Версия для слабовидящих

XVII-ая сессия Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай седьмого созыва (25.03.2021г.)

0.jpgПод председательством Председателя ГС-ЭК РА Артура Кохоева прошла работу очередная XVII-ая сессия Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай седьмого созыва.

На парламентское заседание прибыло 40 депутатов.

В работе сессии приняли участие Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай Олег Хорохордин, члены Правительства Республики Алтай, докладчики по вопросам повестки дня, руководители республиканских комитетов и ведомств, федеральных исполнительных органов управления в Республике Алтай, главы и председатели Советов депутатов муниципальных образований Республики Алтай, представители СМИ.

В ходе заседания депутаты рассмотрели 12 вопросов, в т.ч. 5 законопроектов.

В соответствии с повесткой дня, первым был рассмотрен и принят Закон РА «О внесении изменения в Закон Республики Алтай «Об установлении налоговой ставки в размере 0% для впервые зарегистрированных налогоплательщиков-индивидуальных предпринимателей, при применении упрощенной и (или) патентной систем налогообложения на территории Республики Алтай». Соответствующий проект был разработан Комитетом Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай по экономической, финансовой и налоговой политике.

Как отметил заместитель председателя Комитета Асет Заргумаров, законопроектом предлагается виды предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, указанные в Законе №71-РЗ, привести в соответствие с Налоговым кодексом Российской Федерации и Законом №89-РЗ.

В пояснительной записке к законопроекту также отмечено, что Законом Республики Алтай от 23 декабря 2020 года №79-РЗ действие Закона Республики Алтай от 23 ноября 2015 года №71-РЗ «Об установлении налоговой ставки в размере 0% для впервые зарегистрированных налогоплательщиков-индивидуальных предпринимателей, при применении упрощенной и (или) патентной систем налогообложения на территории Республики Алтай» продлено по 31 декабря 2023 года.

Наряду с этим, Законом Республики Алтай от 24 декабря 2020 года №89-РЗ «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О патентной системе налогообложения на территории Республики Алтай» виды предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, приведены в соответствие с Федеральным законом от 23 ноября 2020 года №373-ФЗ «О внесении изменений в гл.гл.26.2 и 26.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и ст.2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники, при осуществлении расчетов в Российской Федерации».

Далее, был принят разработанный в Комитете по экологии и природопользованию проект закона РА «О внесении изменений в ст.3 Закона Республики Алтай «Об отходах производства и потребления в Республике Алтай». Представляя проект, председатель Комитета Владислав Рябченко отметил, что законопроектом предусмотрено внесении изменений в Закон Республики Алтай №110-РЗ «Об отходах производства и потребления в Республике Алтай» в части полномочий Правительства РА в области обращения с отходами, в целях его приведения в соответствие Федеральному закону от 27.12.2019г. №450-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившему в силу 01.01.2020г.

В соответствии с п.9 ст.3 действующего закона Республики Алтай №110-РЗ, к полномочиям Правительства РА, в т.ч. относится прием отчетности об образовании, утилизации, обезвреживания, о размещении отходов, предоставляемой, в уведомительном порядке, субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, и установление порядка ее предоставления и контроля.

П.1 законопроекта вносится соответствующее изменение в новой редакции, в целях приведения нормы в соответствие с федеральным законодательством.

П.2 законопроекта в п.19 ч.1 ст.3 Закона РА №110-РЗ вносится аналогичное уточнение, предусматривающее полномочия Правительства РА по разработке и утверждению территориальной схемы обращения с отходами, в т.ч. с твердыми коммунальными отходами.

По предложению Комитета по аграрной политике, сессия приняла Закон РА «О внесении изменений в ст.4 Закона РА «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Алтай». На сессии проект представил председатель Комитета Рутам Байдалаков.

Было отмечено, что принятие изменений связано с необходимостью приведения действующего закона №68-РЗ в соответствие с федеральным законодательством и устранением недостаточности правового регулирования.

Как пояснил Рустам Байдалаков, для устранения правовой неопределенности вносятся изменения, предусматривающие возможность подачи гражданами заявлений, в форме электронного документа, посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг.

Также, учитывая то, что не у всех граждан, проживающих на территории республики, в соответствии с документами, удостоверяющими личность, имеется отчество, а также в целях устранения коррупциогенных факторов норма, п.4 ч.11 ст.4 Закона №68-РЗ излагается в новой редакции, предусматривающей дополнения, после слова «отчество», словами «при наличии», после слова «иные», словами «в них».

Проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в ст.2 Закона Республики Алтай «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов в Республике Алтай» представил Министр экономического развития РА Вячеслав Тупикин. Как пояснил Министр, законопроект разработан, в целях реализации Федерального закона от 9 ноября 2020 года №363-ФЗ «О внесении изменений в ст.46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В.Тупикин отметил, что законопроектом вносятся изменения в Закон Республики Алтай от 29 мая 2014 года №16-РЗ «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов в Республике Алтай» в части исключения проектов, разработанных, в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на период действия режимов чрезвычайных ситуаций, из подлежащих оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов:

-городского округа, а также муниципальных районов в Республике Алтай, включенных в перечень муниципальных районов в Республике Алтай, в которых проведение оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов является обязательным, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;

-сельских поселений в Республике Алтай, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Вопросов к законопроекту не поступило. Документ был принят в первом, втором и окончательном чтении.

Проект закона РА «О регулировании отдельных вопросов организации и осуществления общественного контроля в Республике Алтай» представила председатель Комитета по национальной политике и связям с общественностью Республики Алтай Людмила Варванец. Она подчеркнула, что принятие республиканского закона необходимо для реализации Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

Было отмечено, что проектом устанавливаются: субъекты общественного контроля в Республике Алтай; общие положения организации и проведения общественной проверки; общие положения проведения общественной экспертизы; общие положения проведения общественного обсуждения; положения о: случаях и порядке посещения субъектами общественного контроля органов государственной власти Республики Алтай, государственных и муниципальных организаций Республики Алтай, иных органов и организаций, осуществляющих, в соответствии с федеральными законами, отдельные публичные полномочия на территории Республики Алтай; взаимодействии субъектов общественного контроля с органами организациями.

Вопросы по законопроекту, касающиеся формирования и деятельности общественных формирований, задали Сергей Кухтуеков и Петр Букач.

В итоге, проект закона был принят в первом, втором и окончательном чтении.

На этом, сессия завершила рассмотрение законопроектов.

Сессия приняла решение об учреждении Благодарности Комитета Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай. Проект постановления представила председатель Комитета по национальной политике, образованию, культуре, общественным объединениям и СМИ Наталья Екеева. Как было отмечено, Благодарность является формой поощрения граждан Российской Федерации, трудовых коллективов.

Документом, в частности, предусматривается, что Благодарность вручается за существенный вклад в развитие законодательства и парламентаризма в Республике Алтай, в обеспечение прав и свобод граждан, в становление и развитие органов представительной власти в Республике Алтай, за активную общественно-политическую деятельность, высокое профессиональное мастерство и многолетний добросовестный труд.

По предложению Комитета ГС-ЭК РА по аграрной политике, парламентарии приняли обращение к Председателю Государственной Думы ФС РФ В.В.Володину о необходимости внесения изменений в земельное и лесное законодательство Российской Федерации изменений в части определения земель для целей отгонного животноводства, а также предоставления земельных участков (в т.ч. Лесного фонда) для целей отгонного животноводства, в упрощенном порядке для сельхозпроизводителей. На сессии документ представил председатель Комитета Рустам Байдалаков.

В обращении отмечается, что основным видом сельскохозяйственной деятельности на территории Республики Алтай является животноводство. В связи с развитием и интенсивным ростом хозяйств различных форм собственности, в Республике Алтай, на сегодняшний день, остро встал вопрос о пастбищах. Состояние определенного под пастбища земельного фонда вызывает серьезную озабоченность (процессы деградации земель, низкая кормоемкость пастбищ и др.), нагрузка на пастбища превышает допустимые нормативы.

Решение указанных проблем видим в развитии института отгонного животноводства-формы организации животноводства, при которой животных, в течение всего года (или большей его части), содержат на пастбищах различных сезонов использования, обеспечивающая рациональное использование пастбищ, историческая формы деятельности наших предков, необходимая для рационального использования земель.

В Республике Алтай принят и действует Закон Республики Алтай от 3 марта 2008 года №5-РЗ «О порядке определения территорий и использования земель в целях отгонного животноводства в Республике Алтай».

Несмотря на законодательное регулирование на уровне Республики Алтай вопросов по определению территорий, в целях отгонного животноводства, на практике, возникает ряд проблем, при применении данного закона, в связи с отсутствием закрепления в федеральном законодательстве (Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, и др.) понятий «отгонное животноводство», «цели отгонного животноводства», «отгонные пастбища», механизма определения земель для отгонного животноводства, особенностей, при предоставлении в пользование.

Так, в соответствии с ч.6 ст.10 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые отгонными пастбищами и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам, только на праве аренды или на праве безвозмездного пользования на срок не менее, чем пять лет. При этом, для целей отгонного животноводства, порой, не требуются длительные сроки аренды, наоборот, пользователи данных земель постоянно находятся в движении, меняют пастбища, в зависимости от времени года, соответственно, конкретное пастбище используется в небольшой период времени-меньше 1 года (от 1 до 4 месяцев).

Земли, традиционно использовавшиеся для отгонного животноводства, не получили статус отгонных пастбищ, поскольку находятся в границах земель Лесного фонда, соответственно, использование, в целях отгонного животноводства, участков Лесного фонда также сопряжено с проблемами по оформлению права пользования. В настоящее время, земельные участки Лесного фонда предоставляются в аренду через аукционы, в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, что является невыгодным для хозяйств, и, в связи с длительностью сроков аренды, приводит к дополнительным финансовым и организационным расходам.

Поскольку указанные проблемы возникают и в других регионах Российской Федерации, в которых исторически сложилось и развивается отгонное животноводство, полагаем необходимым закрепить в Земельном кодексе Российской Федерации, Лесном кодексе Российской Федерации, Федеральном законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» определение «отгонное животноводство», порядок определения земель для целей отгонного животноводства, а также предоставления земельных участков (в т.ч. Лесного фонда) для целей отгонного животноводства, в упрощенном порядке для сельхозпроизводителей.

В обсуждении вопроса приняли участие Мария Демина, Сергей Тимошенский, Сергей Мазалов, Александр Груздев, Аскар Тулебаев. По его итогам, было предложено доработать текстовую редакцию.

Согласно принятому решению, обращение также будет направлено представителям Республики Алтай в Федеральном Собрании РФ: сенаторам Т.А.ГигельВ.В.Полетаеву, депутатам Госдумы И.И.Белекову и Р.Б.Букачакову.

Доклад «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Республике Алтай в 2020 году» представил Уполномоченный по правам человека в РА Семен Шефер. Омбудсмен в своем выступлении остановился на наиболее актуальных вопросах защиты прав человека в регионе, заметив, что большая часть обращений граждан связана с реализацией федерального законодательства.

В докладе, частности, отмечается, что в 2020 году к Уполномоченному по правам человека в Республике Алтай поступило жалоб и обращений 984 (в 2019 году–1 029), что составило 45 обращений на 10 тысяч населения (в 2019 году к УПЧ в РФ поступило 38 328 обращений, что составило 3 обращения на 10 тысяч населения). Все поступившие обращения были рассмотрены, обратившиеся граждане получили необходимую помощь и консультации. Из них было удовлетворено–265 (26,9%) (2019 год-24,6%); (в РФ–1 442 (12,7%); оказано содействие, а также помощь, в виде письменных и устных консультаций–707 (71,9%); отказано или оставлено без движения–12 (1,2%).

Уполномоченным и сотрудниками аппарата по жалобам, с целью оказания юридической помощи, проверки социальных и правоохранительных учреждений города и сел Республики, было осуществлено 28 выездов (2019 год–59).

В 2020 году в республиканских и районных СМИ вышло 135 публикаций по правовой тематике (2019 год-45). Подготовлен доклад «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Республике Алтай в 2020 году»–200 экземпляров. Справочники «Права человека в сфере здравоохранения»-200 экземпляров, «Трудовые права осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы»-200 экземпляров.

Уполномоченный и его сотрудники провели, приняли активное участие в 35 значимых общественных мероприятиях (конференциях, семинарах, коллегиях, координационных и общественных советах, круглых столах и т.д.).

По территориальной принадлежности, наибольшее количество жалоб и обращений традиционно поступает из г.Горно-Алтайска и Майминского района. На первом месте-обращения работников бюджетной сферы–190 (19,3%). С третьего на второе место переместились обращения от пенсионеров–163 (16,6%). На третьем месте–обращения от осужденных–146 (14,8%).

По тематике, на первом месте, как и в прошедшем году, стоят обращения, затрагивающие права на жилище–137 (13,9%), в т.ч. ЖКХ-67. На втором месте–права лиц, содержащихся под стражей в УИС и ИВС–132 (13,4%). Третье место занимают обращения, касающиеся прав на социальное обеспечение и защиту–99 (9,4%).

В докладе подчеркнуто, что деятельность Уполномоченного по правам человека в Республике Алтай неизменно осуществляется во взаимодействии с органами законодательной, исполнительной и судебной власти, органами местного самоуправления, правоохранительными структурами и иными государственными и общественными организациями.

В обсуждении приняли участие депутаты Республики Алтай Дмитрий Софронов, Сергей Кухтуеков, Мария Демина, Григорий Пильтин, Сергей Тимошенский, Александр Груздев, Петр Попошев, Аскар Тулебаев.

С учетом состоявшегося обсуждения, доклад Уполномоченного по правам человека был принят к сведению.

С отчетом о деятельности КСП РА за 2020 год на сессии выступил Председатель КСП РА Эжер Малчинов. В своем докладе он подчеркнул, что, в отчетном периоде, Контрольно-счетная палата Республики Алтай уделяла внимание вопросам эффективности использования бюджетных средств, распоряжения объектами права собственности Республики Алтай, достижения поставленных целей и задач, реализации положений Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В докладе отмечается, что, за отчетный период, проведено 10 контрольных и 3 экспертно-аналитических мероприятий, также проведено 11 экспертиз проектов законов и 6 экспертиз проектов постановлений, поступивших от Правительства Республики Алтай. Составлено 43 акта проверок, коллегией Контрольно-счетной палаты Республики Алтай рассмотрено и утверждено 15 отчетов по проведенным контрольным и экспертно-аналитическим мероприятиям.

Объем проверенных средств составил 56 042 777,4тыс.руб., в т.ч. проверена достоверность бюджетной отчетности в рамках внешней проверки годовой бюджетной отчетности республиканского бюджета Республики Алтай на сумму 44 445 481,2тыс.руб. и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Алтай-на сумму 4 872 000,0тыс.руб.

По результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в 2019 году Контрольно-счетной палатой Республики Алтай установлены нарушения и недостатки в финансово-бюджетной сфере всех уровней бюджетной системы Республики Алтай на сумму 2 001 040,7тыс.руб., что на 813 329,4тыс.руб., или на 68,5% больше, чем за аналогичный период предыдущего года (1 187 711,3тыс.руб.).

В целях устранения выявленных нарушений и недостатков, в проверяемые объекты и в соответствующие органы власти внесено 36 представлений Контрольно-счетной палаты Республики Алтай, составлено 17 протоколов о совершении административных правонарушений и направлено 51 информационное письмо.

При этом, устранены нарушения на сумму 70 217,3тыс.руб., что составляет 3,5% от суммы выявленных нарушений. Восстановлено в доходы бюджетов 5 108,1тыс.руб., в т.ч. в республиканский бюджет Республики Алтай через главного администратора доходов Контрольно-счетной палаты Республики Алтай-2 778,1тыс.руб. и в доход бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Алтай-2 330,0тыс.руб.

Отдельно, Э.Малчинов остановился на результатах проведения контрольных мероприятий: по осуществлению в августе-декабре 2020 года федеральных выплат за особые условия труда в рамках противодействия коронавирусной инфекции; проверке целевого и эффективного использования средств по обеспечению жильем детей-сирот, а также использованию средств на модернизацию программы модернизации Телецкого озера.

По мнению председателя контрольного органа, нарушения, выявленные Контрольно-счетной палатой Республики Алтай в 2020 году, свидетельствуют о том, что в ходе формирования и исполнения республиканского бюджета Республики Алтай имеются достаточные резервы совершенствования бюджетного процесса и укрепления финансовой дисциплины.

Вопросы по отчету задали депутаты Дмитрий Софронов, Аскар Тулебаев, Мария Демина. Высказались: Петр Букач и Асет Заргумаров.

По рассмотренному вопросу было принято постановление ГС-ЭК РА, содержащее рекомендации к деятельности Контрольно-счетной палаты РА.

Парламентарии рекомендовали Контрольно-счетной палате, при осуществлении внешнего государственного контроля, приоритетное внимание уделить проверкам законности и результативности использования средств республиканского бюджета: в рамках реализации мероприятий государственных программ Республики Алтай, в т.ч. мероприятий, предусмотренных национальными (региональными) проектами; при проведении аудита в сфере закупок, осуществляемого, в соответствии со ст.98 ФЗ от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Также рекомендовано изучить опыт субъектов Российской Федерации по проведению централизованных закупок для государственных и муниципальных нужд, в соответствии со ст.26 ФЗ от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и внести в исполнительные органы государственной власти Республики Алтай предложения по совершенствованию системы организации закупок для государственных и муниципальных нужд, в целях повышения эффективности использования бюджетных средств и исключения действий коррупционной направленности.

На сессии открытым голосованием принято решение о назначении шести (из семи) представителей общественности в квалификационную коллегию судей Республики Алтай. Председатель Комитета по законодательству, правопорядку и местному самоуправлению Виктор Ромашкин пояснил, что, в соответствии с законодательством Республики Алтай, был объявлен и проведен конкурс по отбору кандидатур для избрания представителей общественности в квалификационную коллегию судей Республики Алтай.

Открытым голосованием было решено назначить шесть представителей общественности в квалификационную коллегию судей Республики Алтай.

В их числе Адаров Борис Модышевич, пенсионер, ранее, работал заместителем начальника Судебного департамента РА; Зубенко Юлия Сергеевна, доцент кафедры права, философии и социологии ГАГУ, кандидат юридических наук; Крашенинина Вера Геннадьевна, заведующая кафедрой права, философии и социологии ГАГУ, кандидат исторических наук; Потапов Дмитрий Петрович, доцент кафедры права, философии и социологии ГАГУ, кандидат юридических наук; Черепанова Зинаида Александровна, сертифицированный судебный эксперт, работает в ООО «Специализированная фирма «РЭТ-Алтай» экспертом-оценщиком; Шадрин Сергей Николаевич, полковник полиции в отставке, ранее, работал заместителем начальника Управления уголовного розыска МВД по РА.

Все шесть кандидатов рекомендованы к назначению Главой Республики Алтай.

Вопросы докладчику задали Дмитрий Софронов и Сергей Кухтуеков. По обсуждаемому вопросу высказались Председатель Верховного Суда РА Алексей Кокорин и депутат РА Мария Демина.

На сессии был решен кадровый вопрос об избрании председателя Комитета по экономической, финансовой и налоговой политике. По предложению фракции «Единая Россия», в список для тайного голосования по выборам председателя Комитета ГС-ЭК РА по экономической, финансовой и налоговой политике была внесена кандидатура Радмилы Пекпеевой.

Депутатская группа "Независимые депутаты РА" предложила кандидатуру заместителя председателя Комитета по экономической, финансовой и налоговой политике Асета Заргумарова.

По итогам тайного голосования, председателем Комитета была избрана Радмила Пекпеева. В её поддержку отдали голоса 25 депутатов, из 40 принявших участие в голосовании. За Асета Заргумарова отдали голоса 13 депутатов. 2 бюллетеня оказались недействительными.

Отметим, что Радмила Пекпеева родилась 25 апреля 1984 года в с.Ело Онгудайского района Алтайского края. Является депутатом по избирательному округу №3 (г.Горно-Алтайск). Является членом комитетов по законодательству, правопорядку и местному самоуправлению и по экономической, финансовой и налоговой политике. Входит во фракцию «Единая Россия».

В завершение, парламентарии одобрили пакет проектов федеральных законов, законодательных инициатив и обращений законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ранее рассмотренных в парламентских комитетах.

По традиции, после рассмотрения вопросов повестки дня, парламентарии получили возможность высказаться по наиболее острым проблемам экономической и общественно-политической жизни республики.

 1.jpg2.jpg3.jpg4.jpg5.jpg6.jpg7.jpg8.jpg9.jpg10.jpg11.jpg12.jpg13.jpg14.jpg15.jpg16.jpg17.jpg18.jpg19.jpg20.jpg21.jpg22.jpg23.jpg24.jpg25.jpg

Полезные сайты