Версия для слабовидящих

XXVI сессия Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай седьмого созыва (21.04.2022г.)

0.JPGПод председательством Артура Кохоева прошла очередная двадцать шестая сессия Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай седьмого  созыва. В парламентском заседании приняли участие 36 депутатов из 41. В работе сессии приняли участие: сенатор Татьяна Гигель, исполняющий обязанности Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай Эжер Ялбаков, члены Правительства Республики Алтай, руководители республиканских комитетов и ведомств, федеральных исполнительных органов управления в Республике Алтай, главы и председатели советов депутатов муниципальных образований Республики Алтай, представители республиканских СМИ.
В ходе парламентского заседания депутаты рассмотрят 18 вопросов, в том числе 9 законопроектов.

Сессия начала работу с рассмотрения проектов законов, внесенных Правительством Республики Алтай и комитетами Государственного Собрания-Эл курултай Республики Алтай.

Первым был принят в первом, втором и окончательном чтении внесенный Правительством РА проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в статьи 3.1 и 10 Закона Республики Алтай «О государственной гражданской службе Республики Алтай». Как пояснил Заместитель Председателя Правительства РА, руководитель Аппарата Главы Республики Алтай и Правительства Республики Алтай Михаил Маргачев, законопроектом вносятся изменения в закон Республики Алтай от 7 июня 2005 года № 37-РЗ «О государственной гражданской службе Республики Алтай» в части дополнения положения, касающегося полномочия Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай, как представителя нанимателя в отношении государственного гражданского служащего Республики Алтай, замещающего должность государственной гражданской службы Республики Алтай - руководителя органа, ответственного за профилактику коррупционных и иных правонарушений, уполномоченного Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай. Также проектом заменяется понятие «законодательство Российской Федерации» понятием «федеральное законодательство».

Уточняющий вопрос по законопроекту задал спикер Артур Кохоев.

Председатель Комитета по экономической, финансовой и налоговой политике  Радмила Пекпеева представила проект закона Республики Алтай «О внесении изменения в Закон Республики Алтай «Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для впервые зарегистрированных налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной и (или) патентной систем налогообложения на территории Республики Алтай». Председатель парламентского комитета отметила, что проект разработан в профильном комитете в целях приведения положений действующего республиканского  закона РА от 23 ноября 2015 года №71-РЗ «Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для впервые зарегистрированных налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной и (или) патентной систем налогообложения на территории Республики Алтай» в соответствие с федеральным законодательством.

Как уточнила Радмила Пекпеева, проектом приводятся в соответствие виды экономической деятельности в соответствие с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2): вид экономической деятельности – «49.31.2 Деятельность прочего сухопутного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам» заменить на «49.31.2 Регулярные перевозки пассажиров прочим сухопутным транспортом в городском и пригородном сообщении»; вид экономической деятельности «49.32 Деятельность такси» заменить на «49.32 Деятельность легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем».

Уточняющий вопрос по законопроекту задал Михаил Федькин.

В итоге законопроект был принят в первом, втором и окончательном чтении.

Далее парламентарии приняли в первом, втором и окончательном чтении разработанный в Комитете по развитию туризма, предпринимательства, сорта и молодежной политике проект закона РА «О внесении изменений в статью 3 Закона Республики Алтай «об административных правонарушениях в Республике Алтай» и рекомендовали принять его на сессии в первом, втором и окончательном чтении.

Представляя законопроект, председатель Комитета по развитию туризма, предпринимательства, спорта и молодежной политике  Сергей Тимошенский отметил, что законопроектом статья 3 закона об административных правонарушениях дополняется запретом на несанкционированное нанесение надписей, рисунков, вывешивание объявлений, афиш, плакатов или иной печатной продукции на скалах, поскольку в Республике Алтай именно эти природные объекты часто подвергаются изменению первоначального облика из-за нанесенных на них различных надписей и рисунков.

Кроме того, как заметил парламентарий, из диспозиции статьи 3 Закон РА № 69-РЗ по предложению Управления Минюста РФ по Республики Алтай в целях устранения правовой неопределенности исключаются слова «на иных объектах».

Проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов на территории Республики Алтай» представил председатель Комитета по экологии и природопользованию Владислав Рябченко. Председатель комитета пояснил, что необходимость внесения соответствующих изменений Закона Республики Алтай № 47-РЗ в указанной части было указано в информации по совершенствованию законодательства Республики Алтай Прокуратуры Республики Алтай от 13 декабря 2021 года № 22/1-03-2021.

Целью разработки Комитетом по экологии и природопользованию проекта закона он назвал необходимость снижения коррупционных рисков (исключение широты дискреционных полномочий должностных лиц уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Алтай) путем детализации порядка распределения и выдачи должностными лицами уполномоченного органа  разрешений на добычу лимитированных диких животных, установленных статьей 5 Закона Республики Алтай от 27 сентября 2010 года № 47-РЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов на территории Республики Алтай».

Как подчеркнул В.Рябченко, проектом закона Закон Республики Алтай № 47-РЗ дополняется нормой, предусматривающей использование понятий и терминов, в значениях, определенных федеральным законодательством. Так, в статью 5 Закона Республики Алтай № 47-РЗ предложено внести изменения, предусматривающие принцип распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов в порядке очередности поступления заявлений и их регистрации.

Разрешения на добычу охотничьих ресурсов, в отношении которых установлен лимит добычи в общедоступных охотничьих угодьях Республики Алтай, предлагается распределять в отношении каждого общедоступного охотничьего угодья в следующем порядке: 30 процентов разрешений распределяются уполномоченным органом между физическими лицами, которые в течении года до подачи заявления о выдаче разрешений в уполномоченный орган принимали участие в мероприятиях, предусмотренных частью 4 статьи 5 Закона Республики Алтай № 47-РЗ;
70 процентов разрешений распределяются между физическими лицами, подавшими заявления о выдаче разрешений в уполномоченный орган, посредством проведения случайной выборки, осуществляемой в форме жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается уполномоченным органом.

Кроме того, как отметил В.Рябченко, проектом закона предлагается закрепить преимущество при распределении разрешений для охотников, принимавших участие в течение года до подачи заявления о выдаче разрешений в мероприятиях по определению численности охотничьих ресурсов, по регулированию численности охотничьих ресурсов, по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания (округление значения в пользу разрешений, распределяемых между охотниками, принимавшими участие в указанных мероприятиях); обеспечения гарантий прав лиц с инвалидностью в соответствии с федеральным законодательством.

Уточняющий вопрос, касающийся принятия проекта, задал Петр Букач. Больше вопросов не поступило. Решением сессии законопроект был принят в первом, втором и окончательном чтении.

Заместитель Председателя Правительства Республики Алтай, руководитель Аппарата Главы РА, Председателя Правительства РА и Правительства РА Михаил Маргачев представил проект закона РА «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Алтай». Как подчеркнул представитель Правительства РА, проектом вносятся изменения в закон Республики Алтай об административных правонарушениях и в закон о государственных должностях РА в части замены реквизитов утратившего силу Закона Республики Алтай от 24 ноября 2006 года № 94-РЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Алтай на реквизиты нового Закона Республики Алтай от 15 октября 2021 года № 54-РЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Алтай».

Вопросов к законопроекту не поступил. Представленный проект был принят в первом, втором и окончательном чтении.

Последующие три законопроекта представила министр природных ресурсов, экологии и туризма РА Екатерина Поварова.

Говоря о вносимом Правительством РА и Прокуратурой РА проекте закона РА «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О туризме в Республике Алтай», министр отметила, что изменения касаются дополнений полномочий, реализуемых Правительством Республики Алтай самостоятельно или уполномоченным им исполнительным органом государственной власти РА, по созданию аттестационной комиссии для аттестации экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков, внесению сведений о них в единый федеральный реестр экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков, утверждению формы нагрудной идентификационной карточки экскурсовода (гида) или гида-переводчика.
Кроме того, как сообщила, что законопроектом уточняются положения по обеспечению безопасности туристов, по осуществлению государственной поддержки развития горнолыжного и снегоходного туризма – строительство сопутствующей инженерной инфраструктуры, а также финансирование мероприятий по подготовке и проведению зимних туристских соревнований.

Вопросы по законопроекту задали Мария Демина (в части уточнения текста законопроекта), Сергей Кухтуеков, Петр Букач. Вопрос председателю профильного комитета Сергею Тимошенскому задал Леонид Казанцев. В основном вопросы касались правоприменения в части обучения и аттестации экскурсоводов и гидов-переводчиков. В рамках обсуждения выступил Сергей Кухтуеков, выразивший сомнение в том, что проект закона в предложенном виде решит указанные в нем задачи и предложил доработать законопроект.

В итоге проект закона был принят в первом, втором и окончательном чтении.

Сессия приняла Закон Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О развитии зимних видов туризма и отдыха в Республике Алтай». Екатерина Поварова в своем выступлении сообщила, что законопроектом вносятся изменения в части установления положения об использовании в законе РА понятий, применяемых в федеральном законодательстве и законодательстве региона, а также в части задачи государственной поддержки развития зимних видов туризма и отдыха в Республике Алтай – формирование инвестиционной привлекательности. Проектом закона уточняется понятие «зимние виды туризма и отдыха в Республике Алтай». Ими, как определяется законопроектом, являются горнолыжный туризм, катание на снегоходах по снегоходным трассам, а также самодеятельные виды отдыха и иные туристско-спортивные мероприятия, организуемые в зимнее время года.

Вопросы по законопроекту задали Сергей Кухтуеков, Дмитрий Софронов, Юрий Суртаев.

Проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Алтай» также представила министр природных ресурсов, экологии и туризма РА Екатерина Поварова. Она подчеркнула, что проектом предусмотрено внесение изменений в два республиканских закона:  Закон Республики Алтай от 21 марта 2007 года № 2-РЗ «О регулировании отношений в области охраны окружающей среды в Республике Алтай» и  Закон Республики Алтай от 10 ноября 2008 года № 110-РЗ «Об отходах производства и потребления в Республике Алтай» в части установления, уточнения, изменения и исключения полномочий Правительства РА в части охраны окружающей среды и реализации регионального государственного экологического контроля.

Вопросы, касающиеся реализации положений законопроекта задали Юрий Суртаев, Сергей Кухтуеков.

Решением сессии проект закона был принят в первом, втором и окончательном чтении.

Разработанный группой независимых депутатов проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в статью 2 Закона Республики Алтай «Об отдельных вопросах организации и деятельности органов местного самоуправления в Республике Алтай и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Алтай» в первом чтении представил в первом чтении депутат Республики Алтай Аскар Тулебаев.

Как подчеркнул парламентарий, проектом предлагается внести изменения в Закон Республики Алтай «Об отдельных вопросах организации и деятельности органов местного самоуправления в Республике Алтай и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Алтай» и установить, что главы городского округа и муниципальных районов  в Республике Алтай избираются на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Как отмечается в проекте, способ избрания и место главы городского округа, муниципального района в Республике Алтай в структуре органов местного самоуправления городского округа и муниципального района определяется уставом городского округа и муниципального района.

В прениях по обсуждаемому законопроекту приняли участие: Дмитрий Софронов, Сергей Ложкин, Сергей Тимошенский, Асет Заргумаров, Мария Демина, Михаил Федькин, Сергей Кухтуеков, Рустам Байдалаков, Петр Букач, Александр Груздев, Григорий Пильтин, Владислав Рябченко, Артур Кохоев. Депутаты высказали противоположные мнения о необходимости принятия законопроекта.

В итоге, поставленный на голосование в первом чтении проект закона не набрал необходимого для принятия числа голосов.

Перед первым перерывом в работе сессии состоялось рассмотрение вопроса «Об информации прокурора Республики Алтай «О состоянии законности в Республике Алтай за 2021 год». С докладом выступил прокурор Республики Алтай Анатолий Богданчиков. Прокурор Республики Алтай Анатолий Богданчиков в своем выступлении на сессии подчеркнул, что прокуроры принципиально реагировали на нарушения федерального законодательства, принимали  меры не только к их устранению и восстановлению прав граждан, но и к упреждению фактов неисполнения законов, системно и последовательно добивались повышения эффективности и результативности прокурорского надзора, укрепления законности во всех сферах правоотношений.
Главными оставались вопросы соблюдения социальных прав граждан: трудовых, жилищных, пенсионных, на охрану здоровья, медицинскую помощь. Особое внимание уделялось восстановлению прав ветеранов, инвалидов, пенсионеров, несовершеннолетних. Осуществлялась целенаправленная работа по профилактике преступлений и правонарушений. С учетом изменений криминальной ситуации и в целях воздействия на нее корректировались ранее разработанные алгоритмы предупреждения преступности.

В информации было отмечено, что по итогам 2021 года количество зарегистрированных преступлений в республике (4762) осталось на уровне 2020 года (4761). Общая раскрываемость преступлений оставалась стабильно высокой и составила 77,5% (74,2%). Уровень преступности в пересчете на 100 тысяч населения снизился и составил 2155,2 преступления (в 2020 г. – 2162,3).

В своем докладе прокурор обозначил активную роль  органов прокуратуры в надзоре за деятельностью правоохранительных органов республики, соблюдении прав и свобод человека и гражданина, в первую очередь – трудовых прав граждан, обеспечению прав инвалидов, защите прав инвалидов, несовершеннолетних, соблюдении законодательства в сфере долевого строительства жилья, соблюдении прав граждан на льготное лекарственное обеспечение, обеспечении прав на жилье детей-сирот и др.
В частности, прокурор отметил, что органами прокуратуры на постоянной основе проводился мониторинг исполнения природоохранного законодательства. Наибольшее количество правонарушений выявлено в сфере обращения с отходами. По требованиям прокуроров ликвидировано 86 несанкционированных свалок ТКО.

В 2021 году правоохранительными органами республики выявлено 148 преступлений коррупционной направленности. Была продолжена работа по надзору за исполнением законов о межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму. Под особым контролем органов прокуратуры находились вопросы защиты детства, соблюдения прав подрастающего поколения в различных сферах жизнедеятельности. В прошедшем году, как отмечено в информации, в органы прокуратуры республики поступило 8609 обращений, что на 17,4% больше, чем в 2020 году. На личный прием обратилось 2902 человек (рост 6,1%). Количество удовлетворенных жалоб составило 1551, что на 35,1% больше, чем в 2020 году.

В рамках обсуждения вопросы докладчику задали: Мария Демина, Сергей Кухтуеков, Ольга Волосовцева, Дмитрий Софронов, Аскар Тулебаев, Сергей Тимошенский. После ответов на вопросы, высказались: Мария Демина, Сергей Кухтуеков и Артур Кохоев, отметивший позитивные сдвиги в работе по отдельным направлениям деятельности.

После перерыва Председатель Верховного Суда Республики Алтай Алексей Кокорин выступил на сессии с информацией о работе Верховного суда РА, районных (городского) судов Республики Алтай и мировых судей по итогам 2021 года.

А.Кокорин, в частности, отметил, что в отчетном периоде в производстве федеральных судов Республики Алтай находилось 2378 уголовных дел, из них окончено 1908, в том числе с вынесением приговоров 1329 дел в отношении 1403 лиц, из которых осуждено - 1399 лиц, в отношении 4 лиц вынесены оправдательные приговоры; к наказанию в виде лишения свободы на определенный срок федеральными судами осуждено 350 лиц (12 месяцев 2020 года – 322 лица), в особом порядке судебного разбирательства федеральными судами осуждено 563 лица, что составляет 40,1 % от общего числа осужденных судами лиц; рассмотрено представлений, ходатайств и жалоб различного характера с вынесением постановлений в отношении 4043 лиц, что на 966 меньше по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Стабильность приговоров по данным апелляционной инстанции составила 83,2 %.

В 2021 году районными судами Республики Алтай всего было рассмотрено 8495 гражданских и административных дел. По сравнению с аналогичным периодом 2020 года по большинству судов количество рассмотренных дел увеличилось. В общем, увеличение составило 20,3%. Среднереспубликанский показатель качества рассмотрения гражданских и административных дел составил 84,4 %.

Районными (городским) судами республики в 2021 году было рассмотрено 17667 дел об административных правонарушениях (в 2020 году – 9851 дело), из них прекращено производством 108 дел – 0,61% (в 2020 году – 2,17% (193 из 9851); качество работы составило 72,6 %.

По итогам 12 месяцев 2021 года в производстве мировых судей республики находилось 1215 уголовных дел, из них окончено 1094, в том числе с вынесением приговоров 407 дел в отношении 407 лиц, из которых осуждено - 404 лица, в отношении 3 лиц вынесены оправдательные приговоры; к наказанию в виде лишения свободы на определенный срок мировыми судьями осуждено 96 лиц (12 месяцев 2020 года – 126 лиц), в особом порядке судебного разбирательства мировыми судьями осуждено 257 лиц, что составляет 63,1 % от общего числа осужденных лиц; рассмотрено представлений, ходатайств и жалоб различного характера с вынесением постановлений в отношении 160 лиц, что на 11 больше по сравнению с аналогичным периодом 2020 года; качество работы мировых судей в 2021 году составило 77,3 %.  Мировыми судьями субъекта за 2021 год рассмотрено 42344 гражданских и административных дела, что на 2200 дел меньше по сравнению с 2020 годом (44544 дела); среднереспубликанский показатель качества рассмотрения гражданских и административных дел составил 78 %.

Уточняющие вопросы председателю ВС РА задали Мария Демина и Артур Кохоев. В рамках обсуждения высказались Мария Демина и Герман Чепкин.

Далее, с информацией о деятельности Арбитражного суда Республики Алтай за 2021 год выступил исполняющий обязанности председателя суда Евгений Гуткович. Представитель арбитражного суда отметил, что в 2021 году поступило 13894 исков и заявлений, что на  240 или + 2 % больше уровня 2020 г. При этом было возвращено или отказано в рассмотрении 1037 заявлений (8 %), на 10 % меньше, чем в 2020 г.

Как заявил Е.Гуткович, всего в отчетном периоде было рассмотрено 12757 дел, что на 2% больше, чем в 2020 году. Из числа рассмотренных дел большинство составляют споры, возникающие из гражданских правоотношений, что составляет 9 569 дел (75 % от общего числа рассмотренных дел).  По сравнению с прошлым отчетным периодом увеличение составило 410 или 4 %. На втором месте споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений - 2 710 дел (21 % от числа рассмотренных дел), уменьшение на 387 или 13 %. Арбитражный суд рассмотрел 473 дела о несостоятельности (банкротстве) - (4 % от общего числа рассмотренных дел), увеличение на 245 или 108 %. На 29%, чем в 2020 году (5).

Е.Гуткович сообщил, что из 12 757 рассмотренных дел 11 874 дела (93 %) рассмотрено с принятием решения либо вынесением судебного приказа, по 757 делам (6 %) производство прекращено, из них: 543 дела (4 % от числа рассмотренных) прекращено в связи с отказом от иска, 124 дела (1 % от числа рассмотренных) прекращено в связи с заключением мирового соглашения; 46 дел (0,4 %) рассмотрено с оставлением без рассмотрения, 80 дел (0,6 %) передано по подсудности, из которых 23 дела (29 % от общего числа переданных на рассмотрение другого суда) переданы в Верховный Суд Республики Хакасия для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.

В порядке упрощенного производства в 2021 году рассмотрено  3 400 (27 %) дел, вынесено судебных приказов – 5 548 (44 %).
В арбитражный суд поступило 925 заявлений о признании должника банкротом, о признании гражданина (индивидуального предпринимателя) банкротом, заявлений о вступлении в дело о банкротстве (в 2020 г. - 539). Увеличение на 386 или 72 %.

Судом завершено производство по 473 делам (в 2020 г. – по 228 делам), из них:
- по 358 делам (76 %) в связи с завершением процедуры реализации имущества (в соответствующем периоде прошлого года – 119 или 52 %),
- по 88 делам (19 %) в связи с прекращением производства по делу (в соответствующем периоде прошлого года – 83 или 36 %),
- по 19 делам (4 %) в связи с завершением конкурсного производства (в соответствующем периоде прошлого года – 21 или 9 %),
- по 5 делам (1 %) в связи с передачей дела по подсудности (в соответствующем периоде прошлого года – 2 или 1%),
- по 3 делам (0,6 %) в связи с оставлением заявления без рассмотрения (в соответствующем периоде прошлого года – 2 или 1 %).

В рамках дел о банкротстве рассмотрено 5 079 заявлений, жалоб, ходатайств (в прошлом отчетном периоде - 2 971). Таким образом, число рассмотренных заявлений и жалоб увеличилось 2 108 или 71 %. Средняя нагрузка по суду в 2021 г. – 99 дел в месяц, в 2020 г. – 80 дел в месяц. Увеличение нагрузки на 19 дел или 24 %.

В 2021 году в апелляционной инстанции рассмотрено  870 или 7 % от числа рассмотренных дел (+ 168 или + 24 % к 2020 г.). Из них отменено (изменено) 83 или 0,7 % от числа рассмотренных дел (+ 32 или + 63 % к 2020 г.). В кассационной инстанции рассмотрено 399 или 3,1 % от числа рассмотренных дел (+ 139 или + 53 % к 2020 г.).Было отменено (изменено) 21 или 0,2 % от числа рассмотренных дел (+ 3 или + 17 % к 2020 г.).

Уточняющие вопросы докладчику задали Сергей Тимошенский, Дмитрий Софронов и Герман Чепкин.

На сессии был представлен доклад о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Республике Алтай в 2021 году. Уполномоченный по правам человека Семен Шефер рассказал о деятельности в сфере защиты интересов и прав граждан. Омбудсмен отметил, что в 2021 году в аппарат уполномоченного поступило жалоб и обращений 1331(в 2020 году – 984), что составило 60 обращений на 10 тысяч населения. При этом все поступившие обращения были рассмотрены, обратившиеся граждане получили необходимую помощь и консультации. Так, из 1331 обращения было  удовлетворено – 389 (29,2%) (2020 г. – 26,9%); оказано содействие, а также помощь в виде письменных и устных консультаций – 925 (69,5%); отказано или оставлено без движения – 17 (1,3%). 

По территориальной принадлежности наибольшее количество жалоб и обращений традиционно поступило из города Горно-Алтайска и Майминского района.  На первом месте обращения работников бюджетной сферы – 300 (22,5%).  С третьего на второе место переместились обращения от осужденных  – 229 (17,2%). На третьем месте – обращения от пенсионеров – 202 (15,2%).

Семен Шефер подчеркнул, что на первом месте по тематике – обращения, касающиеся прав лиц, содержащихся под стражей в УИС и ИВС,– 245 (18,4 %). На втором месте – стоят обращения, затрагивающие права  на жилище, – 209 (15,7%), в т.ч. ЖКХ, - 120. С четвёртого на третье место переместились обращения, касающиеся прав на охрану здоровья и медицинское обслуживание, – 102 (7,7 %). Как заметил омбудсмен, уполномоченным и сотрудниками аппарата было осуществлено 39 выездов по жалобам с целью оказания юридической помощи, проверки социальных и правоохранительных учреждений города и сел Республики (2020 г. – 28).

В рамках деятельности по правовому просвещению граждан, в 2021 году в республиканских и районных СМИ вышло 116 публикаций по правовой тематике. Был подготовлен доклад «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Республике Алтай в 2020 году» в количестве 200 экземпляров. Уполномоченный и его сотрудники провели, приняли активное участие в 46 значимых общественных мероприятиях (конференциях, семинарах, коллегиях, координационных и общественных советах, круглых столах и т.д.).     

Уполномоченный также рассказал о взаимодействии с различными структурами и ведомствами, органами и организациями, советами, комиссиями и общественными объединениями. Целью такого сотрудничества, как отметил С.Шефер, выступает не только защита прав граждан, но и профилактика и обеспечительные меры для неукоснительного соблюдения прав и свобод человека и гражданина в целом.

В докладе отмечается, что в сети Интернет постоянно действует официальный информационный веб-сайт Уполномоченного, являющийся одним из инструментов обратной связи с населением, а также способом повышения доступности правозащитного института для жителей региона.
На сайте upch04.ru можно ознакомиться с деятельностью правозащитного органа (рабочие встречи и мероприятия, в которых принимали участие Уполномоченный и сотрудники аппарата, итоги посещений исправительных учреждений, следственных изоляторов, учреждений здравоохранения и социального обслуживания населения, проводимые акции и др.).
Также регулярно размещаются информационные материалы, разъясняющие изменения действующего законодательства, способы защиты нарушенных прав и свобод. Действует и активно используется гражданами on-line приемная интернет-сайта, через которую посетители могут направить свое обращение на имя омбудсмена.

Вопросы омбудсмену задали: Сергей Тимошенский, Сергей Кухтуеков, Ай-Сулу Ябыева, Григорий Пильтин, Александр Груздев, Дмитрий Софронов, Аскар Тулебаев, Артур Кохоев, Петр Попошев, Ольга Волосовцева.

По итогам деятельности уполномоченного высказались: Мария Кабудыкова, Сергей Кухтуеков, Наталья Екеева, Аскар Тулебаев.

Уполномоченный по правам ребенка в Республики Алтай Надежда Манзырова выступила на сессии с докладом «О результатах деятельности уполномоченного по правам ребенка в Республике Алтай в 2021 году в сфере соблюдения и защиты прав и законных интересов детей».

Омбудсмен заметила, что в отчётном периоде, несмотря на пандемию новой коронавирусной инфекции COVID-19 и введённые в этой связи на территории России ограничительные меры, по итогам работы с обращениями граждан, проведенного анализа, экспертной оценки по вопросам формирования и реализации единой государственной политики в области обеспечения и защиты прав и законных интересов несовершеннолетних проводился анализ наиболее острых проблем, вырабатывались системные решения по улучшению положения детей в Республике Алтай с точки зрения дальнейшего совершенствования системного подхода, как работы аппарата Уполномоченного, так и межведомственного взаимодействия при решения проблем.

Уполномоченным в отчетном периоде было рассмотрено 537 обращений от граждан, подавляющее большинство которых касалось вопросов, связанных с социальным обеспечением, здравоохранением, семейными правоотношениями. Подавляющая доля обращений граждан поступила в связи с правовой неосведомленностью своих прав и законных интересов детей, а равно и способов их защиты.

Безразличие и пассивность в области защиты прав собственных детей являются одной из основных проблем реализации прав несовершеннолетних. Здесь аппарат Уполномоченного активно оказывает консультационную, юридическую помощь, а также оказывает содействие в решение данных обращений.
По каждому обращению были даны мотивированные ответы и разъяснения действующего законодательства, проведены телефонные консультации и, при необходимости, инициированы инспекционные выезды, сформированы и направлены в федеральные и региональные органы государственной власти соответствующие запросы и рекомендации. По итогам 2021 года, с целью защиты прав и законных интересов несовершеннолетних Уполномоченным с положительным результатом рассмотрено 416 обращений, 28 даны разъяснения и направлено по подведомственности 7.

Надежда Манзырова отметила, что в 2021 году с участием Уполномоченного состоялось более 6 рабочих встреч, более 14 рабочих заседаний, совещаний, круглых столов, пресс-конференций, форумов, съездов, фестивалей, слетов, акций (в том числе в режиме видеоконференции). Сотрудники аппарата детского омбудсмена участвовали и организовали более 38 мероприятий различного уровня. В рамках мероприятий на основе анализа обращений граждан, проводимых им мониторингов, результатов работы экспертных групп по различным направлениям и вопросам детского благополучия, лучших региональных практик и общественных инициатив в сфере детства вносил конкретные предложения, направленные на разработку комплексных мер государственной поддержки семей с детьми, совершенствования законодательства, повышения качества семейно-демографической политики.

Особое внимание Уполномоченным уделялось проблемам, связанным с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией, обусловленной пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Новая группа проблем возникла при массовом переходе школьников на дистанционное обучение. Трудности при организации и осуществлении образовательного процесса вызывали недостаточное количество технического оборудования у семей с детьми-школьниками, их техническая неподготовленность для дистанционного обучения.

Традиционно важным направлением работы является мониторинг социального обеспечения детей и семей с детьми, образование, информационная безопасность и безопасность жизни, соблюдение жилищных прав, охрана здоровья, в особенности детей-инвалидов и детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Наряду с этим, Уполномоченным при выявлении фактов нарушения прав несовершеннолетних в других, не менее важных сферах, предпринимались все необходимые меры по восстановлению нарушенных прав детей и семей с детьми.

Как отмечено в докладе, Уполномоченный постоянно сотрудничал с федеральными и региональными органами власти, общественными организациями, представителями общественных движений и экспертами для проведения комплексной работы по выработке решений и совершенствования механизмов эффективной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. По результатам проведённой работы направлены предложения для выработки системных решений.

Вопросы уполномоченному по правам ребенка задали: Сергей Тимошенский, Дмитрий Софронов, Аскар Тулебаев, Мария Кабудыкова, Михаил Федькин, Сергей Кухтуеков, Григорий Пильтин, Алена Казанцева, Артур Кохоев. Спикер предложил включить в проект постановления пункт о рассмотрении вопроса о детских суицидах на ближайших заседаниях Комитета по национальной политике, образованию, культуре, общественным объединениям и СМИ и Комитета по здравоохранению и социальной защите.

С докладом о положении молодежи в Республике Алтай выступила министр образования и науки РА Ольга Саврасова. Министр, в частности, заметила, что государственная молодежная политика в республике реализуется по всем направлениям, в соответствии с установленными целями и задачами и находится на постоянном контроле Правительства Республики Алтай.

В настоящее время в регионе проживает 61511 человек в возрасте от 14 до 35 лет. На реализацию мероприятий в рамках государственной молодежной политики бюджетом Республики Алтай предусмотрено 5,3 млн. рублей, из них 2,2 млн. рублей на мероприятия военно-патриотической направленности и 2,1 млн. рублей – на другие направления молодежной политики, 1 млн. рублей – на подготовку кадров. Молодые люди принимают активное участие в общественной, социально-политической, экономической и иной деятельности.

На территории республики действует 47 детских и молодежных некоммерческих организаций, а также 251 добровольческое (волонтерское) объединение, в том числе 64 – на базе общеобразовательных организаций, которые проводят активную работу, направленную на формирование духовно-нравственных ценностей и гражданской культуры молодежи, воспитание патриотизма и профилактику деструктивных проявлений в молодежной среде. В Республике Алтай действует Молодежный парламент при ГС-ЭК РА. Во всех муниципальных образованиях действуют молодежные советы при органах местного самоуправления.

Отмечен опыт региона в части воспитания гражданственности, патриотизма, преемственности традиций, уважения к отечественной истории, историческим, национальным традициям народов Российской Федерации. На территории республики насчитывается 53 военно-патриотических клуба с общим охватом 1101 человек; 38 образовательных историко-краеведческих, этнографических музеев; 61 кадетский класс и 16 кадетских групп в 20 образовательных организациях с охватом более 1300 кадетов; 23 юнармейских отряда, в которых насчитывается 2415 юнармейцев; 2 зональных центра военно-патриотического образования и допризывной подготовки граждан с охватом 1000 студентов; 251 волонтерская организация с охватом 5852 волонтера.

В рамках обеспечения межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия в молодежной среде Комитетом по национальной политике и связям с общественностью проведено 20 мероприятий с охватом более 6500 человек.

Ведется работа по содействию социальной адаптации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот. Особое внимание уделяется поддержке молодежных инициатив. В 2021 году в рамках Грантового конкурса инициатив от Республики Алтай два проекта стали победителями, получив поддержку в 1,1 млн. рублей.
В целях содействия условий для занятий физической культурой и спортом Комитетом по физической культуре и спорту РА проводится постоянная работа. В 2021 году численность занимающихся в возрасте от 18 до 35 лет составила более 20 тыс. человек.

Большое значение уделяется поддержке молодых семей посредством предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в рамках государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан в РФ». В 2021 году реализовали свое право на улучшение жилищных условий 40 молодых семей. На эти цели было выделено 16,9 млн. рублей.

В регионе организована работа по выявлению и сопровождению молодых людей, проявивших одаренность. Ежегодно 52 молодых деятеля, проявивших выдающиеся способности, получают единовременную денежную премию и ежемесячные денежные поощрения. Сумма финансирования составляет 564,5 тысяч рублей.

Министерством образования и науки проводится мониторинг потребности в молодых кадрах, на основании которых организован целевой прием. На сновании заключенных с Правительством РА договоров, зачислены на обучение в образовательные организации высшего образования Российской Федерации 90 выпускников образовательных организаций Республики Алтай.

Вопросы докладчику задали: Михаил Федькин, Сергей Тимошенский, Аскар Тулебаев, Дмитрий Софронов, Александр Груздев. В рамках обсуждения высказались: Наталья Екеева и Аскар Тулебаев. В проект постановления был включен пункт с рекомендацией Правительству РА создать отдельный уполномоченный орган по делам молодежи в Республике Алтай.

С информацией «О вкладе Горно-Алтайского государственного университета в социально-экономическое развитие Республики Алтай» выступил исполняющий обязанности ректора ГАГУ Виталий Недельский.
Докладчик сообщил, что в университете проходят обучение 1615 студентов, обучающихся программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, из них на очной форме обучения – 1485, заочной – 982 и 49 – на очно-заочной. Численность иностранных студентов составляет 53 человека. Также на 12 специальностях обучается 20 аспирантов.

Образовательные программы реализуются на 12 кафедрах, входящих в состав 6 факультетов и физико-математического и инженерно-технического института. Образовательные программы среднего профессионального образования реализуются Аграрным колледжем.

Как отмечается в докладе,  в ГАГУ работают 373 сотрудника, в том числе 163 научно-педагогических работника, из них 11 докторов наук, 120 кандидатов наук. В аграрном колледже работают 22 преподавателя, в том числе 2 кандидата наук.

Научная и инновационная деятельность осуществляется в соответствии с приоритетными направлениями научно-технологического развития Российской Федерации и Республики Алтай.
Ключевыми направлениями являются: экологическая безопасность и рациональное природопользование в условиях трансформации природной среды региона; историко-культурное наследие Республики Алтай; алтаистика и тюркология; социально-экономическое и политическое развитие Горного Алтая; мониторинг социальной, этнополитической ситуации в республике; литературное наследие, мифология, фольклор и языки народов Республики Алтай;, разработка механизмов психолого-педагогического сопровождения личности, проблемы образования, здоровья и безопасности человека, межконфессиональные отношения и межкультурная коммуникация; новые технологии в животноводстве и растениеводстве переработке и хранении сельскохозяйственной продукции в Республике Алтай.

В 2021 году в рамках Года науки и технологий было проведено более 30 мероприятий, реализовано более 60 научных проектов, активно осуществлялась научно-просветительская деятельность среди молодежи и школьников.
Объем привлеченных на научные исследования средств в 2021 году составил 15 430 тыс. рублей.
В 2021 году научно-педагогическими работниками т студентами университета опубликовано 897 научных работ. Ежегодно выполняются научные исследования инновационного характера, а также активно осуществляется разработка комплекса мер по созданию условий, стимулирующих развитие и внедрение инноваций. Активно развивается инжиниринговый центр инновационных технологий и экспертиз «Эко-Тех». Проведена  большая работа по объединению исследований и практических наработок университета в области здорового питания, сформирована исследовательская и бизнес-программа по правильному питанию на основе местного сырья. В 2021 году вузом получено 10 авторских свидетельств государственной регистрации для программ ЭВМ и баз данных, которые могут быть внедрены в производство и позволят организовать малые инновационные предприятия. Всего на бухгалтерском учете университета в настоящее время 95 объектов интеллектуальной собственности.

Ученые университета  выполняют работы по контрактам с министерствами и ведомствами Республики Алтай. Так, в  2021 году было выполнено два исследования по заказу министерства сельского хозяйства: «Повышение эффективности кормовой базы для молочного скотоводства путем подбора раннеяровых кормосмесей на сенаж, зерносенаж в низкогорной зоне Республики Алтай» и «Комплексная оценка сырья и продукции растениеводства горного Алтая». По заказу Комитета по национальной политике и связям с общественностью было проведено социологическое исследование по изучению общественного мнения населения «Социальные факторы развития и социально-политическая ситуация в Республике Алтай» и другие. Выполнено 27 научно-исследовательских работ по договорам с хозяйствующими субъектами региона и других регионов на сумму 5 306,8 тыс. рублей.

Университетом организуются и проводятся выездные курсы повышения квалификации для учителей школ республики Алтай в муниципальных образованиях по предметной подготовке к ЕГЭ выпускников школ. По согласованию с главами муниципальных образований, начальниками отделов образования высококвалифицированными преподавателями ГАГУ были разработаны и подготовлены тестовые задания и методические разработки для учителей школ, где выпускники школ чаще всего возникают затруднения в их решениях по 12 предметам ЕГЭ. В установленное время преподаватели университета выезжали в районные школы и в течение 2-х дней работали с учителями. Охват предметов составил 83%.

На регулярной основе осуществляется индивидуальная работа со студентами и выпускниками по вопросам трудоустройства. Количество работодателей, с которыми заключены соглашения об организации производственной практики, целевой подготовке, трудоустройстве выпускников составляет около 360. В 2021 году выпуск специалистов с высшим образованием составил 325 человек, из них трудоустроено 166 человек, проходят срочную службу 32 человека, продолжили обучение 41 чел. Выпуск специалистов  со средним профессиональным образованием составил 94 человека, из них трудоустроено 27 человек.

Многочисленные вопросы докладчику задали: Радмила Пекпеева, Аскар Тулебаев, Наталья Екеева, Петр Попошев, Асет Заргумаров, Артур Кохоев, Рустам Байдалаков, Мария Кабудыкова, Александр Груздев, Алена Казанцева, Ай-Сулу Ябыева, Сергей Тимошенский, Петр Букач, Григорий Пильтин, Сергей Ложкин, Сергей Кухтуеков.

В рамках обсуждения высказались: Рустам Байдалаков, Сергей Кухтуеков.

Сессия приняла постановление ГС-ЭК РА об учреждении почетного знака «Ӱч-Сӱмер» (Белуха). Проект решения «Об учреждении почетного знака Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай «Ӱч-Сӱмер» (Белуха) представила председатель Комитета по национальной политике, образованию, культуре, общественным объединениям и СМИ Наталья Екеева. Парламентарий подчеркнула, что почетным знаком «Ӱч-Сӱмер» (Белуха) будут награждаться граждане Российской Федерации, имеющие общий трудовой стаж не менее 20 лет, при наличии почетной грамоты Республики Алтай или почетной грамоты Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай, за плодотворную профессиональную и (или) общественную деятельность, оказавшую значительное влияние на развитие парламентаризма в Республике Алтай, на социально-экономическое и культурное развитие Республики Алтай.

Наталья Екеева выразила уверенность, что установление данной государственной награды Республики Алтай будет способствовать публичному признанию заслуг граждан перед Республикой Алтай.

В завершении решением сессии были поддержаны проекты федеральных законов, законодательные инициативы и обращения законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ранее обсужденные в парламентских комитетах ГС-ЭК РА.

 

 

 

 

 

Полезные сайты