Версия для слабовидящих

XLII сессия Государственного Собрания-Эл Курултай седьмого созыва (23.04.2024г.)

2.JPGПод председательством Артура Кохоева состоялась очередная cорок вторая сессия Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай седьмого  созыва. В парламентском заседании приняли участие 37 депутатов.
В работе сессии приняли участие: Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай Олег Хорохордин, члены Правительства Республики Алтай, руководители республиканских комитетов и ведомств, федеральных исполнительных органов управления в Республике Алтай, главы и председатели советов депутатов муниципальных образований Республики Алтай, представители республиканских СМИ.
В ходе парламентского заседания депутаты рассмотрели 12 вопросов, в том числе 5 законопроектов.

Основным вопросом сессии стал отчет главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай Олега Хорохордина о результатах деятельности Правительства Республики Алтай за 2023 год.

После выступления главы республики, длившегося 1 час 17 минут, в соответствии с Регламентом ГС-ЭК РА, выступили руководители депутатских объединений. (Текст отчета здесь: Отчет Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай о результатах деятельности Правительства Республики Алтай за 2023 год.)

Первым выступил руководитель фракции «Справедливая Россия» Александр Груздев. Депутат отметил, что правительством за отчетный период проведена большая работа. Наряду с этим выступающий заметил, что несмотря на все усилия исполнительному органу власти не удается решить проблему своевременного вывоза утилизации и переработки отходов. При этом он заявил, что строительство концессионерами нового мусороперерабатывающего завода ляжет тяжким бременем на бюджет республики. Кроме того, по мнению руководителя фракции, необходимо уделить внимание на необходимость проведения ревизии земель в регионе. Выступающий высказал свое мнение о необходимости создания муниципального пассажирского автотранспортного предприятия в Горно-Алтайске. В завершение Александр Груздев оценил работу правительства за 2023 год как удовлетворительную.

Представитель фракции «Родина» Олег Добрынин в своем выступлении был краток – и также оценил отчет о работе правительства за 2023 год положительно.

Руководитель фракции ЛДПР Дмитрий Софронов, как и предыдущие докладчики, оценил работу правительства за 2023 год как удовлетворительную.  Депутат одним  из недостатков в работе правительства обозначил срыв сроков строительство социальных объектов. Также, по мнению выступающего, остаются проблемы в работе по выделению земельных участков для льготных категорий граждан. В регионе высокий тариф на электроэнергию и услуги ЖКХ, низкая заработная плата, проблемы в здравоохранении, в частности – касающиеся закрепления кадров узких специалистов. В завершение депутат призвал правительство отказаться от реализации мега-проектов, а сосредоточить  внимание на создание  местных социально-ориентированных проектов.

Руководитель фракции КПРФ Виктор Ромашкин отметил, что правительство в отчетный период не добилось улучшения жизни граждан. И перечислил «долгоиграющие проблемы»: низкая заработная плата, высокие тарифы, земельные вопросы, срыв сроков сдачи объектов социальной направленности. В частности, депутат заметил, что не видны результаты деятельности созданного при правительстве координационного совета по ревизии земель. Завершая выступление, докладчик призвал всех к работе по улучшению ситуации.

Руководитель группы независимых депутатов Аскар Тулебаев заметил, что работа правительства в отчетный период могла быть и лучше. На самом деле, как отметил докладчик, недостаточна работа по реализации национальных проектов, Имеет место срыв строительства социальных объектов, в частности ФОКа в Горно-Алтайске и ДК в с.Сугаш. Недостаточно средств направляется в здравоохранение, в частности, на обеспечение лекарственными препаратами льготникам. Не решается вопрос закрепления кадров в здравоохранении и образовании. По словам А.Тулебаева, 10 тысяч жителей республики вынуждены искать работы в других регионах страны. Не дорабатывает правительство в направлении решения земельных вопросов, выделения участков гражданам. До сих пор не налажен своевременный вывоз на полигоны ТБО. Как считает выступающий, имеются проблемы в аграрном секторе. Продукция сельхозпредприятий остается неконкурентноспособной. В лесной отрасли также серьезные недостатки. Лесная отрасль не вносит вклад в развитие региона. Аскар Тулебаев выразил мнение членов фракции и заявил, что не поддерживает отчет главы республики.

Руководитель фракции «Единая Россия» Владислав Рябченко заявил, что члены фракции поддерживают отчет главы региона о деятельности правительства за 2023 год. Особо он отметил конструктивное взаимодействие депутатского корпуса и правительства. В частности, были решены и продолжают решаться вопросы о поддержке участников СВО и членов их семей. Далее выступающий остановился на ряде проблемных вопросов, ранее уже озвученных депутатами, в частности,  решении кадровых вопросов в здравоохранении, а также проблем в сфере земельных отношений. В.Рябченко отметил, что все они находятся на контроле в парламенте и будут решаться.

От Ассоциации "Совет муниципальных образований Республики Алтай" выступил заместитель председателя Совета Серикжан Кыдырбаев. Он отметил, что в отчетном периоде правительство оказывало поддержку муниципальным образованиям – на решение вопросов местного самоуправления в районы было направлено 10,8 млрд. рублей, что на 5% больше, чем в 2022 году. Представитель ассоциации призвал правительство увеличить финансовую поддержку и обратить особое внимание на организацию тепло-водо- и газоснабжение и подготовку муниципалитетов к зиме.

В своем выступлении Председатель Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай Артур Кохоев. Спикер отметил содержательность доклада и подчеркнул, что по многим показателям мы видим реальные результаты в цифрах, которые показывают постепенное движение республики в своём развитии.  Приоритеты ориентированы на повышение качества жизни, обеспечение благополучия жителей региона. Правительством выстроена слаженная работа с федеральным центром.
Артур Кохоев заявил, что считает важными вопросы социальной догазификации, дорожного строительства, где, по его словам, работа сдвинулась с места. Поддержка аграриев в отчетный период составила 770 млн. рублей, что является значимым для жителей села и сельхозтоваропроизводителей.
Имеются вопросы, которые требуют дальнейшего решения. Это  кадровое обеспечение в здравоохранении, обеспечении специалистов служебным жильем. Также необходимо решать вопросы инвентаризации сельскохозяйственных земель, а также найти решение по выделению земельных участков льготным категориям граждан с учетом потребностей участников СВО.
Спикер призвал к сплоченной работе на благо республики и заявил, что поддерживает отчет главы республики о деятельности правительства РА за 2023 год.
В завершение высказался глава республики Олег Хорохордин. Он заверил депутатский корпус, что все замечания и предложения, высказанные в ходе обсуждения, будут в обязательном порядке учтены в дальнейшей работе.

По итогам голосования отчет главы республики о деятельности Правительства РА за 2023 год был прият к сведению большинством голосов. Из 37 принявших участие в голосовании депутатов 28 проголосовали «за».
Прокурор Республики Алтай Анатолий Богданчиков представил информацию о состоянии законности в Республике Алтай за 2023 год.
В докладе подчеркивается, что в 2023 году работа органов прокуратуры Республики Алтай осуществлялась в соответствии с приоритетами, определенными Президентом Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Прокуроры принципиально реагировали на нарушения федерального   законодательства, принимали меры не только к их устранению и восстановлению прав граждан, но и к упреждению фактов неисполнения законов. Системно и последовательно добивались повышения эффективности и результативности прокурорского надзора, укрепления законности во всех сферах правоотношений.
Главными оставались вопросы соблюдения социальных прав граждан: трудовых, жилищных, пенсионных, на охрану здоровья, медицинскую помощь. Особое внимание уделялось восстановлению прав ветеранов, инвалидов, пенсионеров, несовершеннолетних.
Осуществлялась целенаправленная работа в сфере профилактики преступлений и правонарушений. С учетом изменений криминальной ситуации и в целях воздействия на нее корректировались ранее разработанные алгоритмы предупреждения преступности.
По итогам 2023 года сохранилась тенденция снижения преступности. Общее количество зарегистрированных преступлений снизилось на 3,8 % (с 4 586 до 4 410), в том числе по кражам (-22,9 94, с 1 146 до 884), грабежам (-
45,2 94, с 31 до 17), вымогательству (-50 96, с 14 до 7), присвоению (растрате) (58,5 94, со 106 до 44), мелкому хищению (-63,4 94, с 41 до 15), динамика по которым в определенной степени обусловлена принятыми мерами по профилактике.  Общая раскрываемость составила 76 % (80,1 0/0).

Далее прокурор отметил, что на треть возросло число преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, (+37 94, с 725 до 993), В связи с этим прокуратурой республики вопросы выявления и пресечения преступлений обсуждены на внеочередном межведомственном совещании руководителей правоохранительных органов, внесено 4 обобщенных представления в МВД, в адрес горрайпрокуроров направлены информационные письма, проведена расширенная коллегия прокуратуры республики. В результате темпы роста тают преступлений во втором полугодии 2023 года снизились с 52,6 % в первом полугодии 2023 г. до 37 94.
Выявлено 9 преступлений, совершенных в сфере ЖКХ (+200 94; 3).  В сфере реализации национальных проектов и программ выявлено и зарегистрировано 14 преступлений (14), из них 8 дел возбуждено органами расследования по направленным прокурорами материалам проверок в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ.
Снизилось количество преступлений экстремистской (с 4 до 2) и террористической (с 8 до 2) направленности, а также совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства (-40 %, с 50 до 30).
Сократилось число зарегистрированных преступлений экономической направленности в бюджетной сфере (-49,4 %0, с 85 до 43).
На 3,2 % снизилось общее количество преступлений против личности (с 1082 до 1047), при этом число деяний, квалифицированных по ст.ст, 105 и 1 1 УК РФ осталось на прежнем уровне (соответственно по 19 и 43). В этой связи текущем году запланировано проведение анализа по профилактике преступлений «двойной» превенции.
Сократились как число, так и удельный вес преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения (-5,1 94), лицами, ранее совершавшими преступления (11,9 94), в том числе ранее судимыми (-2,9 94), а также в общественных местах (-22,3 94), с применением оружия (-30 94).
Число расследованных преступлений, совершенных подростками, осталось на уровне 2022 года — 94. Вместе с тем, отмечается рост числа несовершеннолетних, совершивших данные преступления, с 92 до 96 лиц (+4,3 94), в том числе учащихся (+8,2 94, с 73 до 79), в состоянии алкогольного опьянения (+16,7 94, с 12 до 14).
В сфере противодействия коррупции выявлено на 4,1 % больше нарушений 1264 (1214), принесены 354 (342) протеста, внесены 398 представлений (385), по которым наказаны 507 (486) лиц, направлено 20 (17) материалов в порядке ст. 37 УПК РФ, возбуждены 20 (17) уголовных дел.
Нарушения антикоррупционного законодательства выявлялись в сферах образования, госзакупок, государственной и муниципальной собственности, ЖКХ, бюджетного законодательства, при реализации национальных проектов.
В ходе осуществления надзора за исполнением федерального законодательства в 2023 году прокурорами выявлено более 27 тыс. нарушений,  внесено почти 6,5 тыс. представлений об их устранении. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования к дисциплинарной и административной ответственности привлечено более 5 тыс. виновных лиц, предостережено о недопустимости нарушения закона 599 лиц, опротестовано 3,6 тыс. незаконных правовых актов. По инициативе прокуроров возбуждено 93 уголовных дела. Проводилась целенаправленная и последовательная работа по защите прав граждан и организаций при рассмотрении и разрешении обращений, в 2023 году поступило свыше 9,5 тыс. обращений, практически каждое четвертое из числа разрешенных признано обоснованным. На личный прием обратилось  3576 граждан.
В 2023 г. в Республике Алтай реализовано 12 национальных проектов, в рамках которых исполнено 44 региональных проекта (с финансовым обеспечением 35 проекта). Общий объем бюджетных и внебюджетных средств на реализацию проектов составил 8 млрд. 714 млн. руб., из них бюджетных средств — 8 млрд. 533 млн. руб. Прокурорами выявлялись нарушения при реализации национальных проектов  «Демография», «Здравоохранение», «Образование», «Жилье и городская среда», «Экология», «Безопасные и качественные дороги», «Культура», «Туризм и индустрия гостеприимства», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринтиательской инициативы».
В 2023 году при осуществлении надзорных мероприятий уделялось внимание вопросам обеспечения доступности оказания медицинской помощи, обеспечения льготными лекарственными препаратами. Так, по мерам прокурорского реагирования в конце 2022 года увеличены средства республиканского бюджета на 2023 год для финансирования мероприятий по обеспечению лекарственными препаратами льготной категории граждан с 116 до 137,9 миллионов рублей.
Кроме того, в сентябре 2023 года по результатам рассмотрения представления и писем в адрес Главы региона, Правительством республики дополнительно выделены денежные средства в размере 26 миллионов рублей.  В ноябре 2023 года по инициативе прокурора республики дополнительно выделено 13,2 миллиона рублей.
Отдельное внимание уделялось соблюдению трудовых прав граждан. В 2023 году на территории республики не выявлено организаций, в которых приняты решения о ликвидации, сокращении численности или штата работников, введении режима неполного рабочего дня, неполной рабочей недели, приостановке производства. Просроченная задолженность по заработной плате у предприятий- респондентов не регистрировалась.
По результатам проверок предприятий — респондентов прокурорами возбуждено 7 дел об административном правонарушении по ч.б ст. 5.27 КоАП РФ, 1 дело по ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ (назначен штраф в размере 20 тыс. рублей), внесено 8 представлений, по результатам рассмотрения которых 5 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.
В результате принятых мер погашена задолженность по заработной плате в организациях-респондентах перед 1196 работниками на сумму 18,1 млн.  рублей.
Всего по принятым мерам прокурорского реагирования в 2023 году восстановлены права 1413 работников, погашена задолженность по заработной плате на сумму 23,9 млн. рублей.
При осуществлении надзорной деятельности органами прокуратуры республики уделялось внимание вопросам предоставления социальных гарантий семьям участников СВО.
Особое внимание в 2023 г, прокурорами уделено вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - в 1 полугодии 2023 г. прокурорами в плановом порядке проведена целевая проверка деятельности органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам которой установлены факты недобросовестной и в ряде случаев формальной работы, оценка которой дана прокурорами во внесенных по её результатам актах прокурорского реагирования.
В связи с недостатками профилактической работы прокуратурой республики в 2023 г. в МВД по РА внесены 3 представления, 27 сотрудников полиции (территориальных отделов и аппарата) привлечены к дисциплинарной  ответственности, 2 представления в адрес председателя региональной КДНиЗП (март, апрель), работа скорректирована, ответственный секретарь привлечена к дисциплинарной ответственности, 1 представление — в адрес Министра образования и науки Республики Алтай (в части ненадлежащей работы служб медиации и примирения), 1 лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
Сосредоточение усилий уполномоченных органов и организаций в сфере обеспечения безопасности дорожного движения при активной координирующей роли прокуратуры привело к снижению в Республике Алтай по итогам работы за 2023 год основных показателей аварийности.
Организован системный сбор и анализ сведений, характеризующих состояние законности в экологической сфере. В 2023 году Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой в суды направлены 18 исковых заявлений о взыскании ущерба на  сушу 208 тыс. рублей, причиненного незаконным сбором краснокнижных растений, из которых 6 на сумму 70 тыс. рублей рассмотрены и удовлетворены. Судебные решения находятся на принудительном исполнении в службе судебных приставов.
В прошедшем году выявлялись многочисленные нарушения в деятельности регионального оператора, связанные с несвоевременным вывозом ТКО с контейнерных площадок. Так, например, по фактам ненадлежащего исполнения региональным оператором обязанностей по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов природоохранной прокуратурой было объявлено 5 предостережений о недопустимости нарушения графика вывоза твердых отходов, внесено 13 представлений, по результатам рассмотрения которых   лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, возбуждено 7 дел об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых назначены штрафы на общую сушу 72 тыс. рублей.
В рамках осуществления надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного и муниципального контроля в прошедшем году не допущено проведение органами контроля (надзора) 664 плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий (далее - КНМ).
Так, из 586 предложенных КНМ согласовано 85 (9 при рассмотрении проекта плана, 76 по результатам рассмотрения жалоб), в согласовании 501 КНМ отказано, что составило 85,5 % от общего числа поступивших предложений.
По итогам 2023 года прокуратурой республики рассмотрено 163 заявления о согласовании проведения внеплановых КНМ в отношении хозяйствующих субъектов, по результатам оценки законности названных заявлений отказано в  согласовании проведения 154 внеплановых КНМ.
На постоянной основе осуществляется надзор за соблюдением прав хозяйствующих субъектов на своевременное и качественное получение государственных и муниципальных услуг.

Вопросы докладчику задали Сергей Кухтуеков, Петр Попошев, Сергей Тимошенский, Леонид Казанцев. По рассматриваемому вопросу высказались Аскар Тулебаев, Герман Чепкин и Сергей Кухтуеков. Парламентарии отметили целенаправленную работу надзорного органа.

Сессия приняла решение принять в первом, втором и окончательном чтении Проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Алтай». Проект представил председатель Комитета по аграрной политике Рустам Байдалаков.
Он подчеркнул, что целью разработки проекта закона является необходимость приведения в соответствие с федеральным законодательством положений Закона Республики Алтай от 10 ноября 2015 года № 68-РЗ «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Алтай». Как пояснил парламентарий, проектом закона вносятся соответствующие изменения в преамбулу, часть 3 статьи 1, часть 2 статьи 2, наименование статьи 7.1 и часть 1 статьи 7.1 Закона Республики Алтай № 68-РЗ путем замены наименования Федерального закона № 17-ФЗ и ссылки на Федеральный закон № 184-ФЗ ссылкой на Федеральный закон № 414-ФЗ.

Председатель Арбитражного суда РА Денис Молокшонов представил информацию об итогах деятельности Арбитражного суда Республики Алтай за 2023 год.  
Как отметил руководитель, в 2023 году в производство Арбитражного суда Республики Алтай поступило 2785 исковых заявлений и заявлений, что на 1594 больше, чем за аналогичный период прошлого года (2421), основной рост имеет место по делам о несостоятельности. Возвращено 202 исковых заявления (заявлений) или 7,2 % от числа поступивших. В сравнении с прошлым годом этот показатель увеличился. В 2022 году было возвращено 127 исков или 5,2 94.
Показатель высокий, вместе с тем, несмотря на то, что участие в арбитражном суде, как правило, сопровождается профессиональным представительством, подавляющее их большинство обусловлено слабой подготовкой заявителей к участию в процессе. Иски оставляем без движения, часть из которых потом подлежит возврату.
В основном, в отсутствие доказательств: уплаты государственной пошлины; направления в адрес иных участников процесса копии искового заявления; внесения денежных средств в счет выплаты вознаграждения финансовому управляющему; наличия у заявителей имущества, достаточного для погашения расходов по делу о банкротстве.
Среди принятых к производству в 2023 году гражданских дел удельный рост отмечается по делам из отношений: возмездного оказания услуг (на 50 дел до 198 или на 1/3); - подрядных отношений (на дел до 89 или на 14 94); - отношений займа и кредита (на 10 дел до 41 на треть); страхования (на 12 дел до 20 или на 150 0/0).
Исков, связанных с защитой вещных прав, в отчетном периоде поступило 44 против 69 в 2022 году, среди них преимущественно требования о признании права собственности, число которых снизилось на треть до 39. Исков, связанных с охраной интеллектуальных прав, уменьшилось до 17 против 55 в 2022 году (на 2/3), традиционно из них большая часть это требования о взыскании компенсации за нарушение прав на средства индивидуализации.
Количество споров из внедоговорных обязательств в отчетном периоде также стало меньше - 27 против 35 в 2022 году, из них в большей части споров о неосновательном обогащении (почти на треть до 18 с 28).
В отчетном периоде отмечается значительное снижение числа принятых к производству заявлений о взыскании обязательных платежей и санкций по заявлениям налогового органа со 125 до 6, а также заявлений, связанных с применением законодательства об административных правонарушениях со 117 до 75 (на 3594), снижение больше всего числа заявлений о привлечении к административной ответственности более чем в два раза до 33 в отчетном периоде.
Значительное снижение количества поступивших заявлений о взыскании налогов и сборов, представляется, обусловлено внедрением с 2023 года нового механизма налоговых расчетов через Единый налоговый счет и продлением в этой связи на 6 месяцев предельных сроков направления требований об уплате налогов и пени. Вероятно, что со значительным ростом таких заявлений мы столкнемся в текущем году.
В порядке упрощенного производства в 2023 году принято 342 дел против 415 в 2022 году, на 17 % меньше.
Предел цены исковых заявлений, рассматриваемых в порядке упрощенного производства, в конце 2023 года был увеличен в отношении юридических лиц с 800 000 руб. до 1 200 000 руб., а в отношении предпринимателей с 400 000 руб. до 600 000 руб.
Представляется, что в этой связи таких дел в 2024 году будет больше.
Следует обратить внимание, что дел о несостоятельности в текущем году возбуждено 989, тогда как в 2022 году 537. Рост 84 94.
Из указанного числа физических лиц 927, т.е. почти 9494 всех поступивших дел о несостоятельности — это дела в отношении физических лиц. Из них 904 это заявления самих должников.
В отношении юридических лиц возбуждено в отчетном периоде 62 дела против 14 в 2022 году, т.е. рост дел о несостоятельности юридических лиц тоже имеет место в 4,5 раза.
При этом приведенные статистические сведения не отражают все многообразие рассматриваемых в рамках дел о несостоятельности заявлений.
В отчетном периоде рассмотрено 257 заявлений обеспечительного характера.
Из числа заявлений о применении мер обеспечительного характера всего признано обоснованными 210 или почти 82 94, тогда как в 2022 году этот показатель составлял 7394.
Процессуальный закон претерпел изменения, теперь обеспечение иска, по общему правилу, не обжалуется, обжалуется же отказ в обеспечении. Представляется, что такие правила повлекут не только увеличение количества заявлений об обеспечении требований, но и количество заявлений об отмене обеспечения.
Количество рассмотренных дел в 2023 году увеличилось на 4,394. Рассмотрели 2090 дел всего на 87 дел больше, чем в 2022 году.
В порядке приказного производства рассмотрено 335 заявлений, что практически аналогично показателю 2022 года.
Всего в 2023 году мировых соглашений достигнуто 37, меньше, чем в 2022 году, когда их было 56. Из них 5 мировых в делах о несостоятельности.
Рассмотрено в 2023 году дел о несостоятельности 612 — это треть всех дел, из них 572 в отношении физлиц.
По сравнению с прошлым отчетным периодом количество рассмотренных заявлений в рамках дел о несостоятельности увеличилось на 58 94, рассмотрено 4390, самые многочисленные из которых это требования кредиторов о включении их в реестр и продление к/пр-ва, но также и зачастую сложные к разрешению обжалование кредиторами действий управляющих, оспаривание сделок должника, привлечение к субсидиарной ответственности КДЛов, управляющих, взыскание с них убытков.
Увеличилось количество дел о несостоятельности, увеличилось и количество рассматриваемых заявлений в рамках дел.
Всего судом в 2023 году рассмотрено 7 321 дело вместе с заявлениями, традиционно подлежащими учету при определении нагрузки.
Судебная нагрузка в 2023 году, если учитывать все заявления в банкротстве, заявления об обеспечении иска, заявления, рассмотренные в рамках исполнительного производства, заявления о правопреемстве, заявления по вопросу о судебных расходах, составит чуть менее 82 дел (81,9) на судью/в месяц и увеличилась по сравнению с 2022 годом на 2294 (было 67.194).
Одна из главных задач, стоящих перед арбитражными судами — качественное осуществление правосудия. По данным Седьмого арбитражного апелляционного суда в 2023 году апелляционной инстанцией пересмотрено 512 судебных актов, что составляет 7,2 % от числа всех рассмотренных дел и заявлений.
Отменено (изменено) 64 судебных акта. Это неплохой показатель. В 2022 году нам отменили 83 судебных акта, и это притом, что пересмотрено значительно меньше (491). В кассационной инстанции в 2023 году пересмотрено 184 судебных акта. Это больше, чем в прошлом отчетном периоде (177).
В 2022 году было отменено/изменено 24 судебных акта, а в 2023 отменено/изменено 16 судебных актов. 8,7 % - это лучший показатель среди судов всего кассационного округа.
Подавляющее большинство отмен имело место в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Отмен по процессуальным основаниям 8. Каждый факт отмены или изменения судебного акта тщательно анализируется и обсуждается на совещаниях судей в целях недопущения повторных ошибок. Безусловно, отмены судебных актов есть, вместе с тем следует отметить положительную динамику по качеству отправления правосудия, как по апелляционной, так и по кассационной инстанции.
Эпидемия коронавируса внесла много изменений в жизнь юристов, одним из них стали судебные заседания в облегченном видеоформате.
Представителями сторон активно используются возможности онлайн-участия в судебных заседаниях, что зачастую осуществляется и с использованием мобильных устройств. Также в суде эффективно эксплуатируется подача процессуальных документов в электронном виде, а также удаленное ознакомление с ними иных участников процесса.
В перспективе в 2024 году планируется организация выдачи электронных исполнительных листов, что уже предусмотрено процессуальным законом, а также направление почтовых отправлений с электронными уведомлениями. Ведется работа по совершенствованию систем межведомственного и внутриведомственного электронного документооборота.

Уточняющие вопросы докладчику задали Сергей Кухтуеков, Григорий Пильтин и Аскар Тулебаев. Решением сессии информация о работе Арбитражного суда за отчетный период была принята к сведению.

Проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О народных художественных промыслах и ремесленной деятельности в Республике Алтай представила министр культуры Республики Алтай Ольга Антарадонова. Она пояснила, что в действующий закон вносятся изменения в части понятий народного художественного промысла и мастера художественного промысла.
Наряду с этим уточняются полномочия Правительства Республики Алтай в области народных художественных промыслов и ремесленной деятельности в Республике Алтай по установлению мест традиционного бытования народных художественных промыслов на территории Республики Алтай в соответствии с федеральным законодательством. Дополняются полномочия правительства в области народных художественных промыслов и ремесленной деятельности в Республике Алтай, в том числе касающихся художественно-экспертного совета, его функционирования.

Также законопроектом уточняются и дополняются положения, касающиеся реестров мастеров народных художественных промыслов и ремесленников Республики Алтай в части порядка формирования и ведения регионального реестра мастеров народных художественных промыслов Республики Алтай.

Вопросов докладчику не поступило. Проект закона принят в первом, втором и окончательном чтении.

Исполняющий обязанности министра труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай Алексей Санаров представил проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О полномочиях органов государственной власти Республики Алтай в области содействия занятости населения».
По словам представителя министерства, проектом закона вносятся изменения в Закон Республики Алтай от 4 июня 2012 года № 32-РЗ «О полномочиях органов государственной власти Республики Алтай в области содействия занятости населения» в части уточнения наименования Закона Республики Алтай № 32-РЗ; замены ссылки на Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» ссылкой на Федеральный закон от 12 декабря 2023 года № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации».
Также  уточняются полномочия Государственного Собрания — Эл Курултай Республики Алтай в части замены слов «в области содействия» словами «в сфере».
Полномочия Правительства Республики Алтай наделяются полномочиями в сфере разработки программ в сфере занятости населения.
Проектом закона уточняются полномочия по обобщению практики применения законодательства о занятости населения в Республике Алтай и подготовке предложений по его совершенствованию, осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты; регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, а также регистрации безработных граждан; утверждению перечня востребованных на рынке труда профессий, специальностей; финансовому обеспечению мер государственной поддержки в сфере занятости населения, материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности исполнительного органа государственной власти Республики Алтай, осуществляющего полномочия в сфере занятости населения, и государственных учреждений службы занятости Республики Алтай и др.
Кроме того, исключены некоторые полномочия Правительства Республики Алтай в области содействия занятости населения, которые исключены из полномочий субъектов Российской Федерации, в связи с принятием Федерального закона № 565-ФЗ.

Вопросов докладчику не поступило. Представленный законопроект принят в первом, втором и окончательном чтении.

Проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в статью 3 Закона Республики Алтай «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, на территории Республики Алтай», являющийся законодательной инициативой правительства и прокурора Республики Алтай также представил  исполняющий обязанности министра труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай Алексей Санаров.
Он заметил, что проект закона предлагается принять в целях совершенствования Закона Республики Алтай № 44-РЗ путем внесения аналогичных изменений, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2023 года № 634-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Представитель министерства сообщил, что проектом закона вносятся изменения в Закон Республики Алтай от 8 июля 2011 года № 44-РЗ «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, на территории Республики Алтай», которыми установлено, что право на дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), приобретшего (приобретших) гражданство Российской Федерации по рождению, у лиц, имеющих гражданство Российской Федерации на день рождения ребенка, проживающих на территории Республики Алтай не менее одного года, а также исключить возможность возникновения права на дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, при наличии ребенка (детей), не приобретшего (не приобретших) гражданства Российской Федерации по рождению.

Уточняющие вопросы докладчику задали Виктор Ромашкин и Наталья Екеева. С пояснением выступил старший помощник прокурора Республики Алтай Юлия Юркина. В итоге было решено принять проект закона в первом, втором и окончательном чтении.

Председатель Совета депутатов МО «Шебалинский район» Аржан Тодошев представил проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «Об образовании муниципальных образований, наделении соответствующим статусом и установлении их границ».

Как отметила в своем выступлении Аржан Тодошев, целью принятия проекта закона Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «Об образовании муниципальных образований, наделении соответствующим статусом и установлении их границ», как отметил докладчик,  является изменение границ муниципальных образований Шебалинское и Дьектиекское сельских поселений, в результате которого граница Шебалинского сельского поселения расширяется за счет земель Дьектиекского сельского поселения и площадь Шебалинского сельского поселения составит 602 кв. км.

Председатель райсовета пояснил, что на передаваемых земельных участках Шебалинскому сельскому поселению население не проживает, объекты специального назначения: скотомогильники, кладбища, полигоны ТКС, санитарно-защитные зоны промышленных и перерабатывающих предприятий отсутствуют. Объектов здравоохранения, образования, торговли, социально-культурного, и сельскохозяйственного назначения нет. Территория обеспечена существующими подъездными путями, транзитными сетями электроснабжения и связи. Имеется возможность использования существующей социальной и коммунальной инфраструктуры в селах Дьектиек и Шебалино.

Аржан Тодошев добавил, что для создания комфортного проживания в новом микрорайоне планируется увеличение мощности или замена существующей комплектной трансформаторной подстанции, переустройство сетей связи (при необходимости), обеспечение домовладений водоснабжением в границах земельных участков собственников за свой счет.
Общая площадь, планируемая к передаче в муниципальное образование Шебалинское сельское поселение составляет 52,09 га или 0,52 кв.км. Из них 35,5 га - территория, планируемая для жилищного строительства, которая разграничена на 7 земельных участков.
С учетом размещения инженерной инфраструктуры, дорог и проездов ориентировочная площадь для строительства жилья в новом микрорайоне составит 25,5 гектаров, на которых возможно размещение порядка 150 домовладений, оставшиеся 16,59 гектара занимает существующая жилищная застройка села с Шебалино, в том числе земельные участки, сведения о которых внесены в единый государственный реестр недвижимости.
Включение указанных выше земельных участков для жилищного строительства в границу населенного пункта Шебалино предусмотрено генеральным планом села Шебалино, утвержденным решением Совета депутатов МО Шебалинское сельское поселение от 24.04.2009 г. №5/1 проектом внесения изменений в генеральный план Шебалинского сельского поселения, утвержденным решением Совета депутатов МО Шебалинское сельское поселение от 29.06.2023 г. №42/2.
Докладчик подчеркнул, что изменение границ осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных образований.

Вопросов по законодательной инициативе не поступило. Законопроект принят в первом, втором и окончательном чтении.

Уполномоченный по правам человека в Республике Алтай Семен Шефер представил членам комитета Ежегодный доклад «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Республике Алтай в 2023 году».
Омбудсмен, в частности, отметил, что  в 2023 году к Уполномоченному по правам человека в Республике Алтай поступило 1271 (в 2022 г. РА-1278; РФ -79420)  жалоб и обращений,  что составило 60 обращений на 10 тысяч населения (в 2022 г. РА  - 57; РФ – 5)., третье место в РФ. 
Все поступившие обращения были рассмотрены, более 3,5 тысяч человек получили необходимую помощь и консультации.   Из поступивших в аппарат уполномоченного обращений на первом месте обращения работников бюджетной сферы – 241 (19,0%). На втором месте обращения от лиц, находящихся в местах принудительного содержания – 236 (18,6%). На третьем месте – обращения от пенсионеров – 202 (15,9%).
Из 1271 обращения: удовлетворено – 390 (30,7 %); (2022 г. РА-31,4%; РФ – 6,0%), пятое место в РФ. Оказано содействие, а также помощь в виде письменных и устных консультаций – 877 (69,0 %); отказано или оставлено без движения – 4 (0,3 %).
Осуществлено 34 выезда Уполномоченным и сотрудниками аппарата по жалобам с целью оказания юридической помощи, проверки социальных и правоохранительных учреждений города и сел Республики Алтай. 
В 2023 году в республиканских и районных СМИ вышло 180 подготовленных аппаратом уполномоченного публикаций по правовой тематике. Кроме того, Уполномоченный и его сотрудники провели, приняли активное участие в 41 значимых общественных мероприятиях (конференциях, семинарах, коллегиях, координационных и общественных советах, круглых столах и т.д.). 

Большую часть времени омбудсмен посвятил ответам на вопросы депутатов. Их задали Герман Чепкин, Аскар Тулебаев, Рустам Байдалаков, Ольга Волосовцева.  В итоге ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Алтай о работе за 2023 год был принят к сведению.

Председатель Комитета по молодежной политике Республики Алтай Никита Сафонов выступил с докладом о положении молодежи в Республике Алтай. Выступающий заметил, что исполнительным органом в сфере государственной молодежной политики с января 2024 г. является Комитет по молодежной политике Республики Алтай, а в 2023 г. эти функции исполняло Министерство образования и науки Республики Алтай.
Руководитель комитета сообщил, что в настоящее время в Республике Алтай проживает 59 246 человек в возрасте от 14 до 35 лет. Основными направлениями деятельности молодёжной политики в Республики Алтай являются: поддержка инициатив молодежи; содействие участию молодежи в добровольческой (волонтерской) деятельности; выявление, сопровождение и поддержка молодежи, проявившей одаренность; содействие образованию молодежи, научной, научно-технической деятельности молодежи; воспитание гражданственности, патриотизма, преемственности традиций, уважения к отечественной истории, историческим, национальным и иным традициям народов Российской Федерации; содействие международному и межрегиональному сотрудничеству; популяризация здорового образа жизни среди молодежи; профилактика и предупреждение проявлений экстремизма и терроризма в молодежной среде; содействие решению жилищных проблем молодежи, молодых семей.
Молодые люди принимают активное участие в общественной, социально-политической, экономической и иной деятельности.
На территории Республики Алтай действует 45 детские и молодежные некоммерческие организации, а также 265 добровольческое (волонтерское) объединение, в том числе 64 — на базе общеобразовательных организаций, которые проводят активную работу, направленную на формирование духовно-нравственных ценностей и гражданской культуры молодежи, воспитание патриотизма и профилактику деструктивных проявлений в молодежной среде.
В 2023 году Министерство в части поддержки инициатив молодежи в 2023 году активно взаимодействовало с общественными организациями, наиболее крупными являются: региональное отделение Всероссийского движения «Волонтеры-медики», общероссийский народный фронт и команда «Молодежка ОНФ», региональное отделение Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы», добровольческое объединение «Молодой Горный», региональное отделение МООО «Российские студенческие отряды», региональное отделение Российского союза сельской молодежи, региональное отделение «Российского союза молодежи».
В Республике Алтай действует Молодежный парламент при Государственном Собрании - Эл Курултай Республики Алтай, который является совещательным и консультативным органом по вопросам молодежной политики, осуществляющим свою деятельность на общественных началах. В составе Молодёжного парламента при Государственном Собрании - Эл Курултай Республики Алтай 21 человек.
Во всех муниципальных образованиях Республики Алтай действуют молодежные советы при органах местного самоуправления.
Ежегодно в регионе проводится более 300 мероприятий по различным направлениям государственной молодежной политики. Республика Алтай реализуются мероприятия Федерального агентства по делам молодежи и его подведомственных учреждений, президентской платформы «Россия-страна возможностей», включенные в региональные и муниципальные планы.
Патриотическое воспитание детей и молодежи в Республике Алтай реализуется в рамках регионального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование», направленный на разработку и внедрение рабочих программ воспитания обучающихся в образовательных организациях, увеличение численности детей и молодежи в возрасте до 30 лет, вовлеченных в патриотические проекты, поддержку общественных инициатив и проектов, направленных на гражданское и патриотическое воспитание детей и молодежи.
С целью укрепление общероссийской гражданской идентичности, этнокультурного развития народов России, проживающих на территории Республики Алтай, гармонизации межнационального (межэтнического), межрелигиозного мира и согласия, а также профилактику экстремизма и терроризма Комитет по национальной политике и связям с общественностью Республики Алтай с подведомственным ему автономным учреждением Республики Алтай «Дом Дружбы народов» года организовал более 60 мероприятий.
Также одним из приоритетных направлений реализации государственной молодежной политики является популяризация здорового образа жизни среди молодежи. Регулярно проводятся акции и конкурсы такие как: республиканский конкурс «Хочешь быть здоровым — будь!», республиканский конкурс на лучшую историю о победах над вредными привычками «Моя история — «Я сильнее!», конкурс лучших практик по развитию антинаркотического волонтерского движения, акция «Спаси жизнь — стань донором!», приуроченная к Национальному дню донора и др.
Большое значение в Республике Алтай уделяется решению жилищных проблем молодежи, молодых семей в Республике Алтай предоставляются социальные выплаты молодым семьям на приобретение (строительство) жилья, в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан в Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710, а также Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 на условиях софинансирования из республиканского бюджета Республики Алтай и муниципальных бюджетов.
По итогам 2023 г. реализовали свое право на улучшение жилищных условий 53 молодых семьи.
В 2023 г. на реализацию Программы молодежной политики было выделено: из федерального бюджета — 23,1 млн. рублей; из республиканского бюджета — 233,3 млн. рублей; из средств муниципальных бюджетов — 3,8 млн. рублей.
В завершение Никита Сафонов подчеркнул, что государственная молодежная политика в Республике Алтай реализуется по всем направлениям, в соответствии с установленными целями и задачами. Реализация мероприятий в рамках государственной молодежной политики находится на постоянном контроле Правительства Республики Алтай.

Вопросы докладчику задали Аскар Тулебаев, Сергей Тимошенский, Сергей Кухтуеков, Мария Демина.
В обсуждении приняли участие Аскар Тулебаев, Сергей Кухтуеков и Мария Демина, Артур Кохоев. В частности, парламентарии рекомендовали руководителю комитета проявить настойчивость в вопросе укрепления управленческого звена в муниципальных образованиях, создании ведомственной программы, её финансовой составляющей, и в поддержке инициатив молодежи.

Сессия приняла постановление об утверждении границ территорий региональных групп для проведения выборов депутатов Республики Алтай. Проект решения представил на сессии Председатель Избирательной комиссии республики Алтай Дмитрий Степанов.
В соответствии с частью 8.3 статьи 39 Закона Республики Алтай от 24 июня 2003 года № 12-15 «О выборах депутатов Республики Алтай» Государственное Собрание – Эл Курултай Республики Алтай утвердило прилагаемые границы территорий региональных групп для проведения выборов депутатов Республики Алтай.

Региональная группа № 1

Региональная группа включает в себя территории одномандатных избирательных округов № 1, № 2, № 3
Число избирателей в границах региональной группы – 17 034.
Региональная группа расположена на части территории административно-территориального образования город Горно-Алтайск:
Проспект Коммунистический № 39-№ 47 , № 57-№ 81, № 59/1, № 83, № 89, № 91, № 94-№ 98, № 94/1, № 94/2, № 95-№ 99, № 95/1, № 102-№ 122, № 107, № 109/6 (3 корпуса), № 113, № 115, № 121-№ 185, № 128, № 142-№ 246;
Улицы: Абрикосовая, Автомобилистов, Айская, Березовая, Бийская, Больничная, Б. Головина, Вавилова, Виноградная, Вишневая, Высокогорная, Головачева, Гончарная, Горно-Алтайская, Грибная, Заводская, Заимка, Западная, Заречная, Заринская, Зеленая, Земляничная, имени А.И. Чанчаева, имени А.К. Мери, имени А.М. Гомана, имени Б.У. Укачина, имени В.Ф. Хохолкова, Г.Д. Гордополова, имени маршала Г.К. Жукова, имени М.С. Евдокимова, имени Н.В. Толмачева, имени П.В. Ларкина, имени С.С. Каташа, имени Ф.В. Троценко, имени Ф.М. Стренина, имени Ч.М. Кандаракова, имени Ю.С. Знаменского, Карбышева, Катунская, Каясинская, Кленовая, Коксинская, Кокышева, Комсомольская, Курайская, Ленинградская, Лесная, Лучистая, Магистральная, Майминская, Майская, Манжерокская, Маресьева, Мостовая, Нагорная, Ойрот-Туринская, Паспаульская, Полевая, Поселковая, Продольная, Промышленная, Пушкарева, П. Сухова, Рабочая, Рассветная, Ремесленная, Рябиновая, Сайдысская, Связистов, Смородиновая, Снежная, Соловьиная, Стоматологическая, Соузгинская, Средняя, Столбовая, Строителей, Таштагольская, Титова, Трактовая, Улаганская, Ушакова, Фабричная, Хвойная, Хирургическая, Цветочная, Черемуховая, Черноплодная, Чорос-Гуркина Г.И. № 35-№ 121, № 38-№ 74, Шебалинская, Шоссейная, Яблоневая, 232 стрелковой дивизии;
Переулки: Автомобилистов, Ануйский, Багряный, Белый, Березовый, Бийский, Больничный, Боровой, Веселый, Вавилова, Васильковый, Вековой, Виноградный, Гончарный, Гаражный, Гранитный, Громовой, Далекий, Жукова, Западный, Заречный, Зыбкий, имени Н.В. Толмачева, Заводской, Каясинский, Крайний, Кедровый, Кленовый Коксинский, Кокышева, Крутой, Курайский, Ленинградский, Магистральный, Медицинский, Мостовой, М.С. Евдокимова, Нагорный, Народный, Облепиховый, Овражный, Парковый, Паспаульский, Песчаный, Пихтовый, Полярный, Промышленный, П.В. Ларкина, Рабочий, Ремесленный, Ровный, Рябиновый, Самоварный, Сибирский, Случайный, Соловьиный, Соузгинский, Строителей, Технологический, Тимуровский, Тихий, Трактовый, Транспортный, Урсульский, Уютный, Хвойный, Фабричный, Федорова, Хирургический, Цветочный, Черноплодный, Школьный, Яровой, Ясный;
Садоводческие товарищества: «Автомобилист», «Березовая Роща», «ПМК-205», «Рябинушка», «Сосновый бор», «Строитель», «Транспортник», «Транспортник-1», «Электросигнал», «Юбилейное».

Региональная группа № 2

Региональная группа включает в себя территории одномандатных избирательных округов № 4, № 5, № 6.
Число избирателей в границах региональной группы – 15 734.
Региональная группа расположена на части территории административно-территориального образования город Горно-Алтайск:
Проспект Коммунистический № 2-№ 66, № 49-№ 55, № 70-№ 92, № 92/1;
Улицы: Абаканская, Алтайская, Алферова, Аржана Адарова, Афганцев, Байат, Братская, Вербицкого В.И., Верховая, Водопроводная, Воинской Славы, В.И. Чаптынова № 13 и далее, № 24 и далее, В.С. Высоцкого, В. Терешковой, Гагарина, Газпрома, Гастелло, генерала В.Ф. Маргелова, Гордиенко, Горького, Гречко Г.М., Г.А. Калкина, Дачная, Депутатская, Достоевского, Дубовая Роща, имени Академика Радлова, им. Толтока И.С., Интернациональная, им. С. Тартыкова, Казанцева П.Л., Карьерная, Кирова, Кольцевая, Колхозная, Коммунальная, Космонавтов, Красноармейская, Курская, Лазарева В.Г., Ленина № 3-№ 7, № 6, № 12-№ 18, № 17, № 19, № 23, № 24, № 25, № 28, № 31-№ 35, Ленкина, Мамонтова,Маяковского, Мира, Мичурина, Молодежная, М. Демьянова, М.В. Карамаева, М.В. Эдокова, Насыпная, Никулина В.Д., Новоселов, Объездная, Огородная, Октябрьская № 22 и далее, 29 и далее, Омская, Онгудайская, Осипенко, Островского, Панфиловцев, Первомайская, Пограничная, Подгорная, Полежаева, Потанина, Почтовая, Пятницкого, П.В. Виноградова, П. Кучияк, Радужная, Северная, Советская, Совхозная, Сосновая, Сталинградская, Старая окраинка, Стяжкина, Суремея, С. Савицкой, С.С. Суразакова, Телеутская, Тенистая, Теньгинская, Ткацкая, Тощаковой, Трофимова, Тугаинская,Турочакская,Улагашева, Улалушинская, Усть-Канская, Фрунзе, Чайковского, Чаптынова, Черемшанская, Чкалова, Чорос-Гуркина Г.И. № 1-№ 9, № 2-№ 8, Шуклина, Элианы Дугиной, Энтузиастов, Юбилейная;
Переулки: Анохина А.В., Аржана Адарова, Афганцев, Братский, Брусничный, Василия Никулина, Вербицкого, В.С. Высоцкого, Газпрома, Геодезический, Грушевый, Дачный, Д.К. Камзаракова, Жилой, Звездный, Звонкий, Излучный, Карагужинский, Карьерный, Кирова, Колхозный, Кольцевой, Красноармейский, Курский, Ленкина, Лобный, Малый, Маргелова, М.В. Чевалкова, М. Демьянова, М.В. Эдокова, Онгудайский, Павла Казанцева, Пикетный, Пимокатный, Подгорный, Подлесный, Поперечный, Прибрежный, Пригородный, Радужный, Раздольный, Ранетный, Своротный, Сельский, Славянский, Смежный, Советский, Совхозный, Сосновый, Сталинградский, С.С. Суразакова, Татанакский, Телецкий, Тенистый, Терновый, Типографский, Ткацкий, Трофимова, Тугаинский, Турочакский, Т.Т. Казакова, Угловой, Фрунзе, Четный, Черемшанский, Чкалова, Южный, Юннатов, Ягодный.
Садоводческие товарищества: «Аграрник», «Афганцев», «Восток-2», «Драмтеатр», «Заря-2», «Зеленый луг», «Коммунальщик», «Коммунальщик 2», «Кооператор», «Меркурий», «Меркурий-1», «Связист», «Ткацкое», «Тугаинское».

Региональная группа № 3

Региональная группа включает в себя территории одномандатных избирательных округов № 7, № 8, № 12.
Число избирателей в границах региональной группы – 16 816.
Региональная группа расположена на территориях административно-территориальных образований город Горно-Алтайск и Майминский район.
Границы региональной группы в границах части территории города Горно-Алтайска:
Проспект Коммунистический № 11-37;
Улицы: Академическая, Алагызова, А.А. Веселева, Барнаульская, Белинского, Береговая, Бочкаревка, Братьев Троновых, В.И. Чаптынова, № 1-№ 11, № 2-№ 22, В.К. Плакаса, Гоголя, Горная,Долгих, Дорожная, Дружбы, Жемчужная,Зеленый берег, Калинина, Ключевая, Красногвардейская, Киселева, Красная, Красногвардейская, Красноярская, Крылова, Ленина № 32-№ 194, № 45-№ 165, Лесная поляна, Луговая, Лыжная, Льва Толстого, Макария Глухарева, Мастеровой остров, Матросова, Медовая, Набережная, Некорякова, Некрасова, Новая, Оконечная, Октябрьская № 2/1, № 10/1, № 4-№ 18, № 1-№ 27, Олонского, Партизанская, Пионерская, Пионерский Остров, Плодовоягодная, Проточная, пос. Сарат, Пушкина, П.И. Чепкина, Родниковая, Садовая, Светлая, Серова, Сиреневая, Солнечная, Социалистическая, Студенческая, Таежная, Трудовая, Тюменская, Фурманова, Чапаева, Чемальская, Университетская, Уральская, Холмистая, Центральный, Циолковского, Чойская, Чорос-Гуркина Г.И. № 10-№ 36, № 13-№ 33, Чунижекова, Шевченко, Шелковичная, Шишкова, Шукшина, Эркемена Палкина, Янсона;
Переулки: Автодромный, Антоновский, Аптечный, Барнаульский, Береговой, Бочкаревка, Весенний, Верхний, Водопойный, Восточный, Гардинный, Глухарева, Гоголя, Горный, Дорожный, Киселева, Королева, Красногвардейский, Крылова, Кузнечный, Ледяной, Лисавенко, Луговой, Малиновый, Медовый, Мельничный, Набережный, Новый, Околичный, Оконечный, Островной, Плесовый, Плодовоягодный, Правый, Проточный, Пушкина, Речной, Родниковый, Светлый, Сиреневый, Сквозной, Спортивный, Социалистический, Театральный, Трудовой, Университетский, Хребтовый, Хрустальный, Чапаева, Чойский, Шукшина.
Садоводческие товарищества: «Алтай-4», «Бочкаревка», «Динамо», «Медик», «Пединститут», «Рассвет», «Яблонька».
Границы региональной группы на части территории Майминского района:
Бирюлинское сельское поселение;
Кызыл-Озекское сельское поселение.

Региональная группа № 4

Региональная группа включает в себя территории одномандатных избирательных округов № 9, № 10, № 11.
Число избирателей в границах региональной группы – 15 476.
Региональная группа расположена в границах административно-территориального образования Кош-Агачский район.
Региональная группа № 5
Региональная группа включает в себя территории одномандатных избирательных округов № 13, № 14, № 15.
Число избирателей в границах региональной группы – 16 805.
Региональная группа расположена на части территории административно-территориального образования Майминский район в границах муниципальных образований:
Майминское сельское поселение;
Соузгинское сельское поселение.

Региональная группа № 6

Региональная группа включает в себя территории одномандатных избирательных округов № 19, № 20, № 28.
Число избирателей в границах региональной группы – 16 924.
Региональная группа расположена на территории административно-территориальных образований Турочакский район и Чойский район.

Региональная группа № 7

Региональная группа включает в себя территории одномандатных избирательных округов № 17, № 21, № 22.
Число избирателей в границах региональной группы – 14 885.
Региональная группа расположена на территории административно-территориального образования Улаганский район и на части территории административно-территориального образования Онгудайский район в границах муниципальных образований:
Каракольское сельское поселение;
Онгудайское сельское поселение;
Шашикманское сельское поселение.

Региональная группа № 8

Региональная группа включает в себя территории одномандатных избирательных округов № 18, № 23, № 29.
Число избирателей в границах региональной группы – 15 826.
Региональная группа расположена на территории административно-территориальных образований Онгудайский район, Усть-Канский район и Шебалинский район.
Границы региональной группы на части территории Онгудайского района:
Елинское сельское поселение;
Ининское сельское поселение;
Куладинское сельское поселение;
Купчегеньское сельское поселение;
Нижне-Талдинское сельское поселение;
Теньгинское сельское поселение;
Хабаровское сельское поселение.
Границы региональной группы на части территории Усть-Канского района:
Белоануйское сельское поселение;
Кырлыкское сельское поселение;
Усть-Мутинское сельское поселение;
Черноануйское сельское поселение;
Ябоганское сельское поселение;
Яконурское сельское поселение.
Границы региональной группы на части территории Шебалинского района:
Актельское сельское поселение;
Барагашское сельское поселение;
Беш-Озекское сельское поселение;
Ильинское сельское поселение;
Камлакское сельское поселение;
Малочергинское сельское поселение;
Улусчергинское сельское поселение;
Чергинское сельское поселение;
Шыргайтинское сельское поселение.

Региональная группа № 9

Региональная группа включает в себя территории одномандатных избирательных округов № 24, № 25, № 26.
Число избирателей в границах региональной группы – 17 993.
Региональная группа расположена на территории административно-территориального образования Усть-Коксинский район и на части территории административно-территориального образования Усть-Канский район в границах муниципальных образований:
Козульское сельское поселение;
Коргонское сельское поселение;
Мендур-Сокконское сельское поселение;
Талицкое сельское поселение;
Усть-Канское сельское поселение.

Региональная группа № 10

Региональная группа включает в себя территории одномандатных избирательных округов № 16, № 27, № 30.
Число избирателей в границах региональной группы – 16 091.
Региональная группа расположена на территории административно-территориальных образований Майминский район, Чемальский район и Шебалинский район.
Границы региональной группы на части территории Майминского района:
Манжерокское сельское поселение;
Усть-Мунинское сельское поселение.
Границы региональной группы на части территории Шебалинского района:
Верх-Апшуяхтинское сельское поселение;
Дъектиекское сельское поселение;
Каспинское сельское поселение;
Шебалинское сельское поселение.

В завершение депутаты приняли решение о поддержке проектов федеральных законов, законодательных инициатив и обращений законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ранее рассмотренных в парламентских комитетах.

На этом сессия завершила работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 

 

Полезные сайты