Версия для слабовидящих

«О совершенствовании методики обучения алтайскому языку в образовательных организациях в Республике Алтай с учетом уровня владения детьми алтайским языком» (31.05.2023г.)

1.JPGПод руководством Председателя Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай Артура Кохоева состоялся круглый стол на тему «О совершенствовании методики обучения алтайскому языку в образовательных организациях в Республике Алтай с учетом уровня владения детей алтайским языком».

Артур Кохоев, открывая совещание, отметил, что сегодня  важно обсудить и принять действенные решения по вопросу совершенствования методики обучения алтайскому языку в общеобразовательных организациях Республики Алтай с учетом уровня владения детей алтайским языкам.
Поступают многочисленные обращения и предложения от родительского сообщества по данному вопросу. Зачастую родители сами не могут понять грамматическую часть домашнего задания, которое задано в учебнике. Считаем, что необходимо  больше уделять времени на изучение разговорной речи и ее развитие, - заметил он.

Спикер попросил акцентировать выступления участников  на методику обучения алтайского языка с учетом уровня владения детей алтайским языком, а также рассказать о  грамматической  части работы в заданиях  (упражнениях) в учебниках для начинающей группы обучающихся.

Проректор по научно-методической работе БУ ДПО РА «Институт повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования Республики Алтай Айжана Иркитова обратила внимание на анализе содержания учебников алтайского языка по программе «Алтайский язык как государственный язык Республики Алтай». Айжана Акчибаевна заметила, что ежегодно в общеобразовательных организациях проводится мониторинг по выявлению качественному освоению учебного материала, преподаванию алтайского языка в общеобразовательных организациях Республики Алтай. Также изучается положительный опыт  республик Осетия-Алания, Татарстан, Башкортостан, Санкт-Петербурга. Чтобы решить проблему  совершенствования методики обучения алтайскому языку необходима помощь и поддержка многих структур, в том числе и законодательного плана, резюмировала докладчик.

Учитель алтайского языка и литературы «МБОУ Средняя школа №7 г. Горно-Алтайска» Эльза Басаргина рассказала об особенностях обучения родному алтайскому языку в начальной школе. По ее мнению, привить обучающимся интерес к родному языку можно, если широко применять нетрадиционные формы обучения, искать новые эффективные методы и приемы, которые активизировали бы детей к самостоятельному приобретению знаний. Учитель, начиная с первого класса применяет дифференцированный подход на уроках алтайского языка. Основная задача дифференцированного обучения - вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных», - сказала Эльза Басаргина.

Депутат Республики Алтай, директор Козульской средней общеобразовательной школы имени Д.Т. Тоедова Ай-Сулу Ябыева порекомендовала пересмотреть методику обучения алтайского языка в начальных классах, а в средних классах предусмотреть дополнительные часы и внеурочную деятельность, в детских садах начать обучать алтайскому языку с элементами традиционной культуры. 

Об обучении родному алтайскому языку в дошкольных образовательных организациях г. Горно-Алтайска проинформировала педагог дополнительного образования МАДОУ «Детский сад № 14 г. Горно-Алтасйка» Надежда Николаевна Ойноткинова. «Детский сад №14 г. Горно-Алтайска» является базовой площадкой по совершенствованию преподавания алтайского языка на уровне дошкольного образования. Педагогический коллектив детского сада, 98% педагогов которого владеет алтайским языком, более 25 лет занимается внедрением методов и приемов раннего обучения дошкольников родному языку в условиях билингвальной среды. В детском саду наряду с традиционными группами сформированы национальные (алтайские) группы. В настоящее время в детском саду функционируют две национальные алтайские группы: младшая и старшая. Занятия по алтайскому языку в национальных группах ведутся 2 раза в неделю. Имеется отдельный кабинет алтайского языка, оформленный в национальном стиле. Третий год детский сад является стажировочной площадкой в реализации проекта «Полилингвальная модель обучения алтайскому языку», рассказала она.

Ветеран педагогического труда, методист Роза Васильевна Сулина, высказывая свое мнение по обсуждаемому вопросу,  отметила  необходимость уделить внимание не только на обучение алтайскому, родному языку, в том числе и на этнокультурное составляющейся, историю Горного Алтая и на воспитательную работу. По ее словам,  в школах и детских садах созданы все условия для обучения алтайскому языку. Изданы учебные пособия с красочными картинками, составлены методические рекомендации, обновляются учебники. Для поднятия престижа учителя алтайского языка она предложила учредить специальную премию.

Ульяна Николаевна Текенова, преподаватель республиканской гимназии имени В.К. Плакаса, отметила важность изучать и применять опыт не только других регионов, а также республиканский опыт известных алтайских учителей-методистов, а особенности родного языка ставить во главе угла. 

Методист Клавдия Кедешевна Пиянтинова  порекомендовала изучить апробированную методику преподавания русского языка в национальных школах для тюркоязычных детей. По ее мнению, эту методику, которая применялась в советское время, необходимо переложить на методику проповедования алтайского языка. Отмечая о том, что сейчас авторская группа работает над новыми учебниками 5-9 классов, она предложила провести отдельное заседание методистов алтайского языка, где нужно провести анализ учебников по алтайскому языку. Спикер Артур Кохоев, поддержав предложение, подчеркнул необходимость анализа учебников для слабо владеющих родным языком учащихся.

О системе преподавания алтайского языка в образовательных организациях Республики Алтай доложила ио министра образования и науки РА Екатерина Чандыева. Преподавание алтайского языка для детей, не владеющих и слабо владеющих алтайским языком, в школе ведётся по программе «Алтайский язык как государственный язык Республики Алтай» с 2 по 9 классы. В начальной и основной школе условно выделяются три этапа обучения алтайскому языку как государственному: 2-4, 5-7 классы и 8-9 классы. Преподавание алтайского языка в школах республики ведется по двум образовательным программам: «Алтайский язык как родной язык», «Алтайский язык как государственный язык Республики Алтай» с 1 по 11 классы. Как предмет изучается в 123 (68%) школах нашей республики, 12292 (30,9%) детей, из них 7485 чел. изучают как родной, 4807 чел. - как государственный язык РА.
Линии учебников по родному (алтайскому) языку, родной (алтайской) литературе, литературному чтению на родном (алтайском) языке включены в федеральный перечень учебников, программы — в федеральный реестр образовательных программ.  «Мы должны популяризировать изучение алтайского языка и литературы. Необходима мотивация, интерес к родному языку. С 2018 года увеличена событийная часть, стало проходить очень много мероприятий для популяризации алтайского языка», - сказала Екатерина Дмитриевна.
Основной принцип составления учебников - традиционный, обновления в части программ не вносились, авторский состав не менялся с 2012 года. Екатерина Чандыева назвала основные проблемы в системе преподавания алтайского языка — нехватка кадров по составлению учебников для не владеющих родным языком, многозадачность кафедры алтайского языка и литературы в РИПКРО.

Свои мнения также высказали С.Б. Майманова, В.К. Ерелина, В.Я. Кармакова, Б. Некошева, П.Б. Попошев, С.В. Триянова, А.Э. Чумакаев.

Председатель Комитета ГС-ЭК РА по национальной политике, образованию, культуре, общественным объединениям и СМИ Наталья Екеева рассказала о законодательном обеспечении преподавания алтайского языка, совершенствовании методики преподавания, открытии лаборатории или центра национальных проблем образования на базе РИПКРО.

Артур Кохоев, завершая работу круглого стола, заметил, что состоялся важный разговор по поиску решений проблем по сохранению и развитию алтайского языка, совершенствованию методики  в составлении учебников особенно для слабо владеющих родным языком. «Все в наших руках!», - сказал Артур Павлович, обращаясь к участникам круглого стола. 

Спикер сообщил, что Парламент республики учреждает  две премии для педагогов-наставников, по 100 тысяч рублей получит каждый победитель. Премия будет присуждаться на конкурсной основе педагогическим работникам, работающим в системе дошкольного, дополнительного, общего образования, профессионального образования в государственных общеобразовательных организациях Республики Алтай, муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории Республики Алтай, и внесшим большой вклад в обеспечение профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество. Он также подчеркнул необходимость учреждения премии для учителей алтайского языка и литературы.


Полезные сайты