министерствами. Все знают, как важна в работе с федеральными органами последовательность, умение предельно коротко и грамотно говорить о своих проблемах, несмотря ни на что, отстаивать свои интересы. Именно такая установка, говорилось в московских СМИ, позволила Главе Республики Алтай А.В.Бердникову убедить бывшего Министра сельского хозяйства Николая Федорова выделить субъекту солидные средства из федерального бюджета на программы «Начинающий фермер» и «Семейный фермер».

Благодаря неоднократным встречам Главы республики А.В.Бердникова, спикера Парламента И.И.Белекова с Председателем верхней палаты Федерального Собрания Валентиной Матвиенко, Министром здравоохранения Вероникой Скворцовой, вице-премьером Ольгой Голодец, умению первых лиц региона приводить неоспоримые веские аргументы, позволило добиться выделения финансовых средств на ремонт республиканской детской больницы. Думаю, что присутствующим будет интересно узнать, что наш субъект оказался в числе всего двух, которым, в сегодняшнее непростое время, были выделены серьезные финансы.
Почти одномоментно были приняты решения на уровне Правительства РФ об оказании поддержки в строительстве и реконструкции именных объектов. На Терехтинскую школу должен поступить денежные средства в сумме 11млн.руб., а на Чепошский сельский клуб-5млн.руб.

В чем же основная составляющая успеха взаимоотношений региона с Федерацией? Думаю, что искать ее долго не придется. Она-на поверхности: взятый, теперь уже девять лет назад, двумя высшими ветвями власти курс на консолидацию. Нет сомнения, что именно он обеспечил в регионе стабильность, межнациональное согласие, а также позволяет надеяться, что нам обеспечено, и в будущем, перспективное развитие.

Именно благодаря совместной, четко выверенной региональной политике, в Москве наш регион воспринимается, как уникальный, имеющий перспективное будущее.

Мы учимся, и достаточно успешно, переносить политические дискуссии на парламентские слушания, в комитеты Парламента, правительственные часы, заседания Президиума, на «круглые столы», на заседания Правительства. Мы пришли к пониманию, что у нас имеется достаточно возможностей донести до власти возникающие проблемы, чаяния наших избирателей. Тем более, что никто не запрещает нам спорить и отстаивать собственные убеждения. Но, сегодня, в связи с очень неспокойной обстановкой в мире, особенно на Украине, мы, как никогда, понимаем, как важно делать все это в конструктивной форме. Анархия и хаос, в принципе, недопустимы. Экономические и финансовые проблемы мы решим, если обеспечим, так необходимые всем людям, стабильность и мир.

В сегодняшней ситуации, мы все должны понимать, как важно объединяться всем нам вокруг Президента страны, а на региональном уровне-вокруг власти.

Судя по Отчету, еще далеко не все проблемы нам удается решать. По-прежнему, открытым остается вопрос по развитию реального сектора собственной экономики. Да, мы построили аэропорт, красивейший театр, наши дети осваивают теперь азы плавания в бассейне, активно проводим газификацию, но, по-прежнему, мы вынуждены констатировать, что наши межпоселковые и внутрипоселковые дороги не соответствуют современным стандартам. Так что, эту проблему требуется решать безотлагательно.

Сегодня нашему региону предоставляется исторический шанс–стать транзитной территорией по поставкам газа в соседний Китай. А это, без сомнения, позволит существенно пополнить наш бюджет. Предстоящее строительство даст дополнительные рабочие места, и мы сможем развиваться, за счет собственных средств. У нас появятся, так необходимые, средства, для строительства новых дорог, объектов соцкультбыта, для решения многих социальных проблем.

От муниципальных органов власти слово было предоставлено главе МО «Кош-Агачский район» Ауельхану Джаткамбаеву. Руководитель высокогорного района отметил, что, в основном, все поставленные задачи в 2014 году Правительство РА выполнило. Благодаря этому, району удалось решить вопросы погашения кредиторской задолженности перед работниками образования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в социальной сфере. Введена в действие солнечная электростанция. Руководитель муниципалитета вспомнил визит главы государства В.Путина в Республику Алтай, отметив, что это говорит об авторитете главы региона А.Бердникова.

Вместе с тем, Джаткамбаев обозначил ряд проблем, имеющих место в районе, в частности, о проблемах ограниченности средств в муниципальных образованиях. Не хватает собственных средств, несмотря на увеличение налогооблагаемой базы. У муниципалитетов не хватает средств, для проведения кадастровых работ. Также, Джаткамбаев обратил внимание Правительства РА на непрозрачность расчетов по дотациям.

Председатель ГС-ЭК РА Иван Белеков в своем выступлении отметил, что Отчет Главы республики перед депутатами о результатах своей деятельности, также отчеты Уполномоченного по правам человека в Республике Алтай, Контрольно-счетной палаты, об исполнении республиканского бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Алтай, заслушивание информации о деятельности Министерства внутренних дел по Республики Алтай, прокуратуры Республики Алтай, Верховного и Арбитражного судов Республики Алтай способствует информированности населения о действиях власти, ее открытости и, в какой-то мере, дисциплинирует исполнительную власть, понимающую, что раз в году ей обязательно придется отчитаться о своей деятельности.

Спикер отметил, что 2014 год был серьезным испытанием на доверие избирателей и Главе республики, и депутатам Парламента. Я имею в виду прошедшие выборы. Глава, сделал практические выводы из выборной кампании, выполняя волю населения, а также, опираясь на объективный анализ деятельности Правительства, серьезно обновил свою команду управления республикой. Сохраняя, при этом, преемственность и стратегическую доминанту развития республики. Самое главное, показательно, что Республика Алтай становится притягательным центром, для привлечения федеральных средств, а также средств частных инвесторов.

Визит Президента России В.В.Путина в нашу республику и приход газа в г.Горно-Алтайск и в с.Майма, как и открытие самой мощной солнечной электростанции России на нашей территории, говорит о многом.

Предстоящий год (отчетный) ставит задачу дальнейшего усиления работы по взаимодействию исполнительных органов власти и республиканских, и муниципальных, и федеральных. А также усиление контроля и жесткой дисциплины по выполнению принятых решений. Потому, что население сегодня не удовлетворяют высокие жилищно-коммунальные тарифы. Цены на электроэнергию и продукты питания у нас выше, чем у соседей. Наши товаропроизводители, по ряду объективных и субъективных причин, не могут конкурировать с продукцией других производителей. Импортозамещение остается, во многом, лозунгом. Всеми этими вопросами должны заниматься все мы, сидящие в зале. Каждый на своем участке работы, должен нести свою часть ответственности за общее положение дел в республике.

Завершилось рассмотрение вопроса заключительным словом А.Бердникова, который отметил, что видит перед собой много нерешенных задач: коренное изменение дорожной политики в Республике Алтай, строительство детских садов, создание равных условий, для инвалидов, детей-сирот, поддержка ветеранов. Без конструктивной работы с Парламентом нельзя добиваться результатов. Строительная отрасль тоже требует внимания. Ежемесячно необходимо проводить встречи с лидерами фракций. Моральное здоровье общества РА. Консолидация общества. Благодарен всем без исключения депутатам.

Сессия приняла постановление по обсуждаемому вопросу, приняв Отчет Главы Республики Алтай, Председателя Правительства РА о результатах деятельности Правительства Республики Алтай за 2014 год к сведению.

* * *

В дальнейшем, сессия обсудила обозначенные в повестке заседания законопроекты. Из 20 проектов закона 17 были приняты в окончательном чтении.

Законопроекты «О регулировании отдельных вопросов участия граждан в охране общественного порядка на территории Республики Алтай» и «Об административных правонарушениях в Республике Алтай» (в новой редакции) были приняты в первом чтении. Проект закона РА «О некоторых вопросах потребления и розничной продажи безалкогольных тонизирующих напитков на территории Республики Алтай» был принят во втором чтении.

Депутаты приняли Закон РА «О внесении изменений в закон Республики Алтай «О бюджетном процессе в Республике Алтай», которым уточняется порядок рассмотрения проектов законов Республики Алтай о республиканском бюджете, об исполнении республиканского бюджета, о бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования в Парламенте Республики Алтай.

Одним из важных изменений является оптимизация процедуры рассмотрения государственных программ Республики Алтай, при которой профильные комитеты Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай рассматривают проекты государственных программ Республики Алтай в течение 15 календарных дней и, при наличии предложений, готовят заключение и направляют в Правительство Республики Алтай.

Принятый Закон РА «О внесении изменений в ст.2 Закона РА «О градостроительной деятельности на территории Республики Алтай» определяет порядок подготовки, утверждения и изменения региональных нормативов градостроительного проектирования и систематизации по всем видам регионального значения и объектов местного значения. В частности, порядок подготовки и утверждения и изменения нормативов градостроительного проектирования устанавливается законом субъекта РФ. В соответствии с федеральным законодательством, к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области градостроительной деятельности отнесено осуществление мониторинга разработки и утверждения программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа.

Депутаты приняли Закон РА «О признании утратившим силу Закон Республики Алтай «О регулировании правоотношений, связанных с изъятием земельных участков, для государственных и муниципальных нужд». Необходимость признания утратившим силу действующего республиканского закона связана с тем, что в Земельный кодекс РФ внесены соответствующие изменения. В частности, с принятием Федерального закона от 31 декабря 2014 года №499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Земельном кодексе РФ исключены нормы, предусматривающие полномочие субъекта РФ по установлению случаев изъятия, в т.ч. путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для государственных или муниципальных нужд.

Парламентарии внесли изменения в законы о стратегии социально-экономического развития республики и стратегическом планировании. При этом, был принят Закон РА «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2018 года». Внесенные изменения обуславливаются макроэкономической ситуацией в России, связанной с углублением геополитических рисков, сохранением непредсказуемости в мировой экономике и применением экономических санкций, а также реализацией Федерального закона от 29 декабря 2014 года №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», в соответствии и с которым территория опережающего социально-экономического развития создается на территории муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований в границах одного субъекта Российской Федерации.

Также принят Закон РА «О стратегическом планировании в Республике Алтай», которым устанавливаются полномочия органов государственной власти Республики Алтай в сфере стратегического планирования в Республике Алтай, а также в части корректировки перечня документов стратегического планирования, разрабатываемых в Республике Алтай, и документов, в которых отражаются результаты мониторинга реализации документов стратегического планирования.

Сессия поддержала внесенный Правительством РА проект закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую категорию до разграничения государственной собственности на землю на территории Республики Алтай» и приняла его в окончательном чтении. Закон позволит оптимизировать деятельность и сократить сроки прохождения проектов актов по переводу земельных участков из одной категории в другую. В соответствии с законом, до разграничения государственной собственности на землю, перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков из одной категории в другую на территории Республики Алтай осуществляется органами местного самоуправления городского округа и муниципальных районов, за исключением случаев, предусмотренных ч.1 ст.15 Федерального закона №172-ФЗ. Законопроект был разработан, в т.ч., по просьбам органов местного самоуправления. В основном, речь идет о категории земель запаса, которые переводятся в категорию земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства.

* * *

Ряд законов были приняты в сфере социальной защиты и охраны здоровья населения.

В т.ч., принят Закон РА «О внесении изменения в ст.3 Закона Республики Алтай «О полномочиях органов государственной власти Республики Алтай в области здоровья граждан и обязательного медицинского страхования». Законом предусматривается дополнить перечень полномочий Правительства РА полномочием по созданию условий, для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями.

Закон РА «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О размере и порядке выплаты денежных средств на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на выплату вознаграждения, причитающегося приемному родителю» соответствует ст.37 Гражданского кодекса Российской Федерации. Вносимыми изменениями уточняется понятийный аппарат Закона РА №23-РЗ в части замены слов «счет несовершеннолетнего» на «отдельный номинальный счет, открытый опекунами (попечителями), приемными родителями», а также устраняются иные замечания редакционного характера.

Закон РА «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О государственной социальной помощи, на основании социального контракта на территории Республики Алтай», В.Тюхтенева обозначила цель принятия внесения поправок: приведение действующего республиканского закона в соответствие с Федеральным законом от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в части дополнения положениями о предоставлении государственной социальной помощи на территории Республики Алтай малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренных данным федеральным законом и имеющим среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной в регионе, без заключения с ними социального контракта.

Изменяется порядок определения размера государственной социальной помощи, установив его, как разницу между 80% суммы величины прожиточного минимума, установленного в Республике Алтай, и среднедушевым доходом получателя государственной социальной помощи. К примеру, при среднедушевом доходе, малоимущей семье в размере 1 550 рублей размер государственной социальной помощи составит 4 990 рублей на семью.

Законом устанавливается положение, при котором полномочия Правительства РА в области оказания государственной социальной помощи могут осуществляться уполномоченным им исполнительным органом государственной власти Республики Алтай.

Депутаты приняли Закон РА «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых из республиканского бюджета Республики Алтай и расположенных на территории Республики Алтай в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».

Закон принят, в связи с вступлением в действие Федерального закона от 2 апреля 2014 года №50-ФЗ «О внесении изменений в ст.33 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и ст.325 Трудового кодекса Российской Федерации», Федерального закона от 2 апреля 2014 года №55-ФЗ «О внесении изменений в ст.10 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и Трудовой кодекс Российской Федерации».

Сессия приняла Закон РА «О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными полномочиями Республики Алтай по осуществлению уведомительной регистрации коллективных договоров и территориальных соглашений», который предусматривает уведомительную регистрацию территориальных (отраслевых) соглашений и иных соглашений, заключенных на территории соответствующего муниципального образования в Республике Алтай.

Закон РА «О внесении изменений в ст.2 Закона Республики Алтай «О полномочиях органов государственной власти Республики Алтай в области содействия занятости населения». Закон устанавливает четыре новых полномочия Правительства РА в области содействия занятости населения. Это-содействие работодателям в привлечении трудовых ресурсов субъектов РФ; разработка, утверждение и реализация региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов, предусматривающих создание условий, для привлечения субъектов РФ, невключенных в перечень, утвержденный Правительством РФ; установление порядка и критериев отбора инвестиционных проектов, подлежащих включению в региональную программу повышения мобильности трудовых ресурсов; установление порядка и критериев отбора работодателей, имеющих право на получение сертификата на привлечение трудовых ресурсов, порядка предоставления работодателям финансовой поддержки, предусмотренной сертификатом, порядка непредоставления сертификата и возврата выданного сертификата.

* * *

В ходе парламентского заседания были приняты законы в сфере регулирования отношений в области образования, избирательного законодательства.

В частности, было внесено изменение в ст.3 действующего Закона РА «Об образовании в Республике Алтай», которым установливаются полномочия Правительства Республики Алтай в сфере образования по созданию условий, для организации проведения независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и по организации профессионального образования и дополнительного профессионального образования работников государственных учреждений Республики Алтай, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Депутаты внесли ряд изменений в законы о референдумах, выборах депутатов и отзыве Главы Республики Алтай.

Так, в действующем законе о выборах депутатов РА признается утратившей силу ст.11 Закона, устанавливающую запрет на участие в избирательных кампаниях иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций, поскольку аналогичная норма содержится в п.6 ст.3 Федерального закона №67-ФЗ и в полной мере регулирует отношения, связанные с участием в выборах указанной категории граждан.

Кроме того, исключается необходимость заверения Избирательной комиссией Республики Алтай списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями по одномандатным округам, с учетом правоприменительной практики, с целью упрощения процедуры выдвижения кандидатов по одномандатным избирательным округам. В связи с исключением процедуры заверения списков кандидатов, выдвинутых по одномандатным округам, срок представления кандидатом, выдвинутым избирательным объединением, документов в окружную избирательную комиссию, предлагается сократить с 35 дней до 30 дней.

Принятым законом устанавливается, что сведения о финансовых операциях по расходованию средств из избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений и о внесенных в эти фонды пожертвованиях размещаются на сайте Избирательной комиссии Республики Алтай в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Перечень указанных сведений и величина сумм финансовых операций скорректированы, с учетом положений Федерального закона №67-ФЗ. Вносятся изменения в контрольные соотношения данных, внесенных в протокол об итогах голосования, в целях приведения их в соответствие с п.4 ст.68 Федерального закона №67-ФЗ.

Законом «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О порядке отзыва Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай» внесены поправки в части приведения действующего республиканского закона в соответствие с Федеральным законом от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Принятым законом предусматривается, что стационарные и переносные ящики, для голосования, должны быть изготовлены из прозрачного или полупрозрачного материала, в соответствии с нормативами, утвержденными ЦИК России. Корректируются сроки составления списка участников голосования по отзыву, передачу в участковую комиссию первого экземпляра списка участников голосования по отзыву, изготовление и передачу бюллетеней, для голосования, по отзыву, в целях обеспечения проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей в труднодоступных, отдаленных местностях. Законом предусматривается возможность участника голосования по отзыву, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья и иные уважительные причины) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение, для голосования, на участке, для голосования, по отзыву, проголосовать досрочно, путем заполнения бюллетеня, для голосования, по отзыву в помещении соответствующей территориальной комиссии по отзыву (за 10-4 дня до дня голосования) или участковой комиссии по отзыву (за 3 дня до дня голосования), на основании заявления, поданного в соответствующую комиссию.

Кроме того, исключается возможность голосования участника голосования по отзыву по открепительным удостоверениям, исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 апреля 2014 года №11-П) о том, что данный механизм не обеспечивает надлежащим образом право участника голосования по отзыву принять участие в голосовании.

Закон РА «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О референдумах в Республике Алтай» учитывает нормы Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Принятым законом устанавливается, что, в случае выдвижения инициативы проведения референдума избирательным объединением, иным общественным объединением, ходатайство должно быть подписано всеми членами руководящего органа этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящего органа его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума), поддержавшими решение о выдвижении инициативы проведения референдума. Также предусматривается, что стационарные и переносные ящики, для голосования, должны быть изготовлены из прозрачного или полупрозрачного материала, в соответствии с нормативами, утвержденными ЦИК России.

Принятый закон содержит норму о том, что сведения о финансовых операциях по расходованию средств из фонда референдума и о внесенных в эти фонды пожертвованиях размещаются в сети «Интернет», перечень указанных сведений и величина сумм финансовых операций скорректированы, с учетом положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Ранее действующий, закон дополнен приложением, содержащим контрольные соотношения, позволяющие проверить соотношение числа участников референдума, включенных в списки и получивших бюллетени; баланс бюллетеней; соотношение числа бюллетеней, обнаруженных в ящиках, для голосования, и действительных и недействительных бюллетеней; соотношение числа действительных бюллетеней с числом голосов, по позициям «Да» и «Нет» («За» и «Против»).

Также сессия приняла Закон Республики Алтай «О внесении изменении в Закон Республики Алтай «О перечне труднодоступных и отдаленных местностей Республики Алтай, для проведения выборов и референдумов». С учетом таблицы поправок, депутаты рекомендовали включить в перечень труднодоступных и отдаленных местностей Республики Алтай, для проведения выборов и референдумов, село Лебедское (Турочакский район), расположенное в 7 километрах от местонахождения участковой избирательной комиссии на правом берегу р.Лебедь. В связи с отсутствием мостовой переправы, осуществляется лодочная переправа или переправа вброд (по малой воде). В селе зарегистрировано 6 граждан, обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме.

* * *

Депутаты ознакомились с итогами деятельности судов за 2014 год.

На сессии с информацией «О работе судов в 2014 году» выступила Председатель Верховного Суда РА Марина Алексина. В информации было отмечено, что основной задачей деятельности судов является качество отправления правосудия.

В 2014 году, по словам М.Алексиной, произошел рост числа рассмотренных гражданских и уголовных дел, в то же время, число административных дел осталось на уровне 2013 года. Растет число апелляций по гражданским делам, что говорит о заинтересованности граждан в законности принимаемых решений. Уменьшается количество оспариваемых нормативных правовых актов, что является показателем улучшения качества подготовки законодательных актов. Председатель ВС РА считает, что стабильность принятых судебных решений по гражданским делам является проявлением качества деятельности судебных органов. Данный показатель составляет в регионе 82%.

За 2014 год суды рассмотрели значительно меньше дел, связанных с трудовыми спорами и 16 320 дел об административных правонарушениях, большая часть из которых–нарушение правил ПДД.

В информации было отмечено возросшее количество обращений в суды, в связи со стихийным бедствием. Судами рассмотрено 5 тысяч дел по данной теме, из них 624 гражданам было отказано в удовлетворении требований. По сравнению с прошедшим периодом, в республике выросло число оправдательных приговоров. Всего в 2014 году их было 18, причем, 10 принято федеральными судами, 8–мировыми судьями. На первом месте среди рассматриваемых судами дел, находятся дела о преступлениях против собственности.

Также в своем выступлении Председатель ВС РА затронула вопросы обеспечения деятельности судов, количественные и качественные показатели рассмотрения дел.

* * *

Сессия дала согласие Председателю Верховного Суда РА на назначение мировых судей двух судебных участков Республики Алтай. Мировым судьей судебного участка №3 г.Горно-Алтайска на десятилетний срок полномочий рекомендована Поленникова Татьяна Валерьевна. На должность мирового судьи судебного участка Усть-Коксинского района на трехлетний срок полномочий рекомендована Тупикина Юлия Владимировна. Депутаты дали согласие на временное исполнение обязанностей мирового судьи Майминского судебного участка №2 судьей в отставке Ошлыковым Николаем Ивановиччем на срок до одного года.

Парламентарии приняли решение о досрочном прекращении полномочий депутата РА Ю.В.Антарадонова. Вместе с данным решением принято к сведению решение Избирательной комиссии Республики Алтай о передаче вакантного мандата из списка Избирательного объединения РО Политической партии «Патриоты России» Сумину Геннадию Петровичу, которому на сессии было вручено удостоверение депутата Республики Алтай. Г.Сумин решениями сессии был включен в состав Счетной комиссии, трех комитетов ГС-ЭК РА и Президиума ГС-ЭК РА.

Депутаты приняли постановления «О включении внеплановых мероприятий в годовой план работы Контрольно-счетной палаты Республики Алтай на 2015 год», «О внесении изменений в разд.3 постановления ГС-ЭК РА «О Положениях о комитетах Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай», «О внесении изменений в п.2 постановления ГС-ЭК РА «О Комиссии ГС-ЭК РА по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Республики Алтай».

Парламентарии поддержали ряд законодательных инициатив и проектов федеральных законов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Сессия приняла Обращение к Председателю Правительства Российской Федерации по вопросу обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 1 января 2005 года.

В Обращении говорится следующее:

-В соответствии со ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется, за счет средств федерального бюджета.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет.

Вместе с тем, для отдельных категорий граждан, законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации). В частности, к таким категориям относятся граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года №817.

Указанный механизм улучшения жилищных условий, для инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возлагает на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению жилого помещения по договору социального найма.

В последнее время, участились случаи обращения инвалидов в суд с требованием к органам местного самоуправления об обязании предоставить жилое помещение вне очереди. Суды выносят решения в пользу инвалидов (семей, имеющих детей-инвалидов), отмечая, что предусмотренное законодательством право граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, на внеочередное предоставление жилья не ставит указанное право в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от наличия или отсутствия у органов местного самоуправления финансовых средств на указанные цели.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 17 декабря 2009 года №1563-О-О, Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями, в соответствии с жилищным законодательством. При этом, в соответствии с положениями ст.ст.135-138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст.ст.55, 60 и 61 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется, за счет предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, возложение на муниципальные образования обязанности по предоставлению жилья инвалидам, (семьям, имеющих детей-инвалидов) не освобождает государство от возмещения затрат, понесенных муниципальным образованием.

В соответствии с п.19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков, в связи с осуществляемым после 1 января 2005 года предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения ст.ст.84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст.26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в т.ч. по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2014 года №398-О установленный абзацем третьим ч.3 ст.28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», порядок определения объема денежных средств, предоставляемых субъекту Российской Федерации на обеспечение указанных мер социальной поддержки, регулирующий бюджетные отношения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, направлен на создание правового механизма реализации данной меры социальной поддержки.

Однако, на уровне Российской Федерации не урегулирован порядок осуществления межбюджетных правоотношений по реализации мер социальной защиты, предусмотренных ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», для лиц, поставленных на учет нуждающихся после 1 января 2005 года и имеющих право на внеочередное получение жилья, на основании ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Возложение этой обязанности по финансированию льгот, установленных федеральным законодательством, означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

Таким образом, возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений по социальному найму по смыслу ч.2 ст.132 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих, при ее осуществлении, дополнительных расходов органа местного самоуправления. Поэтому, после исполнения судебных решений по предоставлению жилья инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет после 1 января 2005 года, органы местного самоуправления вынуждены взыскивать в судебном порядке собственные убытки с казны Российской Федерации.

Аналогичная судебная практика сложилась на всей территории Российской Федерации.
Так, в одном только муниципальном образовании Республики Алтай за прошедший год было вынесено восемь решений судов на сумму более 20млн.руб.

На основании вышеизложенного, просим Вас рассмотреть вопрос о разработке и принятии соответствующих федеральных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы финансового обеспечения указанных полномочий, установленных Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

На этом, VIII-ая сессия Государственного Собрания-Эл курултай Республики Алтай завершила свою работу.

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)

1.jpg2.jpg3.jpg4.jpg5.jpg6.jpg7.jpg8.jpg9.jpg10.jpg11.jpg12.jpg13.jpg14.jpg15.jpg16.jpg17.jpg18.jpg19.jpg20.jpg21.jpg22.jpg


Полезные сайты