Версия для слабовидящих

XXXVI сессия Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай" (16.06.2023г.)

15.JPGПод председательством Артура Кохоева прошла очередная тридцать шестая сессия Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай седьмого  созыва. В парламентском заседании приняли участие 37 депутатов из 41.
В работе сессии принимали участие: исполняющий обязанности главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай Виталий Махалов, сенатор Татьяна Гигель, члены Правительства Республики Алтай, руководители республиканских комитетов и ведомств, федеральных исполнительных органов управления в Республике Алтай, главы и председатели советов депутатов муниципальных образований Республики Алтай, представители республиканских СМИ.
В ходе парламентского заседания депутаты рассмотрели 20 вопросов, в том числе 12 законопроектов.

После утверждения повестки дня депутат республики Алтай Сергей Мазалов озвучил обращение от Совета депутатов МО «Шебалинский район» о содействии в передаче земель «Шебалино-лес» под лесной питомник и недопущении передачи земель под инвестиционный проект.

В поддержку обращения райсовета высказались депутаты  Наталья Екеева, Мария Демина, Владислав Рябченко. В итоге было решено направить обращение главе Республики Алтай для принятия мер. Далее парламентарии приступили к рассмотрению проектов законов.

Законопроект об исполнении  республиканского бюджета за 2022 год представила заместитель Председателя Правительства РА, министр финансов РА Ольга Завьялова. Вице-премьер подчеркнула, что  итоги года свидетельствуют, что финансовая система Республики Алтай сохранила свою устойчивость. Параметры бюджета корректировались трижды, в основном в связи с увеличением федеральной финансовой помощи и изменением налоговых доходов в сторону увеличения с учетом фактического поступления.

Было отмечено, что доходная часть бюджета республики исполнена на сумму 31 726 869,6 тыс. рублей, что составляет 99,9 % к утвержденным бюджетным назначениям. По сравнению с 2021 годом доходы увеличились на 10,3 % или на 2 960 692,8  тыс. рублей.
Налоговые и неналоговые доходы поступили в сумме 8 798 701,1 тыс. рублей или 96,9 % к утвержденным бюджетным назначениям и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились на 8,8 % или на 708 831,2 тыс. рублей.
Налоговые доходы республиканского бюджета Республики Алтай исполнены в сумме 7 966 033,3 тыс. рублей или 97,6 % к утвержденным бюджетным назначениям, неналоговые доходы исполнены на 91,3 %, что составляет 832 667,8 тыс. рублей. По сравнению с 2021 годом произошло увеличение налоговых доходов на 5,4 % или на 408 124,9 тыс. рублей, неналоговых доходов на 56,5 % или на 300 706,3 тыс. рублей.
Безвозмездные поступления в бюджет составили 22 928 168,5 тыс. рублей или 101,1 % к утвержденным бюджетным назначениям, которые в сравнении                   с 2021 годом увеличились на 2 251 861,5 тыс. рублей, или на 10,9 %. Из федерального бюджета поступило 22 490 737,3 тыс. рублей межбюджетных трансфертов, что на 2 531 975,9 тыс. рублей больше, чем в 2021 году.
Общий объем расходов республиканского бюджета за прошедший год составил 32 643 615,7 тыс. рублей или 97,1 % к уточненным бюджетным назначениям. Объем исполнения по сравнению с 2021 годом увеличен на 4 159 850,4 тыс. рублей или на 14,6 %.
В 2022 году в структуре расходов республиканского бюджета наибольший удельный вес занимали расходы следующих разделов классификации расходов: 0400 «Национальная экономика» - 29,2 %; 0700 «Образование» - 23,9 %; 1000 «Социальная политика» - 20,8 %; 1400 «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» - 8,6 %.

Исполнение республиканского бюджета Республики Алтай в 2022 году по расходам осуществлялось в рамках 16 государственных программ Республики Алтай, включая меры направленные на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, обеспечение выплат социального характера, таких как пособия гражданам, имеющих детей, пособия по опеке и попечительству, единовременные выплаты участникам специальной военной операции и их семьям, ежемесячные денежные выплаты ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным гражданам и инвалидам, на обеспечение жильем детей-сирот, на реализацию региональных проектов в рамках национальных проектов (12 национальных проектов и 47 региональных проектов, из которых 33 связаны с финансовым обеспечением), на мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, поддержку сельхозтоваропроизводителей, субъектов малого и среднего предпринимательства, реализацию мероприятий Индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Алтай на 2020 - 2024 годы и другие направления в рамках государственных программ Республики Алтай.
Расходы республиканского бюджета Республики Алтай  на реализацию государственных программ Республики Алтай за 2022 год исполнены в сумме 31 960 824,5 тыс. рублей или 97,1 % от общего объема утвержденных бюджетных назначений  на их реализацию. Расходы на реализацию национальных проектов за 2022 год исполнены в сумме 9 284 173,8 тыс. рублей или 98,6 % от утвержденных бюджетных назначений.
За 2022 год республиканский бюджет Республики Алтай исполнен с дефицитом в сумме 916 746,1 тыс. рублей.
Согласно заключению Контрольно-счетной палаты Республики Алтай в ходе исполнения республиканского бюджета главными администраторами бюджетных средств допускались отвлечение бюджетных средств в дебиторскую задолженность на сумму 2 606,3 тыс. рублей, допущено неотражение кредиторской задолженности в сумме 260,2 тыс. рублей, искажение данных отчетных форм, не повлекшее искажение бюджетной отчетности, в сумме 10 246,8 тыс. рублей, искажение бюджетной отчетности в сумме 1 022,2 тыс. рублей и иные нарушения на сумму 510 024,1 тыс. рублей.

Вопросы докладчику задали: Мария Демина, Аскар Тулебаев, Сергей Кухтуеков, Артур Кохоев, Радмила Пекпеева, Леонид Казанцев.

Председатель КСП РА Эжер Малчинов в своем выступлении рассказал об основных итогах внешней проверки исполнения бюджета и принятых мерах по устранению недостатков. Руководитель контрольно-счетного органа подчеркнул, что представленный законопроект соответствует нормам бюджетного законодательства. Вопрос докладчику задал Артур Кохоев. Спикер поручил руководителю КСП РА проанализировать, сколько налогов республика получает от деятельности организаций, работающих в дорожной отрасли.

Затем выступила председатель Комитета по экономической, финансовой и налоговой политике Радмила Пекпеева. По завершении доклада, вопросы председателю профильного комитета задали: Мария Демина, Аскар Тулебаев, Сергей Кухтуеков, Асет Заргумаров.

В рамках обсуждения законопроекта выступили: Сергей Тимошенский, Дмитрий Софронов, Мария Демина, Владислав Рябченко, Сергей Кухтуеков, Аскар Тулебаев, Григорий Пильтин, Сергей Ложкин.

По итогам рассмотрения проекта закона сессия ГС-ЭК РА приняла Закон Республики Алтай «Об исполнении республиканского бюджета Республики Алтай за 2022 год» в первом, втором и окончательном чтении. Правительству Республики Алтай рекомендовано принять необходимые меры к главным администраторам бюджетных средств республиканского бюджета Республики Алтай, допустившим нарушения, выявленные Контрольно-счетной палатой Республики Алтай в ходе проведения внешней проверки годовой бюджетной отчетности за 2022 год.

Директор Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Алтай Ольга Корчуганова представила проект закона РА «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Алтай за 2022 год». Как заявила руководитель ведомства, бюджет фонда исполнен по доходам в сумме свыше 5,854 млрд. рублей, расходы за 2022 год составили более 5,839 млрд. рублей.
В частности, было отмечено, что приоритетным направлением в исполнении расходных обязательств бюджета фонда явилось финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования. В целом на оплату медицинской помощи застрахованных на территории Республики Алтай лиц было направлено 89,7 % от всех расходов бюджета Территориального фонда.
Директор терфонда отметила, что на организацию дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также приобретение и ремонт медицинского оборудования было направлено более 59,1 млн. рублей. Таким образом, 57 медработников прошли повышение квалификации, 14 медицинских организаций Республики Алтай оснащены 30 единицами дорогостоящего оборудования.

Вопросы докладчику задали: Сергей Кухтуеков, Александр Груздев, Аскар Тулебаев, Дмитрий Софронов. Председатель КСП РА Эжер Малчинов отметил, что по итогам экспертной оценки законопроект признан соответствующим нормам бюджетного законодательства.
По законопроекту выступил Сергей Кухтуеков, заметивший тенденцию оттока специалистов из республиканской больницы. В итоге сессия приняла представленный законопроект об исполнении бюджета ТФОМС за 2022 год в первом, втором и окончательном чтении.

Сессия приняла Закон Республики Алтай «О внесении изменения в Закон Республики Алтай «О государственной гражданской службе Республики Алтай». Соответствующий проект закона на сессии представил исполняющий обязанности руководителя Аппарата Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай и Правительства Республики Алтай Александр Сафронов.
Он подчеркнул, что проект закона разработан в целях реализации положений Федерального закона № 79-ФЗ Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в редакции от 29 декабря 2022 года № 645-ФЗ).
Представитель правительства региона пояснил, что проектом закона предлагается внести изменение в Закон Республики Алтай от 7 июня 2005 года № 37-РЗ «О государственной гражданской службе Республики Алтай» в части наделения Правительства Республики Алтай полномочием по установлению порядка участия государственного гражданского служащего  Республики Алтай на безвозмездной основе в управлении коммерческой организацией, являющейся организацией государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании, более 50 процентов акций (долей) которой находится в собственности государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании, в качестве члена коллегиального органа управления этой организации.
Уточняющий вопрос докладчику задал Дмитрий Софронов.

Заместитель Председателя Правительства РА, министр финансов РА Ольга Завьялова представила проект закона РА «О внесении изменений в статьи 3 и 4 Закона Республики Алтай «О налоге на имущество организаций на территории Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Алтай».
Она отметила, что законопроектом предусматривается внесение изменений, устанавливающих новый вид объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговой базой в целях исчисления налога на имущество организаций на территории Республики Алтай является их кадастровая стоимость, а также изменений редакционного характера, уточняющих формулировки предоставляемых налоговых льгот, условия предоставления налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков.
Уточняющие вопросы министру задали Сергей Кухтуеков, Петр Букач, Дмитрий Софронов. В итоге законопроект был принят в первом, втором и окончательном чтении.

После перерыва депутаты продолжили рассмотрение законопроектов.

Законодательную инициативу Главы, прокурора Республики Алтай, Комитета ГС-ЭК РА по здравоохранению и социальной защите «О внесении изменений в статью 3 Закона Республики Алтай «О дополнительной социальной поддержке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и внесении изменения в Закон Республики Алтай «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительной гарантией прав на имущество и жилое помещение на территории Республики Алтай» на сессии представил министр экономического развития РА Вячеслав Тупикин.
Министр пояснил, что проектом закона предлагается внести изменения в Закон Республики Алтай от 9 декабря 2021 года № 86-РЗ «О дополнительной социальной поддержке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и внесении изменений в Закон Республики Алтай «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительной гарантией прав на имущество и жилое помещение на территории Республики Алтай» в части:

  1. уточнения категории лиц, из числа детей-сирот, являющихся участниками специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области (далее соответственно - специальная военная операция, участники специальной военной операции), для которых предусмотрено предоставление социальной выплаты в первоочередном порядке;
  2. исключения условий предоставления социальной выплаты, предусмотренных пунктами 1 и 4 части 2 статьи 3 Закона Республики Алтай № 86-РЗ, а именно, достижение возраста 23 лет и признание адаптированным к самостоятельной жизни, для лиц из числа детей-сирот, являющихся участниками специальной военной операции;
  3. установления преимущественного права на предоставление социальной выплаты участников специальной военной операции, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с участием в специальной военной операции, перед другими участниками специальной военной операции.

Вопросов докладчику не поступило. Проект закона был принят в первом, втором и окончательном чтении.

Парламентарии приняли изменения в закон о Контрольно-счетной палате. Соответствующий проект закона «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О Контрольно-счетной палате Республике Алтай»  представила председатель Комитета по экономической, финансовой и налоговой политике Радмила Пекпеева. Председатель комитета подчеркнула, что проект закона разработан на основе предложений Счетной палаты Российской Федерации, направленных на законодательное закрепление единых подходов к организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, а также предложений Контрольно-Счетной палаты Республики Алтай, направленных на совершенствование ее деятельности.
Радмила Пекпеева отметила, что законопроектом вносятся следующие изменения: полномочия КСП РА дополняются полномочием по учреждению ведомственных наград и знаков отличия, положений о них и порядок награждения; в соответствии с Федеральным законом № 6-ФЗ предусматривается возможность введения более одного заместителя председателя КСП РА; устанавливается, что руководители проверяемых органов и организаций обязаны обеспечивать соответствующих должностных лиц КСП РА, участвующих в контрольных мероприятиях, оборудованным рабочим местом с доступом к справочным правовым системам, информационно-телекоммуникационной сети Интернет; наделение правом подписи запросов КСП РА не только председателем, но и его заместителя; устанавливается, что в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации КСП РА направляет финансовому органу (органу управления государственным внебюджетным фондом) уведомление о применении бюджетных мер принуждения, а копию такого уведомления - участнику бюджетного процесса, в отношении которого проводилось данное контрольное мероприятие, а решение о направлении уведомления принимается коллегией КСП РА и подписывается председателем КСП РА либо его заместителем.
Уточняющие вопросы председателю профильного комитета задали Аскар Тулебаев, Петр Букач и Мария Демина.

Проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в статью 10 Закона Республики Алтай «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, на территории Республики Алтай  представила Алена Казанцева, отметившая, что законопроект с целью приведения в соответствие с федеральным законодательством, а именно – с Федеральным законом от 4 августа 2022 года № 361-ФЗ «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Как пояснила А.Казанцева, в данный федеральный закон были внесены изменения, позволившие использовать средства материнского (семейного) капитала на обучение ребенка (детей) у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Кроме того были внесены редакционные правки, согласно которым средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены: на оплату платных образовательных услуг; на получение образования как родным ребенком (детьми), так и усыновленным (усыновленными), в том числе первым, вторым, третьим ребенком и (или) последующими детьми. Возраст ребенка, на получение образования которого могут быть направлены средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, на дату начала обучения по соответствующей образовательной программе не должен превышать 25 лет.
Таким образом, проектом закона вносятся аналогичные изменения в статью 10 Закона Республики Алтай от 8 июля 2011 года № 44-РЗ «О дополнительных мерах поддержки семей, на территории Республики Алтай».
Вопросов докладчику не поступило. Законопроект принят в первом, втором и окончательном чтении.

В первом, втором и окончательном чтении был принят проект закона Республики Алтай «О внесении изменения в статью 8.1 Закона Республики Алтай «Об управлении государственной собственностью Республики Алтай». Документ представил министр экономического развития РА Вячеслав Тупикин.
Министр подчеркнул, что целью принятия проекта закона является реализация на территории Республики Алтай Федерального закона  от 7 октября 2022 года № 385-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации  и признании утратившей силу части 7 статьи 34 Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Вячеслав Тупикин сообщил, что проектом закона вносится изменение в действующий республиканский закон в части дополнения полномочия Правительства Республики Алтай в сфере имущественных отношений полномочием по определению муниципальных образований в Республике Алтай, на территориях которых расположены находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в отношении которых до 1 января 2026 года аукционы по продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договоров аренды таких участков в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в электронной форме не проводятся по причине технической невозможности участия в них граждан и (или) крестьянских (фермерских) хозяйств в связи с ограничением либо отсутствием доступа к подключению к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территориях данных муниципальных образований.

Проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Алтай» представил исполняющий обязанности министра труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай Алексей Санаров.  Он пояснил, что предметом правового регулирования проекта закона является внесение изменений в три действующих закона Республики Алтай.
В Закон Республики Алтай Республики Алтай от 27 ноября 2002 года № 7-16 «О государственной службе Республики Алтай» вносятся изменения в части уточнения случаев индексации (перерасчета размера) пенсии за выслугу лет государственных гражданских служащих Республики Алтай случаем установления денежного содержания гражданских служащих (денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Республики Алтай), наряду со случаем централизованного повышения денежного содержания гражданских служащих (денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Республики Алтай).
В Закон Республики Алтай от 7 июня 2005 года № 37-РЗ «О государственной гражданской службе Республики Алтай» в части уточнения: оснований увольнения гражданского служащего с гражданской службы, дающих право на выплату единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет, случаем его увольнения в связи с достижением предельного возраста пребывания на гражданской службе, наряду со случаем увольнения по собственной инициативе; уточнения продолжительности стажа государственной гражданской службы Республики Алтай, в зависимости от которого выплачивается гражданским служащим единовременное поощрение при увольнении в связи
с выходом на государственную пенсию за выслугу лет в размере 3 должностных окладов гражданского служащего, продолжительностью такого стажа, определяемой в соответствующем году согласно приложению 2 к Федеральному закону от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации, а именно, в 2023 году - 18 лет 6 месяцев, в 2024 году - 19 лет, в 2025 году - 19 лет 6 месяцев, вместо 15 лет.
В Закон Республики Алтай от 14 мая 2008 года № 49-РЗ «О государственных должностях Республики Алтай» вносятся изменения в части уточнения условий, при которых лица, замещавшие государственные должности Республики Алтай, имеют право на назначение ежемесячной доплаты к страховой пенсии условием замещения государственных должностей Республики Алтай не менее 10 лет, вместо 5 лет, или наличием стажа государственной гражданской или муниципальной службы с учетом замещения государственных должностей Республики Алтай не менее 15 лет, вместо 5 лет.

С учетом поправок, предложенных Комитетом по законодательству, правопорядку и местному самоуправлению, в Закон РА «О статусе депутата Республики Алтай» вводится новая статья 27.1. «Пенсионное обеспечение депутата, осуществлявшего депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе», регулирующая вопросы пенсионного обеспечения депутата, осуществлявшего депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе.
Так, согласно статьи, депутат, осуществлявший депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, имеет право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности) при наличии следующих условий: осуществление депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе не менее двух лет; наличие трудового стажа не менее 20 лет, заработанного на территории Республики Алтай.
Ежемесячная доплата к страховой пенсии устанавливается в таком размере, чтобы сумма ежемесячной доплаты к пенсии и страховой пенсии по старости (инвалидности) с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии составляла: при замещении государственной должности Республики Алтай от двух до четырех лет – 55 процентов, от четырех до девяти лет – 80 процентов и свыше девяти лет – 90 процентов ежемесячного денежного вознаграждения депутата, осуществлявшего депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, с учетом районного коэффициента.

По проекту закона высказался председатель Комитета по законодательству, правопорядку и местному самоуправлению Виктор Ромашкин. Уточняющий вопрос докладчику задал Сергей Кухтуеков. В итоге законопроект был принят в первом, втором и окончательном чтении.

Три законопроекта представил председатель Избирательной комиссии Республики Алтай Дмитрий Степанов. Он пояснил, что вносимые   в эти законы изменения, обусловлены необходимостью применения основных терминов и понятий, используемых в Законе, в том же значении, что и в Федеральном законе № 67-ФЗ, в который данные изменения внесены Федеральным законом от 28 апреля 2023 года № 153-ФЗ «О внесении изменений в статьи 33 и 62 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в целях приведения терминологии в соответствие с понятиями, используемыми в Федеральном законе от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

По итогам рассмотрения члены комитета раздельным голосованием рекомендовали к принятию в первом, втором и окончательном чтении: проект закона Республики Алтай «О внесении изменения в статью 71 Закона Республики Алтай «О муниципальных выборах в Республике Алтай», проект закона Республики Алтай «О внесении изменения в статью 25 Закона Республики Алтай «О выборах Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай», проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в статьи 37 и 37.1 Закона Республики Алтай «О выборах депутатов Республики Алтай».

На этом рассмотрение проектов законов было завершено.

Депутаты приняли постановление о внесении изменений в Регламент ГС-ЭК РА. Об изменениях рассказал председатель Комитета по законодательству, правопорядку и местному самоуправлению Виктор Ромашкин. Он пояснил, что суть изменений – в приведении действующего документа в соответствие изменившемуся федеральному законодательству.
Так, в преамбуле слова «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» заменить словами «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».
В ряде статей регламента слова «член совета Федерации» заменяются словом «Сенатор».
В частности, пункты 1-3 регламента излагаются в следующей редакции:
«1. Сенатор Российской Федерации - представитель от Парламента (далее - сенатор) наделяется полномочиями Парламентом тайным голосованием на срок полномочий депутатов нового созыва. Кандидатуры для наделения полномочиями сенатора выдвигаются из числа депутатов.
2. Кандидатуры для наделения полномочиями сенатора вносятся на рассмотрение Парламента Председателем Парламента, фракцией или группой депутатов численностью не менее одной пятой от установленного числа депутатов. Председатель, фракция, группа депутатов вправе внести на рассмотрение Парламента не более одной кандидатуры для наделения полномочиями сенатора.
3. Кандидат для наделения полномочиями сенатора обязан представить в Парламент документы, указанные в статье 8 Федерального закона от 22 декабря 2020 года № 439-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».».

Затем парламентарии заслушали Сводный доклад об исполнении в 2022 году государственных программ Республики Алтай. С информацией по данному вопросу выступил министр экономического развития Республики Алтай Вячеслав Тупикин. Он, в частности, отметил, что в 2022 году на исполнение госпрограмм за счет всех источников финансирования направлено 38,15 млрд. рублей (113,4 к уровню 2021 года). В том числе: из республиканского бюджета 20,15 млрд. рублей (109% к уровню 2021 года); средства федерального бюджета 11,8 млрд. рублей (124% к уровню 2021 года); средств Территориального фонда ОМС РА – 4,01 млрд. рублей (105% к уровню 2021 года); средств местных бюджетов 0,04 млрд. рублей (42,6% к уровню 2021 года); из иных источников – 2,1 млрд. рублей (117,6% к уровню 2021 года).
Наибольший объем финансовых средств был направлен на государственную программу «Развитие здравоохранения» (7,9 млрд. рублей) или 20,9% от общего объема фактического финансирования. На госпрограмму «Развитие образования» направлено 7,8 млрд. рублей (20,4%); «Развитие ЖКХ и транспортного комплекса» -7,4 млрд. рублей (19,4%); «Обеспечение социальной защищенности и занятости населения» - 5,1 млрд. рублей (13,4%) и т.д.
По итогам проведенной оценки из 16 государственных программ реализованы на уровне «высокоэффективно» 13 госпрограмм ( в 2021 году -12), на уровне «эффективно» - 3 госпрограммы (в 2021 году – 4). Максимальный коэффициент эффективности государственной программы сложился в госпрограммах: «Управление государственными финансами» (10,20), «Развитие культуры» (1.45), «Развитие внутреннего и въездного туризма»(1,35), «Развитие экономического потенциала и предпринимательства» (1,35).
Минимальный коэффициент эффективности в 2022 году сложился в государственных программах: «Развитие образования» (0,99), «Формирование современной городской среды (0,95) и «Комплексные меры профилактики правонарушений и защита населения и территории Республики Алтай от чрезвычайных ситуаций» (0,94).

По представленному докладу состоялось обсуждение, в котором приняли участие: Сергей Кухтуеков, Витор Ромашкин, Герман Чепкин, Дмитрий Софронов, Сергей Мазалов, Алена Казанцева, Александр Груздев, Ольга Волосовцева, Сергей Тимошенский, Михаил Федькин, Дмитрий Софронов, Еликпай Аманчин, Аскар Тулебаев, Радмила Пекпеева. По итогам рассмотрения доклада было принято решение – принять к сведению. Также депутаты рекомендовали министерству провести работу по пересмотру критериев оценки госпрограмм.

Сессия приняла Постановление ГС-ЭК РА «О Плане законопроектной, контрольной и организационной деятельности Государственного Собрания-Эл Курултай республики Алтай на II полугодие 2023 года». Проект плана представил вице-спикер Герман Чепкин.

Председатель комитета Сергей Тимошенский представил проект постановления ГС-ЭК РА «О законодательной инициативе Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проекта  федерального закона «О внесении изменения в статью 4.4 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
Как пояснил председатель парламентского комитета, законопроект разработан в целях повышения качества туристического обслуживания, инвестиционной привлекательности регионов Российской Федерации, развития культурно-познавательного туризма в регионах России.
В соответствии с нормами статьи 4.4 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» экскурсовод (гид) и гид-переводчик вправе оказывать услуги только при условии прохождения ими аттестации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о туристской деятельности, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Для прохождения аттестации в качестве экскурсовода (гида) или гида-переводчика соискатель должен, в том числе, иметь дополнительное профессиональное образование в области, соответствующей профилю работы экскурсовода (гида) или гида-переводчика, за исключением соискателей, получивших среднее профессиональное образование или высшее образование в сфере туризма по программам, включающим в себя дисциплину (модуль) по оказанию экскурсоводами (гидами) или гидами-переводчиками соответствующих услуг.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ, а именно: программ повышения квалификации; программ профессиональной переподготовки.
В соответствии с пунктом 12 Приказа Минобрнауки России от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов.
В соответствии с указанными нормами при прохождении аттестации в качестве экскурсовода (гида) или гида-переводчика соискателю достаточно иметь дополнительное профессиональное образование по  программе повышения квалификации, т.е. с меньшим количеством часов (16 часов и более).
Таким образом, как заметил председатель комитета, очевидна разница между уровнем подготовки будущих экскурсоводов (гидов) или гидов-переводчиков получивших  дополнительное профессиональное образование по разным программам.
Сергей Тимошенский отметил необходимость перехода к единой системе  подготовки кадров в сфере туризма, а именно -  осуществлять подготовку при получении дополнительного профессионального образования по программам профессиональной переподготовки.

В обсуждении прияли участие Виктор Ромашкин, Михаил Федькин, Сергей Кухтуеков, Леонид Казанцев, Аскар Тулебаев. В итоге законодательная инициатива была поддержана. Вместе с тем, инициаторам законодательной инициативы рекомендовано доработать обоснование законопроекта.

Доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Республике Алтай в 2022 году»  представила руководитель Управления  федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Республике Алтай Елена Кичинекова.
По словам руководителя ведомства, доклад подготовлен в целях обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, субъектов предпринимательской деятельности и граждан объективной систематизированной информацией о состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Республике Алтай.
В 2022 году, как и в предыдущие годы, деятельность Управления Роспотребнадзора по контролю обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Республике Алтай осуществлялась в соответствии с приоритетами, определенными основополагающими документами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, основными направлениями деятельности Роспотребнадзора, его органов и учреждений на 2022-2023 годы, основными направлениями деятельности Роспотребнадзора по Республике Алтай на отчетный год.
По словам Е.Кичинековой, деятельность была направлена на выполнение плана по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Третий год подряд работа проводилась в условиях продолжающейся пандемии короновирусной инфекции. Одной из основных задач специалистов Роспотребнадзора по Республике Алтай по-прежнему оставалось предупреждение распространения новой коронавирусной инфекции на территории. Помимо этой задачи, приоритетами деятельности службы являлись: профилактика, выявление и предупреждение распространения инфекционных заболеваний, в том числе управляемых средствами вакцинопрофилактики; недопущение завоза и распространения опасных инфекционных болезней; обеспечение радиационной, химической, биологической и иных видов безопасности жизнедеятельности населения; обеспечение безопасности продукции и среды обитания человека, включая снижение влияния негативных факторов на состояние атмосферного воздуха, почвы и питьевой воды; формирование здорового образа жизни граждан, включая популяризацию культуры здорового питания, профилактику алкоголизма и наркомании, противодействие потреблению табака; решение задач по обеспечению устойчивой санитарно-эпидемиологической обстановки.
В целях предупреждения завоза новой коронавирусной инфекции приняты дополнительные меры по усилению санитарно-карантинного контроля многостороннем автомобильном пункте пропуска МАПП «Ташанта» на границе с Монголией; проводился санитарно-карантинный досмотр транспортных средств и граждан. При выявлении лиц с симптомами, подозрительными на заболевание новой коронавирусной инфекцией, проведены необходимые противоэпидемические мероприятия. В результате эффективного надзора и принятых мер на территории республики не зарегистрировано пищевых отравлений, связанных с продукцией предприятий пищевой промышленности, общественного питания и торговли.
За 2022 год удалось достичь следующих результатов деятельности: Достигнуто снижение заболеваемости по 33 нозологическим формам инфекционных болезней, не регистрировалось 55 нозологических форм. Ниже среднероссийских показателей в 2022 г. в республике зарегистрирована заболеваемость по 31 инфекциям.
Обеспечен контроль за организацией мероприятий по реализации национального календаря профилактических прививок. Достигнуты и поддерживаются на уровне 95% и выше индикативные показатели охвата профилактическими прививками детского и взрослого населения, детей в декретированный возраст практически по всем видам иммунизации.
Поддержание на регламентированном уровне охвата населения прививками против дифтерии, полиомиелита, краснухи позволило не допустить возникновения в регионе заболеваемости данными инфекциями. В 2022 году сохранялась напряженная ситуация в Горно-Алтайском высокогорном природном очаге чумы на территории Кош-Агачского района.
Выполнение Комплексного плана мероприятий по оздоровлению Горно-Алтайского высокогорного природного очага чумы в Кош-Агачском районе в Республике Алтай, Дорожной карты «Республиканский план по снижению рисков эпидемических осложнений на территории Горно-Алтайского природного очага чумы на 2022-2024 годы», позволили не допустить заболевание людей чумой. Основные показатели, характеризующие санитарный фон, в 2021 году сохранялись стабильными.
Сохраняется положительная тенденция по улучшению санитарно-технического состояния школ. В Республике Алтай функционирует 179 общеобразовательных учреждений. С 2020-2021 учебного года во всех школах организовано бесплатное горячее питание для всех школьников 1-4 классов. Все школы в Республике Алтай имеют теплые туалеты, оборудованы спортивными залами или спортивными площадками. 100% школьников охвачены горячим питанием.
Между тем, по итогам 2022 года установлено, что питание школьников остается неполноценным и несбалансированным. В регионе реализованы мероприятия по исполнению Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», ликвидирована очередность в дошкольные учреждения от 3 до 7 лет путем строительства 26 детских садов.
В Республике Алтай в 2022 году в рамках реализации национального проекта «Демография» введено в эксплуатацию 3 вновь построенных корпусов детских садов на 290 мест, из них 80 мест для детей ясельного возраста. За последние 3 года сохраняется положительная динамика улучшения санитарно-технического состояния дошкольных образовательных организаций.
На сегодняшний день обеспечены водопроводом и канализацией 178 детских садов - 96% (в 2021 году -95%, в 2020 году -93%). В условиях продолжающегося неблагополучия по новой коронавирусной инфекции успешно проведена летняя оздоровительная кампания.
По итогам ЛОК 2022 года выраженный оздоровительный эффект отмечен 98,0 % (в 2021 - 98,4%) отдохнувших детей, слабый – 1,7% (в 2021 - 1,4%), отсутствовал оздоровительный эффект у 0,3% (в 2021 -0,2%).

Вопросы докладчику задали: Сергей Кухтуеков, Борис Бидинов, Сергей Тимошенский, Ольга Волосовцева, Ержанат Бегенов, Алексанр Груздев, Дмитрий Софронов, Алена Казанцева, Петр Букач, Радмила Пекпеева, Герман Чепкин, Артур Кохоев.
В итоге Доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Республике Алтай в 2022 году»  был принят к сведению.

На сессии было принято Обращение Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай к Министру цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Шадаеву М.И. и к генеральному директору, председателю правления акционерного общества «Почта России» Волкову М.Ю. по вопросу изменения подходов к расчету заработной платы работников отделений почтовой связи, расположенных в сельской местности. Текст обращения представила председатель Комитета по экономической. финансовой и налоговой политике Радмила Пекпеева.

В обращении говорится о том, что в Государственное Собрание – Эл Курултай Республики Алтай поступают массовые обращения граждан по поводу временного закрытия отделений почтовой связи в сельской местности Республики Алтай. 
Республика Алтай является регионом, в котором более двух третей населения проживают в сельской местности. Закрытие отделений почтовой связи приводит к невозможности значительной части сельского населения пользоваться услугами почтовой связи, так как из-за низкой плотности населения в сельской местности расстояния между населенными пунктами значительны и являются труднодоступными.
Отделения почтовой связи в сельской местности - это в первую очередь жизненно важные учреждения для жителей в сельской местности Республики Алтай, где им выплачиваются пенсии и пособия, доставляются письма и газеты. Эти и другие почтовые услуги особенно важны людям старшего поколения, для которых интернет-письма, сотовая связь, современные компьютерные технологии просто недоступны, а потому единственным связующим звеном с остальным миром и обществом для них остается почта. Но при закрытии и сокращении почтовых отделений они этого будут лишены.
Временное закрытие почтовых отделений вызвано с увольнением сотрудников отделений из-за резкого сокращения и так низкой заработной платы. При этом сокращение заработной платы сотрудников почты произошло из-за изменения подходов АО «Почта России» к ее расчету, а именно было принято решение, что половину заработной платы сотрудники получают в виде гарантированной 0,5 ставки, а остальное получают в виде процента от продажи товаров в почтовом отделении.
Закрытие и сокращение отделений почтовой связи крайне негативно сказывается на социально-политической ситуации не только в отдельных населённых пунктах Республики Алтай, но и в целом по России, так как аналогичная проблема существует и в других субъектах Российской Федерации. Данная проблема приводит к росту социальной напряжённости и снижению уровня жизни наиболее социально незащищённых категорий населения – пенсионеров, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны.
Депутаты Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай просят Вас провести необходимую работу по улучшению качества предоставления почтовых услуг населению, повышения заработной платы сотрудникам, а также функционированию отделений почтовой связи на территории Республики Алтай, приняв меры по их сохранению, подчеркивается в обращении.

Парламентарии одобрили пакте проектов федеральных законов, законодательных инициатив законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, рассмотренных ранее в парламентских комитетах.

В завершение участники сессии заслушали сообщение Мандатной комиссии, с которым выступил её председатель Герман Чепкин. Согласно решению, депутат Республики Алтай Сергей Мазалов, в соответствии с личным заявлением, вошел в состав фракции «Единая Россия» Парламента Республики Алтай.


Полезные сайты