Версия для слабовидящих

XXXIV сессия Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай седьмого созыва (21.04.2023г.)

37.JPGПод председательством Артура Кохоева состоялась очередная тридцать четвертая сессия Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай седьмого  созыва. В парламентском заседании приняли участие  36 депутатов из 41.
В работе сессии приняли участие: Глава Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай Олег Хорохордин, сенатор Татьяна Гигель, члены Правительства Республики Алтай, руководители республиканских комитетов и ведомств, федеральных исполнительных органов управления в Республике Алтай, главы и председатели советов депутатов муниципальных образований Республики Алтай, представители республиканских СМИ.
В ходе парламентского заседания депутаты рассмотрели 31 вопрос, в том числе 19 законопроектов.
Сначала сессия рассмотрела проекты законов, рекомендованные к рассмотрению парламентскими комитетами.

Проект конституционного закона Республики Алтай «О внесении изменений в статьи 5 и 12 Закона Республики Алтай «О Государственном Собрании-Эл Курултай Республики Алтай» представил председатель Комитета по законодательству, правопорядку и местному самоуправлению Виктор Ромашкин. Он пояснил, что проектом конституционного закона предлагается внести изменения в Конституционный закон Республики Алтай «О Государственном Собрании – Эл Курултай Республики Алтай» Республики Алтай в части установления порядка принятия Государственным Собранием–Эл Курултай Республики Алтай решения о досрочном прекращении его полномочий в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», согласно которому порядок принятия законодательным органом субъекта Российской Федерации решения о досрочном прекращении его полномочий должен быть предусмотрен конституцией (уставом) или законом субъекта Российской Федерации.
Председатель профильного комитета добавил, что предлагается внести изменение в части замены ссылки на утративший силу Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» ссылкой на Федеральный закон от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».
Вопросов по законопроекту не поступило. Проект конституционного закона принят в первом, втором и окончательном чтении.

Сессия приняла Закон Республики Алтай «О внесении. Соответствующий проект представил председатель Комитета по законодательству, правопорядку и местному самоуправлению Виктор Ромашкин.
Как сообщил председатель профильного комитета, проектом вносится изменение в Закон Республики Алтай от 13 января 2005 года № 10-РЗ «Об образовании муниципальных образований, наделении соответствующим статусом и установлении их границ» и Закон Республики Алтай от 10 ноября 2008 года № 101-РЗ «Об административно-территориальном устройстве Республики Алтай» в части замены административного центра Артыбашского сельского поселения – села Артыбаш на село Иогач.
Парламентарий пояснил, что согласно информации, поступившей из Управления Министерства юстиции Российской Федерации  по Республике Алтай, Администрации муниципального образования «Артыбашское сельское поселение», сельский Совет депутатов и Администрация муниципального образования «Артыбашское сельское поселение» уже более 20 лет не находятся на территории села Артыбаш. Органы местного самоуправления Артыбашского сельского поселения были размещены в селе Иогач после того, как в 1990-х годах пожар полностью уничтожил здание администрации в селе Артыбаш, и с тех пор село Иогач фактически является административным центром указанного сельского поселения.
Согласно выписке из Устава муниципального образования «Артыбашское сельское поселение» Турочакского района Республики Алтай, принятого решением Совета депутатов МО «Артыбашское сельское поселение» от 14 ноября 2016 года № 25-2, административным центром поселения является село Иогач.
Вопросов докладчику не поступило.

Председатель Комитета по национальной политике, образованию, культуре, общественным объединениям и средствам массовой информации Наталья Екеева представила разработанный в Комитете проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в статью 2 Закона Республики Алтай «О регулировании некоторых вопросов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в Республике Алтай и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Алтай».
Как подчеркнула председатель профильного комитета, целью принятия проекта закона является приведение в соответствие действующего Закона Республики Алтай от 6 июля 2017 года № 37-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в Республике Алтай и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Алтай» федеральному законодательству.
Наталья Екеева пояснила, что Федеральным законом от 20 октября 2022 года № 407-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» были внесены изменения в части корректировки понятийного аппарата. Слова «региональные программы» заменены словами «государственные программы субъекта Российской Федерации». В связи с этим проектом закона вносятся изменения в статью 2 Закона в части замены слов «региональных программ» словами «государственных программ Республики Алтай».
Вопросов по законопроекту не поступило. Проект закона принят в первом, втором и окончательном чтении.

Сессия приняла в первом, втором и окончательном чтении проект закона РА «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Республики Алтай «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Алтай». Его представила председатель Комитета по здравоохранению и социальной защите Алена Казанцева.
Законопроект разработан в профильном комитете с целью устранения ссылки на недействующий законодательный акт Республики Алтай, а также корректировки наименования статьи, - сообщила парламентарий. - Поэтому пункт 10 действующего закона признается утратившим силу, поскольку содержит ссылку на Закон РА от 1 декабря 2004 года №60-РЗ «О ежемесячном пособии на ребенка», который утратил силу в связи с принятием Закона РА от 26 января 2022 года №94-РЗ «О полномочиях органов государственной власти Республики Алтай в связи с назначением и выплатой ежемесячного денежного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка на территории Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Алтай». Кроме того, как добавила председатель комитета, наименование статьи 3 Закона РА от 11 октября 2005 года №70-РЗ «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Алтай» не отражает полностью содержание статьи, в связи с чем подвергается корректировке.
Вопросов по законопроекту не поступило.

Сессия приняла Закон РА «О народных художественных промыслах и ремесленной деятельности в Республике Алтай». Соответствующий проект на сессии представил председатель Комитета по развитию туризма, предпринимательства, спорта и молодежной политике Сергей Тимошенский.
Как пояснил председатель профильного комитета, проект закона разработан в целях популяризации изделий народных художественных промыслов и ремесленной деятельности на территории Республики Алтай, отражающих этническую самобытность нашей многонациональной республики; поддержки ремесленников и мастеров  народного художественного промысла; создания условий для развития ремесленных производств; обеспечения туристической привлекательности региона.
В частности, законопроектом предусмотрена государственная поддержка народных художественных промыслов и ремесленной деятельности в Республике Алтай. Она будет осуществляться в виде финансовой, информационной и консультационной поддержки.
Финансовая поддержка народных художественных промыслов, организаций народных художественных промыслов в Республике Алтай и ремесленной деятельности в Республике Алтай осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Алтай.
Информационная и консультационная поддержка народных художественных промыслов, организаций народных художественных промыслов в Республике Алтай  и ремесленной деятельности в Республике Алтай осуществляется Правительством Республики Алтай либо уполномоченными им исполнительными органами государственной власти Республики Алтай в форме размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Республики Алтай и (или) уполномоченных Правительством Республики Алтай исполнительных органов государственной власти Республики Алтай информации о мероприятиях, проводимых в Республике Алтай в целях популяризации, поддержки и развития народных художественных промыслов и ремесленной деятельности.

Вопрос в части осуществления функций Правительством РА при правоприменении докладчику задала Мария Демина. Спикер Артур Кохоев отметил, что законопроект долго обсуждался с учетом мнений общественных организаций, сообщества предпринимателей и поможет ремесленникам при господдержке улучшить качество продукции.

На сессии принят в первом, втором и окончательном чтении проекта закона Республики Алтай «О внесении изменения в статью 4 Закона Республики Алтай «Об особо охраняемых природных территориях в Республике Алтай» представил председатель Комитета по экологии и природопользованию Владислав Рябченко. Он заявил, что целью принятия проекта закона является необходимость приведения в соответствие с федеральным законодательством положений Закона Республики Алтай от 24 декабря 2012 года № 70-РЗ «Об особо охраняемых природных территориях в Республике Алтай». Так, статья 1 проекта закона предусматривает изложение статьи 4 Закона Республики Алтай № 70-РЗ в новой редакции, статья 2 проекта закона определяет порядок вступления его в силу. В соответствии с законопроектом, на особо охраняемых природных территориях республиканского значения государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Республики Алтай.

Проект закона Республики Алтай «О внесении изменения в Закон Республики Алтай «О порядке проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории Республики Алтай» представил Первого заместителя Председателя Правительства Республики Алтай Эжер Ялбаков
Как подчеркнул первый вице-премьер, проектом закона предлагается в Законе Республики Алтай от 27 июля 2005 года № 61-РЗ «О порядке проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий  и  пикетирований  на территории Республики Алтай» положение о дополнительных местах, в которых запрещено проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций признать утратившим силу.
Уточняющий вопрос докладчику задал Михаил Федькин. В итоге законопроект был принят в первом, втором и окончательном чтении.

Исполняющий обязанности министра экономического развития РА Константин Боровых представил на сессии проект закона Республики Алтай «О внесении изменения в статью 3 Закона Республики Алтай «О полномочиях органов государственной власти Республики Алтай в области государственного регулирования торговой деятельности на территории Республики Алтай».
Представитель министерства пояснил, что проектом закона предлагается внести изменение в Закон Республики Алтай от 25 июня 2010 года № 33-РЗ «О полномочиях органов государственной власти Республики Алтай в области государственного регулирования торговой деятельности на территории Республики Алтай» в части дополнения полномочием Правительства Республики Алтай по установлению сроков и порядка продления договоров и разрешительных документов в сфере торговли на территории Республики Алтай.

Вопросы, касающиеся заключения с предпринимателями краткосрочных договоров на аренду участков для осуществления торговой деятельности задали Мария Демина и Сергей Кухтуеков. Вопросов по законопроекту не поступило. В итоге проект закона принят в первом, втором и окончательном чтении.

Исполняющий обязанности министра регионального развития Республики Алтай Алексей Чакыров представил проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О регулировании градостроительной деятельности на территории Республики Алтай».    
Представитель минрегиона подчеркнул, что необходимостью  принятия  проекта закона является приведение  Закона № 9-РЗ в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации, с Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Как отметил, что проектом закона вносятся изменения в Закон Республики Алтай от 5 марта 2011 года № 9-РЗ «О регулировании градостроительной деятельности на территории Республики Алтай» в части установления полномочий Правительства РА в области градостроительной деятельности:
- по утверждению порядка согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации органами местного самоуправления в Республике Алтай в случаях, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также направлению предложений по внесению изменений в утвержденную схему территориального планирования Российской Федерации;
- по установлению случаев внесения в генеральный план поселения, генеральный план городского округа в Республике Алтай изменений применительно к части населенного пункта;
- по принятию решения о признании объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, если объект капитального строительства находится в государственной собственности Республики Алтай;
- право на установление наряду с основаниями, предусмотренными частью 1 статьи 55.34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, иных оснований отнесения объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых не завершены, к незавершенным объектам капитального строительства, строительство, реконструкция которых осуществлялись полностью или частично за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай, местного бюджета;
- по формированию и ведению регионального реестра незавершенных объектов капитального строительства Республики Алтай, а также установлению порядка формирования и ведения регионального реестра незавершенных объектов капитального строительства Республики Алтай, состава включаемых в него сведений, порядка предоставления таких сведений;
- по установлению требований, при соблюдении которых территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд могут быть включены в границы населенного пункта либо в границах территории садоводства может быть образован новый населенный пункт.
Также законопроектом предусматривается изменение сроков размещения проекта региональных нормативов градостроительного проектирования на официальном портале Республики Алтай в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», с «не менее чем за два месяца до их утверждения» на «не менее чем за пятнадцать рабочих дней до их утверждения», а также  уточнение органов, представляющих в уполномоченный исполнительный орган в документальном и электронном виде нормативные правовые акты, с «органы местного самоуправления муниципальных образований» на «органы местного самоуправления».

Вопрос докладчику задала Мария Демина. Больше вопросов не поступило. Законопроект принят в первом, втором и окончательном чтении.

Проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Алтай» представила министр культуры РА Ольга Антарадорнова. Как пояснила министр, проектом закона предлагается внести изменения в Закон Республики Алтай от 5 марта 2011 года № 4-РЗ «О библиотечном деле в Республике Алтай» в части дополнения полномочия Правительства Республики Алтай в сфере развития библиотечного дела полномочием по организации библиотечного обслуживания населения библиотеками Республики Алтай, комплектования и обеспечения сохранности их библиотечных фондов.
Также, как сообщила министр, признается утратившей силу одна из форм государственной поддержки развития библиотечного, согласно которым оказание информационной поддержки библиотекам Республики Алтай осуществляется исполнительными органами государственной власти Республики Алтай в форме размещения в сети Интернет на официальных сайтах исполнительных органов государственной власти Республики Алтай информации.
Кроме того, изменения вносятся в Закон Республики Алтай от 25 июня 2014 года № 53-РЗ «О культуре в Республике Алтай» в части уточнения полномочий Правительства Республики Алтай в области культуры по созданию и поддержке государственных музеев Республики Алтай (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается в соответствии с федеральным законодательством) путем замены слова «создание» словом «организация»; организации библиотечного обслуживания населения библиотеками Республики Алтай путем изложения полномочия в новой редакции «организация библиотечного обслуживания населения библиотеками Республики Алтай, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов».
Принятым законопроектом уточняются полномочия в части поддержки региональных и местных национально-культурных автономий в Республике Алтай; разработки и реализации государственных программ Республики Алтай государственной поддержки, сохранения и развития языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории Республики Алтай.

Вопрос докладчику задала Мария Демина. Депутат сообщила, что при введении профстандартов, работников культуры, зачастую, переводят на более низкие категории с потерей заработной платы. Спикер Артур Кохоев поддержал постановку вопроса депутатом и призвал обратить в процессе работы на это внимание. В итоге проект закона принят в первом, втором и окончательном чтении.

Проект закона Республики Алтай «О внесении изменения в статью 3 Закона Республики Алтай «О полномочиях органов государственной власти Республики Алтай в области охраны здоровья граждан и обязательного медицинского страхования» на сессии представил министр здравоохранения РА Валерий Елыкомов.
Министр пояснил, что проектом закона вносятся изменения в пункт 26 части 1 статьи 3 Закона Республики Алтай от 14 мая 2008 года № 48-РЗ «О полномочиях органов государственной власти Республики Алтай в области охраны здоровья граждан и обязательного медицинского страхования» в части уточнения полномочия Правительства Республики Алтай в области охраны здоровья граждан и обязательного медицинского страхования по организации предупреждения распространения туберкулеза, включая противотуберкулезную помощь больным туберкулезом в медицинских организациях, подведомственных уполномоченному исполнительному органу государственной власти Республики Алтай путем замены слов «противотуберкулезных диспансерах, других специализированных медицинских противотуберкулезных организациях и иных учреждениях здравоохранения Республики Алтай» словами «медицинских организациях, подведомственных уполномоченному исполнительному органу государственной власти Республики Алтай».
Уточняющий вопрос докладчику задал Михаил Федькин. Проект закона принят в первом, втором и окончательном чтении.

На сессии был принят закон о порядке возмещения затрат, связанных с оказанием медицинской помощи при заболеваниях, не включенных в базовую программу ОМС. Соответствующий законопроект «О порядке возмещения Республикой Алтай субъекту Российской Федерации, на территории которого гражданину, зарегистрированному по месту жительства на территории Республики Алтай, фактически оказана медицинская помощь, затрат, связанных с оказанием медицинской помощи при заболеваниях, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, и паллиативной медицинской помощи» представил министр здравоохранения РА Валерий Елыкомов. Министр подчеркнул, что проектом закона предлагается утвердить порядок возмещения Республикой Алтай субъекту Российской Федерации, на территории которого гражданину, зарегистрированному по месту жительства на территории Республики Алтай, фактически оказана медицинская помощь, затрат, связанных с оказанием медицинской помощи при заболеваниях, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, и паллиативной медицинской помощи на основании межрегионального соглашения, заключаемого Республикой Алтай и субъектом Российской Федерации, включающего двустороннее урегулирование вопроса возмещения затрат.
Уточняющие вопрос докладчику задали Артур Кохоев, Виктор Ромашкин, Аткыр Амыев. Было отмечено, что на указанные цели в 2022 году было затрачено 12,3 млн. рублей. В 2023 году планируется направить 14 млн. рублей. Больше вопросов не поступило. Проект закона был принят в первом, втором и окончательном чтении.

Министр здравоохранения РА Валерий Елыкомов, представляя проект закона Республики Алтай «О внесении изменения в статью 3 Закона Республики Алтай «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в Республике Алтай»  подчеркнул, что проектом закона вносится изменение в пункт 3 части 1 статьи 3 Закона Республики Алтай от 4 апреля 2022 года № 20-РЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в Республике Алтай», в части уточнения полномочия Правительства Республики Алтай в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Республике Алтай на право осуществления мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения в Республике Алтай и пропаганде здорового образа жизни путем дополнения мерами по санитарно-гигиеническому просвещению населения в Республике Алтай.

Вопросы докладчику задали Сергей Кухтуеков, Еликпай Аманчин. В рамках обсуждения высказались Мария Демина, Сергей Тимошенский, Александр Груздев, Артур Кохоев.
Проект закона принят в первом, втором и окончательном чтении.

Исполняющий обязанности министра труда, социального развития и занятости населения РА Алексей Санаров предложил принять проект закона Республики Алтай «О внесении изменения в статью 2 Закона Республики Алтай «О ежемесячной денежной выплате на территории Республики Алтай нуждающимся в поддержке семьям, имеющим детей, в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет».
Как сообщил представитель минтруда, документом устанавливается право гражданина в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до 1 января 2023 года обратиться за назначением ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Республики Алтай или за назначением ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в соответствии с федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
При этом Алексей Санаров пояснил, что с 1 января 2023 года установлено единое универсальное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка, предоставляемое нуждающимся в социальной поддержке гражданам, имеющим детей в возрасте до 17 лет. - Если право на получение пособия возникло до конца 2022 года, родители могут получать социальную помощь на прежних условиях – до достижения возраста ребенка трех лет или выбрать универсальное пособие, - подчеркнул он.

Вопрос докладчику, касающиеся получения пособия на двойняшек, тройняшек и т.д., задала Мария Демина. Подобный вопрос был задан Алене Казанцевой, председателю профильного комитета, которая дала необходимые пояснения. Законопроект принят в первом, втором и окончательном чтении.

Сессия приняла Закон Республики Алтай «О внесении изменения в статью 4 Закона Республики Алтай «О регулировании отдельных вопросов в области лесных отношений на территории Республики Алтай». Соответствующий проект  представил исполняющий обязанности министра природных ресурсов и экологии РА Александр Карпинский.
Представитель минприроды подчеркнул, что проектом закона предлагается внести изменение в пункт 8.5 части 1 статьи 4 Закона Республики Алтай от 30 ноября 2007 года № 72-РЗ «О регулировании отдельных вопросов в области лесных отношений на территории Республики Алтай в части уточнения полномочия Правительства Республики Алтай по установлению коэффициента для определения расходов на обеспечение проведения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, применяемого при расчете платы по договору купли-продажи лесных насаждений, заключаемому с субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с частью 3 статьи 29.1 Лесного кодекса Российской Федерации, посредством замены ссылки на часть 4 статьи 29.1 Лесного кодекса Российской Федерации.

На сессии были внесены изменения в закон о полномочиях органов госвласти в области гражданской обороны. Об изменениях доложил исполняющий обязанности председателя Комитета по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Алтай Александр Кокпоев.

Представляя проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в статьи 1 и 3 Закона Республики Алтай «О полномочиях органов государственной власти Республики Алтай в области гражданской обороны», представитель ведомства отметил, что проектом закона предлагается внести изменения в части замены   ссылки  на   «Федеральный   закон от 6 октября 1999 года  № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» ссылкой на «Федеральный закон от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».
А.Кокпоев подчеркнул, что законопроектом уточняются полномочия Правительства Республики Алтай в области гражданской обороны по реконструкции технических систем управления гражданской обороны, создание, реконструкция и поддержание систем оповещения населения, а также по осуществлению своевременного оповещения населения.

Вопросы докладчику задали Сергей Кухтуеков и Еликпай Аманчин. Проект закона был принят в первом, втором и окончательном чтении.

После перерыва слово было предоставлено председателю Избирательной комиссии РА Дмитрию Степанову, который представил три законопроекта. Руководитель ресизбиркома уточнил, что речь идет об изменениях в законы РА «О референдумах в Республике Алтай», «Об избирательных комиссиях в Республике Алтай» и «О муниципальных выборах в Республике Алтай».
Говоря о проекте закона Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О референдумах в Республике Алтай», руководитель ресизбиркома отметил, что отдельные изменения продиктованы упразднением с 1 января 2023 года института избирательных комиссий муниципальных образований. В соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ подготовку и проведение местного референдума с 1 января 2023 года осуществляют территориальные или участковые комиссии.
Также законопроектом вносятся изменения, связанные с исключением членов комиссий с правом совещательного голоса из числа участников правоотношений, связанных с проведением голосования участников референдума, подсчетом голосов и определением итогов голосования, поскольку федеральным законодательством предусмотрена возможность присутствия членов комиссий с правом совещательного голоса только в ЦИК России и в избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации. При этом число наблюдателей, которых имеет право назначить каждый субъект (общественное объединение, инициативная группа по проведению референдума) в территориальную и каждую участковую комиссию увеличено с двух до трёх.
Дмитрий Степанов заметил, что проектом закона предусматривается возможность составления и ведения списка участников референдумов в электронном виде. Требования к составлению и ведению такого списка, а также возможность использования электронной графической подписи устанавливаются ЦИК России.
И еще. Проектом закона предусматривается возможность проведения дистанционного электронного голосования. Норма носит отсылочный характер, исходя из того, что основные принципы и параметры проведения дистанционного электронного голосования, единые для всех выборов и референдумов на территории Российской Федерации, регламентированы Федеральным законом № 67-ФЗ (статья 64.1).

Что касается проекта закона Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «Об избирательных комиссиях в Республике Алтай», то, по словам Дмитрия Степанова, в действующий закон вносятся юридико-технические изменения в связи с принятием Закона Республики Алтай от 1 декабря 2022 года № 91-РЗ «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Алтай и отдельного положения законодательного акта Республики Алтай», согласно которому признан утратившим силу Закон Республики Алтай от 24 декабря 2012 года № 69-РЗ «О порядке отзыва Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай».
Кроме того, проект закона предусматривает изменения и дополнения, вызванные упразднением института избирательных комиссий муниципальных образований. В соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума с 1 января 2023 года осуществляют территориальные или участковые комиссии.
Также проектом закона вносятся изменения, связанные с исключением членов комиссий с правом совещательного голоса из числа участников правоотношений, связанных с проведением голосования избирателей, участников референдума, подсчета голосов и определения итогов голосования, поскольку федеральным законодательством предусмотрена возможность назначения и присутствия членов комиссий с правом совещательного голоса только в ЦИК России и в избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации. При этом число наблюдателей, которых имеет право назначить каждый субъект назначения в окружную, территориальную и участковую комиссию увеличено с двух до трёх.

Представляя проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О муниципальных выборах в Республике Алтай», Дмитрий Степанов сообщил, что проектом закона вносятся изменения в целях приведения его в соответствие Федеральному закону № 67-ФЗ в редакции от 28 декабря 2022 года. В декабре 2022 года принят пакет федеральных законов, основной целью которых явилось совершенствование эффективности регулирования института иностранных агентов и реализация положений Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Указанными федеральными законами изменения, в том числе, внесены в Федеральный закон № 67-ФЗ, в частности, в новой редакции изложены понятия «кандидат, аффилированный с иностранным агентом» и «кандидат, являющийся иностранным агентом».
Руководитель ресизбиркома уточнил, что изменения, предлагаемые проектом закона, обусловлены необходимостью применения основных терминов и понятий, используемых в Законе, в том же значении, что и в Федеральном законе № 67-ФЗ.

Уточняющие вопросы по предложенным изменениям задали Сергей Кухтуеков, Сергей Тимошенский. По обсуждаемому вопросу высказался председатель профильного комитета Виктор Ромашкин, который также дал необходимые пояснения. В итоге сессия приняла в первом, втором и окончательном чтении проекты законов: «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О референдумах в Республике Алтай», «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «Об избирательных комиссиях в Республике Алтай», «О муниципальных выборах в Республике Алтай».

На этом сессия завершила рассмотрение проектов законов, внесенных в повестку сессии.

Далее Председатель Верховного Суда Республики Алтай Алексей Кокорин информировал депутатов о рассмотренных районными (городским) судами гражданских, административных дел, отметив, что в 2022 году районными судами Республики Алтай всего рассмотрено 11835 гражданских и административных дел. В 2022 году во всех судах, кроме Улаганского районного суда, количество рассмотренных дел увеличилось. В общем, увеличение составило 39,3 %; среднереспубликанский показатель качества рассмотрения гражданских и административных дел составил 99 % к числу рассмотренных дел.
Он отметил, что за отчетный период судьям районных (городского) судов, в том числе в порядке гл. 30 КоАП РФ, рассмотрено 14249 дел; из общего количества рассмотренных судьями в 2022 году дел об административных правонарушениях прекращено производством 559 дел – 3,92%; общее количество лиц, привлеченных к административной ответственности – 12565, из них юридических лиц 50, должностных лиц – 22, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность – 26, иных физических лиц – 12467.
По итогам 2022 года в производстве федеральных судов Республики Алтай находилось 2566 уголовных дел, из них окончено производством 2062 (80,36%), в том числе с вынесением приговоров 1533 дела (74,35%) в отношении 1600 лиц, из них оправдано 6 лиц, остальные осуждены, прекращено производством 422 уголовных дела (20,47 %) в отношении 472 лиц.
В производстве мировых судей Республики Алтай находилось 1214 уголовных дел, из них окончено 1136, в том числе с вынесением приговоров 447 дел в отношении 448 лиц, из которых оправдано 2 лица, остальные осуждены, прекращено уголовных дел 606 в отношении 607 лиц; доля рассмотренных в особом порядке судебного производства уголовных дел от общего числа уголовных дел, по которым постановлен приговор в федеральных судах составила 44,23 % (или 678 уголовных дел), у мировых судей в 2022 году – 62,46 % (279 уголовных дел).
Федеральными судами Республики Алтай рассмотрено материалов по представлениям, ходатайствам и жалобам с вынесением постановлений 4000, что меньше на 43 чем в 2021 году (4043): мировыми судьями в 2022 году рассмотрено 122 материала по представлениям, ходатайствам и жалобам с вынесением постановлений, что на 38 меньше чем в 2021 году (160); возвращено прокурору для устранения недостатков в порядке ст.237 УПК РФ судьями районных (городского) судов Республики Алтай 26 уголовных дел, мировыми судьями – 5.
100 % качество рассмотрения уголовных дел за анализируемый период по данным апелляционной инстанции имеется в Чойском, Турочакском районных судах Республики Алтай, на судебных участках Чемальского района, Усть-Коксинского района, Кош-Агачского района, судебном участке № 1 г. Горно-Алтайска.
Мировыми судьями за 2022 год рассмотрено 49619 дел; количество дел об административных правонарушениях в 2022 году составило 17718; по сравнению с 2021 годом по большинству судебных участков количество рассмотренных гражданских, административных дел и дел об административных правонарушениях увеличилось, в общем, увеличение составило 12,3 %.
Среднереспубликанский показатель качества рассмотрения гражданских и административных дел составил 99,9%.
Мировыми судьями республики рассмотрено 17718 дел об административных правонарушениях; из общего количества рассмотренных мировыми судьями в 2022 году дел об административных правонарушениях прекращено производством 153(0,86%). За анализируемый период времени к административной ответственности привлечено 16475, из них юридических лиц 209, должностных лиц – 3522, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность – 81, иных физических лиц – 12663. Качество работы мировых судей составило 99,6 %.

Вопросы докладчику задали Сергей Тимошенский и Мария Демина. В рамках обсуждения высказались Мария Демина, Сергей Ложкин, Сергей Тимошенский.
В итоге представленная председателем Верховного Суда информация была принята к сведению.

С информацией о состоянии законности на территории Республики Алтай за 2022 год выступил прокурор РА Анатолий БогданчиковВ своем выступлении на сессии прокурор подчеркнул, что прокуратурой республики обеспечена последовательная реализация мер координационного характера. Координационная деятельность правоохранительных органов республики подчинена исключительно вопросам борьбы с преступностью в сферах, требующих совместных и согласованных действий правоохранительных органов.

Для решения актуальных вопросов в сфере профилактики правонарушений и обеспечения правопорядка налажено взаимодействие с органами государственной власти, в рамках реализации Указа Президента РФ «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка» принималось активное участие в работе постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Республике Алтай.
Осуществлялась целенаправленная работа в сфере профилактики преступлений и правонарушений. По итогам 2022 года на территории республики отмечено снижение преступности на 3,7 % (с 4762 преступлений до 4 586). Общая раскрываемость возросла и составила 80,1 % (77,5 0/0). Уровень преступности в пересчете на 100 тыс. населения снизился и составил 2069,9 преступлений (в 2021 г. - 2155,2).
Наибольшие темпы снижения произошли по таким преступлениям общеуголовной направленности, как изнасилования (на 66,794, с 18 до 6), незаконный оборот оружия (-14,9 94, с 282 до 240), нарушение правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (17,594, с 57 до 47), которые в определенной степени были обусловлены результатами работы правоохранительных органов республики, в том числе осуществленными в рамках реализации комплекса мер согласно мероприятиям по координационной деятельности в прошедшем году.
В результате продолжения проведения органами прокуратуры республики и иными правоохранительными органами республики работы по профилактике совершения имущественных преступлений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий сохранилась динамика снижения количества данных преступных деяний, в том числе по кражам — на 34,6 94, по мошенничеству — на 20,4 94.
Вследствие активизации деятельности уполномоченных органов возросло число выявленных преступлений в сфере экологии на 37,8 % (со 127 до 175), в том числе по ст. 260 УК РФ — на 39 94. Более четверти данных преступлений выявлены органами прокуратуры республики (21,7 % или 38), по которым возбуждены уголовные дела по материалам проверок, направленным в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УГКРФ.
Уменьшилось число преступлений, совершенных в общественных местах (-4,194), в состоянии алкогольного опьянения (-7,894), ранее судимыми лицами (-2,894).
На фоне снижения тяжких преступлений (-5,2 0/0), а также средней (-1 0/0) и небольшой тяжести (-6,8 94) преступлений в структуре общей преступности отмечается рост числа особо тяжких деяний (+34,1 94). Проведенным анализом установлено, что основное влияние на состояние преступности данной категории оказывают преступления, связанные с незаконным сбытом наркотических средств.
При общем росте числа особо тяжких деяний снизилось количество таких преступлений против жизни и здоровья граждан, в том числе убийств (с 20 до 19) и умышленных фактов причинения тяжкого вреда здоровью (с 44 до 43), в том числе со смертельным исходом (с 9 до 7).
По-прежнему, почти половину зарегистрированных преступлений в общем массиве занимают преступные деяния против собственности (43,6 0/0, в 2021 г. — 44,7 0/0), в числе которых преобладают хищения имущества, совершенные путем мошенничества (-19 94) и кражи (-9,4 94).
Наибольшее число нарушений закона органами правоохраны допускается в сфере уголовно-правовой регистрации. В 2022 году прокурорами установлено 4 897 (4 870, +0,6 94) таких нарушений, что составило 59,5 % от общего числа нарушений на досудебной стадии уголовного судопроизводства.
Прокурор отметил, что под постоянным контролем находились вопросы, связанные с пресечением фактов укрытия преступлений от учета. В результате по инициативе прокуроров поставлено на учет 291 ранее известное, но по разным причинам не учтенное преступление (+7,3 94), в том числе в органах СУ СК - 1 (6), следствии - 87 (56), дознании МВД - 202 (209).
При реализации надзорных полномочий в прошедшем году прокурорами отменено 22 постановления о возбуждении уголовных дел (14). По результатам дополнительной проверки повторно возбуждено 5 уголовных дел (5), отказано в возбуждении по 17 материалам (9).
В 2022 году возросло общее число уголовных дел, расследованных с нарушенным сроком, с 441 до 474 дел, в том числе в СУ СК — с 95 до 125, в СО МВД — со 135 до 168, в ССП — с 5 до 11. В органах дознания МВД число таких дел снизилось со 203 до 181.
В целом по всем органам расследования сумма причиненного ущерба по оконченным уголовным делам составила 891471 тыс. руб. (744345 тыс. руб.), возмещен ущерб на сумму 512330 тыс. руб. или 57,5 % (562151 тыс. руб. или 75,5 94). В ходе расследования наложен арест на имущество в порядке ст. 115 УПК РФ на сумму 242332 тыс. руб. (74141 тыс. руб.).
В 2022 году в правоохранительных органах республики зарегистрировано 53 преступления, совершенные субъектами предпринимательской деятельности (29). В отношении указанной категории лиц возбуждались уголовные дела о преступлениях, связанных с уклонением от уплаты налогов, дачей взяток, уклонением от погашения кредиторской задолженности и исполнения решения суда. К уголовной ответственности в истекшем году привлечено 39 (6) лиц.
В ходе осуществления надзора за исполнением федерального законодательства прокурорами выявлено более 26 тыс. нарушений, внесено 5,7 тыс. представлений об их устранении. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования к дисциплинарной ответственности привлечено 4,7 тыс. виновных лиц, предостережено о недопустимости нарушения закона 580 лиц. По инициативе прокуроров к административной ответственности привлечено более 1000 лиц, возбуждено 96 уголовных дел.
В 2022 году неоднократно выявлялись нарушения в сфере льготного лекарственного обеспечения, обусловленные несвоевременностью проведения закупочных процедур региональным министерством, дефектурой лекарственных препаратов на рынке, а также несвоевременным перераспределением лекарственных препаратов на складах ГУП «Фармация». Благодаря принимаемым мерам прокурорского реагирования удалось существенно снизить количество рецептов, находящихся на отсроченном обслуживании.
Традиционно уделялось внимание вопросам оплаты труда граждан. По требованию прокуроров была погашена задолженность по оплате труда на сумму более 27,2 млн. руб., восстановлены права почти 1000 работников. На 01.01.2023 задолженности по заработной плате в регионе не установлено.
По-прежнему, актуальным для региона остается вопрос легализации теневого рынка труда в регионе, в связи с чем внимание прокуроров было уделено вопросам противодействия неформальной занятости. В ходе надзорной деятельности выявлено более 30 фактов неформальной занятости 47 граждан у 32 работодателей.
Особое внимание было уделено жилищно-коммунальной сфере. Отопительный сезон 2022/2023 гг. начат без срывов, и этому способствовали принятые меры прокурорского реагирования. Вместе с тем, анализ результатов работы по подготовке ресурсоснабжающих организаций, органов местного самоуправления к предстоящему отопительному сезону 2022/2023 г. г., показал, что не уделено должного внимания нормативному запасу топлива, в связи с чем в октябре 2022 г. возникли перебои с обеспечением необходимого запаса мазута в Улаганском районе, более 1,5 месяца не был сформирован запас угля в Усть-Коксинском районе; непродолжительное время отсутствовал запас угля в Онгудайском, Турочакском районах, городе Горно-Алтайске.
Отдельного внимания заслуживает вопрос реализации на территории региона Программы по капитальным ремонтам многоквартирных домов.
Описание: C:\Users\aag\AppData\Roaming\Adobe\Dreamweaver CS6\ru_RU\OfficeImageTemp\clip_image003.jpgПоказатели Программы в 2022 г. достигнуты не были. Из 82 запланированных к капитальному ремонту многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете СНО «РФКР», отремонтированы только 54 ТКД; ремонт 6 домов не окончен; 22-х перенесен на иные сроки, в том числе на 2023 г.
Органами прокуратуры республики продолжилось формирование надзорной практики в сфере тарифообразования. Так, по актам прокурорского реагирования регулятором на 2023 г. установлены тарифы для 5 организаций, осуществлявших свою деятельность без тарифа. Благодаря актам реагирования прокуратуры республики приведен в соответствие с требованиями законодательства тариф на тепловую энергию ООО «Дабл-ю Кэй Восток Энерго», из необходимой валовой выручки которого по решениям судов регулятору в будущих периодах надлежит исключить 14,915 млн. руб.; уже исключено при установлении тарифов на 2023 г. — 4,063 млн. руб.
Анализ результатов надзорной деятельности в сфере реализации национальных проектов свидетельствует о том, что прокурорами за 2022 год выявлено на четверть нарушений больше, чем в 2021 г., количество мер реагирования выросло на 894.Описание: C:\Users\aag\AppData\Roaming\Adobe\Dreamweaver CS6\ru_RU\OfficeImageTemp\clip_image003_0000.jpg
В 2022 году выявлено свыше 1,5 тыс. нарушений закона, для устранения которых внесено 485 представлений, опротестовано 170 правовых актов, о недопустимости нарушений закона предостережено 88 должностных лиц, предъявлено 92 иска в суд, по материалам прокурорских проверок возбуждено 2 уголовных дела. По рассмотренным актам реагирования в дисциплинарном порядке наказано 379 должностных лиц, 78 - привлечены к административной ответственности.
Наиболее часто выявлялись нарушения в сфере информационного обеспечения закупочной деятельности; заказчиками не обеспечивался контроль за надлежащим исполнением обязательств по контрактам его исполнителями; нарушались сроки поставки и исполнения работ; допускались случаи утверждения конкурсной документации с нарушениями, влекущими ограничения количества участников закупки; неправильно формировалась начальная максимальная цена контрактов; не всегда условия контрактов соответствовали предъявляемым к ним требованиям; допускалось искусственное дробление заказов.
В сфере землепользования по материалам только природоохранной прокуратуры возбуждено 6 уголовных дел по ч. 2 и ч. 3 ст. 260 УК РФ, предварительная сумма ущерба составляет свыше 242 млн. руб. Велась работа по противодействию нелегальному истощительному сбору дикоросов, включая краснокнижных растений, в рамках которой предъявлено 16 исков о взыскании ущерба лесному фонду на сумму 379 тыс. руб. В 2022 году в собственность государства по мерам прокурорского реагирования возвращено только 102,5 га земель лесного фонда имеющих наложение на земли иных категории.
Принимались меры в целях защиты прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На 10.012023 в Республике Алтай 1824 лица из числа детей-сирот состоят в Списке нуждающихся в жилье, 1409 из них свое право не реализовали.

С начала 2022 г., как и в предыдущие годы, органами прокуратуры республики принимался весь комплекс мер реагирования, направленный на своевременную реализацию и восстановление уже нарушенных жилищных прав граждан из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, привлечение к установленной законом ответственности виновных в нарушениях лиц.
Выделенные на 2022 г. на приобретение жилья средства федерального и регионального бюджета в общей сумме 294414,8 тыс. руб. (ФБ - 110 319, 4 тыс. руб., РБ - 184 095,4 тыс. руб.) освоены в полном объеме, сиротам предоставлены 78 жилых помещений (план 74), реализованы 31 «жилищный сертификат».
По инициативе прокуратуры республики увеличено региональное бюджетное финансирование на приобретение жилых помещений с использованием «сертификатов» с 76,7 млн. руб. до 237,2 млн. руб., то есть на 160,5 млн. руб. Указанная сумма позволит приобрести в 2023 г. сиротам с использованием «сертификатов» 72 жилых помещения.

Органами прокуратуры республики в 2022 г. принимались меры, направленные на снижение аварийности на дорогах, решение вопросов обеспечения безопасности дорожного движения. По законодательной инициативе прокурора республики в целях обеспечения безопасности на автомобильных дорогах в регионе был принят закон, регулирующий отдельные вопросы выпаса и прогона сельскохозяйственных животных на территории Республики Алтай в целях обеспечения безопасности дорожного движения, рационального использования земельных участков, путем установления единого порядка осуществления выпаса и прогона сельскохозяйственных животных на территории региона. Принятие указанного документа обусловлено ростом дорожно-транспортных происшествий, сохраняющимся по итогам 2022 г., в том числе, по причине нахождения на автомобильных дорогах сельскохозяйственных животных без владельцев. Территориальными прокурорами обеспечено принятие необходимых муниципальных нормативных правовых актов. Также по предложению региональной прокуратуры на территории Республики Алтай усилена административная ответственность за нарушение прогона и выпаса сельскохозяйственных животных, правила осуществления которых установлены указанным выше Законом Республики Алтай.
Проверками соблюдения требований законодательства при содержании дорог прокурорами в 2022 г. выявлялись нарушения, связанные с непринятием органами местного самоуправления, организациями, ответственными за содержание дорог, мер к их содержанию: уборке от снега, скользкости, снежных валов в зимний период времени. Также надзорными мероприятиями выявлялись факты бездействия органов местного самоуправления в освещении дорог, содержании мостов.
В 2022 г. органами прокуратуры республики внесено более 30 представлений, в суды направлено 8 исков с требованием к органам власти принять меры, способствующие обеспечению безопасности дорожного движения, участниками которого являются дети: к освещению улиц в селах Шебалино, Онгудай, Чоя, Майма, ведущих к местам образовательных учреждений, освещению пешеходных переходов, подвозу детей к школам, надлежащему оборудованию пешеходных переходов, установке знаков «Ограничение максимальной скорости», «Дети» на участках дорог, проходящих вдоль школ, детских садов.

На основании анализа состояния законности в регионе, его активное рекреационное развитие, на основе планируемой работы, заданий и поручений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, необходимо отметить, что в Республике Алтай значительная часть гражданско-судебной работы была также посвящена вопросам охраны окружающей среды и природопользования, социального блока, защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, льготников, в том числе по вопросам обеспечения их лекарственными средствами. Как и в 2021 г. прокуроры принимали исчерпывающие меры для взыскания ущерба, причиненного государству и гражданам.

Вопросы докладчику задали Виктор Ромашкин, Алена Казанцева, Сергей Кухтуеков, Петр Попошев, Мария Демина, Борис Бидинов. В рамках обсуждения высказались Артур Кохоев, отметивший сотрудничество Парламента и Прокуратуры в вопросах защиты прав граждан; Мария Демина, подчеркнувшая, что прокуратура помогает восстанавливать трудовые права граждан; Герман Чепкин и Владислав Рябченко.
По итогам рассмотрения вопроса сессия приняла решение принять информацию прокурора Республики Алтай к сведению.

Сессия приняла к сведению информацию о деятельности Арбитражного суда за 2022 год.  По данному вопросу выступил исполняющий обязанности председателя суда Евгений Гуткович. Он подчеркнул, что данный период деятельности характеризовался увеличением общего количества поступивших на рассмотрение заявлений – 2421 против 2176 в 2021 году. Количество рассмотренных дел увеличилось на 312 и составило 2004 дела ( в 2021 году – 1692 дела).
Существенно увеличился показатель рассмотренных заявлений по делам банкротства. За рассматриваемый период судьями арбитражного суда рассмотрено 2772 таких заявлений (обособленных споров, в том числе заявлений, жалоб, ходатайств, разногласий) о несостоятельности (банкротстве). В 2021 году их зарегистрировано 1706.
В прошедшем год рассмотрено 282 дела о банкротстве, в том числе 243 дела о банкротстве граждан. Средняя судебная нагрузка на судью в отчетном периоде составила 37 дел и заявлений в месяц на судью.
В 2022 году исполнено 48 судебных поручений об организации видеоконференцсвязи (в 2021 году – 109). Всего в суде в 2022 году увеличилось количество судебных заседаний  посредством веб-конференции – 1274.
Судьями Арбитражного суда вынесено 336 судебных приказов, в 2021 году – 205.
Важным признаком, характеризующим доступность правосудия, является величина доли возвращенных заявлений к поступающим искам. За истекший период этот показатель уменьшился и составил 5% (за 2021 год -9%).
В Арбитражном суде нарушения по срокам изготовления судебных актов , а также нарушения сроков отправки судебных актов по делам отсутствуют.
В порядке упрощенного производства рассмотрено 18% дел от общего числа разрешенных в 2022 году. Показатель уменьшился по сравнению с 2021 годом (в 2021 – 460 дел, в 2022 году – 359 дел).
В отчетном периоде апелляционной инстанцией было отменено (изменено) 4% судебных акта от общего числа рассмотренных дел. В этот же период было отменено (изменено) в кассационном порядке 1,1% от судебных актов от общего числа рассмотренных дел и заявлений.
В текущем периоде сократилось количество дел, находящихся на рассмотрении более шести месяцев и более года, при этом некоторые дела о банкротстве находятся на рассмотрении более трех лет. Сокращены случаи необоснованного приостановления производства по делам.
По состоянии на 31.12.2022 г. по системе «Мой арбитр» поступило 24701 документ, из них: 1412 исковых заявлений, 423 апелляционные жалобы, 184 кассационные жалобы и 22682 иных документа (в 2021 году поступило 21053 электронных документа).
Уточняющий вопрос докладчику задал Герман Чепкин. Больше вопросов не поступило.

Уполномоченный по правам человека в Республике Алтай Семен Шефер представил доклад о работе за 2022 год. Доклад по решению депутатов не заслушивался, так как был рассмотрен во всех парламентских комитетах.
Были заданы вопросы и высказаны пожелания по улучшению работы. Вопросы задали Сергей Кухтуеков, Григорий Пильтин. Мария Демина призвала омбудсмена обратить пристальное внимание вопросам предоставления жилья малоимущим гражданам, стоящим на жилищном учете, низкой заработной платы медицинским работникам, получению препаратов больным с онкологией.  Сергей Кухтуеков предложил уполномоченному по правам человека обратить внимание на наличие коллективных договоров в госучреждениях здравоохранения и образования.
В итоге было принято решение принять доклад к сведению.

Сессия приняла к сведению Доклад о результатах деятельности Уполномоченного по правам ребёнка в Республике Алтай в 2022 году. По данному вопросу выступила Надежда Манзырова, Уполномоченный по правам ребенка в Республике Алтай. Вопросов по Докладу не поступило.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 27 июня  2022 года № 401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника», в целях поощрения педагогических работников образовательных организаций, находящихся на территории Республики Алтай, реализующих наставническую деятельность, сессия приняла решение  учредить две ежегодных премии Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай для педагогов-наставников с присуждением их с 2023 года в размере 100 тысяч рублей каждая.
Соответствующий проект постановления представила на сессии Наталья Екеева, председатель Комитета по национальной политике, образованию, культуре, общественным объединениям и СМИ .
Принятым постановлением утверждается Положение о конкурсном отборе на выплату премии Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай педагогам-наставникам, а также состав конкурсной комиссии на выплату премии Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай педагогам-наставникам.

С докладом выступила министр образования и науки РА Ольга Саврасова. При этом она подчеркнула, что в настоящее время в республике проживает 62039 человек в возрасте от 14 до 35 лет.
По словам докладчика, основными направления деятельности в сфере молодежной политики являются: поддержка молодежных инициатив; содействие молодежи в добровольческой (волонтерской) деятельности; поддержка одаренных детей; содействие образованию молодежи, научной и научно-технической деятельности; воспитание гражданственности, патриотизма, преемственности традиций, уважения к отечественной истории, историческим, национальным традициям народов Российской Федерации; содействие международному, межрегиональному сотрудничеству; популяризация здорового образа жизни; профилактика и предупреждение проявлений экстремизма и терроризма в молодежной среде; содействие решению проблем молодежи, молодых семей.

Молодые люди в республике принимают активное участие в общественной, социально-политической, экономической и иной деятельности.
На территории региона действуют 48 детских и молодежных некоммерческих организаций, 251 добровольческое (волонтерское) объединение, в том числе 64 на базе общеобразовательных учреждений, которые проводят активную работу, направленную на формирование духовно-нравственных ценностей и гражданской культуры молодежи, воспитание патриотизма и профилактику деструктивных проявлений в молодежной среде. В 2022 году в деятельность данных объединений было вовлечено 10188 добровольцев (волонтеров).
На территории республики действуют 53 военно-патриотических клуба с охватом 1101 человек; 38 образовательных историко-краеведческих, этнографических музеев; 61 кадетский класс и 16 кадетских групп в 20 образовательных организациях, с охватом более 1300 кадетов; 23 юнармейских отряда, в которых насчитывается 3310 юнармейцев; 2 зональных центра военно-патриотического воспитания и допризывной молодежи, с охватом 1000 студентов.
Министр сообщила, что в течение 2022 года проведено около 2700 мероприятий с общим охватом 55 000 детей и молодежи.
Большое значение в республике уделяется решению жилищных проблем молодежи. В 2022 году смогли улучшить свои жилищные условия 31 семья. На эти цели были направлены средства в сумме 12,3 млн. рублей из федерального бюджета, 1.2 млн. рублей из республиканского и 4 млн. рублей из муниципального бюджетов.

Вопросы докладчику задали Леонид Казанцев, Сергей Кухтуеков. Сергей Кухтуеков предложил организовать монторинг мест отдыха молодежи.
Спикер Артур Кохоев предложил министру держать на контроле вопрос создания полномочного органа по делам молодежи, с учетом того, что с 1 января 2024 года они будут созданы во всех субъектах РФ.
По обсуждаемому вопросу высказались Сергей Тимошенский, Наталья Екеева, Сергей Кухтуеков.
В итоге было принято решение о принятии информации к сведению.

Сессия приняла решение утвердить уставы республиканских газет «Алтайдын Чолмоны» (С.Триянова) и «Звезда Алтая» (С.Адлыков), в связи с необходимостью внесения изменений в свидетельство регистрации средства массовой информации в части внесения изменений о соучредителе – Аппарате Главы Республики Алтай, Председателе Правительства Республики Алтай и Правительства Республики Алтай вместо Правительства Республики Алтай. Проект постановления по данному вопросу представила Наталья Екеева, председатель Комитета по национальной политике, образованию. культуре, общественным объединениям и СМИ.
В рамках обсуждения проекта постановления состоялось обсуждение, в котором приняли участие Мария Демина и Сергей Кухтуеков, предложившие доработать документ.

Сессия одобрила проект Обращения Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай к Министру здравоохранения Российской Федерации  Мурашко М.А. по вопросу отпуска пероральных противоопухолевых лекарственных препаратов в амбулаторных условиях. Обращение связано с необходимостью внесения соответствующих изменений в федеральное законодательство. Документ представила председатель Комитета по здравоохранению и социальной защите Алена Казанцева.
Как отмечается в обращении, на текущий момент перечень лекарственных препаратов для амбулаторного лечения закреплен для включения в территориальные программы государственных гарантий. Однако доступность для пациентов с онкологическими заболеваниями лекарственной терапии в амбулаторных условиях в субъектах Российской Федерации неравномерна, в связи с ограничениями бюджетов субъектов Российской Федерации. Учитывая данные обстоятельства и в целях равной доступности больных к лекарственной терапии при получении медицинской помощи в амбулаторных условиях стационара, требуется закрепить перечень лекарственных препаратов, которые могут использоваться при амбулаторном лечении в программе государственных гарантий на плановый ежегодный период.
Представление возможности отпуска лекарственных препаратов амбулаторно, по мнению депутатов, повысит доступность противоопухолевых препаратов для больных, снизит риск неполучения препарата в связи с невозможностью прибытия в стационар, уменьшит совокупные затраты ОМС, поскольку будет снижать потребность в их назначении в условиях дневного стационара или стационарно.

Сессия принял постановление о внесении изменений в постановление об образовании комитетов ГС-ЭК РА, касающееся включения (по личному заявлению) депутата Республики Алтай Ержаната Бегенова в состав Комитета по экологии и природопользованию.

Депутаты республики поддержали проект федерального закона "О безопасности людей на водных объектах". По данному вопросу на сессии выступил председатель Комитета по развитию туризма, предпринимательства, спорта и молодежной политике Сергей Тимошенский, отметивший, что инициатором разработки проекта закона, направленного на изменение законодательства по регистрации и освидетельствованию всех маломерных судов вне зависимости от использования их в коммерческих или некоммерческих целях под ГИМС (МЧС), выступили депутаты Республики Алтай.

Проект федерального закона "О безопасности людей на водных объектах" разработан в целях создания базового законодательного акта в области обеспечения безопасности людей на поверхностных водных объектах в Российской Федерации, за исключением болот, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров), ледников, снежников. 
Проектом федерального закона предполагается:
закрепление необходимых понятий в области обеспечения безопасности людей на водных объектах; разграничение полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности людей на водных объектах; установление обязанностей граждан за нарушение законодательства в области обеспечения безопасности людей на водных объектах; определение основных обязательных требований в области обеспечения безопасности людей на водных объектах к пользованию маломерными судами; установление порядка регистрации маломерных судов, подготовки судоводителей, медицинского обеспечения безопасности управления маломерными судами, классификации и освидетельствования маломерных судов; определение видов, предметов контроля (надзора), видов контрольно-надзорных мероприятий, полномочий должностных лиц.
закрепление положений о передаче Государственной инспекции
по маломерным судам полномочий уполномоченного федерального органа государственной власти в части организации и осуществления федерального государственного надзора за маломерными судами, федерального контроля (надзора) за безопасностью людей на водных объектах, ведения реестра маломерных судов, оказания государственных услуг по государственной регистрации и освидетельствованию маломерных судов, аттестации на право управления маломерными судами, а также установлено правовое положение ГИМС.
Закрепление в проекте закона основных обязательных требований не повлечет за собой негативных последствий и дополнительных расходов, так как эти обязательные требования выполняются владельцами указанных объектов в настоящее время.
Детальные обязательные требования в отношении поднадзорных объектов будут содержаться в нормативных правовых актах МЧС России, устанавливающих обязательные требования по организации, оборудованию, оснащению и эксплуатации этих объектов.
Законопроектом предусматривается 5-летний период, в течение которого владельцы маломерных судов, используемых в некоммерческих целях и зарегистрированные в Государственном судовом реестре, пройдут процедуру перерегистрации в Реестре маломерных судов. Аналогичная ситуация с удостоверениями на право управления маломерными судами. Владельцы дипломов капитанов после окончания срока их действия должны будут сдать экзамены в ГИМС и получить соответствующее удостоверение на право управления маломерными судами, срок действия которого составляет 10 лет.
В законопроекте закреплено 2 вида контроля (надзора): федеральный государственный надзор за маломерными судами и федеральный государственный контроль (надзор) за безопасностью людей на водных объектах.
Законопроектом устанавливаются случаи и порядок применения государственными инспекторами по маломерным судам ГИМС физической силы и специальных средств.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.

В завершение парламентарии одобрили ряд проектов федеральных законов, законодательных инициатив и обращений законодательных ( представительных) органов государственной власти субъектов российской Федерации, ранее рассмотренных в парламентских комитетах.

 

 

 

 

 

 

 

 


Полезные сайты