Версия для слабовидящих

XXXIX сессия Государственного Собрания-Эл Курултай седьмого созыва (16.11.2023г.)

Под председательством Артура Кохоева состоялась очередная тридцать девятая сессия Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай седьмого  созыва. В парламентском заседании приняли участие 35 депутатов.

В работе сессии также приняли участие: заместитель Председателя Правительства Республики Алтай Михаил Маргачев, заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству  Виктор Полетаев, члены Правительства Республики Алтай, руководители республиканских комитетов и ведомств, федеральных исполнительных органов управления в Республике Алтай, главы и председатели советов депутатов муниципальных образований Республики Алтай, представители республиканских СМИ.
В ходе парламентского заседания депутаты рассмотрели 32 вопроса, в том числе 26 законопроектов.

Первым был рассмотрен проект закона Республики Алтай «О республиканском бюджете Республики Алтай на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов». Его представила заместитель Председателя Правительства Республики Алтай, министр финансов Республики Алтай Ольга Завьялова.
Она отметила, что приоритеты главного финансового документа региона на ближайшие три года определены задачами, поставленными Президентом Российской Федерации, в том числе по достижению национальных целей развития, федеральными решениями и задачами регионального уровня.
«Основные характеристики республиканского бюджета спрогнозированы в соответствии с требованиями бюджетного законодательства РФ на основе показателей прогноза социально-экономического развития Республики Алтай на среднесрочный период и объёмы федеральной поддержки», – сказала министр.
Ольга Завьялова подчеркнула, что расчет налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета осуществлялся на основе показателей прогноза социально-экономического развития Республики Алтай на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов. Было отмечено, что на 2024 год поступление налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета составит в общей сумме 10 314 734,8 тыс. рублей, в том числе налоговых доходов в сумме 9 601 278,8 тыс. рублей, неналоговых доходов в сумме 713 456 тыс. рублей. Прогнозируемый на 2025 год объем налоговых и неналоговых доходов составит 8 983 049,2 тыс. рублей.  В 2026 году поступление налоговых и неналоговых доходов в республиканский бюджет составит 9 529 285,1 тыс. рублей, в сравнении с 2025 годом увеличение составит 6,1 % или 546 235,9 тыс. рублей.

Министр финансов пояснила, что в соответствии со статьей 14 закона Республики Алтай от 27 ноября 2007 года № 66-РЗ «О бюджетном процессе в Республике Алтай» (с учетом изменений, внесенных Законом Республики Алтай от 22.03.2023 № 8-РЗ), согласно предмету рассмотрения проекта закона о республиканском бюджете Республики Алтай в первом чтении, проектом закона предусмотрены следующие основные характеристики республиканского бюджета Республики Алтай на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов:
прогнозируемый общий объем доходов республиканского бюджета Республики Алтай на 2024 год в сумме – 27 352 398,1 тыс. рублей, на 2025 год в сумме – 20 983 336,1 тыс. рублей, на 2026 год в сумме – 22 137 796,3 тыс. рублей;
общий объем расходов республиканского бюджета Республики Алтай на 2024 год в сумме – 27 022 072,1 тыс. рублей, на 2025 год в сумме – 20 484 336,1 тыс. рублей, на 2026 год в сумме – 22 167 796,3 тыс. рублей;
прогнозируемый дефицит республиканского бюджета Республики Алтай на 2026 год в сумме – 30 000,0 тыс. рублей, и прогнозируемый профицит на 2024 год в сумме – 330 326,0 тыс. рублей, на 2025 год- 499 000,00 тыс. рублей;
общий объем условно утверждаемых расходов республиканского бюджета Республики Алтай на 2025 год в сумме – 449 477,0 тыс. рублей и на 2026 год в сумме – 958 980,9 тыс. рублей.

В рамках обсуждения вопросы докладчику задали: Мария Демина, Михаил Коновалов, Сергей Ложкин, Самат Кагарманов, Ай-Сулу Ябыева, Леонид Казанцев, Аткыр Амыев, Айдар Тазрашев, Рустам Байдалаков, Сергей Тимошенский, Ольга Волосовцева, Сергей Мазалов, Петр Попошев, Эзен Сюйлешев, Григорий Пильтин, Михаил Федькин, Сергей Кухтуеков, Алена Казанцева, Ержанат Бегенов.

Председатель Контрольно-счетной палаты РА Эжер Малчинов сообщил, что по итогам экспертизы проект закона признан соответствующим нормам бюджетного законодательства и рекомендован к рассмотрению.
Вопрос о планируемой проверке госпрограмме управления финансами докладчику задала Мария Демина.
Затем выступила председатель профильного комитета Радмила Пекпеева. Уточняющие вопросы руководителю головного комитета задали: Мария Демина, Сергей Кухтуеков, Аскар Тулебаев.

В обсуждении высказались: Мария Демина, Михаил Терехов, Самат Кагарманов, Сергей Кухтуеков, Сергей Ложкин, Григорий пильтин, Аскар Тулебаев, Владислав Рябченко, Айдар Мызин, Артур Кохоев. В выступлениях депутатов в основном были затронуты вопросы заработной платы бюджетников, кадрового потенциала и экономического развития региона.
По итогам состоявшегося голосования проект закона был принят в первом чтении. 

Было принято постановление ГС-ЭК РА по данному вопросу. В документе отражено, что законопроектом утверждаются основные характеристики республиканского бюджета Республики Алтай  на 2024 год:

прогнозируемый общий объем доходов республиканского бюджета в сумме 27 352 398,1 тыс. рублей; общий объем расходов республиканского бюджета в сумме 27 022 072,l тыс. рублей; прогнозируемый профицит республиканского бюджета в сумме 330 326,0 тыс. рублей.
Также утверждаются основные характеристики республиканского бюджета на 2025 и 2026 годы: прогнозируемый общий объем доходов республиканского бюджета на 2025 год в сумме 20 983 336,1 тыс. рублей и на 2026 год в сумме 22 137 796,3 тыс. рублей; общий объем расходов республиканского бюджета на 2025 год в сумме 20 484 336,1 тыс. рублей и на 2026 год в сумме 22 167 796,3 тыс. рублей; прогнозируемый профицит республиканского бюджета на 2025 год в сумме 499 000,0 тыс. рублей, прогнозируемый дефицит республиканского бюджета на 2026 год в сумме 30 000,0 тыс. рублей; общий объем условно утверждаемых расходов республиканского бюджета на 2025 год в сумме 449 477,0 тыс. рублей и на 2026 год в сумме 958 980,9 тыс. рублей.
Решено принятое постановление направить указанный проект закона в Правительство Республики Алтай для подготовки его к внесению во втором чтении.
Правительству Республики Алтай рекомендовано при подготовке проекта закона Республики Алтай «О республиканском бюджете Республики Алтай на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» ко второму чтеншо учесть рекомендации, принятые на публичных слушаниях по проекту закона Республики Алтай «О республиканском бюджете Республики Алтай на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов», решения комитетов Государственного Собрания — Эл Курултай Республики Алтай, а также рекомендации рабочих групп по работе над указанным проектом закона.
В соответствии со статьей 22 Закона Республики Алтай «О бюджетном процессе в Республике Алтай» субъектам права законодательной инициативы в течение десяти календарных дней со дня принятия законопроекта в первом чтении представить в Правительство Республики Алтай свои поправки в письменном виде с их финансовоэкономическим обоснованием и источниками финансирования.
Комитетам Государственного Собрания — Эл Курултай Республики Алтай поручено провести анализ учета Правительством Республики Алтай рекомендаций и решений, указанных в пункте 5 настоящего Постановления, при рассмотрении проекта закона Республики Алтай «О республиканском бюджете Республики Алтай на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» во втором чтении.

Далее парламентарии приняли Закон Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай  «О республиканском бюджете Республики Алтай на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов». Выступая на сессии, заместитель Председателя Правительства Республики Алтай, министр финансов Республики Алтай Ольга Завьялова пояснила, что законопроект регламентирован нормами бюджетного законодательства, предусматривающими, в том числе, отражение объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета (дотаций, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов), поступающих в течение финансового года.

Согласно проекту закона, как отметила министр, общий объем доходов на 2023 год скорректирован на 40 245,5 тыс. рублей на объем бюджетных ассигнований от безвозмездных поступлений, в том числе из федерального бюджета в объеме 7 540,9 тыс. рублей.
Дефицит и источники финансирования дефицита республиканского бюджета на 2023 год уточнены на сумму 570 000,0 тыс. рублей, за счет объема привлечения коммерческого кредита в сумме 150 000 тыс. рублей и бюджетного кредита, предоставляемого в целях опережающего финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации в сумме 420 000 тыс. рублей.
В результате, как подчеркнула министр, общий объем расходов на 2023 год скорректирован на сумму 529 754,5 тыс. рублей. На 2024 год доходы скорректированы на 646 1 16,1 тыс. рублей за счет уточнения объемов целевых безвозмездных поступлений из федерального бюджета - субсидии бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Расходы на 2024 скорректированы на 1 216 116,1 тыс. рублей, с учетом увеличения профицита бюджета на 570 000,0 тыс. рублей, в том числе на 420 000 тыс. рублей за счет кредита, предоставляемого в целях опережающего финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации.
Вопросов докладчику не поступило. Мария Демина в рамках обсуждения задала вопрос председателю профильного комитета Радмиле Пекпеевой о поиске вариантов решения проблемы низких заработных плат работников бюджетной сферы.
В итоге состоялось голосование. Проект закона был принят в первом, втором и окончательном чтении.

Директор Территориального фонда обязательного медицинского страхования РА Ольга Корчуганова представила проект закона Республики Алтай «О бюджете Территориального фонда Обязательного медицинского страхования на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов».
Руководитель ТФОМС РА отметила, что общий объем доходов бюджета Территориального фонда на 2024 год прогнозируется в сумме 7 222 411,4 тыс. рублей, с ростом на 13,0% по сравнению с 2023 годом.
Рост доходов обусловлен увеличением суммы субвенций из бюджета Федерального фонда ОМС, сумма которых составит 6 677 770,9 тыс. руб., с ростом на 14,5% по сравнению с текущим 2023 годом.
«Основным расходным обязательством бюджета фонда является бесплатная медицинская помощь жителям Республики Алтай, – отметила Ольга Корчуганова. –  В это понятие входят, в том числе, профосмотры и диспансеризация, увеличение объёмов медицинской помощи по ЭКО, проведение отдельных диагностических и лабораторных услуг».
За счет субвенций обеспечивается реализация Территориальной программы ОМС Республики Алтай, в рамках которой оказывается первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь и диспансеризацию, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь.
Законопроектом в бюджете Территориального фонда предусмотрены средства нормированного страхового запаса на 2024 год в сумме не более 1 094 089,8 тыс. рублей, цели использования которого на плановый период не изменились.
Вопросы докладчику задали: Сергей Кухтуеков, Михаил Коновалов, Ай-Сулу Ябыева, Эзен Сюйлешев, Аскар Тулебаев, Рустам Байдалаков, Ольга Волосовцева, Радмила Пекпеева, Артур Кохоев. В них были затронуты темы медицинской реабилитации участников СВО, санаторно-курортного лечения, высокотехнологического лечения, соотношения государственной и частной медицины и другие.
Председатель КСП РА Эжер Малчинов, комментируя экспертное заключение на законопроект, рекомендовал его к рассмотрению. Председатель профильного комитета Алена Казанцева в своем выступлении остановилась на вопросах кадрового обеспечения здравоохранения, доступности медицины.

В итоге состоявшегося голосования проект закона был принят в первом чтении.

Парламентарии приняли в первом, втором и окончательном чтении проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Алтай». Документ представила  заместитель Председателя Правительства РА, министр финансов республики Алтай Ольга Завьялова. Она подчеркнула, что законопроектом вносятся изменения в три закона Республики Алтай.

  1. В Закон Республики Алтай от 27 ноября 2007 года № 66-РЗ «О бюджетном процессе в Республике Алтай», предусматривающих: уточнение перечня доходов республиканского бюджета Республики Алтай, являющихся источниками финансирования дорожного фонда Республики Алтай; установление порядка использования остатков средств республиканского бюджета Республики Алтай на начало текущего финансового года, в случае если Республика Алтай в отчетном финансовом году в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации отнесена к группе заемщиков с высоким или средним уровнем долговой устойчивости; установление случаев предоставления бюджетных кредитов из бюджета одного муниципального образования в Республике Алтай бюджету другого муниципального образования в Республике Алтай.

 

  1. В Закон Республики Алтай от 16 ноября 2012 года № 58-РЗ «О патентной системе налогообложения на территории Республики Алтай», предусматривающего ежегодную индексацию на коэффициент – дефлятор, установленный на соответствующий календарный год, размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по следующим видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения: розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы; розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети; сдаче в аренду (наем) собственных или арендованных жилых помещений, а также сдаче в аренду собственных или арендованных нежилых помещений (включая выставочные залы, складские помещения), земельных участков; оказанию автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) транспортные средства, предназначенные для оказания таких услуг; оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) транспортные средства, предназначенные для оказания таких услуг; ремонту, техническому обслуживанию автотранспортных и мототранспортных средств, мотоциклов, машин и оборудования, мойке автотранспортных средств, полированию и предоставлению аналогичных услуг.

Указанные виды деятельности являются наиболее распространенными видами предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения. Так, по итогам 1 полугодия 2023 года, по данным налогового отчета по форме № 1-ПСН количество выданных «ненулевых» патентов по указанным видам деятельности составляет 2 231 шт. или 77,9 процента об общего количества выданных «ненулевых» патентов, совокупный размер потенциально возможного годового дохода – 1 827, 6 млн. рублей или 87,5 процентов к общему размеру потенциально возможного к получению годового дохода по выданным патентам;

  1. В Закон Республики Алтай от 4 апреля 2022 года № 2-РЗ «О налоге на имущество организаций на территории Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Алтай», предусматривающих: продление периода применения пониженной налоговой ставки для железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью, в размере 1,6 процента до 2026 года; установление налоговой ставки в размере 0,3 процента в отношении жилых помещений, гаражей, машино-мест, которые принадлежат личному фонду на праве собственности и налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, за исключением объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей; уточнение перечня объектов жилищного фонда, к которому относятся жилые помещения, жилые строения, многоквартирные дома, наемные дома, садовые дома, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, в отношении которых налоговой базой является кадастровая стоимость, а также условия применения в их отношении налоговой ставки в размере 2 процента; отмену налоговой льготы по налогу на имущество организаций для организаций в отношении автомобильных дорог общего пользования республиканского значения, а также сооружений, являющихся неотъемлемой частью указанных объектов, в связи с тем, что указанной налоговой льготой пользуются казенные учреждения, осуществляющие дорожную деятельность, которым расходы на уплату налога на имущество организаций будут финансироваться за счет бюджетных ассигнований дорожного фонда; отмену налоговых льгот по налогу на имущество организаций для организаций, реализующих инвестиционные проекты, которым придан статус регионального значения, в отношении имущества, созданного и (или) приобретенного в рамках реализации инвестиционных проектов регионального значения.

Уточняющие вопросы докладчику задали Сергей Кухтуеков, Мария Демина, Сергей Ложкин, Радмила Пекпеева.

На сессии принят Закон Республики Алтай «О внесении изменений в статьи 2 и 12 Закона Республики Алтай «О регулировании отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домах на территории Республики Алтай».
Исполняющий обязанности министра регионального развития Республики Алтай Алексей Чакыров подчеркнул, что целью принятия проекта закона является приведение Закона Республики Алтай № 39-РЗ в соответствие с Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 433-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации». Представитель минрегиона пояснил, что законопроектом предлагается дополнить полномочия Правительства Республики Алтай в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах полномочием по установлению права на принятие решения о наделении специализированной некоммерческой организации по осуществлению деятельности, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта полномочием по закупке товаров (материалов и оборудования, в том числе высокотехнологичного оборудования), необходимых для оказания услуг (или) выполнения работ по капитальному ремонту, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, формируемых на счете регионального опер тора, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом Правительства Республики Алтай, а также полномочием по реал зации закупленных и не использованных на проведение капитального ремонта таких товаров (материалов и оборудования, в том числе высокотехнологичного оборудования).

По словам А.Чакырова, проектом уточняется положение, согласно которому средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в  одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на чете, счетах регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах этого же регионального оператора в том числе для оплаты товаров (материалов и оборудования, в том числе высокотехнологичного оборудования), необходимых для оказания услуг (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в случае, предусмотренном пунктом 7.20 части 1 статьи 2 Закона Республики Алтай № 39-РЗ, только при условии, если указанные многоквартирные дома расположены на территориях нескольких муниципальных образований в Республике Алтай.
Также устанавливается положение, согласно которому региональный оператор в случае, предусмотренном пунктом 7.20 части 1 статьи 2 Закона Республики Алтай № 39-РЗ, осуществляет закупку товаров (материалов и оборудования, в  том числе высокотехнологичного оборудования), необходимых для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту, а также реализацию закупленных и не использованных на проведение капитального ремонта товаров (материалов и оборудования, в том числе высокотехнологичного оборудования) в порядке, установленном федеральным законодательством. При этом к функциям регионального оператора относятся функции, предусмотренные частью 1.2 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В ходе обсуждения законопроекта вопросы задали: Петр Букач, Артур Кохоев, Аскар Тулебаев, Асет Заргумаров, Юрий Суртаев, Сергей Кухтуеков, Мария Демина, Ольга Волосовцева. Были затронуты аспекты правоприменения закона, а также отдельные ситуации, связанные с решением вопроса капитального ремонта объектов.

Проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в статьи 4 и 9 Закона Республики Алтай «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями Республики Алтай по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов в Республике Алтай» представил Виктор Ромашкин.

Председатель комитета отметил, что проектом вносятся изменения в Закон Республики Алтай от 19 октября 2011 года № 51-РЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями Республики Алтай по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов в Республике Алтай» в части приведения используемой в Законе терминологии в соответствие с терминологией, применяемой в Федеральном законе от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».

Вопросов докладчику не поступило. По итогам голосования законопроект принят в первом, втором и окончательном чтении.

На сессии был принят Закон Республики Алтай «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Республики Алтай «О составе и порядке осуществления органами местного самоуправления мероприятий, направленных на выявление лиц, использующих гаражи, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости».

Председатель Комитета по экономической, финансовой и налоговой политике Радмила Пекпеева подчеркнула, что закон принят с целью приведения в соответствие с федеральным законодательством положений Закона Республики Алтай от 7 ноября 2022 года №79-РЗ «О составе и порядке осуществления органами местного самоуправления мероприятий, направленных на выявление лиц, использующих гаражи, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости».

Парламентарий отметила, что 1 октября 2023 года вступил в силу Федеральный закон № 338-ФЗ, регулирующий отношения по совместному владению, пользованию и в установленных законом пределах распоряжению имуществом, находящимся в общей собственности или в общем пользовании собственников гаражей в границах территории гаражного назначения либо собственников машиномест и нежилых помещений, расположенных в гаражных комплексах, а также устанавливает особенности осуществления деятельности созданными в этих целях юридическими лицами.
Указанным Федеральным законом, в том числе, вносятся изменения в часть 3 статьи 18 Федерального закона № 79-ФЗ в части права органов местного самоуправления поселений, городских округов или муниципальных округов осуществлять мероприятия, направленные на выявление лиц, использующих расположенные в границах соответствующих муниципальных образований гаражи, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, и оказывать содействие гражданам в приобретении прав на них, и на земельные участки, на которых расположены гаражи.

Вопросов докладчику не поступило.

Председатель комитета Алена Казанцева представила проект закона Республики Алтай  «О внесении изменения в статью 1 Закона Республики Алтай «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий».    
Руководитель парламентского комитета, подчеркнула, что проектом закона статья 1 Закона Республики Алтай от 1 декабря 2004 года № 61-РЗ «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» излагается в новой редакции с целью приведение в соответствие  федеральному законодательству и сложившейся судебной практике по делам об оспаривании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Рассматриваемый проект принят в первом, втором и окончательном чтении.

Проект закона Республики Алтай «О внесении изменения в статью 3 Закона Республики Алтай от 21 марта 2007 года № 2-РЗ «О регулировании отношений в области охраны окружающей среды в Республике Алтай» представил председатель Комитета по экологии и природопользованию Владислав Рябченко.
Он подчеркнул, что проект разработан совместно с Правительством РА в части дополнения полномочий Правительства РА в области охраны окружающей среды по: решению вопросов участия в ограничении выбросов парниковых газов, в мероприятиях по адаптации к изменениям климата на территории субъекта Российской Федерации и выявлению объектов накопленного вреда окружающей среде; организации ликвидации накопленного вреда окружающей среде.

Уточняющий вопрос докладчику задал Петр Букач. Больше вопросов не поступило. Проект закона принят в первом, втором и окончательном чтении.

Далее депутаты приняли Закон Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «Об особо охраняемых природных территориях в Республике Алтай». Соответствующий проект закона на сессии представил председатель Комитета по экологии и природопользованию Владислав Рябченко. Он обозначил необходимость приведения положений Закона Республики Алтай от 24 декабря 2012 года № 70-РЗ «Об особо охраняемых природных территориях в Республике Алтай» в соответствие с федеральным законодательством.

Парламентарий отметил, что Федеральный закон от 14 марта 1995 года№33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в редакции Федерального закона от 18 марта 2023 года № 77-ФЗ регулирует отношения в области охраны и использования, в том числе создания, особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, объектов растительного и животного мира, естественных экологических систем, биоразнообразия, проведения научных исследований в области охраны окружающей среды, экологического мониторинга, экологического просвещения.

При этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в ведении которых находятся соответственно особо охраняемые природные территории регионального и местного значения, утверждают правила организации и осуществления туризма, в том числе обеспечения безопасности туризма на особо охраняемых природных территориях, и порядок расчета предельно допустимой рекреационной емкости таких территорий при осуществлении туризма на основании утверждаемых Правительством Российской Федерации типовых правил организации и осуществления туризма, в том числе обеспечения безопасности туризма на особо охраняемых природных территориях регионального и местного значения, и типового порядка расчета предельно допустимой рекреационной емкости таких территорий при осуществлении туризма.

Вопросы докладчику задали: Эзен Сюйлешев, Аскар Тулебев, Сергей Тимошенский, Ержанат Бегенов, Артур Кохоев. Все вопросы и выступления касались расширения Сайлюгемского парка и безусловного учета мнения коренного населения по данному вопросу.

Принят закон Республики Алтай «О внесении изменений в статьи 1 и 3 Закона Республики Алтай «Об отходах производства и потребления в Республике Алтай». Председатель Комитета по экологии и природопользованию Владислав Рябченко в своем выступлении на сессии подчеркнул, что целью разработки и принятия проекта закона является необходимость приведения положений Закона Республики Алтай от 24 декабря 2012 года № 70-РЗ «Об особо охраняемых природных территориях в Республике Алтай» в соответствие с федеральным законодательством, а также пояснил, что предметом правового регулирования проекта закона являются внесение изменений в Закон Республики Алтай от 10 ноября 2008 года № 110-РЗ «Об отходах производства и потребления в Республике Алтай».

Председатель парламентского комитета пояснил, что законопроектом дополняются полномочия Правительства Республики Алтай в области обращения с отходами производства и потребления полномочием по определению способа расчета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в целях расчетов по договорам на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утверждение порядка выбора способа расчета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в целях расчетов по договорам на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором и (или) потребителем услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Уточняющие вопросы докладчику задали: Леонид Казанцев, Мария Демина, Аскар Тулебаев, Сергей Кухтуеков. В рамках обсуждения высказались Сергей Кухтуеков, Мария Демина, Сергей Тимошенский и  Артур Кохоев.

Проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О межбюджетных трансфертах в Республике Алтай» представила заместитель Председателя Правительства Республики Алтай, министр финансов Республики Алтай Ольга Завьялова. Она пояснила, что законопроектом   вносятся   изменения   в   Закон  Республики Алтай от 27 июля 2005 года № 54-РЗ «О межбюджетных трансфертах в Республике Алтай» в части:
1)      установления случаев и порядка внесения изменений в распределение объемов субсидий между муниципальными образованиями в Республике Алтай актами Правительства Республики Алтай без внесения изменений в закон Республики Алтай о республиканском бюджете Республики Алтай на текущий финансовый год и плановый период;
2) признания утратившими силу положений, регулирующих правоотношения по утверждению законом Республики Алтай о республиканском бюджете Республики Алтай перечня субсидий местным бюджетам, предоставляемых из республиканского бюджета Республики Алтай в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения;
3)  установления случаев и порядка предоставления иных дотаций местным бюджетам из республиканского бюджета Республики Алтай;

4) внесения изменений в методику расчета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений в Республике Алтай, методику расчета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городского округа, городского округа с внутригородским делением) в Республике Алтай, методику расчета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений в Республике Алтай из бюджета муниципального района в Республике Алтай, исходя из практики их применения и в целях наиболее полного учета отдельных факторов, влияющих на сбалансированность местных бюджетов; а также внесения изменений редакционного характера.
Вопросов докладчику не поступило. Законопроект был принят в первом, втором и окончательном чтении.

Проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Республики Алтай «Об установлении единых нормативов отчислений в местные бюджеты Республики Алтай» на сессии представила заместитель Председателя Правительства Республики Алтай, министр финансов Республики Алтай Ольга Завьялова.
Министр подчеркнула, что целью принятия проекта закона является обеспечение сбалансированности республиканского бюджета Республики Алтай и направление дополнительных доходов на первоочередные расходы, в том числе, на заработную плату с учетом повышения минимального размера оплаты труда на 18,5% с 1 января 2024 года в сумме 19 242 рубля, а также расходов на поддержку участников специальной военной операции и членов их семей.
Ольга Завьялова также отметила, что предметом правового регулирования проекта закона является внесение изменений в Закон Республики Алтай от 18 октября 2005 года № 79-РЗ «Об установлении единых нормативов отчислений в местные бюджеты Республики Алтай» в части исключения нормативов отчисления по налогам, предусмотренным специальными налоговыми режимами (по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в том числе минимальному налогу), из числа нормативов отчислений по доходам, переданных бюджетам муниципальных районов в Республике Алтай, а также изменения норматива отчисления по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, переданного в бюджет городского округа в Республике Алтай, со 100 процентов до 50 процентов.

Уточняющие вопросы докладчику задали: Сергей Кухтуеков, Мария Демина, Сергей Ложкин, Аскар Тулебаев, Сергей Тимошенский, Григорий Пильтин, Ольга Волосовцева. По законопроекту также высказался Артур Кохоев, поддержавший его и отметивший необходимость мониторить действие закона.
Большинством голосов проект закона был принят в первом, втором и окончательном чтении.

Парламентарии приняли Закон Республики Алтай «Об установлении коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда на территории Республики Алтай, на 2024-2026 годы». Законопроект на сессии представила Ольга Завьялова. Докладчик пояснила, что проектом закона предлагается установить на 2024-2026 годы коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда на территории Республики Алтай (региональный коэффициент), в связи с истечением в текущем году срока действия регионального коэффициента, установленного Законом Республики Алтай от 26 ноября 2020 года № 62-РЗ «Об установлении коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда на территории Республики Алтай, на 2021-2023 годы».

Министр финансов подчеркнула, что проектом закона предлагается установить региональный коэффициент с учетом темпов роста номинальной начисленной заработной платы работников организаций согласно прогнозу социально-экономического развития Республики Алтай на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов на 2024 год в размере 1,975, на 2025 год в размере 2,105, на 2026 год в размере 2,250.

Ольга Завьялова также проинформировала парламентариев, что, в 2023 году иностранные граждане за получение патента, подтверждающего право на временное осуществление трудовой деятельности на территории Республики Алтай, обязаны были уплатить фиксированный авансовый платеж по налогу на доходы физических лиц в размере 3 969 рублей за каждый месяц действия патента (фиксированный авансовый платеж в размере 1 200 рублей, установленный пунктом 3 статьи 227.1 Кодекса * 2,270 коэффициент дефлятор, установленный на 2023 год приказом Минэкономразвития России от 19 октября 2022 года № 573 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2023 год» * 1,457 региональный коэффициент, установленный на 2023 год).
При этом за 2022 год жителями Республики Алтай, занятыми в отраслях экономики, в которых также трудятся иностранные граждане, в среднем в месяц с полученных доходов уплачивался налог на доходы физических лиц в сумме 4 774 рублей. Исходя из соотношения размера налога, уплачиваемого жителями Республики Алтай и иностранными гражданами, для установления равных условий налогообложения, проектом закона необходимо установить региональный коэффициент в размере 1,975.
Уточняющий вопрос докладчику задал Эзен Сюйлешев.

На сессии также был принят Закон Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О промышленной политике в Республике Алтай». Проект закона представил министр экономического развития Республики Алтай Вячеслав Тупикин. Министр пояснил, что проектом закона вносятся изменения в действующий республиканский закон, в соответствии с которыми:
1) устанавливается полномочие Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай по принятию законов Республики Алтай, устанавливающих меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, осуществляемые за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай;
2) устанавливаются полномочия Правительства Республики Алтай по:
- принятию нормативных правовых актов Республики Алтай, устанавливающих меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, осуществляемые за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай по установлению дополнительных требований к технопаркам в сфере высоких технологий, управляющим компаниям технопарков в сфере высоких технологий; установлению порядка подтверждения соответствия технопарка в сфере высоких технологий и управляющей компании технопарка в сфере высоких технологий дополнительным требованиям к технопарку в сфере высоких технологий и управляющей компании технопарка в сфере высоких технологий.  
3) устанавливаются случаи применения мер стимулирования деятельности в сфере промышленности;
4) уточняется вид предоставления информационно-консультационной поддержки субъектам деятельности в сфере промышленности органами государственной власти Республики Алтай, а именно организация проведения конгрессных и (или) выставочных мероприятий, ярмарок (в том числе международных) или содействия в их проведении;
5) закрепляется правовой статус технопарков в сфере высоких технологий Республики Алтай;
6) вносятся правки редакционного характера в соответствии с котрыми:
уточняется терминология, а именно слово «требования» заменяются словами «дополнительные требования», слова «настоящим Законом» заменяются словами «законодательством Республики Алтай»; вводится сокращение - Федеральный закон № 488-ФЗ.

Уточняющий вопрос докладчику задал Ержанат Бегенов.

Депутаты приняли Закон Республики Алтай «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Алтай». Соответствующий проект представил министр экономического развития Республики Алтай Вячеслав Тупикин.

Министр пояснил, что законопроектом вносятся изменения в Закон Республики Алтай от 12 января 2006 года № 14-РЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Алтай» и в Закон Республики Алтай от 3 октября 2018 года № 48-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями Республики Алтай в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Алтай» в части уточнения предмета регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции путем дополнения перечня обязательных требований, требованиями  к маркировке пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи средствами идентификации и к представлению сведений об обороте пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, установленных правилами маркировки пива.
Докладчик заметил, что проект закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2023 года в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона № 108-ФЗ.

Уточняющий вопрос докладчику задал Айдар Тазрашев.

Далее был принят Закона Республики Алтай «О внесении изменения в статью 3 Закона Республики Алтай «О культуре  в Республике Алтай». На сессии документ представила исполняющая обязанности министра культуры Республики Алтай Лариса Стрельникова.
Как пояснила представитель министерства, Закон Республики Алтай  № 53-РЗ приводится в соответствие с Федеральным законом 41 Закона  Российской Федерации от 9 октября 1992 года № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (в редакции Федерального закона от 24 июня 2023 года № 282-ФЗ).

Принятым законом вносится изменение в части дополнения полномочием Правительства Республики Алтай в области культуры, осуществляемым Правительством Республики Алтай самостоятельно либо через  уполномоченный им исполнительным органом государственной власти Республики Алтай, по установлению порядка проведения оценки последствий решения о реорганизации или ликвидации организации культуры, находящейся в ведении Республики Алтай, и (или) муниципальной организации культуры, включая критерии этой оценки, порядка создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений.

Вопросов по законопроекту не поступило.

На сессии принят Закон Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О бесплатной юридической помощи на территории Республики Алтай». Соответствующий проект закона представил министр труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай Адар Сумин.  Он подчеркнул, что проект закона разработан в целях приведения Закона Республики Алтай № 10-РЗ в соответствие с требованиями Федерального закона № 225-ФЗ «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» в части исключения дублирующих положений федерального законодательства.

Как далее пояснил министр, проектом   закона   предлагается    внести в Закон Республики Алтай от 26 марта 2013 года № 10-РЗ «О бесплатной юридической помощи на территории Республики Алтай» изменения, в части исключения из перечня категорий лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи: военнослужащих, участников добровольческих формирований, сотрудников войск национальной гвардии, граждан, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, получивших инвалидность вследствие военной травмы в ходе боевых действий; членов семей граждан, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации.

Исключение указанных категорий лиц не приведет к ухудшению их правового   положения, так   как   Федеральным законом от 13 июня 2023 года № 225-ФЗ «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» внесены   изменения в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», которыми указанные лица включены в категории лиц, имеющих право на получение бесплатной  юридической   помощи   в  соответствии с Федеральным законом № 324-ФЗ.

Кроме того, проектом закона вносятся правки редакционного характера в соответствии с предметом регулирования Закона Республики Алтай № 10-РЗ, а именно распространение действия положений этого закона не только на граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Алтай, но и на иных лиц – граждан Российской Федерации и граждан Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и размещенных в Республике Алтай.
Уточняющие вопросы докладчику задали Петр Букач и Михаил Федькин.

Единогласным решением принят Закон Республики Алтай «О внесении изменения в Закон Республики Алтай «О размере и порядке выплаты денежных средств на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на выплату вознаграждения, причитающегося приемному родителю». Законопроект представил министр труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай Адар Сумин.

Как пояснил докладчик, проектом закона предлагается внести изменение в порядок выплаты денежных средств на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на выплату вознаграждения, причитающегося приемному родителю, утвержденный Законом Республики Алтай от 31 марта 2008 года № 23-РЗ «О размере и порядке выплаты денежных средств на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на выплату вознаграждения, причитающегося приемному родителю», а именно сократить срок с 20 до 10 рабочих дней со дня обращения опекуна (попечителя), приемного родителя либо представителя по: принятию решения уполномоченными Правительством Республики Алтай исполнительными органами государственной власти Республики Алтай о назначении (об отказе в назначении) опекуну (попечителю), приемному родителю выплаты денежных средств на содержание детей; направлению опекуну (попечителю), приемному родителю либо представителю уведомления о принятии уполномоченным органом решения о назначении (об отказе в назначении) выплаты денежных средств на содержание детей (в адрес, указанный в заявлении, почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо вручении лично опекуну (попечителю), приемному родителю либо представителю под подпись, либо направлению уведомления через портал).

Парламентарии приняли Закон Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О бесплатной юридической помощи на территории Республики Алтай».
Представляя законопроект, министр труда, социального развития и занятости населения РА Адар Сумин, отметил, что проектом   закона    предлагается    внести в Закон Республики Алтай от 26 марта 2013 года № 10-РЗ «О бесплатной юридической помощи на территории Республики Алтай» изменения в части дополнения участников государственной системы бесплатной юридической помощи в Республике Алтай нотариусами; а также дополнения положением о компенсации оплаты нотариального действия по удостоверению доверенности на представление интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях, совершенного нотариусом бесплатно в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, в размере, включающем в себя в соответствии с федеральным законодательством сумму федерального и регионального тарифов, за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай.

Было подчеркнуто, что проект закон разработан   в целях приведения Закона Республики Алтай № 10-РЗ в соответствие с требованиями Федерального закона от 10 июля 2023 года № 325-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и статью 44 Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».

На сессии принят Закон Республики Алтай «О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями Республики Алтай по осуществлению уведомительной регистрации коллективных договоров, территориальных соглашений, отраслевых (межотраслевых) соглашений и иных соглашений, заключаемых на территориальном уровне социального партнерства».
Министр труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай Адар Сумин в своем выступлении подчеркнул, что проект принят в целях приведения положений Закона Республики Алтай № 47-РЗ в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом № 414-ФЗ, а также в целях совершенствования расчета общего объема субвенций на соответствующий финансовый год, необходимых органам местного самоуправления в Республике Алтай для осуществления государственных полномочий.
Необходимостью принятия закона, как заметил министр, является финансовое обеспечение государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского бюджета Республики Алтай в объеме, позволяющем выплачивать заработную плату должностному лицу органа местного самоуправления в Республике Алтай, уполномоченному осуществлять деятельность по реализации государственных полномочий, в зависимости от сложности выполняемой работы в соответствии с выполняемыми им должностными обязанностями.

Принят Закон Республики Алтай «О полномочиях органов государственной власти Республики Алтай по реализации отдельных положений Трудового кодекса Российской Федерации на территории Республики Алтай». Соответствующий проект представил министр труда, социального развития и занятости населения РА Адар Сумин.
Министр пояснил, что проектом закона предлагается установить: полномочия Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай по реализации отдельных положений Трудового кодекса Российской Федерации на территории Республики Алтай по принятию в пределах своей компетенции законов Республики Алтай и иных нормативных правовых актов Республики Алтай и осуществлению контроля за их исполнением
Также устанавливаются  полномочия Правительства Республики Алтай по реализации отдельных положений Трудового кодекса Российской Федерации на территории Республики Алтай по:
- установлению порядка и условий предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в государственных учреждениях Республики Алтай; определению порядка и размеров возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам государственных органов Республики Алтай, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Алтай, государственных учреждений Республики Алтай;
- определению порядка и размеров возмещения расходов при переезде на работу в другую местность работникам государственных органов Республики Алтай, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Алтай, государственных учреждений Республики Алтай; установлению размера и порядка выплаты надбавки за вахтовый метод работы в государственных органах Республики Алтай, государственных учреждениях Республики Алтай.

В обсуждении законопроекта приняли участие Артур Кохоев, Михаил Федькин, Петр Букач и Сергей Кухтуеков.

Принят Закон Республики Алтай  «О внесении изменений в статью 3 Закона Республики Алтай «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей и единственного родителя, и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Алтай».

Представляя законопроект, и.о. министра образования и науки РА Еккатерина Чандыева отметила, что в соответствии с законопроектом, детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с различными формами умственной отсталости) предоставляется  право на однократное прохождение обучения по программам переподготовки рабочих и служащих по очной форме обучения за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай; выплату в течение всего периода прохождения обучения пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей и ежемесячного пособия, обучающимся по очной форме обучения по программам переподготовки рабочих и служащих за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай.

Также устанавливается полномочие Правительства Республики Алтай по утверждению размера и порядка выплаты пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей и ежемесячного пособия детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с различными формами умственной отсталости), обучающимся по очной форме обучения по программам переподготовки рабочих и служащих за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай.

Дети данной категории обеспечиваются бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей, находящихся в организациях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя,  в случае их обучения по очной форме обучения  по образовательным программам основного общего, среднего общего образования.

Также обеспечиваются бесплатным проездом в случае их обучения по очной форме обучения  по образовательным программам основного общего, среднего общего образования.

Принят Закон Республики Алтай «О внесении изменения в статью 4 Закона Республики Алтай «О регулировании некоторых вопросов в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Республики Алтай». Соответствующий проект представил председатель Комитета по контролю (надзору) Республики Алтай Владислав Челтугашев.
Руководитель контрольного ведомства подчеркнул, что проект закона принимается с целью приведения Закона Республики Алтай № 73-РЗ в соответствие с Федеральным законом № 214-ФЗ, а также исключения замечаний, указанных в экспертном заключении Министерства юстиции Российской Федерации от 3 марта 2023 года № 04/02-564 на постановление Правительства Республики Алтай от 7 февраля 2019 года № 39 «О мерах по реализации Закона Республики Алтай от 20 декабря 2017 года № 73-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области долевого строительства многоквартирных и (или) иных объектов недвижимости на территории Республики Алтай».
Проектом закона предлагается внести изменение в статью 4 Республики Алтай от 20 декабря 2017 года № 73-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области долевого строительства многоквартирных и (или) иных объектов недвижимости на территории Республики в части уточнения перечня мер государственной поддержки пострадавших граждан, путем их изложения в новой редакции.

Уточняющий вопрос задал Сергей Тимошенский.

Депутат Республики Алтай Аскар Тулебаев, руководитель группы независимых депутатов, представил проект конституционного закона Республики Алтай «О внесении изменения в статью 3 Конституционного закона Республики Алтай «О Государственном Собрании-Эл Курултай Республики Алтай».
Он подчеркнул, что проект направлен на экономию средств республиканского бюджета, которые могут быть направлены на социально-экономические нужды населения, а также повышение эффективности работы комитетов.
Депутат пояснил, что в Парламенте Республики Алтай наблюдается избыток депутатов, осуществляющих свою деятельность на профессиональной постоянной основе, что приводит к необоснованно высоким расходам республиканского бюджета. Кроме оплаты труда депутатов, осуществляющих свою деятельность на профессиональной постоянной основе, республиканский бюджет несет затраты на водителей, секретарей, обеспечение рабочего места, транспорта, соответственно расходы на ГСМ, канцелярию и прочее.
По мнению инициаторов законопроекта, уменьшение количества депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, позволит сэкономить средства республиканского бюджета. Также целесообразно объединить некоторые комитеты и уменьшить количество депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, что приведет к повышению эффективности расходов республиканского бюджета и повышения эффективности работы комитетов.
В обсуждении законопроекта приняли участие Сергей Тимошенский, Мария Демина, Сергей Ложкин, Виктор Ромашкин, Сергей Кухтуеков.
По итогам голосования проект закона не набрал нужного числа голосов для принятия (Отметим, что ранее законопроект решением Комитета по законодательству, правопорядку и местному самоуправлению не был рекомендован к принятию на сессии).

Исполняющий обязанности Председателя Избирательной комиссии Республики Алтай Эмиль Тюхтенев представил проект закона Республики Алтай «О внесении изменения в статью 11 Закона Республики Алтай «Об избирательных комиссиях в Республике Алтай».
Представитель ресизбиркома пояснил, что проектом закона вносится изменение в Закон Республики Алтай от 19 февраля 2013 года № 3-РЗ «Об избирательных комиссиях в Республике Алтай» в части приведения его в соответствие Федеральному закону № 67-ФЗ в редакции от 31 июля 2023 года.
В соответствии с проектом закона предусмотрена возможность освобождения члена комиссии с правом решающего голоса, работающего в комиссии на постоянной (штатной) основе от дисциплинарной ответственности за несоблюдение установленных ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей в случае, если несоблюдение требований признается следствием не зависящих от него обстоятельств.
К таким обстоятельствам, в частности, относятся стихийные бедствия (в том числе землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, запретительные или ограничительные меры, принимаемые государственными органами (в том числе государственными органами иностранных государств) и органами местного самоуправления, иные непредотвратимые события, которые нельзя было ожидать или избежать, либо которые нельзя было преодолеть).

Вопросов докладчику не поступило. Проект закона принят в первом, втором и окончательном чтении.

Сессия приняла постановление Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай «О внесении изменений в постановление Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай «Об образовании комитетов Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай». Как подчеркнул заместитель Председателя ГС-ЭК РА Герман Чепкин, изменения коснулись трёх комитетов: в Комитет ГС – ЭК РА по законодательству, правопорядку и местному самоуправлению взамен выбывшего депутата Коршука А.Н. вошел Заргумаров А.А., число членов осталось прежним – 15 депутатов;в Комитет ГС – ЭК РА по здравоохранению и социальной защите вошел  Кухтуеков С.В., число членов увеличилось – до 15 депутатов;в Комитете ГС – ЭК РА по аграрной политике число членов уменьшилось до 14 депутатов в связи выбытием депутата Коршука А.Н.

На сессии заслушана информация министра здравоохранения РА «О кадровой политике в сфере здравоохранения Республики Алтай».

Валерий Елыкомов в своем выступлении озвучил имеющиеся проблемы в кадровом обеспечении здравоохранения республики. В их числе проблема привлечения молодых специалистов в сельскую местность, молодые специалисты не всегда готовы ехать в сельскую местность, им необходима оживленная социальная инфраструктура, возможности для удовлетворения культурных потребностей. В сельских населенных пунктах отсутствует жилье (невозможна аренда, временное проживание).
В медицинских организациях, расположенных в г. Горно-Алтайске наблюдается острая нехватка врачей-специалистов по причине оттока в районы республики в связи с получением единовременных компенсационных выплат по программе «Земский доктор» и в другие субъекты Российской Федерации: в районы Крайнего Севера (Чукотка, Ханты-Мансийский округ (ЮГРА), Сахалинская область), в связи с высоким уровнем заработной платы, выплатой «подъемных» и предоставлением служебного жилья, в частные медицинские организации ( низкая нагрузка, высокий уровень заработной платы).
Наиболее эффективной мерой по устранению кадрового дефицита врачей в г. Горно-Алтайске является предоставление единовременных социальных выплат врачам, прибывающим на работу в медицинские организации, по аналогии с программой «Земский доктор».
Для привлечения кадров и снижения оттока врачей и среднего медицинского персонала в другие субъекты Российской Федерации (в т. ч. в районы Крайнего Севера) необходимо осуществлять меры социальной поддержки врачам, работающим как в городе, так и в сельской местности республики, а также среднему медицинскому персоналу: решение жилищных проблем медицинских работников (предоставление служебного жилья, земельных участков для индивидуального строительства, льготное ипотечное кредитование, жилищные субсидии).
В обсуждении доклада прияли участие: Сергей Ложкин, Мария Кабудыкова, Михаил Федькин, Ай-Сулу Ябыева, Мария Демина, Радмила Пекпеева, рустам Байдалаков, Сергей Тимошенский, Михаил Коновалов, Наталья Екеева, Алена Казанцева, Петр Попошев, Викор Ромашкин, Юрий Суртаев. Спикер Артур Кохоев, подводя итог прениям, призвал министра здравоохранения с участием с профильного комитета, принять неотложные меры к исправлению ситуации.

Заслушав информацию Министра здравоохранения Республики Алтай парламентарии рекомендовали Правительству Республики Алтай предусмотреть финансовые средства в проекте закона Республики Алтай «О республиканском бюджете Республики Алтай на 2024 год и на плановый период 2025-2026 годов» на:
- Увеличение оплаты труда медицинским работникам и установление дополнительных выплат водителям скорой медицинской помощи.
- Предоставление мер социальной поддержки медицинским работникам медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Алтай в виде:

  1. единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам при устройстве в государственные медицинские организации, расположенные  на территории города Горно-Алтайска;
  2. компенсационных выплат за наем (поднаем, аренду) жилого помещения медицинским работникам, проживающим на территории города Горно-Алтайска;
  3. оказания материальной помощи в денежной форме лицам, заключившим договор о целевом обучении по медицинским специальностям по образовательным программам среднего и высшего профессионального образования, в соответствии с договором о целевом обучении;
  4. приоритетного предоставления мест в детских садах детям медицинских работников;
  5. индексации компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, твердого топлива медицинским работникам, проживающим в сельской местности;
  6. увеличения суммы финансирования на приобретение служебного жилья медицинским работникам.

В связи с нехваткой медицинских кадров в здравоохранении Республики Алтай и не достижением целевых показателей государственной программы Республики Алтай в сфере здравоохранения в части повышения доступности, качества и эффективности медицинской помощи населению Республики Алтай, принято решение признать работу Министерства здравоохранения Республики Алтай недостаточно эффективной.
Сессия рекомендовала Министерству здравоохранения Республики Алтай принять исчерпывающие и неотложные меры по обеспечению медицинских организаций Республики Алтай квалифицированными кадрами.
Также в решении отмечена необходимость вернуться к рассмотрению данного вопроса на сессии Государственного Собрания — Эл Курултай Республики Алтай в мае 2024 года.

Далее депутаты рассмотрели и приняли два обращения.

Парламентарии по инициативе Комитета по аграрной политике приняли обращение к Председателю Комитета Госдумы по аграрным вопросам Кашину В.И. и Министру сельского хозяйства РФ Патрушеву Д.Н. о необходимости внесения изменений в некоторые положения Федерального закона от 14 июля 2022 года № 248-ФЗ «О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Председатель комитета Рустам Байдалаков отметил, что с 1 марта 2023 года вступил в силу Федеральный закон от 14 июля 2022 года № 248 -03 «О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 248-ФЗ). Как и в ряде субъектов Российской Федерации, которые осуществляют животноводческую деятельность, в Республике Алтай столкнулись с проблемой реализации данного Федерального закона.
Введение в действие указанного Федерального закона № 248-ФЗ создает большие проблемы средним и малым сельхозтоваропроизводителям, устанавливает административные барьеры в виде трудновыполнимых требований и создает непреодолимые препятствия в осуществлении животноводческой деятельности.
Проблема заключается в том, что малым животноводческим предприятиям, согласно установленным требованиям, приходится вкладывать большие финансовые средства для строительства специализированных площадок для хранения и переработки побочных продуктов животноводства, а на проведение собственниками исследований в лабораториях также нужны внушительные суммы, тем более, если в регионе они отсутствуют. Это в свою очередь негативно влияет на деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств в отдаленных районах нашей республики.

Сегодня такие существенные финансовые затраты в сельском хозяйстве могут привести к массовому банкротству и ликвидации малых и средних сельхозтоваропроизводителей.
Данный Федеральный закон и принятое в соответствии с ним постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 года № 1940 «Об утверждении требований к обращению побочных продуктов животноводства» устанавливают чрезмерные, завышенные требования к площадкам для хранения продуктов животноводства, требующие больших финансовых затрат.

«На основании изложенного, просим рассмотреть вопрос о разработке и принятии изменений в Федеральный закон № 248-ФЗ, распространив его действие исключительно на промышленные сельскохозяйственные предприятия и производства с количеством поголовья не менее 1 тысячи голов сельскохозяйственных животных и ввести переходный период по введению в действие данного Федерального закона № 248-ФЗ до 1 марта 2025 года», говорится в обращении.

По инициативе Комитета по развитию туризма, предпринимательства, спорта и молодежной политике принято обращение к Министру экономического развития РФ Решетникову М.Г. об упрощении процедуры допуска к управлению снегоходной и мотоведеходной техникой на туристических маршрутах.
Председатель комитета  Сергей Тимошенский, представляя текст обращения, отметил, что в связи с активным развитием летнего и зимнего видов туризма в ряде субъектов Российской Федерации, в том числе и в Республике Алтай, массово используется снегоходная и мотовездеходная техника (снегоходы, квадроциклы) в целях привлечения туристов на экстремальные (приключенческие) маршруты в труднодоступных и труднопроходимых местах как при самостоятельном управлении самоходной техникой, так и в сопровождении и под управлением инструктора-проводника.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 2 июля 2021 года № 297-ФЗ «О самоходных машинах и других видах техники» запрещается эксплуатация самоходных машин, не поставленных на государственный учет, а также эксплуатация самоходных машин и других видов техники гражданами, не имеющими при себе удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) или временного удостоверения на право управления самоходными машинами соответствующей категории, свидетельства о регистрации самоходной машины и других видов техники, свидетельства о прохождении технического осмотра.
Запрещается эксплуатация самоходных машин и других видов техники, владельцами которых не исполнена обязанность по страхованию своей гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок допуска граждан к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста органами государственного надзора определены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 1999 года № 796 «Об утверждении Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)». В соответствии с указанным нормативным актом для управления снегоходами и квадроциклами водителю необходимо иметь удостоверение тракториста-машиниста категории А]. Управлять этими транспортными средствами, не имея водительского удостоверения, запрещено.
Вместе с тем, удостоверение тракториста-машиниста получить значительно проще, чем удостоверение для управления автомобилем. Стандартный экзамен на вождение квадроцикла состоит из пуска двигателя, разгона-торможения, проезда габаритного коридора, полукруга и «змейки».
При неоднократном обсуждении проблем, связанных с использованием самоходной техники в туристических целях, с участием представителей органов государственной власти, представителей туристического бизнеса,  контролирующих органов обращалось внимание на тот факт, что, например, в Республике Алтай регионе с динамично развивающейся туристической отраслью, количество снегоходной и мотовездеходноЙ техники, находящейся на государственном регистрационном учете, в несколько раз меньше, чем находящейся в эксплуатации (без учета квадроциклов, снегоходов завозимых туристами самостоятельно из других регионов). Количество выданных удостоверений также значительно меньше количества используемой техники.
В связи с этим возникает необходимость решения вопроса о «выводе» данной категории услуг на более ответственный и безопасный для жизни и здоровья туристов уровень.
«Признавая необходимость содействия развитию туризма, стимулированию новых видов предпринимательской деятельности, созданию благоприятных условий в туристической индустрии для потенциальных инвесторов, без ущерба безопасности жизни и здоровью граждан, предлагаем законодательно разрешить управление снегоходом и мотовездеходом водителям с допуском к управлению категорий А-Д (управление мотоциклами, легковыми и грузовыми автомобилями, автобусами) в пределах согласованных туристических маршрутов (со специальным указанием на возможность передвижения на снегоходах, мотовездеходах) в сопровождении аттестованных по соответствующему виду активного (приключенческого) туризма инструкторов-проводников», говорится в обращении.

Министр  природных ресурсов и экологии Айлан Сумачаков представил Доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Республики Алтай». (о докладе подробнее).
Министр ответил на вопросы участников сессии. Вопросы задали: Айдар Тазрашев, Мария Кабудыкова, Ай-Сулу Ябыева, Сергей Мазалов, Наталья Екеева, Герман Чепкин, Мария Демина, Артур Кохоев, Рустам Байдалаков, Сергей Ложкин, Ольга Волосовцева, Владислав Рябченко, Юрий Суртаев. В их основе – охрана окружающей среды, сохранность лесного фонда, лесовосстановление, экология.
По итогам рассмотрения вопроса, с учетом обсуждения, сессия приняла постановление. В этом решении депутаты рекомендовали Министерству природных ресурсов и экологии Республики Алтай:
- рассмотреть возможность разработки и проведения мероприятий в области обращения с отходами в Республике Алтай, предусматривающие мероприятия по снижению негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду;
- усилить контроль за соблюдением водоохранного законодательства с учетом интересов жителей населенных пунктов, прилегающих к водным объектам;
- принять меры по правовому оформлению, сохранению и восстановлению лесопитомников, рассмотреть возможность разработки и принятия программы в области лесовосстановления на территории Республики Алтай;
- совместно с Министерством туризма обеспечить контроль за соблюдением правил организации и осуществления туризма на особо охраняемых природных территориях республиканского значения;
Совместно с органами местного самоуправления принять меры по обеспечению санитарного и экологического благополучия, разработать и разместить аншлаги и информационные щиты на особо посещаемых природных объектах (перевалах и родниках).

В завершение парламентарии одобрили ряд проектов федеральных законов, законодательных инициатив и обращений законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ранее рассмотренных в парламентских комитетах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Полезные сайты