Версия для слабовидящих

XLI сессия Государственного Собрания-Эл Курултай седьмого созыва (26.03.2024г.)

1.JPGПод председательством Артура Кохоева состоялась очередная cорок первая сессия Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай седьмого  созыва. В парламентском заседании приняли 37 депутатов.
В работе сессии приняли участие: Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай Олег Хорохордин, члены Правительства Республики Алтай, руководители республиканских комитетов и ведомств, федеральных исполнительных органов управления в Республике Алтай, главы и председатели советов депутатов муниципальных образований Республики Алтай, представители республиканских СМИ.
В ходе парламентского заседания депутаты рассмотрели 38 вопросов, в том числе 29 законопроектов.

В начале заседания депутаты почтили память погибших в террористическом нападении на концертный зал в Подмосковье.

После утверждения повестки участники сессии приступили к рассмотрению законопроектов.

Первым был рассмотрен проект конституционного закона «О внесении изменения в статью 15-2 Конституционного закона Республики Алтай «О Правительстве Республики Алтай». Документ представил министр регионального развития Республики Алтай Антон Черников, подчеркнувший, что законопроект разработан в целях совершенствования законодательства Республики Алтай, путем уточнения полномочия Правительства Республики Алтай в рамках реализации Федерального закона № 161-ФЗ.
Законопроектом вносится изменение в Конституционный закон Республики Алтай от 24 февраля 1998 года № 2-4 «О Правительстве Республики Алтай», путем изложения в новой редакции полномочия Правительства Республики Алтай по установлению категорий граждан, правил формирования списков граждан из числа лиц, для которых работа в государственных образовательных организациях, находящихся в ведении Республики Алтай, или муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории Республики Алтай, организациях социального обслуживания, находящихся в ведении Республики Алтай, государственных учреждениях здравоохранения, находящихся в ведении Республики Алтай, или муниципальных учреждениях здравоохранения, расположенных на территории Республики Алтай, государственных учреждениях культуры, находящихся в ведении Республики Алтай, или муниципальных учреждениях культуры, расположенных на территории Республики Алтай является основным местом работы, и (или) граждан, имеющих трех или более детей, которые могут быть приняты в члены жилищно-строительного кооператива, созданного в целях обеспечения жильем граждан, указанных в части 4 статьи 16.5 Федерального закона от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» и удовлетворяющие условиям, установленным в статье 16.5 этого Федерального закона, и оснований включения указанных граждан, в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены такого жилищно-строительного кооператива, учитывая:
а) замену понятий «муниципальные общеобразовательные организации, государственные общеобразовательные организации, находящиеся в ведении Республики Алтай», «государственные образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении Республики Алтай» понятиями «государственные образовательные организации, находящиеся в ведении Республики Алтай, или муниципальные образовательные организации, находящиеся на территории Республики Алтай», «медицинские организации государственной системы здравоохранения, находящиеся в ведении Республики Алтай», «медицинские организации муниципальной системы здравоохранения» понятиями «государственные учреждения здравоохранения, находящиеся в ведении Республики Алтай», «муниципальные учреждения здравоохранения, находящиеся на территории Республики Алтай»;
б) дополнение категорией граждан из числа лиц, для которых работа в организациях социального обслуживания, находящихся в ведении Республики Алтай является основным местом работы;
в) дополнение категорией граждан, имеющих трех или более детей;
г) дополнение положением по утверждению правил формирования списков граждан, имеющих право быть принятыми в члены жилищно-строительного кооператива, создаваемого в целях обеспечения жильем граждан в соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ и Федеральным законом от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Уточняющий вопрос задал Петр Букач, после чего по итогам состоявшегося голосования конституционный законопроект был принят в первом, втором и окончательном чтении.

Проект закона «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О республиканском бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов» принят в окончательном чтении.
Заместитель Председателя Правительства Республики Алтай, министр финансов Республики Алтай Ольга Завьялова подчеркнула, что уточненные параметры бюджета на 2024 год составили по доходам в сумме 36 965 287,6 тыс. рублей, по расходам – в сумме 37 835 386,1 тыс. рублей, дефициту – в сумме 870 098,5 тыс. рублей, в пределах установленных требований Бюджетного Кодекса РФ от прогнозируемых поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета.
Как отметила докладчик, корректировка республиканского бюджета обусловлена итогами исполнения бюджета в отчетном и текущем финансовых годах, с реализацией норм бюджетного законодательства РФ в части обязательств отчетного финансового года.
Законопроектом учтены дополнительные объемы целевых средств Фонда развития территорий в сумме 24,22 млн. рублей на предоставление сертификатов на приобретение жилья гражданами, покинувшими территории г. Херсона и Херсонской области, средств федерального бюджета на организацию лечения больных с редкими орфанными заболеваниями и организацию питания и проживания в пунктах временного размещения.
В частности, бюджетные обязательства распределены на обеспечение жильем детей-сирот, 62 млн. рублей на обеспечение пожарной безопасности, на укрепление материально-технического состояния республиканских ведомств. В сфере ЖКХ 12 млн. рублей будут направлены на мероприятия по переселению граждан их ветхого и аварийного жилья. На обеспечение жизнедеятельности и обеспечение инфраструктуры Славяно-Сербского района Херсонской области - 6,5 млн. рублей. На обязательства отчетного финансового года уточнены бюджетные ассигнования на 14 млн. рублей с целевым направлением в сферу здравоохранения и социальной защиты населения. Уточнены ассигнования на комплекс природоохранных и экологических мероприятий. Законопроектом перераспределены серьезные ресурсы на исполнение указов президента РФ по оплате труда по всем отраслям экономики. Это касается и муниципальных образований в рамках софинансирования полномочий и финансирования переданных государственных полномочий. Уточнены дотации на сбалансированность и уточнение показателей на исполнение депутатских наказов.

В обсуждении проекта закона приняли участие Аскар Тулебаев, Леонид Казанцев, Сергей Кухтуеков. Председатель КСП РА Эжер Малчинов представил положительное заключение на проект закона. От профильного комитета выступила Радмила Пекпеева. По итогам голосования законопроект принят в первом, втором и окончательном чтении.

Далее сессия приняла Закон Республики Алтай «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Алтай». Его представила Заместитель Председателя Правительства Республики Алтай, министр финансов Республики Алтай Ольга Завьялова.  Как подчеркнула министр финансов, проектом закона предусматривается внесение изменений в два закона Республики Алтай, при этом предметом правового регулирования проекта закона являются правоотношения в сфере налогового законодательства на территории Республики Алтай.
Принятым законом вносятся изменения в Закон Республики Алтай от 27 ноября 2002 года № 7-12 «О транспортном налоге на территории Республики Алтай», предусматривающих: продление периода действия налоговых льгот до 2025 года включительно для налогоплательщиков из числа лиц, принимающих (принимавших) участие в специальной военной операции (в выполнении задач специальной военной операции) на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Херсонской области, Запорожской области; расширение перечня льготных категорий налогоплательщиков, которые освобождаются от уплаты транспортного налога, а именно: физическими лицами, заключившими контракт (имевшим иные правоотношения) с организациями, содействующими выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, а также на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года; установление налоговых льгот для организаций федеральной почтовой связи в отношении зарегистрированных транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации, с периодом действия в 2024 - 2025 годах.
Также вносятся изменения в Закон Республики Алтай от 4 апреля 2022 года № 2-РЗ «О налоге на имущество организаций на территории Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Алтай», предусматривающего предоставление налоговой льготы по налогу для организаций федеральной почтовой связи в виде освобождения от уплаты налога в отношении средств почтовой связи, признаваемых объектами налогообложения, с периодом действия в 2024 – 2025 годах.
Уточняющий вопрос задал Дмитрий Софронов.

Заместитель Председателя Правительства РА,  руководитель Аппарата Главы и Правительства РА Михаил Маргачев представил проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в некоторые законодательные акты».
Как подчеркнул вице-премьер, проект закона разработан в целях дополнительного правового регулирования порядка регистрации нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Алтай, а также приведения   Закона Республики Алтай № 136-РЗ и Закона Республики Алтай № 51-РЗ в соответствие с Федеральным законом от 2 ноября 2023 года № 517-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Принятым законом изменения вносятся в законы Республики Алтай:
- Закон Республики Алтай от 30 декабря 2008 года № 136-РЗ «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов в Республике Алтай», Закон Республики Алтай от 19 октября 2011 года № 51-РЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями Республики Алтай по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов в Республике Алтай», в части замены понятия «опубликование (обнародование)» на понятие «обнародование» муниципальных нормативных правовых актов, подлежащих включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов в Республике Алтай;
 - Закон Республики Алтай от 5 марта 2008 года № 18-РЗ «О нормативных правовых актах Республики Алтай», в части установления необходимости осуществления государственной регистрации принятых нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Алтай.

Вопросы по законопроекту задали Сергей Кухтуеков, Петр Букач. От профильного комитета выступил Виктор Ромашкин. В итоге проект закона был принят в первом, втором и окончательном чтении.

Далее парламентарии приняли Закон Республики Алтай «О внесении изменений в статьи 7 и 9 Закона Республики Алтай «О государственных наградах Республики Алтай». Соответствующий законопроект на сессии представила Наталья Екеева, председатель Комитета по национальной политике, образованию, культуре, общественным объединениям и СМИ.
Принятым законом учреждается государственная награда Республики Алтай – Почетное звание «Заслуженный работник сферы информационных технологий и связи Республики Алтай» «Алтай Республиканын информационный технологиязы ла колбу-связьтин Нерелу ишчизи».
Награда учреждается в целях повышения значимости и престижа профессии работников отрасли связи, массовых коммуникаций и информационных технологий, поощрения их заслуг и стимулирования трудовой деятельности.

Принят Закон Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «Об административных правонарушениях в Республике Алтай», внесенный Главой РА и прокурором РА. Соответствующий законопроект представила министр образования и науки Республики Алтай Ольга Саврасова.
Как пояснила министр, законопроектом предлагается Закон Республики Алтай от 10 ноября 2015 года № 69-РЗ «Об административных правонарушениях в Республике Алтай» дополнить новой статьей, предусматривающей административную ответственность за  неисполнение постановлений и представлений комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав за:
- неисполнение, исполнение не в полном объеме, а также создание препятствий для исполнения либо нарушение срока исполнения постановлений или представлений Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Республики Алтай, принятых в пределах ее компетенции; неисполнение, исполнение не в полном объеме;
- создание препятствий для исполнения либо нарушение срока исполнения постановлений или представлений комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемых в муниципальных районах и городском округе Республики Алтай, принятых в пределах их компетенции (за исключением постановления по делу об административном правонарушении и представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения).
Кроме того, проектом закона устанавливается, что протоколы об административных правонарушениях будут составлять первые заместители Председателя Правительства Республики Алтай, заместители Председателя Правительства Республики Алтай, руководитель Аппарата Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай и Правительства Республики Алтай, а также должностные лица органов местного самоуправления в Республике Алтай, перечень которых определяется муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в Республике Алтай. Дела об административных правонарушениях будут рассматриваться мировыми судьями.
Вопросов по законопроекту не поступило.

Парламентарии рассмотрели проект закона Республики Алтай «Об осуществлении северного завоза на территории Республики Алтай». Его представил исполняющий обязанности министра экономического развития Республики Алтай Сергей Боровиков. Как пояснил представитель минэкономразвития, закон принимается в целях реализации положений Федерального закона № 414-ФЗ и Федерального закона № 411-ФЗ. Законодательным актом устанавливаются:

1) полномочия Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай в сфере осуществления северного завоза на территории Республики Алтай, по принятию в пределах своей компетенции законов Республики Алтай и иных нормативных правовых актов Республики Алтай и осуществлению контроля за их исполнением;
2) полномочия Правительства Республики Алтай в сфере осуществления северного завоза на территории Республики Алтай по: участию в проведении единой государственной политики в сфере осуществления северного завоза; обеспечению своевременного размещения информации о мероприятиях в сфере осуществления северного завоза в федеральной государственной информационной системе мониторинга северного завоза, полноты и достоверности такой информации; подготовке предложений о включении территорий с ограниченными сроками завоза грузов, расположенных в границах муниципальных образований, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в перечень территорий северного завоза или об исключении указанных территорий с ограниченными сроками завоза грузов из такого перечня, и (или) о внесении в него изменений для представления Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай в соответствии с Федеральным законом.

Уточняющие вопросы докладчику задали Леонид Казанцев, Сергей Кухтуеков. С пояснениями выступил Виктор Ромашкин. По законопроекту выступил Аскар Тулебаев. По итогам голосования законопроект принят в первом, втором и окончательном чтении.

Проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Алтай» представил министр труда, социального развития и занятости населения РА Адар Сумин. Как пояснил министр, проектом закона предусмотрено внесение изменений в Законы Республики Алтай:
- Закон Республики Алтай от I декабря 2004 года № 59-РЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов», Закон Республики Алтай от 6 июня 2014 года № 24-РЗ «О мерах социальной поддержки граждан, относящихся к категории «дети войны», в Республике Алтай», Закон Республики Алтай от 24 декабря 2018 года N2 89-РЗ «О мере социальной поддержки по льготному проезду на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) отдельных категорий граждан на территории Республики Алтай» в части замены наименования «Единая государственная информационная система социального обеспечения» наименованием «Государственная информационная система «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере», в целях размещения и получения информации о предоставлении указанным категориям граждан мер социальной поддержки в новой информационной системе в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года l78-P3 «О государственной социальной помощи»;
Закон Республики Алтай от 24 декабря 2019 года 78-РЗ «О ежемесячной   выплате  на территории Республики Алтай нуждающимся в поддержке семьям, имеющим детей, в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет» (далее Закон Республики Алтай  №278-ФЗ), которым признается утратившим силу положение о необходимости размещения и получения информации о назначении и выплате ежемесячной выплаты на третьего и последующих детей также в Единой государственной информационной системе социального обеспечения в связи с тем, что с 1 января 2023 года новые назначения ежемесячной денежной выплаты на третьего и последующих детей не производятся, так как введено единое пособие на детей до 17 лет.

Уточняющие вопросы докладчику задали Дмитрий Софронов, Леонид Казанцев. С предложением выступил об оказании помощи комитету солдатских матерей Аскар Тулебаев. От профильного комитета выступила Алена Казанцева. По итогам голосования проект закона принят в первом, втором и окончательном чтении.

Сессия приняла внесенный Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Алтай». Представивший законопроект министр труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай Адар Сумин пояснил, что проектом закона предлагается внести изменения в Закон Республики Алтай от 11 октября 2005 года № 70-РЗ «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Алтай» в части:
- уточнения категории многодетной семьи, в которую входят три и более ребенка в возрасте до 18 лет, в том числе пасынки и падчерицы; установления бессрочного статуса многодетной семьи;
- уточнения размера компенсации расходов на оплату жилых помещений, коммунальных услуг в пределах установленных в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Алтай нормативов потребления;
- установления меры социальной поддержки многодетным семьям, проживающим на территории Российской Федерации, по бесплатному посещению музеев, парков культуры и отдыха, выставок на территории Республики Алтай в государственных учреждениях, находящихся в ведении Республики Алтай в порядке и на условиях, установленных уполномоченным Правительством Республики Алтай исполнительным органом государственной власти Республики Алтай.

Уточняющие вопросы задали Сергей Кухтуеков и Григорий Пильтин. От профильного комитета выступила Алена Казанцева.

Разработанный в комитете и правительстве республики проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в статьи 1 и 2 Закона Республики Алтай «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Алтай» представила председатель Комитета по экономической, финансовой и налоговой политике Радмила Пекпеева.
Председатель комитета пояснила, что целью разработки проекта является необходимость приведения Закона Республики Алтай от 12 января 2006 года № 14-РЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Алтай» в соответствие с федеральным законодательством путем дополнения полномочий Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай полномочиями:
- по установлению требований об осуществлении розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи при оказании услуг общественного питания только в таких объектах общественного питания, как рестораны, бары, кафе, буфеты, в том числе расположенные в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях;
- по установлению ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания  в объектах общественного питания (за исключением ресторанов), расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях.

Вопросы докладчику задали Петр Букач, Сергей Кухтуеков, по законопроекту высказался Сергей Мазалов. Проект закона был принят в первом, втором и окончательном чтении.

Проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О патриотическом воспитании в Республике Алтай» представила Наталья Екеева, председатель Комитета по национальной политике, образованию, культуре, общественным объединениям и СМИ. Парламентарий отметила, что законопроектом производится корректировка используемой терминологии в Законе Республики Алтай от 7 июля 2015 года № 40-РЗ «О патриотическом воспитании в Республике Алтай».
Как пояснила председатель комитета, проект закона подготовлен в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» совершенствования форм и методов воспитания детей и молодёжи в соответствии с проводимой государственной политикой по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, как необходимого условия и направления обеспечения национальной идентичности.
Федеральным законом от 25 декабря 2023 года № 685-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» уточнено понятие воспитание, под которым понимается деятельность, направленная на развитие личности, формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, традиционных российских духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

В обсуждении проекта закона приняли участие Леонид Казанцев, Аскар Тулебаев, Сергей Кухтуеков, Дмитрий Софронов, Ай-Сулу Ябыева. По итогам голосования проект закона был принят в первом, втором и окончательном чтении.

Сессия приняла проект закона Республики Алтай «О внесении изменения в ст.6 Закона Республики Алтай «Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Алтай». Его также представила председатель Комитета по национальной политике, образованию, культуре, общественным объединениям и СМИ  Наталья Екеева.
Как пояснила парламентарий, проект закона разработан с целью унификации терминов, используемые в федеральных законах при регулировании вопросов прекращения гражданства Российской Федерации. Так, Федеральным законом от 31 июля 2023 года № 407-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ряде законов термин «утрата гражданства» заменены термином «прекращение гражданства».
Председатель комитета подчеркнула, что законопроектом производится корректировка нормы пункта 7 части 1 статьи 6 Закона Республики Алтай от 24 декабря 2019 года № 75-РЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Алтай» согласно которой, полномочия Уполномоченного по правам ребенка в Республике Алтай прекращаются досрочно в случае прекращения им гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Также был принят Закон Республики Алтай «О региональном государственном контроле (надзоре) в области технического состояния и эксплуатации аттракционов на территории Республики Алтай». Законопроект, разработанный при поддержке прокурора РА  Комитетом по развитию туризма, предпринимательства, спорта и молодежной политике, представил председатель комитета Сергей Тимошенский. Парламентарий подчеркнул, что  целью разработки проекта закона является необходимость реализации представленных федеральным законодательством полномочий по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации аттракционов.

В обсуждении представленного законопроекта приняли участие Артур Кохоев, Александр Груздев, Петр Букач, Сергей Кухтуеков, Григорий Пильтин.

После принятия закона в заседании был объявлен первый перерыв.

После перерыва по проекту закона Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О молодежной политике в Республике Алтай» выступил председатель Комитета по развитию туризма, предпринимательства, спорта и молодежной политике Сергей Тимошенский.
Парламентарий напомнил, что Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» и Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи» одной из целей государственной политики в интересах детей и молодежи является подготовка детей и молодежи к полноценной жизни в обществе, включая формирование их мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, традиций народов Российской Федерации, достижений российской и мировой культуры, любви и уважения к Отечеству, чувства личной ответственности за свою судьбу и судьбу Отечества перед нынешним и будущими поколениями.
Проектом закона, как подчеркнул председатель парламентского комитета, вносятся следующие изменения: законодательные акты, регулирующие отношения в сфере молодежной политики, дополняются Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи», вводится сокращение обозначенного закона для употребления в тексте Закона Республики Алтай от 6 июня 2014 № 18-РЗ «О молодежной политике в Республике Алтай»; излагается в новой редакции наименование статьи 10; вносится редакционная правка абзаца первого статьи 10 в связи с изменением наименования статьи; статья 10  дополняется пунктом 4 предусматривающим проведение работы органами государственной власти Республики Алтай в пределах своих полномочий по укреплению института семьи, сохранении традиционных семейных ценностей, преемственности поколений россиян.

Единогласным решением проект был принят в первом, втором и окончательном чтении.

Далее был принят Закон Республики Алтай «О внесении изменения в статью 2 Закона Республики Алтай «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Алтай».
Председатель комитета по здравоохранению и социальной защите Алена Казанцева пояснила, что Указами Президента Российской Федерации от 22 ноября 2023 года № 875 «О проведении в Российской Федерации Года семьи» и от 23 января 2024 года № 63 «О мерах социальной поддержки многодетных семей» в целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей предусмотрена поддержка общественных и иных организаций, деятельность которых направлена на укрепление института семьи, защиту интересов семьи, формирование в обществе положительного образа многодетной семьи, сохранение семейных ценностей.
Проект закона подготовлен в целях корректировки используемой терминологии в Законе Республики Алтай от 23 ноября 2011 года № 78-РЗ «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Алтай».

Уточняющие вопросы докладчику задали Виктор Ромашкин и Аскар Тулебаев.

Разработанный в Комитете по здравоохранению и социальной защите по инициативе депутатов Михаила Коновалова и Дмитрия Софронова проект закона Республики Алтай «О внесении изменения в статью 9 Закона Республики Алтай «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, на территории Республики Алтай» также представила председатель Комитета Алена Казанцева.
Председатель парламентского комитета подчеркнула, что проект закона разработан с целью расширения направлений распоряжения средствами республиканского материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий.
Законопроектом устанавливается дополнительная возможность лицам, получившим сертификат на республиканский материнский (семейный) капитал, направить его на оплату услуг по электроснабжению, теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению жилого помещения, расположенного на территории Республики Алтай, осуществляемую гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок, путем безналичного перечисления указанных средств соответствующей организации, производящей работы и (или) оказывающей услуги.

В обсуждении проекта закона приняли участие Александр Груздев, Виктор Ромашкин, Аскар Тулебаев, Дмитрий Софронов, Михаил Коновалов. В итоге законопроект был принят в первом, втором и окончательном чтении.

Сессия приняла Закон Республики Алтай «О внесении изменений в статью 3 Закона Республики Алтай «О регулировании отношений в области охраны окружающей среды в Республике Алтай». Как пояснил председатель Комитета по экологии и природопользованию Владислав Рябченко, целью разработки проекта закона является необходимость приведения положений Закона Республики Алтай от 21 марта 2007 года № 2-РЗ «О регулировании отношений в области охраны окружающей среды в Республике Алтай» в соответствие с федеральным законодательством.
Проектом закона предусмотрено внесение изменений в Закон Республики Алтай от 21.03.2007 № 2-РЗ (ред. от 27.11.2023) «О регулировании отношений в области охраны окружающей среды в Республике Алтай» в части полномочий Правительства Республики Алтай в области охраны окружающей среды, в целях его приведения в соответствие федеральному законодательству, в том числе в связи с принятием Федерального закона от 25.12.2023 № 622-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступающего в силу 01.09.2024, которым унифицирована используемая терминология в рамках осуществления государственного экологического контроля (надзора).

Разработанный Комитетом по экологии и природопользованию и министерством природных ресурсов и экологии Республики Алтай проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в статью 7 Закона Республики Алтай «О регулировании отдельных вопросов в области лесных отношений на территории Республики Алтай». Представил законопроект председатель парламентского комитета Владислав Рябченко.
Проектом закона вносятся изменения в статью 7 Закона Республики Алтай от 30 ноября 2007 года № 72-РЗ «О регулировании отдельных вопросов в области лесных отношений на территории Республики Алтай», предусматривающие исключительные случаи заготовки древесины для обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, в части:
- уточнения случая заготовки древесины для реализации мероприятий государственных программ Российской Федерации, государственных программ Республики Алтай и муниципальных программ, направленных
на поддержку сельскохозяйственного производства, лесной отрасли;
- дополнения случая для проведения рубок ухода за лесами, санитарно-оздоровительных и противопожарных мероприятий в случае, если данные мероприятия не учтены при размещении государственного или муниципального заказа на охрану, защиту и воспроизводство лесов
с одновременной продажей лесных насаждений.
Целью разработанного проекта закона является предоставление права использования лесов для заготовки древесины в целях формирования внебюджетных источников финансирования для выполнения государственных программ в области охраны окружающей среды, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов и развития лесного хозяйства, не обеспеченных субвенциями
из федерального бюджета.

В обсуждении прияли участие Еликпай Аманчин, Аскар Тулебаев, Михаил Терехов. По итогам состоявшегося голосования законопроект принят в первом, втором и окончательном чтении.

Далее был принят Закон Республики Алтай «О внесении изменения в статью 2 Закона Республики Алтай «О мелиорации земель в Республике Алтай». Соответствующий законопроект представил председатель Комитета по аграрной политике Рустам Байдалаков.
Парламентарий сообщил, что 1 марта 2024 года в ступил в силу Федеральный закон от 13 июня 2023 года № 244-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О мелиорации земель» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится обеспечение мелиорации земель, организации учета мелиоративных защитных лесных насаждений, а также учета и проведения мониторинга мелиорированных земель (пункт 160 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»).
Председатель парламентского комитета подчеркнул, что целью принятия проекта закона является необходимость приведения положений Закона Республики Алтай от 01 декабря 2021 года № 72-РЗ «О мелиорации земель в Республике Алтай» в соответствие с федеральным законодательством путем дополнения полномочий Правительства Республики Алтай в области мелиорации земель полномочиями по обеспечению мелиорации земель, организации учета мелиоративных защитных лесных насаждений, а также учета и проведения мониторинга мелиорированных земель.

Сессия приняла Закон Республики Алтай «О внесении изменений в статью 1 Закона Республики Алтай «О мониторинге правоприменения нормативных правовых актов в Республике Алтай». Законопроект представил заместитель Председателя Правительства РА,  руководитель Аппарата Главы и Правительства РА Михаил Маргачев.
Целью принятия проекта закона, как пояснил докладчик, является приведение Закона Республики Алтай № 49-РЗ в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2023 года № 751 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 года № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» и в Положение, утвержденное этим Указом».
Как отметил вице-премьер, проектом закона вносится изменение в Закон Республики Алтай от 4 октября 2012 года № 49-РЗ «О мониторинге правоприменения нормативных правовых актов в Республике Алтай» в части установления обязанности ежегодного предоставления органами государственной власти Республики Алтай в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 года № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» в Министерство юстиции Российской Федерации предложений о необходимости принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Исполняющий обязанности министра экономического развития республики Алтай Сергей Боровиков представил проект закона Республики Алтай «О международных, внешнеэкономических, внешнеторговых и межрегиональных связях Республики Алтай». Докладчик подчеркнул, что цель его принятия связана с необходимостью приведения Закона РА № 17-5 в соответствие с Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 420-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статью 44 Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».
Представитель минэкономразвития пояснил, что законопроектом предлагается внести в Закон Республики Алтай от 11 декабря 2003 года № 17-5 «О международных, внешнеэкономических, внешнеторговых и межрегиональных связях Республики Алтай» изменения в части:
- уточнения наименования Закона РА № 17-5 - О международных, внешнеэкономических, внешнеторговых и межрегиональных связях Республики Алтай, международных и внешнеэкономических связях органов местного самоуправления в Республике Алтай; определения  следующих  понятий,   используемых в Законе РА № 17-5: международные и внешнеэкономические связи органов местного самоуправления в Республике Алтай - связи органов местного самоуправления в Республике Алтай, осуществляемые с органами местного самоуправления иностранных государств в торгово-экономической, научно-технической, экологической, гуманитарной, культурной и в иных областях;
- соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей органа местного самоуправления в Республике Алтай - соглашение, заключенное органом местного самоуправления в Республике Алтай с органом местного самоуправления иностранного государства;
- установления полномочий Правительства Республики Алтай по: правовому регулированию осуществления органами местного самоуправления в Республике Алтай международных и внешнеэкономических связей; предоставлению органам местного самоуправления в Республике Алтай правовой, организационной и методической поддержки при осуществлении ими международных и внешнеэкономических связей;
- осуществления полномочий, установленных федеральным законодательством в сфере международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления; определению порядка осуществления международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления в Республике Алтай; определению порядка регистрации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связях органов местного самоуправления в Республике Алтай;
- определения порядка согласования соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления в Республике Алтай.

В обсуждении проект закона приняли участие Дмитрий Софронов и Виктор Ромашкин. В итоге законопроект был принят в первом, втором и окончательном чтении.

Министр регионального развития РА Антон Черников представил проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О регулировании градостроительной деятельности на территории Республики Алтай». Он подчеркнул, что проект  закона принимается  в  целях  приведения  Закона Республики Алтай № 9-РЗ в соответствие с федеральным законодательством в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2022 года № 612-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу абзаца второго пункта 2 статьи 16 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Федерального закона от 10 июля 2023 года № 305-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
Вносимые изменения, по словам министра, связаны с установлением полномочий Правительства РА по:
- определению порядка заключения договоров о комплексном развитии территории, заключаемых органами местного самоуправления в Республике Алтай с правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, без проведения торгов на право их заключения;
- определению иных объектов капитального строительства, не предусмотренных пунктами 1-4 части 2 статьи 40.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в отношении которых не требуется согласование архитектурно-градостроительного облика. 
Кроме того, признаются утратившими силу положения, устанавливающие следующие полномочия Правительства Республики Алтай по: осуществлению регионального государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации; утверждению положения о региональном государственном строительном надзоре; установлению порядка подготовки и утверждения проекта планировки территории в отношении территорий исторических поселений регионального значения в Республике Алтай.
Также законопроектом признается утратившим силу положение, устанавливающее порядок подготовки и принятия решения об утверждении документации по планировке территории, порядок внесения изменений в такую документацию, порядок отмены такой документации или ее отдельных частей, порядок признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению.

В обсуждении вопроса правоприменения закона в рамках комплексного развития территорий приняли участие Мария Демина, Дмитрий Софронов, Ай-Сулу Ябыева, Григорий Пильтин, Сергей Кухтуеков, Александр Груздев, Сергей Ложкин, Сергей Тимошенский, Владислав Рябченко, старший помощник прокурора Республики Алтай Юлия Юркина.
В частности, поступило предложение принять проект в первом чтении и продолжить над ним работу. Однако по результатам голосования законопроект был принят в первом, втором и окончательном чтении.

Депутаты поддержали проект закона Республики Алтай «О внесении изменения в статью 1 Закона Республики Алтай «О защите населения и территории Республики Алтай от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», приняв его в первом, втором и окончательном чтении. Представил законопроект министр регионального развития Республики Алтай Антон Черников. Он  подчеркнул, что проект закона разработан в целях приведения законодательства Республики Алтай в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2020 года № 1120 «О внесении изменений в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».
Как пояснил министр, проектом закона вносится изменение в статью 1 Закона Республики Алтай от 27 ноября 2012 года № 63-РЗ «О защите населения и территории Республики Алтай от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в части установления полномочия Правительства Республики Алтай по формированию и утверждению сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации, на основании сведений из Единого государственного реестра недвижимости, полученных с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
Он также добавил, что включение данной нормы в проект закона обусловлена, в том числе, для определения пригодных либо непригодных для проживания жилых помещений, находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации, и дальнейшему предоставлению пострадавшим гражданам, на основании полученных и подтвержденных данных, видов финансовой поддержки.

Министр образования и науки РА Ольга Саврасова представила проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Алтай по образованию и организации деятельности муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав».
Министр подчеркнула, что проект закона разработан в целях приведения положений Закона Республики Алтай № 5-РЗ в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом № 414-ФЗ.
Поясняя вносимые изменения, министр отметила, что к полномочиям органов местного самоуправления относятся организация деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Также органы государственной власти наделяются дополнительным положением, устанавливающим ответственность должностных лиц органов местного самоуправления за неисполнение государственных полномочий. Всего в действующий закон внесено 10 дополнений и уточнений.

Уточняющий вопрос докладчику задала Мария Демина. По итогам состоявшегося голосования законопроект принят в первом, втором и окончательном чтении.

Председатель Комитета по контролю (надзору) Республики Алтай Владислав Челтугашев представил проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О регулировании некоторых вопросов в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Республики Алтай».
Как пояснил руководитель ведомства, необходимость внесения изменений в Закон Республики Алтай № 73-РЗ связана с фактической реализацией меры государственной поддержки в виде единовременной денежной выплаты гражданам, которые в судебном порядке признаны участниками долевого строительства, а также пострадавшими от действий застройщика, который привлекал денежные средства граждан, заключая с ними договора процентного займа. В январе 2024 года за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Комитету, всем пострадавшим гражданам предоставлена мера государственной поддержки в виде единовременной денежной выплаты.
Законом признается утратившей силу статью 4.1, которой предусмотрена мера государственной поддержки гражданам, проживающим в Республике Алтай, чьи денежные средства привлечены для долевого строительства многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Алтай, и отнесенным к числу пострадавших граждан в соответствии с федеральным законодательством в виде единовременной денежной выплаты; исключить понятие новый застройщик - юридическое лицо, отвечающее требованиям федерального законодательства, предъявляемым к застройщику, принявшее на себя в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Алтай обязательство по завершению долевого строительства (создания) многоквартирного дома; исключить ссылку на статью 4.1 из преамбулы Закона Республики Алтай № 73-РЗ.

Законопроект принят в первом, втором и окончательном чтении.

Депутаты приняли Закон Республики Алтай «О внесении изменений в статью 3 Закона Республики Алтай «О физической культуре и спорте в Республике Алтай». Об изменениях доложила временно исполняющая обязанности председателя Комитета по физической культуре и спорту Республики Алтай Дарья Трунова.
Представитель комитета подчеркнула, что законопроектом устанавливаются полномочия регионального Правительства по развитию и обеспечению доступности массового спорта, а также по оказанию содействия развитию военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта.
Для этого вносятся изменения в статью 3 Закона Республики Алтай от 25 сентября 2008 года № 81-РЗ «О физической культуре и спорте в Республике Алтай» в части: уточнения полномочия Правительства Республики Алтай по развитию и обеспечению доступности массового спорта, содействию развития спорта высших достижений;  дополнения полномочий Правительства Республики Алтай полномочием по оказанию содействия развитию военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта.
Проект  закона  разработан с целью приведения Закона Республики Алтай № 81-РЗ в соответствие с Федеральным законом № 564-ФЗ и Федеральным законом от 25 декабря 2023 года № 684-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Вопросы докладчику задали Михаил Федькин, Дмитрий Софронов, Петр Букач, Еликпай Аманчин, Сергей Кухтуеков, Аскар Тулебаев. От профильного комитета выступил Сергей Тимошенский.

После принятия данного закона был объявлен второй перерыв.

В начале третьего заседания сессия приняла Закон Республики Алтай «О внесении изменения в Закон Республики Алтай «О регулировании отдельных вопросов участия граждан в охране общественного порядка на территории Республики Алтай».
Говоря о вносимом изменении, председатель регионального комитета по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности РА Юрий Леонтьев отметил, что  устанавливается мера поддержки граждан в виде выплаты денежного вознаграждения за информирование органов внутренних дел о факте управления транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения.
«Принятие закона будет способствовать повышению безопасности граждан на автомобильных дорогах, снижению количества преступлений, совершённых на автомобильных дорогах, и достижению регионом целевых показателей, предусмотренных федеральным проектом «Безопасность дорожного движения» нацпроекта «Безопасные качественные дороги», – подчеркнул председатель комитета.

Далее был принят Закон Республики Алтай «О внесении изменений в  статью 18 Закона Республики Алтай «О государственных должностях Республики Алтай». Законопроект представил Председатель Избирательной комиссии Республики Алтай Дмитрий Степанов.
Руководитель ресизбиркома пояснил, что предлагается внести изменения в Закон Республики Алтай от 14 мая 2008 г. № 49-РЗ «О государственных должностях Республики Алтай» в  части установления возможности получения единовременных премий за выполнение  особо важных и сложных заданий иному лицу, замещающему государственную должность в Избирательной комиссии Республики Алтай (к числу таких лиц, в числе прочих, отнесены заместитель Председателя  и секретарь Избирательной комиссии Республики Алтай, обладающие статусом  члена Избирательной комиссии Республики Алтай, работающего на постоянной (штатной) основе).
Также закон  дополняется положением, согласно которому при осуществлении  в календарном году выплаты единовременной премии за выполнение особо важных и сложных заданий за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай в связи с подготовкой и проведением выборов, референдума, выплата единовременной премии за выполнение особо важных и сложных заданий, предусмотренной частью 2 статьи 18 Закона Республики Алтай № 49-РЗ, в календарном году не производится.

В обсуждении приняли участие Александр Груздев, Еликпай Аманчин, Виктор Ромашкин, Герман Чепкин, Мария Демина.

На этом рассмотрение законопроектов было завершено.

Далее парламентарии заслушали информацию об итогах работы Верховного Суда РА, районных (городского) и мировых судей за 2023 год. По данному вопросу выступил Председатель Верховного Суда РА Алексей Кокорин.
Докладчик, в частности, отметил, что в Верховном Суде Республики Алтай за 2023 год в порядке уголовного судопроизводства по первой инстанции рассмотрено 27 материалов в отношении 27 лиц, три уголовных дела в отношении 3 лиц с постановлением приговоров. Одно уголовное дело обжаловано в апелляционном порядке в отношении одного лица, приговор оставлен без изменения, качество составило 100%.
За 12 месяцев 2023 года в апелляционном порядке судебной коллегией по уголовным делам  Верховного Суда Республики Алтай рассмотрено 1024 уголовных дела и материала, из них по апелляционным жалобам и представлениям на приговоры рассмотрено 377 уголовных дел в отношении 411 лиц. Утверждаемость приговоров по уголовным делам городского и районных судов составила 87,3%.
Федеральными судами Республики Алтай за 12 месяцев 2023 года рассмотрено 1888  уголовных  дел, в том числе с вынесением приговоров 1510 дел в отношении 1578 лиц, 4231 материал по представлениям, ходатайствам и жалобам различного характера с вынесением постановлений.
По сравнению с аналогичным периодом 2022 года количество рассмотренных федеральными судами уголовных дел в 2023 году уменьшилось на 8,4%. Количество постановленных приговоров уменьшилось на 1,5 %.
Мировыми судьями Республики Алтай за 12 месяцев 2023 года рассмотрено 839  уголовных дел, в том числе с вынесением приговоров 498 дел в отношении 499 лиц, 115 материалов по  представлениям, ходатайствам и жалобам различного характера с вынесением постановлений.   
По сравнению с аналогичным периодом 2022 года количество рассмотренных дел мировыми судьями в  2023 году уменьшилось на 26,1 %, количество постановленных приговоров увеличилось на 11,4 %.
Утверждаемость приговоров мировых судей в апелляционном порядке за 12 месяцев 2023 года составляет 84,3%, за 12 месяцев прошлого года составляла  89%.

Вопросов докладчику не поступило. От профильного комитета выступил Виктор Ромашкин. Решением сессии информация была принята к сведению.

Сессия рассмотрела кадровый вопрос. По представлению Верховного Суда Республики Алтай сессия назначила Казберову Юлию Сергеевну на должность мирового судьи судебного участка №2 Майминского района на 3-летний срок полномочий. В обсуждении вопроса приняли участие Дмитрий Софронов и Мария Демина.

Министр МВД по Республике Алтай Дмитрий Трощилов выступил с ежегодным отчетом о деятельности министерства за 2023 год. Докладчик, в частности, подчеркнул, что оперативная обстановка в регионе оставалась стабильной и контролируемой, в том числе благодаря конструктивному взаимодействию с органами законодательной власти по реализации своевременных мер, направленных совершенствование регионального законодательства, результатом которых стало принятие ряда нормативных правовых актов, являющихся серьезными инструментами в решении задач профилактики правонарушений.
Далее министр сообщил, что в 2023 году в целом по республике отмечено сокращение числа зарегистрированных преступлений (-3,8%; с 4586 до 4410: по России: -1,070', по СФО: -0,970). При этом, увеличилось количество тяжких и особо тяжких преступлений (+8,4%; с 1016 до 101 ', по России: +9,7%; по СФО: +10,570), в основном за счет совершенных с использованием IТ-технологий (+19,570', с 379 до 453; по России: +25,9%; по СФО: +32,2%.
В структуре преступности отмечается сокращение преступлений против личности (-3,270', с 1082 до 1047) и собственности (-6,670', с 1975 до 1845), в том числе краж (-22,9%; с 146 до 884).
Значительный комплекс мер осуществлен в сфере профилактики правонарушений. Их реализация способствовала реальному оздоровлению криминогенной ситуации, сокращению числа преступлений, совершенных в общественных местах (-22,2%; с 869 до 676), в том числе на улицах (-24,770', с 607 до 457), а также преступлений, совершенных в состоянии опьянения (-5,l Ъ, с 1141 до 1083).
В отчете министра отмечено, что не принесли ожидаемых результатов принимаемые меры по предупреждению «дистанционных» мошенничеств. Несмотря на активизацию профилактической работы их количество выросло на 71 ,9% (с 367 до 63 ). В этой сфере правоохранительными органами предпринимаются все возможные меры по изобличению преступников. Значительное внимание уделяется профилактической работе с населением по разъяснению способов защиты от мошеннических действий.
Докладчик подчеркнул, что в результате ежедневной целенаправленной работы раскрыты 82 преступления прошлых лет, в том числе 18 тяжких и особо тяжких. Общая раскрываемость преступлений составила 76%.
Как заявил министр, в отчетный период принимались действенные меры, направленные на профилактику и противодействие незаконному обороту наркотиков, что способствовало увеличению общего количества выявленных наркопреступлений (+2,7%; с 328 до 337), в том числе тяжких и особо тяжких (+9,4%: со 245 до 268), а также связанных со сбытом наркотических средств (+32,5%; со 117 до 155). Пресечена деятельность 12 организованных групп (226 преступлений, 18 лиц) и пять наркопритонов.
Серьезное внимание уделяется борьбе с экономической преступностью и пресечению наиболее опасных ее проявлений, связанных с коррупцией. В этой сфере сотрудниками полиции выявлено 158 преступлений, Больше задокументировано тяжких преступлений (+7,4%; со 12 1 до 1.30).
Инициативнее проводилась работа по пресечению преступлений коррупционной направленности (+4,69; с 109 до 114), в том числе тяжких и особо тяжких (+7,4%; с 94 до l). Больше выявлено преступлений против государственной власти (+20,()%; с 65 до 78).
Основной задачей в обеспечении безопасности дорожного движения, как и прежде, является удаление с дорог пьяных водителей. К этой работе привлечены не только сотрудники ГИБДД, но и участковые уполномоченные полиции. В результате принимаемых мер по стабилизации обстановки на дорогах республики пресечено 474 173 правонарушения в области дорожного движения. Выявлено 697 водителей, находившихся в нетрезвом состоянии, в том числе 287 в отношении которых возбуждены уголовные дела. 714 из них лишены права управления транспортными средствами.
Данные меры способствовали стабилизации аварийной ситуации. Сократилось число дорожно-транспортных происшествий (-9,07%; с 368 до 335), погибших (-20%; с 45 до 36) и раненых (-4,8%; с 482 до 459) в них людей. Меньше совершено ДТП по вине водителей, находившихся в состоянии опьянения (-26,1%; с 88 до 65).

Вопросы докладчику задали: Дмитрий Софронов, Михаил Федькин, Виктор Ромашкин, Александр Груздев, Сергей Мазалов, Сергей Кухтуеков, Григорий Пильтин, Мария Демина, Сергей Ложкин, Петр Букач, Ержанат Бегенов, Алена Казанцева, Герман Чепкин, Еликпай Аманчин.
Решением сессии отчет был принят к сведению.

Сессия приняла к сведению отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Республики Алтай за 2023 год, решив не заслушивать доклад, так как он был рассмотрен на заседаниях всех семи парламентских комитетах.
В представленном руководителем  КСП РА Эжером Малчиновым, в частности, отмечается, что в 2023 году сотрудниками КСП РА проведено 52 мероприятия, в том числе: 13 контрольных мероприятий, 6 экспертно-аналитических мероприятий, 4 мероприятия по текущему исполнению республиканского бюджета, 3 мероприятия по мониторингу реализации национальных проектов, 11 экспертиз проектов законов Республики Алтай и 15 экспертиз проектов постановлений Правительства Республики Алтай. Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия проведены в 56 органах государственной власти, государственных (муниципальных) учреждениях Республики Алтай и в органах местного самоуправления. Тематическими контрольными и экспертно-аналитическими мероприятиями охвачено использование средств в сферах здравоохранения, образования, социальной политики, жилищно-коммунального хозяйства и иных сферах.

Депутаты, как и в случае с КСП РА, решили не заслушивать доклад Уполномоченного по правам ребенка в Республике Алтай Надежды Манзыровой и приняли его к сведению, с учетом того, что он был заслушан на профильном комитете.
В представленном докладе, в частности, отмечается, что в 2023 году в адрес Уполномоченного поступило 409 обращений, на 12,4% меньше чем в прошлом году. Помимо личных подавались коллективные, а также от общественных организаций, исправительных учреждений, законодательной и судебной властей, СМИ, правоохранительных органов, органов исполнительной власти, депутатов Республики Алтай. Большая часть обращений составили обращения  по вопросам мониторинга ситуаций по обеспеченности лекарственными препаратами детей, страдающих орфанными заболеваниями, обеспечению гигиеническими средствами несовершеннолетних, находящихся в детских учреждениях, обеспечением, обучению детей, находящихся на стационарном лечении в туберкулезных санаториях. Обращения в адрес регионального уполномоченного касались вопросов, затрагивающих основные сферы жизни и деятельности несовершеннолетних. Больше всего обращений поступило по г.Горно-Алтайску.
Категории заявителей, обратившихся к уполномоченным по правам ребёнка в субъектах Российской Федерации составляют родители, граждане, многодетная семья, иные родственники, несовершеннолетние, коллективные обращения, лица принявшие детей на воспитание в семью, ведомства, лица отбывающие наказание, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Вместе с тем количество обращений в адрес  уполномоченного, поступивших из органов исполнительной власти  остается на прежнем уровне.

От профильного комитета выступила Наталья Екеева.

Парламентарии поддержали проект постановления ГС-ЭК РА «Об обращении Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай к Министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации Козлову А.А. о необходимости отнесения ветровальной древесины к недревесным лесным ресурсам». Текст обращения на сессии представил председатель Комитета по экологии и природопользованию Владислав Рябченко.
«Учитывая, что одним из принципов лесного законодательства является улучшение качества лесов, в том числе использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека, Парламент Республики Алтай просит Вас провести комплексную работу по уточнению законодательно установленных понятий «валежник» и «ветровальная древесина» с целью отнесении ветровальной древесины к недревесным лесным ресурсам и предоставления права гражданам свободного и бесплатного ее сбора для собственных нужд», - указывается в обращении.

Уточняющие вопросы докладчику задали Петр Букач, Дмитрий Софронов и Еликпай Аманчин.

Сессия приняла обращение к Председателю Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам Кашину В.И. и Министру сельского хозяйства РФ Патрушеву Д.Н. о необходимости внесения изменений в приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 26 декабря 2023 года  №939 «Об утверждении Ветеринарных правил содержания лошадей в целях их воспроизводства, выращивания, реализации и использования».
Как отметил председатель Комитета по аграрной политике Рустам Байдалаков, указанные Ветеринарные правила устанавливают ограничения, которые создают непреодолимые препятствия в осуществлении животноводческой деятельности и угрозу ликвидации табунного коневодства в регионе.
«Учитывая климатические и географические условия регионов России с отгонным выпасом лошадей, просим внести изменения в указанные Ветеринарные правила в части исключения из них табунного коневодства», - указывается в обращении.

По обсуждаемому вопросу высказались Григорий Пильтин и Сергей Кухтуеков.

Решением сессии были поддержаны проекты федеральных законов, законодательные инициативы и обращения законодательных (представительных) органов государственной власти, рассмотренные в парламентских комитетах в период подготовки к сессии.

В завершение парламентарии приняли к сведению решение Мандатной комиссии о переходе Байдалакова Рустама Николаевича во фракцию «Единая Россия», согласно поданному заявлению.

На этом парламентское заседание было завершено.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Полезные сайты