Версия для слабовидящих

XL сессия Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай седьмого созыва (19.12.2023г.)

0.JPGПод председательством Артура Кохоева состоялась очередная сороковая сессия Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай седьмого  созыва. В парламентском заседании приняли участие 36 депутатов из 40.
В работе сессии также приняли участие: Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай Олег Хорохордин, члены Правительства Республики Алтай, руководители республиканских комитетов и ведомств, федеральных исполнительных органов управления в Республике Алтай, главы и председатели советов депутатов муниципальных образований Республики Алтай, представители республиканских СМИ.

В ходе парламентского заседания депутаты рассмотрели 28 вопросов, в том числе 23 законопроектов.

Перед началом заседания Артур Кохоев вручил депутату Республики Алтай Михаилу Федькину Почетный знак Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай «Уч-Сумер» («Белуха»)» за плодотворную профессиональную деятельность, оказавшую значительное влияние на развитие парламентаризма в Республике Алтай и многолетнюю добросовестную работу.

После церемонии награждения первым был рассмотрен во втором чтении проект закона о республиканском бюджете на 2024-2026 гг. Заместитель Председателя Правительства Республики Алтай, министр финансов республики Алтай Ольга Завьялова представила проект закона Республики Алтай «О республиканском бюджете Республики Алтай на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».
Как было отмечено, законопроектом утверждается общий объем доходов республиканского бюджета Республики Алтай на 2024 год в сумме – 36 910 171,7 тыс. рублей, на 2025 год в сумме – 27 346 539,0 тыс. рублей, на 2026 год в сумме – 29 135 314,6 тыс. рублей. Общий объем расходов республиканского бюджета Республики Алтай составляет на 2024 год в сумме – 36 774 845,7 тыс. рублей, на 2025 год в сумме – 26 847 539,0 тыс. рублей, на 2026 год в сумме – 29 165 314,6 тыс. рублей.
Прогнозируемый профицит республиканского бюджета Республики Алтай на 2024 год составит 135 326,0 тыс. рублей, прогнозируемый профицит на 2025 год- 499 000,0 тыс. рублей, прогнозируемый дефицит на 2026 год в сумме – 30 000,0 тыс. рублей. Ресурсы в объеме 9 млрд. рублей, которыми откорректированы доходы ко второму чтении, распределены по 20 государственным программам Республики Алтай. На повышение качества жизни населения планируется направить 21 млрд. 700 млн. рублей. На поддержку отраслей экономики, туризма, сельского хозяйства, развитие экономического потенциала и мероприятия в области лесного хозяйства запланировано 2 млрд. 530 млн. рублей. На поддержку и развитие территорий муниципальных образований, управление государственными финансами, городская среда, транспорт – 15 млрд. 458 млн. рублей.
Дорожный фонд запланирован в объеме 7 млрд. 588 млн. рублей с приростом на 5,4% к уровню 2023 года. На реализацию мероприятий программы «Безопасные и качественные дороги» - 6 млрд.168 млн. рублей. 651 млн. рублей из них запланированы на строительство дорог.  606 млн. рублей планируется передать субсидии муниципальным образованиям.
Также на 2024 год сформированы резервные фонды чрезвычайных ситуаций и Правительства РА. Предусмотрены средства на реализацию наказов избирателей.

Далее докладчик ответила на вопросы парламентариев. Их задали: Мария Демина, Михаил Коновалов, Сергей Кухтуеков, Алена Казанцева, Айдар Тазрашев, Аскар Тулебаев, Ай-Сулу Ябыева, Сергей Тимошенский, Петр Попошев, Герман Чепкин, Еликпай Аманчин. Вопросы носили уточняющий характер.
Затем и.о. Председателя Контрольно-счетной палаты РА Эрика Церр сообщила о проведенной экспертизе представленного законопроекта, подчеркнув, что документ соответствует нормам федерального и республиканского бюджетного законодательства. 

Вопросы представителю контрольно-счетного органа задали Сергей Кухтуеков (в части использования Государственным Собранием бюджетных средств), Мария Демина (о выделении дополнительных средств в объеме 2 млрд. рублей).
Затем слово было предоставлено руководителю профильного комитета Радмиле Пекпеевой. Докладчику также были заданы вопросы: Сергей Кухтуеков и Аскар Тулебаев (о необходимости оптимизации расходов на содержание Госсобрания-Эл Курултай).

В рамках обсуждения законопроекта выступили: Леонид Казанцев, отметивший, что предлагаемый бюджет не является бюджетом развития; Ай-Сулу Ябыева, отметившая социальную направленность бюджета; Михаил Терехов, предложивший поддержать проект закона, а также обратить внимание на развитие лесной отрасли; Мария Демина, давшая оценку бюджету, как «бюджету выживания»; Борис Бидинов – призвавший поддержать проект закона; Асет Заргумаров, отметивший, что годами не решаются проблемы в сферах образования, здравоохранения в Улаганском районе; Петр Попошев, предложивший поддержать проект закона; Виктор Ромашкин, подчеркнувший, что предлагаемым бюджетом невозможно решить проблемные вопросы развития региона; Наталья Екеева, призвавшая принять бюджет на предстоящий плановый период и с учетом определения приоритетов решать поставленные задачи; Алена Казанцева – в поддержку принятия бюджета; Аскар Тулебаев, заявивший, что необходимо принимать кардинальные меры по решению проблем в сферах образования, здравоохранения. Пока, как считает парламентарий, таких решений нет; Рустам Байдалаков, отметивший значимую поддержку сельхозотрасли и её развитии; Сергей Кухтуеков, отметивший, что предлагаемым бюджетом невозможно решит самые острые проблемы республики; Владислав Рябченко, отметивший поступательное движение в части  строительства объектов, создания инфраструктуры; Сергей Тимошенский, также предложивший депутатам принять проект закона о бюджете на 2024-2026гг.

В завершение выступил Глава региона Олег Хорохордин. Он отметил, что бюджет Российской Федерации и региональные бюджеты формировались в условиях санкционного давления, однако, показатели бюджета запланированы с серьёзным приростом – 4,6 млрд. рублей к уровню текущего года – это результаты совместной работы, в том числе с федеральным центром. «Главным приоритетом является выполнение социальных обязательств перед жителями, такая задача была поставлена Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным, и мы её реализуем», – сказал он. Глава региона добавил, что увеличивается и оплата труда работников бюджетной сферы, здесь предусмотрено более 12,8 млрд рублей с приростом к уровню 2023 года более 2 млрд рублей.
Финансово обеспечены все действующие меры социальной поддержки с объёмом более 3,5 млрд. рублей, особое внимание уделяется поддержке участников спецоперации и членам их семей, на это направление запланировано почти 390 млн. рублей. Бюджет решает большинство вопросов, волнующих жителей республики, – по лекарственному обеспечению льготных категорий граждан запланировано 272 млн. рублей, по обеспечению  жильём медицинских и педагогических работников – 40 млн. рублей с учётом новой меры поддержки медработников – компенсации оплаты за найм жилых помещений. Для капитального ремонта детских садов запланировано 35 млн. рублей на подготовку проектно-сметной документации.

Спикер Артур Кохоев предложил принять закон о бюджете и подчеркнул положительную динамику развития региона, в частности, отметив шаги законодательной и исполнительной власти, направленные на решение задач в различных сферах деятельности.

По итогам состоявшегося голосования проект закона Республики Алтай «О республиканском бюджете Республики  Алтай на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов» был принят во втором и окончательном чтении.

Также сессии приняла постановление, в котором обозначила ряд рекомендаций Правительству РА по исполнению принятого закона. В том числе:
1) увеличение заработной платы учителей и воспитателей образовательных организаций в Республике Алтай, а также увеличение оплаты труда медицинским работникам и специалистам по социальной работе;
2) предоставление единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам при устройстве в государственные медицинские организации, расположенные на территории города Горно-Алтайска;
3) индексацию размера республиканского материнского (семейного) капитала, доплаты к  пенсии в Республике Алтай, ежемесячной выплаты ветеранам труда;
4) мероприятия, направленные на государственную охрану объектов культурного наследия Республики Алтай;
5) приобретение комплекта системы электронного хронометража для Казенного учреждения Республики Алтай «Региональный центр спортивной подготовки спортивных сборных команд Республики Алтай»;
6) увеличение объема субсидирования возмещения части затрат при модернизации оборудования субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай.

Приняв закон о бюджете на предстоящий трехлетний период, депутаты рассмотрели во втором чтении проект закона Республики Алтай «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов».
Бюджет Территориального фонда на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов сбалансирован по доходам и расходам и является бездефицитным, - заявила в своем выступлении директор ТФОМС РА Ольга Корчуганова.
Руководитель ведомства отметила, что прогнозируемый общий объем доходов бюджета Территориального фонда на 2024 год составляет 7 235 064,6 тыс. рублей, из них субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение расходных обязательств для осуществления переданных полномочий по организации обязательного медицинского страхования в сумме 6 677 770,9 тыс. рублей. В сравнении с прошлым годом рост доходов бюджета Территориального фонда на 2024 год составляет 13,2 %, рост субвенций 14,5 %.
Прогнозируемый общий объем доходов бюджета Территориального фонда на плановый период составит: на 2025 год –7 729 137,6 тыс. рублей; на 2026 год – 8 244 620,8 тыс. рублей.
Вопросов по законопроекту не поступило. По итогам голосования проект закона был принят во втором и окончательном чтении.

Далее был принят закон о внесении изменений в закон о республиканском бюджете на 2023-2025 гг. Соответствующий законопроект «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О республиканском бюджете Республики Алтай на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» представила заместитель Председателя Правительства Республики Алтай, министр финансов республики Алтай Ольга Завьялова.
Как заявила министр финансов, внесение изменений в Закон Республики Алтай «О республиканском бюджете Республики Алтай на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» регламентировано нормами бюджетного законодательства, предусматривающими в том числе отражение объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета (дотации, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов), поступающих в течение финансового года.
Проектом закона прогноз поступлений налоговых и неналоговых доходов на 2023 год не изменяется и составляет 9 375 032,6 тыс. рублей. При этом корректируется прогнозы поступлений по отдельным доходным источникам по группе «Налоговые и неналоговые доходы».
Объем безвозмездных поступлений в 2023 году уточняется на -190 060,9 тыс. рублей, в том числе: дотации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации на премирование победителей Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» в сумме 5 950,0 тыс. рублей; субсидии бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии) скорректированы на 44 194,5 тыс. рублей.
На 2024 год доходы скорректированы на 7 672,2 тыс. рублей за счет уточнения объемов целевых безвозмездных поступлений из федерального бюджета - прочие субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с корректировкой доходной части республиканского бюджета предусмотрены уточнения по расходам республиканского бюджета Республики Алтай на 2023-2024 годы, в том числе по перераспределению бюджетных ассигнований на основе предложений главных распорядителей бюджетных средств, в том числе на поддержку участников СВО и членов из семей, на лекарственное обеспечение льготных категорий граждан. 
По итогам внесения изменений доходы составили 32,2 млрд. рублей, по расходам - 34,2 млрд. рублей.

Проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Алтай на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» представила директор ТФОМС РА Ольга Корчуганова.
Как подчеркнула руководитель ведомства, изменения в действующий закон связаны с поступлением иных межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала в сумме 7 048,7 тыс. рублей, а также на финансовое обеспечение осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения в сумме 9,4 тыс. рублей.
Также законопроектом учтено прогнозируемое увеличение суммы прочих межбюджетных трансфертов от других территориальных фондов обязательного медицинского страхования за медицинскую помощь, оказанную медицинскими организациями, участвующими в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Алтай, лицам, застрахованным на территории других субъектов Российской Федерации, в сумме 1 914,4 тыс. рублей.

Кроме того, изменения связаны с прогнозируемым уменьшением доходов в бюджет Территориального фонда от страховых медицинских организаций и медицинских организаций по результатам проведенного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в сумме 9 668,1 тыс. рублей, распределением остатков средств бюджета Территориального фонда, образовавшихся на начало финансового года, в сумме  5 094,0 тыс. рублей  на реализацию Плана мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования (27 638,9 тыс. рублей).
Законопроектом предусматривается возврат в бюджет ФФОМС дебиторской задолженности прошлых лет, источником финансового обеспечения которой являлись субвенции ФФОМС, в сумме 16 725,0 тыс. рублей, остатков иных межбюджетных трансфертов прошлых лет на финансовое обеспечение софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала в сумме 18 412,7 тыс. рублей и на финансовое обеспечение осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявления онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения в сумме 61,2 тыс. рублей, а также остатков межбюджетных трансфертов прошлых лет на осуществление единовременных выплат медицинским работникам в сумме 57,5 тыс. рублей.

Также проектом закона предусматривается возврат в бюджет Республики Алтай дебиторской задолженности прошлых лет, источником финансового обеспечения которой являлись иные межбюджетные трансферты на дополнительное финансовое обеспечение оказания первичной медико-санитарной помощи лицам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, в том числе с заболеванием и (или) подозрением на заболевание новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), в рамках реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, в сумме 4 327,4 тыс. рублей.

Вопросов по законопроекту не поступило. Проект закона был принят в первом, втором и окончательном чтении.

В соответствии с повесткой сессии Министр туризма Республики Алтай Эрчим Сарбашев представил проект закона «О внесении изменения в статью 12 Закона Республики Алтай «О туризме в Республике Алтай», являющийся совместной законодательной инициативой Правительства РА и прокурора Республики Алтай.  Министр заявил, что целью принятия проекта закона является установление требований к субъектам туристской индустрии по исполнению мер, подлежащих обязательному применению в целях обеспечения безопасности туристов с учетом географических особенностей Республики Алтай.
Он также пояснил, что проектом закона предлагается внести изменение в Закон Республики Алтай от 5 декабря 2008 года № 121-РЗ «О туризме в Республике Алтай» в части установления положений, касающихся обеспечения безопасности туристов в Республике Алтай, в том числе мер по обеспечению безопасности туристов (экскурсантов) на туристских маршрутах, осуществляемых субъектами туристской индустрии на территории Республики Алтай.

Вопросов докладчику не поступило. В итоге проект закона был принят в первом, втором и окончательном чтении.

Депутаты принят Закон Республики Алтай «О внесении изменения в статью 5 Закона Республики Алтай «О мере социальной поддержки по льготному проезду на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) отдельных категорий граждан на территории Республики Алтай».
Министр труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай Адар Сумин пояснил, что проектом закона предлагается внести изменение в Закон Республики Алтай от 24 декабря 2018 года № 89-РЗ «О мере социальной поддержки по льготному проезду на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) отдельных категорий граждан на территории Республики Алтай» в части продления до 2026 года меры социальной поддержки по льготному проезду на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) по муниципальным маршрутам (в городском сообщении) и межмуниципальным маршрутам (в пригородном сообщении) регулярных перевозок на территории Республики Алтай детям граждан Российской Федерации, призванных на военную службу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации», поступивших на военную службу в именное подразделение Республики Алтай «Ирбис», добровольно выполняющих задачи в ходе проведения специальной военной операции на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Херсонской области, Запорожской области и Украины, обучающихся в образовательных организациях, находящихся на Республики Алтай и реализующих основные образовательные программы в соответствии с федеральным законодательством.
Уточняющий вопрос докладчику задал Аскар Тулебаев, внесший предложение распространить данное решение на  детей бойцов СОБР и ОМОН. В связи с чем, спикер Артур Кохоев дал поручение председателю комитета А.Казанцевой проработать данную инициативу.

Председатель Комитета по законодательству, правопорядку и местному самоуправлению Виктор Ромашкин представил проект закона Республики Алтай «Об административных правонарушениях в Республике Алтай» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Алтай» (совместная законодательная инициатива с прокурором РА).
По словам председателя парламентского комитета, проектом закона вносится изменение в Закон Республики Алтай от 10 ноября 2015 года № 69-РЗ «Об административных правонарушениях в Республике Алтай в части установления административной ответственности за размещение и мойку транспортных средств в не предназначенных для этого местах (размещение транспортных средств на газонах, цветниках, детских и спортивных площадках и т.п., размещение (хранение) на территориях общего пользования разукомплектованных (неисправных) транспортных средств, мойка транспортных средств в запрещенных для этого местах).
Для этого законопроектом в действующий республиканский закон вносится новая статья 11.3. «Размещение и мойка транспортных средств в не предназначенных для этого местах».
Виктор Ромашкин также подчеркнул, что проектом закона предлагается признать утратившими силу Закон Республики Алтай от 31 мая 2010 года № 22-РЗ «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «Об административных правонарушениях в Республике Алтай» и Закон Республики Алтай от 24 июня 2010 года № 31-РЗ «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «Об административных правонарушениях в Республике Алтай». Указанные законы вносили изменения в ранее действовавший Закон Республики Алтай от 24 июня 2003 года № 12-8 «Об административных правонарушениях в Республике Алтай», однако, не были признаны утратившими силу одновременно с ним.

Принятым решением законопроект был принят в первом, втором и окончательном чтении.

Члены парламента поддержали внесение изменений в закон республики о госдолжностях, в связи с чем был Принят Закон Республики Алтай «О государственных должностях Республики Алтай» Проект представил председатель Комитета по законодательству, правопорядку и местному самоуправлению Виктор Ромашкин. Председатель парламентского комитета пояснил, что принятым законом вносятся изменения в Закон Республики Алтай от 14 мая 2008 года № 49-РЗ «О государственных должностях Республики Алтай» в части дополнения перечня должностей в органах государственной власти Республики Алтай, учитываемых для назначения ежемесячной доплаты к страховой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Алтай, являющегося приложением 5 к Закону Республики Алтай № 49-РЗ, должностями: министр Республики Алтай; председатель комитета Республики Алтай (для лиц, включенных в состав Правительства Республики Алтай); управляющий Делами Правительства Республики Алтай (для лиц, включенных в состав Правительства Республики Алтай). Необходимостью принятия проекта закона является установление права включения для назначения ежемесячной доплаты к страховой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Алтай, периодов работы, в течение которых они являлись членами Правительства Республики Алтай с учетом порядка формирования первых составов Правительства Республики Алтай, до введения в действие Реестра государственных должностей государственных органов Республики Алтай и государственных должностей государственной службы Республики Алтай, утвержденного постановлением Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 19 ноября 1997 года № 25-6.

В поддержку принятия закона выступила депутат Мария Демина.

Председатель Комитета по национальной политике, образованию, культуре, общественным объединениям и СМИ Наталья Екеева представила разработанный в парламентском комитете проект закона Республики Алтай «О внесении изменения в Закон Республики Алтай «О патриотическом воспитании в Республике Алтай».
Наталья Екеева в своем выступлении отметила, что законопроект подготовлен в целях содействия патриотическому воспитанию граждан и уважительному отношению к историческим событиям и традициям Республики Алтай, доблести, мужеству и героическим подвигам защитников Отечества, сохранения исторической памяти и преемственности поколений, сбережения исторического опыта и установления в Республике Алтай Дня поисковика Республики Алтай – 13 марта и Дня ветеранов боевых действий – 1 июля.
Дата – 13 марта выбрана не случайно, заметила Наталья Екеева, именно в этот день в 1988 году состоялся Первый Всесоюзный поисковый слет поисковых отрядов, на котором поисковики заявили о себе, как об общественной силе, которая на деле восстанавливает для страны и родных имена героев, не пришедших с полей сражений, с почетом предают земле останки павших солдат Великой Отечественной войны, ухаживают за воинскими захоронениями, составляют Книгу Памяти, несут Вахту Памяти, ведут активную работу по сохранению исторической памяти и правды в отношении событий войны.
День ветеранов боевых действий на федеральном уровне не установлен как официальная памятная дата, вместе с тем, начиная с 2009 года, он отмечается в ряде регионов страны 1 июля и является днем памяти всех участников боевых действий, проходивших позже 1945 года. Отдельная дата позволит отдать дань уважения тем, кого уже нет в живых и тем, кто живет среди нас – ветеранам боевых действий: военнослужащим, сотрудникам правоохранительных органов, добровольцам, тем, кто рисковал своими жизнями и здоровьем в интересах Родины.

Вопросов  докладчику не поступило. Принятым решение проект закона был принят в первом, втором и окончательном чтении.

Далее парламентарии поддержали совместную законодательную инициативу парламентского комитета и Правительства РА о внесении изменений в закон о государственных наградах Республики Алтай.
Председатель Комитета по национальной политике, образованию, культуре, общественным объединениям и СМИ Наталья Екеева отметила, что по поручению главы республики был разработан проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О государственных наградах Республики Алтай».
Проект закона разработан с целью установления награды Республики Алтай – медали «Ирбис» («Барс»), которой будут награждаться граждане за: подвиг, совершенный в ходе боевых действий, мужество, отвагу и самоотверженность, преданность своей Родине, верность воинскому долгу, проявленные в ходе участия в специальной военной операции, отмеченные государственными наградами Российской Федерации; добровольческую (волонтерскую) деятельность, связанную с проведением специальной военной операции; благотворительную деятельность, оказание гуманитарной, психологической, социальной, медицинской, юридической и иной помощи в проведении специальной военной операции; выполнение работ (оказание услуг) по обеспечению жизнедеятельности населения и (или) восстановлению объектов инфраструктуры Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.
Установление награды Республики Алтай – медали «Ирбис» («Барс») является общественным признанием заслуг тех, кто отдают свое время, силы и средства ради помощи в специальной военной операции, подчеркнула Наталья Екеева.

Заместитель председателя Комитета по экономической, финансовой и налоговой политике Асет Заргумаров представил проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Алтай». Как подчеркнул парламентарий, проект разработан на основе предложений прокурора Республики Алтай в целях совершенствования законодательства Республики Алтай о концессионных соглашениях, оказания дополнительной поддержки организациям, осуществляющим деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства и обеспечения населения современной системой коммунальной инфраструктуры.
Асет Заргумаров  пояснил, что проектом вносятся следующие изменения: освобождение от уплаты налога на имущество организаций, исчисленного от налоговой базы, организаций-концессионеров, с которыми в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» заключены концессионные соглашения, концедентом по которым выступает Республика Алтай, муниципальное образование в Республике Алтай, объектами которых являются находящиеся, соответственно, в границах территории Республики Алтай, муниципального образования в Республике Алтай системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, а также уточнение полномочия Правительства Республики Алтай по утверждению перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений.

Уточняющий вопрос докладчику задал Сергей Кухтуеков. Больше вопросов не поступило. Проект закона был принят в первом, втором и окончательном чтении.

Далее был принят Закон Республики Алтай «О внесении изменений в статьи 4 и 9 Закона Республики Алтай «О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями Республики Алтай, связанными с организацией и обеспечением отдыха и оздоровления детей». Соответствующий проект представила председатель Комитета по здравоохранению и социальной защите Алена Казанцева.
Как подчеркнула председатель парламентского комитета, проектом закона вносятся изменения с целью приведения используемой в указанном законе терминологии в соответствие с терминологией, применяемой в Федеральном законе от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах российской Федерации», а именно: производится замена термина «материальные и финансовые средства» термином «имущество».

Большинством голосов был принят в первом, втором и окончательном чтении был принят проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Алтай». Его представил председатель Комитета ветеринарии с Госветинспекцией Республики Алтай Айдар Тодошев. Руководитель ведомства подчеркнул, что целью принятия проекта закона является приведение Закона Республики Алтай № 9-РЗ и Закона Республики Алтай 91-РЗ в соответствие с Федеральным законом № 377-ФЗ для обеспечения безопасности граждан, проживающих на территории Республики Алтай.
Как отметил А.Тодошев, проектом закона предлагается внести изменения в следующие законодательные акты Республики Алтай:

  1. Закон Республики Алтай от 28 марта 2014 года № 9-РЗ «О полномочиях органов государственной власти Республики Алтай в области ветеринарии и обращения с животными» в части уточнения и дополнения полномочий Правительства Республики Алтай в области ветеринарии и обращения с животными по: установлению порядка организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев; установлению порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев и определение перечня мероприятий при осуществлении такой деятельности; установлению порядка содержания отловленных животных без владельцев в местах и пунктах временного содержания животных, не являющихся приютами для животных;
  1. Закон Республики Алтай от 19 декабря 2014 года № 91-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями Республики Алтай по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Республики Алтай», а именно, перечень государственных полномочий Республики Алтай по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Республики Алтай, передаваемых органам местного самоуправления в Республике Алтай, дополнить полномочиями по: содержанию отловленных животных без владельцев в местах и пунктах временного содержания животных, не являющихся приютами для животных; умерщвлению животных без владельцев, проявляющих немотивированную агрессивность, либо причинивших вред здоровью или жизни человека, либо не востребованных животных без владельцев физическими и юридическими лицами в местах и пунктах временного содержания животных, не являющиеся приютами для животных.

Кроме того, реализация проекта закона предполагает, что места и пункты временного содержания животных, не являющимися приютами для животных, на территории Республики Алтай могут быть муниципальными, а также частными, срок содержания в которых не будет превышать 11 дней до принятия решения проведения умерщвления животного или дальнейшее его содержание.

В прениях по представленному законопроекту приняли участие: Аскар Тулебаев, Виктор Ромашкин, Сергей Кухтуеков, Айдар Тазрашев, Сергей Тимошенский, Алена Казанцева, Ольга Волосовцева, Рустам Байдалаков, Мария Демина, Михаил Коновалов, Аткыр Амыев, Борис Бидинов, Самат Кагарманов, Григорий Пильтин, Петр Попошев, Еликпай Аманчин, Сергей Ложкин. Депутаты выразили  прямо противоположные мнения по обсуждаемому вопросу.

Сессия приняла в первом, втором и окончательном чтении проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О государственных должностях Республики Алтай».
Министр труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай Адар Сумин подчеркнул, что проектом закона предлагается внести изменение в Закон Республики Алтай от 14 мая 2008 года № 49-РЗ «О государственных должностях Республики Алтай» в части дополнения перечня должностей в органах государственной власти Республики Алтай, учитываемых для назначения ежемесячной доплаты к страховой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Алтай, являющегося приложением 5 к Закону Республики Алтай № 49-РЗ, должностями: министр Республики Алтай; председатель комитета Республики Алтай (для лиц, включенных в состав Правительства Республики Алтай); управляющий Делами Правительства Республики Алтай (для лиц, включенных в состав Правительства Республики Алтай).

Проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай» представил министр экономического развития РА Вячеслав Тупикин.
Министр отметил, что изменения в действующий закон вносятся в части установления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, добывающим и реализующим минеральные питьевые воды.
Законопроектом устанавливается срок рассрочки оплаты арендуемого имущества, находящегося в государственной собственности Республики Алтай и приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации преимущественного права на его приобретение, для недвижимого имущества семь лет, для движимого имущества – три года.
Кроме того, устанавливается право выбора порядка оплаты (единовременно или в рассрочку посредством ежемесячных или ежеквартальных выплат в равных долях) приобретаемого арендуемого имущества, а также срока рассрочки в установленных проектом закона пределах для субъекта малого или среднего предпринимательства при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
По итогам голосования проект закона принят в первом, втором и окончательном чтении.

Парламентарии приняли Закон Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Алтай». Соответствующий законопроект представил министр экономического развития Республики Алтай Вячеслав Тупикин (совместная законодательная инициатива Правительства РА и прокурора РА).
Министр пояснил, что проектом закона предлагается внесение изменений в части:
1) дополнения категории граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность, новой льготной категорией, к которой относятся:
военнослужащие, лица, заключившие контракт о пребывании в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, и лица, проходящие (проходившие) службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющие специальные звания полиции, удостоенные звания Героя Российской Федерации или награжденные орденами Российской Федерации за заслуги, проявленные в ходе участия в специальной военной операции, и являющиеся ветеранами боевых действий (далее – участники специальной военной операции);
члены семьи участника специальной военной операции, погибшего (умершего) вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им в ходе участия в специальной военной операции (далее - члены семьи погибшего (умершего) участника специальной военной операции);
2) определения круга лиц, относящихся к членам семьи погибшего (умершего) участника специальной военной операции, а именно:
супруга (супруг) погибшего (умершего) участника специальной военной операции, не вступившая (не вступивший) в повторный брак на момент подачи заявления, о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность;
родители погибшего (умершего) участника специальной военной операции;
несовершеннолетние дети погибшего (умершего) участника специальной военной операции, а также дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, либо достигшие возраста 18 лет и обучающиеся по очной форме в образовательных организациях всех типов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных организаций дополнительного образования, до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет;
3) установления перечня документов, представляемых участником специальной военной операции и членом семьи погибшего (умершего) участника специальной военной операции, для постановки на учет в качестве лица, имеющего право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность;
4) исключение в отношении участника специальной военной операции, членов семьи погибшего (умершего) участника специальной военной операции, ветеранов боевых действий условия о необходимости постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
5) установления перечня сведений, которые запрашиваются уполномоченным органом на предоставление земельных участков в собственность в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
6) установления нового основания снятия граждан с учета в качестве лица, имеющего право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность - получение уполномоченным органом сведений о постановке заявителя на учет в другом (других) муниципальном(ых) образовании(ях) в Республике Алтай (муниципальном районе, городском округе в Республике Алтай).
Уточняющий вопрос задал Аскар Тулебаев. Депутат внес предложение проработать вопрос выплаты компенсации или выдачи сертификата вместо земельного участка.

Парламентарии приняли Закон Республики Алтай «О внесении изменения в статью 2 Закона Республики Алтай «О регулировании некоторых вопросов в области нематериального этнокультурного достояния Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Алтай». Как отметила министр культуры Республики Алтай Ольга Антарадонова, проектом вносится изменение в части дополнения полномочием Правительства РА в области выявления, изучения, использования, актуализации, сохранения и популяризации объектов нематериального этнокультурного достояния Республики Алтай, реализуемым  правительством РА  самостоятельно или через уполномоченный им исполнительный орган государственной власти Республики Алтай, по установлению порядка рассмотрения заявки на включение объекта нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации в федеральный государственный реестр объектов нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации. Речь идет о 23 объектах нематериального наследия республики.

Спикер Артур Кохоев рекомендовал министру ускорить работу по внесению объектов нематериального культурного наследия в федеральный реестр.

Проект закона РА «О регулировании отдельных вопросов в области организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Алтай и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Алтай» представил министр сельского хозяйства Республики Алтай Андрей Цыгулев. Он сообщил, что законопроектом предлагается урегулировать отдельные вопросы в области организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси. Для этого устанавливаются полномочия Парламента РА и Правительства РА в данной сфере.
Также предусматривается положение, согласно которому ведение региональных реестров перевозчиков легковым такси, служб заказа легкового такси  осуществляется с использованием федеральной государственной системы легковых такси. Полномочия по контролю передаются в министерство регионального развития Республики Алтай.
Законопроектом признается утратившим силу Закон РА от 8 июля 2011 года № 37-РЗ «О некоторых вопросах регулирования деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Алтай».

Уточняющие вопросы по законопроекту задали Мария Демина, Аскар Тулебаев, Сергей Кухтуеков, Еликпай Аманчин. В рамках обсуждения выступила Мария Демина, предложившая принять предлагаемый законопроект. В итоге было принято решение принять предлагаемый законопроект в первом, втором и окончательном чтении.

Затем депутаты одобрили пакет законопроектов, инициированных Избирательной комиссией Республики Алтай.Председатель Избирательной комиссии Республики Алтай Дмитрий Степанов предложил внести изменения в пять законов республики в части приведения их в соответствие Федеральному закону № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»  (в редакции от 14 ноября 2023 года).

Руководитель ресизбиркома, говоря о вносимых изменениях в Закон РА «О выборах депутатов Республики Алтай», сообщил, что в соответствии с проектом закона предусмотрена возможность осуществления фото- и (или) видеосъемки в помещениях для голосования избирательных участков, образованных в воинских частях, только аккредитованными в установленном законом порядке представителями СМИ и по согласованию с командиром соответствующей воинской части.
Также проектом закона вносятся уточнения, позволяющие проводить дополнительные выборы депутата Республики Алтай только в единый день голосования (исключено положение о том, что такие выборы должны быть проведены не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу).
Законопроектом определяется, что специальный избирательный счет закрывается избирательным объединением, кандидатом до дня представления ими итогового финансового отчета, а также предусмотреть дополнение, согласно которому все финансовые операции по оплате расходов со специальных избирательных счетов зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, зарегистрировавших список кандидатов, за исключением возврата в избирательные фонды неизрасходованных средств и зачислений на указанные счета средств, перечисленных до дня (первого дня) голосования, прекращаются в день (первый день) голосования. Кроме того, проектом закона вносятся уточнения в части используемых в Законе понятий с целью обеспечения терминологического единства.

Проектом закона Республики Алтай «О внесении изменений в статью 15 Закона Республики Алтай «О референдумах в Республике Алтай» вносятся изменения в части приведения его в соответствие Федеральному закону № 67-ФЗ в редакции от 14 ноября 2023 года.
Проектом закона предлагается предусмотреть, что фото- и (или) видеосъемки в помещениях для голосования, находящихся на участках референдума, образованных в воинских частях, допускается только аккредитованными в соответствии с Законом представителями средств массовой информации и по согласованию с командиром соответствующей воинской части.

Проектом закона Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О выборах Главы Республики Алтай,
Председателя Правительства Республики Алтай» 
вносятся изменения в целях приведения его в соответствие Федеральному закону № 67-ФЗ в редакции от 14 ноября 2023 года, а также с учетом предложений, подготовленных Правовым управлением Аппарата ЦИК России.
В соответствии с проектом закона предусмотрена возможность осуществления фото- и (или) видеосъемки в помещениях для голосования в помещениях для голосования избирательных участков, образованных в воинских частях, только аккредитованными в установленном законом порядке представителями СМИ и по согласованию с командиром соответствующей воинской части.
Также проектом закона вносятся уточнения в части используемых в Законе понятий, с целью обеспечения терминологического единства, а также в части исчисления отдельных сроков с учетом предусмотренной Законом возможности голосования в течение нескольких дней подряд.

Проектом закона Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «Об избирательных комиссиях в Республике Алтай» вносятся изменения в Закон Республики Алтай от 19 февраля 2013 года № 3-РЗ «Об избирательных комиссиях в Республике Алтай» в части приведения его в соответствие Федеральному закону № 67-ФЗ в редакции от 14 ноября 2023 года.
В соответствии с проектом закона предусмотрено дополнение правоотношений, связанных с осуществлением финансового обеспечения выборов, положениями, вызванными новацией федерального законодательства, предусмотревшей возможность выделения избирательным комиссиям средств бюджета субъекта Российской Федерации на оказание содействия в подготовке и проведении выборов в федеральные органы государственной власти.
Ряд изменений регламентирует особенности, связанные с голосованием на избирательных участках, образованных в воинских частях, в частности:
- предусмотрена возможность формирования участковой комиссии из числа военнослужащих, членов их семей, избирателей, участников референдума, проживающих в пределах расположения воинской части, в т.ч не входящих в резерв УИК;
- осуществление фото- и (или) видеосъемки в помещениях для голосования такого избирательного участка допустимо только аккредитованными в установленном законом порядке представителями СМИ и по согласованию с командиром соответствующей воинской части.

Проектом закона Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О муниципальных выборах в Республике Алтай» вносятся изменения в целях приведения его в соответствие Федеральному закону № 67-ФЗ в редакции от 14 ноября 2023 года.
В соответствии с проектом закона предусмотрена возможность осуществления фото- и (или) видеосъемки в помещениях для голосования избирательных участков, образованных в воинских частях, только аккредитованными в установленном законом порядке представителями СМИ и по согласованию с командиром соответствующей воинской части.
Проектом закона вносятся уточнения, позволяющие проводить дополнительные выборы депутатов только в единый день голосования (исключено положение о том, что такие выборы должны быть проведены не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу).
Проектом закона вносятся уточнения в части используемых в Законе понятий с целью обеспечения терминологического единства, а также в части срока возврата неизрасходованных средств избирательных фондов с учетом предусмотренной Законом возможности голосования в течение нескольких дней подряд.
После рассмотрения предложенных изменений депутаты приняли в первом, втором и окончательном чтении проекты законов Республики Алтай: «О внесении изменений в Закон РА «О выборах депутатов Республики Алтай»; «О внесении изменений в статью 15 Закона Республики Алтай «О референдумах в Республике Алтай»; «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О выборах Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай»; «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «Об избирательных комиссиях в Республике Алтай»; «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О муниципальных выборах в Республике Алтай».
Уточняющие вопросы докладчику задали Сергей Ложкин, Алена Казанцева и Сергей Кухтуеков.

Депутаты приняли решение о принятии Плана законопроектной, контрольной и организационной деятельности Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай на первое полугодие 2024 года. По данному вопросу выступил заместитель Председателя ГС-ЭК РА. Руководитель Комиссии по организации деятельности Парламента Республик и Алтай Герман Чепкин.

Сессия приняла  постановление ГС-ЭК РА «О внесении изменений в Регламент Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай». Соответствующий проект представил Виктор Ромашкин. Он пояснил, что проектом предлагается внести следующие изменения в Регламент Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай:
В целях совершенствования порядка рассмотрения вопросов к отчету Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай внести изменения в пункт 5 статьи 81 Регламента, установив, что общий перечень вопросов к отчету Главы Республики Алтай, Председателю Правительства Республики Алтай рассматривается на совещании с участием председателей комитетов Парламента и руководителей депутатских объединений не позднее семи рабочих дней после истечения срока направления вопросов. Также предлагается установить срок направления общего перечня вопросов в депутатские объединения и в Правительство Республики Алтай – не позднее десяти рабочих дней после истечения срока направления вопросов.
В связи с исключением из Закона Республики Алтай от 8 июня 2015 года № 18-РЗ «О стратегическом планировании в Республике Алтай» полномочия Парламента по рассмотрению ежегодного отчета о ходе исполнения плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Республики Алтай исключить из статьи 81.2 Регламента положения о рассмотрении указанного отчета Парламентом.
Дополнить Регламент главой 10.3, регулирующей порядок взаимодействия Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай с сенатором Российской Федерации – представителем от Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай, которая определяет основные формы взаимодействия Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай и сенатора, а также порядок рассмотрения Парламентом отчета (информации) сенатора о своей деятельности.
В соответствии с частью 10 статьи 4 Постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002 года № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» сенатор Российской Федерации – представитель от субъекта Российской Федерации ежегодно не позднее 30 марта года, следующего за отчетным годом, представляет в Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности отчет (информация) о своей деятельности, который может быть размещен на официальном сайте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации  в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Указанный отчет (информация) также направляется сенатором Российской Федерации - представителем от субъекта Российской Федерации в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение о наделении его полномочиями сенатора Российской Федерации (часть 10 статьи 4 введена Постановлением СФ ФС РФ от 17 февраля 2021 года № 24-СФ).
Уточняющие вопросы докладчику задали Сергей Ложкин, Аскар Тулебаев, Сергей Кухтуеков.

Парламентарии приняли закон Республики Алтай «О внесении изменения в статью 18 Закона Республики Алтай «О государственных должностях Республики Алтай». Документ представила председатель Комитета по экономической, финансовой и налоговой политике Радмила Пекпеева.
Председатель парламентского комитета пояснила, что проектом предлагается внести изменение в часть 2.1 статьи 18 Закона, установив возможность получения единовременных премий за выполнение особо важных и сложных заданий лицами, замещающими государственные должности в Контрольно-счетной палате Республики Алтай (заместителем председателя и аудиторами Контрольно-счетной палаты Республики Алтай).
Необходимость включения в штатную численность трех единиц, в том силе специалиста по информационному обслуживанию, секретаря и водителя возникла, потому, что данная категория должностей осуществляет деятельность по договорам оказания услуг.

Сессия одобрила поправку к принятому Госдумой в первом чтении федеральному закону о проведении эксперимента по предоставлению гостиничных услуг. Принято постановление ГС-ЭК РА «О поправке к проекту федерального закона № 409713-8. Внесенной поправкой, как подчеркнул председатель Комитета по развитию туризма, предпринимательства, спорта и молодежной политике Сергей Тимошенский, в перечень участников эксперимента добавляется Республика Алтай.

Данное постановление направляется в Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по туризму и развитию туристической инфраструктуры, сенаторам Российской Федерации Гигель Т.А., Полетаеву В.В. с просьбой поддержать.

Также рекомендовано обратиться к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Птицыну Р.В.Шаманову В.А. с просьбой представлять поправку к законопроекту при его рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Отметим, что эксперимент будет действовать с 1 января 2024 года и завершится в 2026 году.

Вопросы докладчику задали Сергей Кухтуеков и Виктор Ромашкин. выступившие по обсуждаемому вопросу Мария Демина и Владислав Рябченко призвали коллег поддержать данную поправку.

В завершение был принято решение о поддержке федеральных законопроектов, законодательных инициатив, обращений законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ранее рассмотренных в парламентских комитетах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Полезные сайты