Версия для слабовидящих

XXXIII-я сессия Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай шестого созыва (28.03.2018г.)

0.jpgПод председательством Владимира Тюлентина состоялась очередная XXXIII-я сессия Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай шестого созыва.

На парламентское заседание прибыло 34 депутата из 41.

В работе сессии приняли участие и.о.Председателя Правительства Республики Алтай Наталья Екеева, члены Правительства Республики Алтай, руководители республиканских комитетов и ведомств, федеральных исполнительных органов управления в Республике Алтай, главы и председатели Советов депутатов муниципальных образований Республики Алтай, члены Молодежного парламента, представители общественных организаций Республики Алтай и республиканских средств массовой информации.

В ходе заседания депутаты рассмотрели 13 вопросов, в т.ч. 10 законопроектов.

Также был заслушан отчет Контрольно-счетной палаты Республики Алтай о работе за 2017 год и информация «О Докладе Уполномоченного по правам человека в Республике Алтай «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Республике Алтай в 2017 году».

Перед началом сессии присутствующие почтили минутой молчания память погибших в пожаре в торговом центре «Зимняя вишня» г.Кемерово, который унес десятки жизней.

После этого, первым был рассмотрен проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Алтай». Его представил председатель Комитета по финансовой, налоговой и экономической политике Сергей Ефимов, отметивший, что проект был подготовлен по итогам проведенного Мониторинга республиканского законодательства, а также предложения прокуратуры РА.

Представленный законопроект был принят в первом, втором и окончательном чтении.

Правовым основанием принятия законопроекта является Федеральный закон от 30 октября 2017 года №299-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены изменения в Федеральный закон от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Указанным Федеральным законом установлен единый порядок регулирования вопросов в сфере стратегического планирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, скорректированы нормы Федерального закона №184-ФЗ и №131-ФЗ. Поскольку программы социально-экономического развития не являются документами стратегического планирования субъекта Российской Федерации, проектом закона вносятся изменения в законодательные акты Республики Алтай, имеющие указание на программы социально-экономического развития Республики Алтай.

Ст.1 проекта закона вносятся изменения ч.2 ст.2 Закона Республики Алтай от 19 мая 2008 года №62-РЗ «О залоговом фонде Республики Алтай», в которой указывалось, что залоговый фонд формируется, в целях создания условий, для привлечения инвестиций в экономику Республики Алтай, для реализации приоритетных инвестиционных и инновационных проектов, программ социально-экономического развития Республики Алтай и государственных программ Республики Алтай.

Ст.2 проекта закона исключаются из Закона Республики Алтай от 31 мая 2010 года №17-РЗ «О взаимодействии органов государственной власти Республики Алтай с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Республики Алтай» ссылки на программы социально-экономического развития Республики Алтай, в обсуждении которых принимали участие представители Совета муниципальных образований.

Ст.3 проекта закона вносятся изменения в Закон Республики Алтай от 15 ноября 2013 года №64-РЗ «О деятельности трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в Республике Алтай», в части исключения указания на программы социально-экономического развития Республики Алтай.

Далее, был принят Закон Республики Алтай «О внесении изменения в ст.3 Закона Республики Алтай «О культуре в Республике Алтай», разработанный в Комитете ГС-ЭК РА по образованию, культуре, спорту, молодежной политике, общественным объединениям и средствам массовой информации, с целью приведения действующего республиканского закона соответствие с федеральным законодательством. Как отметил председатель Комитета Вячеслав Уханов, в связи с внесением изменений в Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года №3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», согласно которым слова «независимая оценка качества оказания услуг организациями культуры» были заменены словами «независимая оценка качества условий оказания услуг организациями культуры», произведена соответствующая корректировка в Законе Республики Алтай «О культуре в Республике Алтай».

В первом чтении парламентарии принят проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай от 14 декабря 2004 года №65-РЗ «О статусе столицы Республики Алтай», который направлен на актуализацию положений Закона и приведение положений Закона в соответствие с нормами федерального законодательства.

Его представил председатель Комитета по законодательству и национальной политике Виктор Ромашкин. Законопроектом дополняется ч.2 ст.1 Закона абзацем вторым, установливающим, что территорией столицы Республики Алтай является территория муниципального образования «Город Горно-Алтайск» в границах, установленных законом Республики Алтай. Также внесено изменение в ч.2 ст.2 Закона, в целях устранения несоответствия ч.2 ст.3 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года №3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании».

Кроме того, внесены изменения в п.п.1,2,3 в новой редакции, а также признается утратившим силу п.4 ст.4, в целях исключения несоответствия указанных структурных единиц положениям Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Проектом излагаются в новой редакции ст.ст.5 и 6 Закона, в целях устранения содержащихся в действующей редакции несоответствий положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

С целью приведения ряда законодательных актов Республики Алтай в соответствие с федеральным законодательством, на сессии был принят Закон Республики Алтай «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Алтай и признании утратившим силу Закона Республики Алтай «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи и потребления слабоалкогольных тонизирующих и безалкогольных тонизирующих напитков на территории Республики Алтай».

Как отметил председатель Комитета по финансовой, налоговой и экономической политике Сергей Ефимов, в действующий республиканский закон внесены изменения в Закон Республики Алтай от 12 января 2006 года №14-РЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Алтай» в части исключения полномочия Парламента Республики Алтай по установлению дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи слабоалкогольных тонизирующих напитков, за исключением розничной продажи слабоалкогольных тонизирующих напитков, при оказании услуг общественного питания, в т.ч. полный запрет на розничную продажу слабоалкогольных тонизирующих напитков, за исключением розничной продажи слабоалкогольных тонизирующих напитков, при оказании услуг общественного питания, и уточнения полномочия Правительства Республики Алтай.

Также признаются утратившими силу: Закон Республики Алтай от 7 июля 2015 года №42-РЗ «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи и потребления слабоалкогольных тонизирующих и безалкогольных тонизирующих напитков на территории Республики Алтай»; ст.28 Закона Республики Алтай от 10 ноября 2015 года №69-РЗ «Об административных правонарушениях в Республике Алтай», в соответствии с которой предусматривалась административная ответственность за нарушения требований Закона Республики Алтай от 7 июля 2015 года №42-РЗ.

Парламентарии приняли Закон Республики Алтай «О внесении изменения в ст.1 Закона Республики Алтай «Об установлении налоговой ставки в размере 0%, для впервые зарегистрированных налогоплательщиков–индивидуальных предпринимателей, при применении упрощенной и (или) патентной систем налогообложения на территории Республики Алтай».

Как пояснил Сергей Ефимов, в ст.1 Закона Республики Алтай от 23 ноября 2015 года «Об установлении налоговой ставки в размере 0%, для впервые зарегистрированных налогоплательщиков–индивидуальных предпринимателей, при применении упрощенной и (или) патентной систем налогообложения на территории Республики Алтай», вносится изменение, (после слов «индивидуальных предпринимателей» текст дополняется словами «выбравших объект налогообложения, в виде доходов или в виде доходов, уменьшенных на величину расходов). При этом, условия применения налогоплательщикам–индивидуальным предпринимателям налоговой ставки 0% не изменяются, поскольку, в соответствии с п.1 ст.346.14 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики, в целях применения упрощенной системы налогообложения, вправе выбрать один из двух объектов налогообложения «доходы» или «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Сессия приняла Закон Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О регулировании отдельных вопросов в сфере социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, в Республике Алтай», разработанный Министерством труда, социального развития и занятости населения. Изменения внесены в Закон Республики Алтай от 11 марта 2016 года №13-РЗ «О регулировании отдельных вопросов в сфере социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, в Республике Алтай» в части замены понятия «социальная адаптация» понятием «ресоциализация».

В первом, втором и окончательном чтении был принят проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Республике Алтай». Его представил Министр труда, социального развития и занятости населения РА Адар Сумин.

Внесены изменения в Закон Республики Алтай от 30 марта 2012 года №6-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Республике Алтай» в части уточнения прав и обязанностей Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай, аналогичных правам и обязанностям федеральных органов власти, и органов местного самоуправления в Республике Алтай, аналогичных правам и обязанностям Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Республике Алтай. Изменения вносятся в части обязанностей Правительства Республики Алтай, связанных с осуществлением переданных им государственных полномочий Российской Федерации, а также порядка отчетности органами местного самоуправления и порядка осуществления контроля по исполнению ими государственных полномочий.

В новой редакции принят Закон Республики Алтай «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших, в период обучения обоих родителей или единственного родителя, и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Алтай».

Как отметил Адар Сумин, в новом законе реализуются положения Федерального закона №159-ФЗ. В частности, права детей-сирот дополняются правом на однократное прохождение обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения, и устанавливается обязанность по сохранению данного права.

Также исключается полномочие Правительства Республики Алтай по установлению размера и порядка возмещения расходов профессиональных образовательных организаций на обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при получении ими второго профессионального образования, в связи с исключением данных положений из Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Исключается положение по выплате детям-сиротам сто процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики, а также исключается полномочие Правительства Республики Алтай по установлению размера и порядка выплаты заработной платы, в связи с исключением данных положений из Федерального закона №159-ФЗ.

Дополняется мерой социальной поддержки, для лиц, потерявших родителей, в отношении полного государственного обеспечения, выплаты государственной социальной стипендии и ежегодного пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей.

Дополняется полномочие Правительства Республики Алтай по установлению размера и порядка выплаты пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей лицам, потерявшим родителей. Устанавливается полномочие Правительства Республики Алтай по утверждению норм и порядка обеспечения бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей, находящихся в организациях, для детей-сирот и лиц, потерявших родителей.

Дополняется обязанностью: по обеспечению бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием выпускников организаций, для детей-сирот, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, в которых они обучались и воспитывались; по обеспечению бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием лиц, потерявшие родителей.

Дополняется полномочием Правительства Республики Алтай по утверждению размера, в котором вышеуказанные лица обеспечиваются бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным поощрением.

Законом уточняется понятие «образовательные программы», по которым обучаются дети-сироты; полномочие Правительства Республики Алтай по определению порядка обеспечения бесплатным проездом детей-сирот, в т.ч. дополняется обязанностью по обеспечению бесплатным проездом лиц, потерявших родителей; наименование «организаций отдыха детей и их оздоровления», куда предоставляются путевки детям-сиротам.

Устанавливаются положения о предоставлении путевок в вышеуказанные организации, подведомственные органам государственной власти Республики Алтай и органам местного самоуправления в Республике Алтай, в первоочередном порядке. Устанавливаются полномочия Правительства Республики Алтай по установлению размера и порядка предоставления компенсации стоимости путевки и проезда к месту лечения (отдыха) и обратно, в случае самостоятельного приобретения путевок и оплаты проезда.

Сессия приняла Закон Республики Алтай «О внесении изменений в ст.11 Закона Республики Алтай «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Алтай», представленный прокурором Республики Алтай. Как отметил Николай Мылицын, законом, в целях реализации норм федерального законодательства, в действующем республиканском законе регламентируются соответствующие случаи, когда, при рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного по правам человека в Республике Алтай, не требуются соответствующие консультации с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. В ст.11 действующего закона Республики Алтай внесено дополнение, в котором перечисляются эти случаи: смерть; признание судом недееспособности, ограниченной дееспособности, безвестного отсутствия или объявление его умершим; вступление в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; выезд за пределы субъекта Российской Федерации на постоянное место жительства; утрата гражданства Российской Федерации.

Сессия приняла Закон Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Алтай на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов». С информацией по данному вопросу выступила директор ТФОМС Республике Алтай Ольга Корчуганова.

Руководитель ТФОМС пояснила, что необходимость принятия закона связана с корректировкой суммы средств, предусмотренных на обеспечение организации обязательного медицинского страхования, за счет нормированного страхового запаса Территориального фонда; уточнением суммы доходов и расходов по прочим межбюджетным трансфертам, передаваемых бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования; уточнением сумм налоговых и неналоговых доходов, возвратом остатков субвенций прошлых лет на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования из бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования; уточнением сумм, предусмотренных на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования, за счет субвенций, поступающих из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования; возвратом остатков межбюджетных трансфертов прошлых лет на осуществление единовременных выплат медицинским работникам в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования из бюджета Территориального фонда.

Как подчеркнула О.Корчуганова, проектом закона предусматривается увеличение общей суммы доходов на 2018 год на сумму 26 205,9тыс.руб., общей суммы расходов на 41 644,4тыс.руб. Дефицит бюджета Территориального фонда в сумме 15 438,5тыс.руб. формируется, за счет остатков средств, образовавшихся на начало финансового года.

Также предлагается регламентировать порядок формирования размера нормированного страхового запаса, в зависимости от видов доходов и целей его использования. С учетом вносимых изменений, проектом закона предлагается утвердить основные параметры бюджета Территориального фонда на 2018 год, где доходы составят 4 228 237,8тыс.руб., расходы-4 243 676,3 тыс. рублей, дефицит-15 438,5тыс.руб.

С информацией «Об отчете Контрольно-счетной палаты республики Алтай о деятельности за 2017 год» выступил председатель КСП РА Артем Сумачаков. Он отметил, что, в отчетном периоде, КСП РА уделяла внимание вопросам эффективности использования бюджетных средств, распоряжения объектами права собственности Республики Aлтай, достижению поставленных целей и задач по реализации положений Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Глава ведомства отметил, что в 2017 году КСП было проведено 8 контрольных мероприятий, 14 экспертно-аналитических мароприятий по текущему исполнению pecпубликанского бюджета. Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия были проведены в 51 структурном подразделении органов государственной власти, местного самоуправления Республики Алтай и прочих учреждениях и организациях.

Контрольной и экспертно-аналитической деятельностью были охвачены: Министерство здравоохранения Республики Алтай, Министерство регионального развития Республики Алтай, Министерство финансов Республики Алтай, Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай, Министерство труда, социального развития и занятости населении Республики Алтай, КУ РА «Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования «Горно - Алтайавтодор», КУ РА «Центр обеспечения деятельности мировых судей», Муниципальное образование «Шебалинский район», учреждения, подведомственные Министерству здравоохранения Республики Алтай, Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай.

Был составлен 51 акт проверок, коллегией КСП РА рассмотрено и утверждено 8 отчетов но проведенным контрольным мероприятиям. Проведено 3 контрольных мероприятия, с использованием принципов аудита эффективности.

Артем Сумачаков отметил, что объем проверенных средств составил 54 823 867,1тыс.руб., в т.ч. была проверена достоверность бюджетной отчетности в рамках внешней проверки на сумму 33 764 717,9тыс.руб. По результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в 2017 году КСП РА установлено нарушений и недостатков в финансово-бюджетной сфере всех уровней бюджетной системы Республики Алтай на сумму 433 891,0тыс.руб. При этом, основную долю составляют нарушения бюджетного законодательства (30,8%), неэффективное использование бюджетных средств (16,7%), нарушения законодательства Российской Федерации законодательства Республики Алтай, нормативных правовых актов, нарушение договорных отношений (11,9%), нарушения, связанные с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и законодательства Российской Федерации о закупках (7,8%).

По итогам контрольных мероприятий, с целью устранения выявленных недостатков в промеряемые объекты, в cooтветствующие органы власти было внесено 41 представление и 25 информационных писем.

По результатам проверок, органами исполнительной власти Республики Алтай и учреждениями Республики Алтай принимаются меры по устранению выявленных недостатков и нарушений. В 2017 году устранено нарушений на сумму 67 058,6тыс.руб., что составляет 15,5% от суммы выявленных нарушений. Восстановлено в доход республиканского бюджета через главного администратора доходов КСП РА 366,8тыс.руб. (в 2016 году-290,8тыс.руб.).

Артем Сумачаков заявил, что нарушения, выявленные КСП РА в 2017 году, свидетельствуют о том, что в ходе формирования и исполнения республиканского бюджета еще имеются достаточные резервы совершенствования бюджетного процесса и укрепления финансовой дисциплины.

Уполномоченный по правам человека в Республике Алтай Семен Шефер представил ежегодный доклад «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Республике Алтай в 2017 году», выступив с соответствующей информацией. 

В Докладе, в частности, отмечается, что в 2017 году в аппарат Уполномоченного поступило 1 279 жалоб и обращений от жителей Республики Алтай. Все они были рассмотрены, обратившиеся граждане получили необходимую помощь и консультации. Из них было удовлетворено 276 (21,6%). Оказано содействие, а также помощь, в виде письменных и устных консультаций, 972 (76,0%) заявителям. Было отказано или оставлено без движения–31 (2,4%) жалоб. В рамках осуществления деятельности по жалобам и с целью оказания юридической помощи, проверки социальных и правоохранительных учреждений в 48 сел Республики Алтай.

В 2017 году в республиканских и районных СМИ вышло 139 публикаций по правовой тематике, подготовленных аппаратом Уполномоченного. Уполномоченный и его сотрудники провели, приняли активное участие в 56 значимых общественных мероприятиях (конференциях, семинарах, коллегиях, координационных и общественных советах, круглых столах и т.д.).

Наибольшее количество жалоб и обращений поступило из г.Горно-Алтайска и Майминского района. Чаще всего, за помощью обращаются пенсионеры–213 (16,7%). На втором месте-обращения от работников бюджетной сферы-179 (14,0%). На третьем месте–обращения от работников частных предприятий–156(12,2%). По тематике на первом месте, как и в прошедшем году, обращения, затрагивающие права на жилище–194 (15,2%). На втором месте-обращения граждан, в которых выражается несогласие с принятыми судебными решениями-10 (8,6%). Третье место занимают обращения, касающиеся прав детей–106 (8,3 %).

В 2017 году Уполномоченному по правам человека в Республике Алтай поступили 194 жалобы и обращения, связанные с реализацией права на жилье, качеством и стоимостью коммунальных услуг, работой управляющих компаний. Это составило 15,2% от общего числа жалоб. Несмотря на некоторое уменьшение количества обращений, по сравнению с предыдущим годом (в 2016 году—222 заявления или 17,7%), жилищная тематика, по-прежнему, лидирует в обращениях.

В последнее время, и в нашей республике вопросы нарушений прав и законных интересов граждан-участников долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости стали злободневными. Прокуратурой Республики Алтай, в прошлом году, было зарегистрировано 3 преступления, связанные с нарушением прав участников долевого строительства МКД.

Если в 2016 году поступило 27 обращений, касающихся земельных отношений, что составило 2,1% от общего количества заявлений и жалоб, то в 2017 году таких обращений было 45, или 3,5%. Количество поступивших жалоб увеличилось более, чем в 1,5 раза, что свидетельствует об актуальности земельного вопроса, для жителей нашей республики.

В 2017 году по вопросу нарушений трудовых прав поступило 90 жалоб, что составило 7,7% от общего количества поступивших к Уполномоченному обращений граждан (в 2016 году–119 обращений или 9,5%). Большинство поступивших как устных, так и письменных обращений содержали просьбы разъяснить действующее законодательство о труде и существующие механизмы защиты трудовых прав. Всем обратившимся были даны подробные разъяснения в сроки, установленные законодательством о рассмотрении обращений граждан.

Традиционно сохраняются заявления по поводу нарушений, при заключении трудового договора, задержки выплаты заработной платы, непредоставления гарантий и компенсаций, установленных трудовым законодательством. Несмотря на то, что нарушения Трудового кодекса РФ чреваты, для работодателей, дисциплинарными взысканиями, административной, а в некоторых особо тяжких случаях–уголовной ответственностью, следует признать, что трудовых правонарушений от года к году, к сожалению, меньше не становится.

В прошлом году, достаточно острой оставалась проблема задолженности по заработной плате. По данным Прокуратуры Республики Алтай, в 2017 году выявлялась задолженность по оплате труда в двух организациях, обязанных отчитываться в органах статистики, на общую сумму 3,3млн.руб. и в 22 организациях, непредоставляющих такую отчетность-на общую сумму 23,6млн.руб. По мерам прокурорского реагирования к началу 2018 года вся указанная задолженность во всех организациях была погашена.

За отчетный период, по вопросам соблюдения права граждан на охрану здоровья поступило 61 обращение, что на 11 меньше чем в 2016 году, и они составили 4,8% (2016 год–5,8%) от общего количества поступивших обращений. Традиционно это жалобы на качество медицинской помощи, получение льготных лекарств, на отказ в установлении инвалидности. Отрадно, что в отчетном году в обращениях граждан не указываются факты грубого поведения врачей и медицинского персонала. Во всех случаях, на представления Уполномоченного реакция Министерства здравоохранения была своевременной и эффективной.

Жалобы и обращения, касающиеся сферы социального и пенсионного обеспечения, в 2017 году от общего числа составили 7,7% (98 обращений). Прежде всего, это обращения по пенсионным вопросам. Чаще всего, пенсионеры жалуются на унизительно низкий размер пенсий, необеспечивающий достойный уровень жизни, после прекращения трудовой деятельности. Особенно остро ставят эти вопросы пожилые люди, чья пенсия незначительно превышает прожиточный минимум, или получающие федеральную социальную доплату, в связи с тем, что пенсия ниже прожиточного минимума.

В 2017 году к Уполномоченному поступило 59 обращений, в т.ч. 3–коллективных, касающихся различных вопросов жизнедеятельности инвалидов. Содержание обращений свидетельствует, что нарушения прав граждан, с ограниченными возможностями здоровья, по-прежнему, продолжают оставаться достаточно распространенными и требуют реакции, со стороны региональных властей.

По данным Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, в регионе проживает 22,7тыс. инвалидов, из них около 8тыс.чел.–инвалиды трудоспособного возраста. В республике 2 157 детей, с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучаются в этом учебном году в общеобразовательных школах. Дополнительным образованием охвачено 546 детей с ОВЗ, 191–ребенок-инвалид. Около 300 детей посещают кружки в специальных коррекционных школах. Важной составной частью доступной, для инвалидов, среды является вопрос обеспечения доступности, для инвалидов транспорта и транспортной инфраструктуры.

На 01.12.2017г. в республике проживало 66 149 детей, из них 1 542–сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Как отмечают республиканские СМИ, численность детей данной категории, в последние годы, снижается. В замещающих семьях (приемных или семьях попечителей) на начало 2017 года воспитывалось 1 432 ребенка. Общее число таких семей в регионе–899. Поступившие в 2017 году к Уполномоченному обращения, касающиеся прав детей, занимают четвертое место, что, в абсолютном исчислении, равняется 106 и составило 8,3% от общего количества жалоб и заявлений. Для сравнения, в 2016 году поступило 70 обращений или 5,7%. Несмотря на увеличение количества дошкольных учреждений, и мест в них, к Уполномоченному, по-прежнему, поступают обращения родителей по вопросу устройства детей в детский сад.

С 2008 года Правительство России посвящает каждый год актуальной теме, к которой нужно привлечь внимание общественности. 2017 год был объявлен Годом экологии, основная цель которого–привлечение внимания общества к вопросам экологического развития, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности населения. В 2017 году к Уполномоченному поступило 93 жалобы на нарушения прав на благоприятную окружающую среду, что составило 7,3% от общего числа обращений. Так же, как и в прошлые годы, люди жалуются на качество питьевой воды, несанкционированные свалки ТБО, недоступность к береговым полосам рек и озер, вырубку лесов.

Президент России В.В.Путин, выступая с Посланием Федеральному Собранию, поставил задачу-в Год экологии разработать программу сбережения уникальных природных символов России, таких как р.Волга, оз.Байкал и Телецкое озеро. И, действительно, в прошедшем году, была проделана значительная работа по сохранению нашего «Алтын Кőл»–Золотого озера.

Проблемы соблюдения прав и законных интересов человека и гражданина в сфере деятельности силовых структур. Это-жалобы на отказ в возбуждении уголовного дела, на его прекращение или приостановление; действия (бездействие), решения должностных лиц административной и пенитенциарной практики; отсутствие необходимой и достоверной информации в ходе рассмотрения жалоб, заявлений и иных обращений; неправомерность уголовного преследования, задержания и заключения под стражу; ненадлежащие условия в местах принудительного содержания; неоправданное физическое и (или) психологическое воздействие со стороны силовиков.

В 2017 году Уполномоченным была продолжена практика личного посещения учреждений, подведомственных Министерству внутренних дел по Республике Алтай. При посещении учреждений органов внутренних дел, Уполномоченным особое внимание уделялось условиям содержания в камерах содержания задержанных лиц.

В 2017 году в аппарат Уполномоченного поступило 110 жалоб граждан на нарушение права на правосудие (115-в 2016 году), в т.ч. 33 обращения, в связи с несогласием с решением или приговором суда, 8–по вопросам судопроизводства, в 7–поднимался вопрос об обжаловании принятого судебного решения, 9–по вопросам обращения в Европейский Суд по правам человека в г.Страсбурге, 17 заявителей интересовались порядком обращения в суд, 5 жалоб поступило на действия адвокатов и юристов, представляющих интересы граждан в суде.

Деятельность Уполномоченного по правам человека в Республике Алтай по восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина осуществлялась, на основе взаимодействия и тесного сотрудничества с правоохранительными и иными органами государственной власти федерального и регионального уровня, органами местного самоуправления, гражданским обществом. Взаимодействие Уполномоченного с территориальными структурами федеральных органов исполнительной власти является одним из основных направлений работы, т.к. значительная часть обращений граждан связана с компетенцией и деятельностью федеральных структур.

Основные формы такого взаимодействия: проведение совместных проверок соблюдения прав граждан, проверки Уполномоченным ФКУ СИЗО-1, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Алтай, ИВС, при райотделах органов внутренних дел, рабочие встречи с руководителями федеральных структур, взаимное участие в различных совместных мероприятиях: «круглых столах», семинарах, конференциях и др.

Уполномоченный по правам человека в Республике Алтай выразил уверенность, что представленный Доклад будет способствовать содействию, усилению гарантий государственной защиты прав и свобод человека, привлечению пристального внимания и координации деятельности органов законодательной и исполнительной власти, государственных органов и органов местного самоуправления, общественности к насущным проблемам соблюдения конституционных прав и свобод человека.

По итогам выступления, вопросы Семену Шеферу задали депутаты Республики Алтай Айдар ТазрашевЮрий СамташевАся Боделукова. Вопросы касались помощи представителям коренных малочисленных народов, обманутым дольщикам и неимущим гражданам.

В завершение, депутаты одобрили проекты федеральных законов, законодательные инициативы и обращения законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ранее рассмотренные в парламентских комитетах.

 

(пресс-служба ГС-ЭК РА)

1.jpg2.jpg3.jpg4.jpg5.jpg6.jpg7.jpg8.jpg9.jpg10.jpg11.jpg12.jpg13.jpg14.jpg15.jpg16.jpg17.jpg18.jpg19.jpg20.jpg21.jpg22.jpg23.jpg24.jpg


Полезные сайты